Зачем носили парики в 18 веке
Зачем раньше дворяне носили парики?
Пышный беленый парик с множеством буклей-кудряшек-локонов – неизменный атрибут дворянской моды XVII–XVIII столетий, причем равно популярный и среди мужчин, и среди женщин. Появились парики значительно раньше. Еще в Древнем Египте их использовали те, кто приносил свои волосы в жертву богам, в Римской Империи их носили многие рано облысевшие мужчины, а Елизавета Английская скрывала под ними свою седину. Но пика мода на парики достигла именно в так называемый Версальский период. И тому были не только эстетические, но и практические причины.
Король-солнце и мода на парики
Говорят, что моду на этот предмет туалета ввел французский король Людовик XIV, причем вопреки церкви: священнослужители трактовали парики как «личины и измышления дьявола». Но король считал себя богоизбранным, а потому был уверен, что ему прямая дорога в рай обеспечена с самого рождения. Поэтому обильно напудренные парики в его коллекции исчислялись даже не сотнями, а тысячами. Вслед за монархом новинку стали «прилюбливать» и придворные (тогдашний этикет рекомендовал иметь как минимум три парика: на утро, день и вечер), тем более, что парик оказался не только модным украшением, но и полезным аксессуаром.
Парики и ожерелье Венеры
Нет, это совсем не украшение, хотя популярность «ожерелья» в эпоху Нового времени была немногим меньшей, чем у париков. И одно с другим было связано напрямую. Так романтично (а еще – болезнь Купидона) именовали в Европе того времени сифилис – страшную и зачастую смертельную болезнь. Отсутствие понятия о половой гигиене превратило это заболевание в настоящий бич дворянского сословия. А его последствия в виде выпадающих волос и язв на голове вполне можно было скрыть париком. Многие знатные сифилитики в своем желании скрыть наличие болезни шли дальше: в Британии существовал клуб безносых, члены которого носили носовые протезы, изготовленные из драгметаллов.
Вместо гигиенических процедур
Первыми сполна все достоинства париков оценили дамы. Я уже упоминал, что еще в XVI веке их начала носить английская королева. Ее примеру последовали и другие придворные. Парик, в отличие от натуральных волос, не требовал ежедневной укладки и мытья. Кроме того, он позволял брюнеткам и шатенкам легко превращаться в пепельных блондинок. Голову под париком зачастую брили наголо. Это также позволяло вывести вшей. Ну а от тех насекомых, что пытались «прижиться» в парике, избавлялись простым кипячением.
В России, где дела с гигиеной в ту пору обстояли несколько лучше, чем в Европе, парики были модным аксессуаром, который ввели даже для военных в армии. Однако просуществовал он там недолго: уж слишком непрактичной оказалась эта деталь туалета на марше или в бою.
Модный приговор: зачем в XVIII веке солдат заставляли носить парики
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во все времена в армии ничего не делалось просто так. На первый взгляд может показаться, что парик для солдата XVIII века абсолютно бесполезен и все это – прихоть моды. Мода действительно сказала свое слово, однако оно вовсе не было решающим в реалиях сурового солдатского быта. Началось все во Франции в XVII столетии. Именно там появились огромные, причудливые, «ушастые» парики со множеством буклей, напоминавшие чем-то спаниелей. Постепенно парик проник и в войска, правда в самом скромном своем виде.
Носить парик полагалось как офицерам, так и простым солдатам. Как это очень часто бывает – солдатская масса ненавидела парики (как, впрочем, и офицеры). Все потому, что за париком следовало ухаживать, как и за любым другим предметом казенной экипировки. Уход за данным предметом гардероба был сложен и утомителен. Кроме того, к парику долгое время приходилось привыкать.
Интересный факт: парикмахер в XVII веке – это специалист по работе с париками, а вовсе не цирюльник, бреющий бороды и стригущий волосы.
Нужен парик был для решения двух проблем. Во-первых, этот странный головной аксессуар вкупе с треуголкой давал какую-никакую защиту от удара кавалерийской саблей. Вместе кожаная шляпа и жесткий парик вполне могли отвести скользящий удар от «тыквы» бойца, спася тем самым ему жизнь. К этому моменту доспехи уже фактически полностью вышли из употребления по ряду причин (в первую очередь экономических), а вот необходимость защищать голову от холодного оружия – осталась.
Во-вторых, парик выполнял важную гигиеническую функцию. В те времена не существовала специальных средств от вшей. Поэтому солдат и офицеров просто брили налысо (или во всяком случае очень коротко стригли) и заставляли носить парик. Все это лишала вшей естественного ареала обитания на теле человека. Раз в несколько дней солдаты должны были кипятить, стирать и сушить свой парик для того, чтобы вши точно не завелись.
Интересный факт: уже к концу XVIII века треуголку в армии сменит высокий и жесткий кивер. Несмотря на это, парик останется на своем месте.
Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы прочесть про то, зачем женщины в 1940-х покрывали ноги краской и рисовали стрелки на голенях карандашом для век и какой от всего этого был толк.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зачем носили парики в 18 веке
18 век был периодом элегантности и полного притворства Историки утверждают, что данный период времени был самым неестественным по отношению к внешнему виду. Девушки и мужчины пытались добиться самых сложных причесок, если это не получалось с волосами, в ход шли парики. В отличие от прошлых веков, люди напрочь забыли, что такое скромность, стеснительность и простота, теперь в моде были совершенно противоположные качества – шик, блеск и роскошь. Давайте подробнее рассмотрим историю и узнаем, зачем носили парики в 18 веке.
История мужских париков
В 18 веке состояние прически было так же важно, как одежда человека. Модно было носить высокие и громоздкие парики, причем использовали их как мужчины, так и женщины. В 17 веке Петр 1 имел длинные и пышные волосы, а потому парики у него были эксклюзивные. Во-первых, сделанные из собственных волос, а во-вторых, он использовал их скорее, как головной убор против морозов, чем для красоты.
Стоили парики необычайно дорого, так как делали их исключительно за границей и только после этого завозились в страну. В 17 веке зависимости от внешнего вида, локонов и завитушек различали парик «грива» и «пудель». В те времена, модными были парики, присыпанные пудрой. Говорят, что один модник – канцлер Кауниц, специально ради этого входил в запудренную комнату и таким образом придавал своему парику больше элегантности и шика.
Ближе к 30-м годам 17 века на всю страну распространяется новая немецкая мода на парики, с этого времени вы больше не увидите пышных уборов и завитушек, теперь все стаи ходить с прусской косой. Выполнялась прическа очень легко: из трех прядей, при этом совершенно не важно было, плетете ли вы на своих волосах или же на парике.
Во времена Екатерины все мужчины сменили предпочтения и стали носить так называемые крысиные хвосты. Для того чтобы сделать эту прическу необходимо взять часть волос и завязать их с помощью ленты как можно ближе к затылку. В итоге, у вас получится длинная и тонкая прядь волос, напоминающая крысиный хвостик. Некоторые предпочитали крылья голубя, суть прически состояла в том, чтобы подстричь височные пряди, подвить их и в последствии заколоть.
Достаточно странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для эстетической цели. Подкладка парика делалась из очень плотной материи, а потому такой аксессуар защищал голову воина, если же он был напудрен, солдат вообще мог не бояться ударов вражеских шпаг. Для того чтобы защититься от сабли, воины одевали треуголки, тем самым полностью обезопасив свою голову. Но, несмотря на такую практичность, нововведение вводилось достаточно долго, а воины были более благосклонны к жестким бронзовым шлемам.
Был лишь один недостаток у парика, он практически не спасал от жесткого нападения с конницы. Чем выше чин, тем лучше парик был положен, так. Офицерские парики подкручивали и покручивали, солдатские же делали из пакли, а для блеска и эффекта припудренной использовали муку и квас. Достаточно часто молодые офицеры отказывались от парика, и завивали свои собственные волосы. Официальный приказ на отмену париков в армии ввели в 1807 году.
Упадок женских париков
В начале 18 века девушки все еще были приверженцами высоких причесок, с обилием украшений, драгоценных камней, цветов и обилия пудры, но все изменилось, когда в Версале был церемониальный прием. На нем, Герцогиня Шрусбери пришла с легкой прической, которая ниспадала мягкими локонами и имела минимальное количество украшений. Увидев это, Людовик 14, который на то время был законодателем моды, настолько обомлел, что уже на следующий день девушки стали ходить с простыми и изящными прическами, чего раньше не делали. Из обихода пропала та вычурность, обилие украшений и парики, в моду снова вернулась простота.
В течении следующих нескольких лет девушки носили простые, но изысканные прически, обычно они назывались – бабочка, тайна, нежность и т. д. Обычно, волосы гадко зачесывались на затылке, но оставляли пышными вокруг головы, можно также было оставлять прядь волос, чтобы она ниспадала на грудь. У императрицы Анны Иоанновны был свой вариант такой прически, который могла делать только она, у остальных прическа была строго под запретом. Волосы начесывались, а потом мягко закреплялись на затылке, дополняла весь этот образ маленькая корона.
Расцвет высоких причесок
Но, данная мода продержалась не долго, и уже к средине 18 века в моду вновь вернулись высокие и пышные парики. Мода достигла своего апогея, а прически все продолжали расти. На обычном приеме вы больше не увидели бы той изысканности, все головы дам были украшены очень сложными сооружениями. Чаще всего у дам не хватало собственных волос для подобной прически, а потому в ход шли все подручные материалы – конские волосы, драгоценности, плоды, ткани, цветы, рисовая мука и т. д.
Историки утверждают, что некоторые прически слуги делали стоя на лестнице, а время сооружения подобного чуда могло достигать 10 часов. Говорят, что самые вычурные прически были у графини Дюбари – простушки, которая стала фавориткой короля и дофина Марии-Антуанетты. Несмотря на то, что вторая в скором времени стала королевой, практически все время девушки посвящали новым нарядам и прическам. Они диктовали моду, а потому множество времени проводили со своими парикмахерами, придумывая новые стили и сочетания. Герцогини носили все, что придумают парикмахеры, а потому в средние века они уподоблялись художникам и скульпторам. У знатных дам прически не должны были повторяться, а потому в год парикмахеры придумывали до 100 разных вариантов.
Одной из самых известных причесок стала работа на голове Марии-Антуанетты, высота ее была около 70 сантиметров. В голове прекрасной дамы был проволочный каркас, который держал множество шиньонов и даже декоративный корабль.
В то время не было такого понятия как рамки, девушки носили на своей голове корабли, фрукты, иногда даже сцены из пьес, казней или же интимные моменты.
Конец века париков
Со временем и этот стиль стал угасать, сменился правитель, а вместе с ним и мода, появились новые тенденции, теперь популярность набирала новая прическа, с чудным названием – голова овцы. Называлась она так, потому что лицо и затылок девушки обрамляли пышные и объемные локоны. В это же время парики надолго ушли из обихода женщин, а старые прически стали слишком трудоемкие и вычурные.
Церковные запреты
Несмотря на свою широкую популярность, далеко не все так лояльно относились к данной детали гардероба. Так, например, церковь с самого начала достаточно враждебно относилась к парикам, аргументируя это тем, что данный аксессуар посягнулся на целомудрие девушек. Как позже объяснят истории, в церкви считали, что парики делают девушку еще прекраснее, а потому незамужние девушки могли потерять свою невинность в погоне за модой.
Со временем ситуация обострилась, так, например, Климент Александрийский, который был папой одной из церкви, написал, что человек посягающий на сан священника не должен ходить в парике, ведь тогда Господь не сможет посылать свое благословение через искусственные волосы. Его коллега Тертуллиан пошел еще дальше и сказал, что парик – это символ дьявола, через который он передает в вашу голову грехи, а вы не можете быть уверены, кто носил эти волосы до вас.
Апогеем данного спора стал тот факт, что в Константинополе было исключено несколько человек из церкви за то, что они носили парики.
Рост преступности
Чем больше росла популярность и ценность париков, тем больше людей хотели заполучить их. Писатели и историки того века писали, что полные парики были очень востребованными и дорогими, а потому выходя на улицу необходимо было быть очень осторожным, ведь любой опрометчивый шаг мог оставить вас без ценного аксессуара.
Очень популярным был прием, когда мужчина нес на подносе для мяса – мальчика, накрытого тканью, проходя мимо знатного гражданина, мальчик срывал парик и спался вместе с ним бегством, пока обеспокоенный хозяин оглядывался по сторонам.
Парики для женщин и мужчин были не только модным аксессуаром, некоторые носили его вместо шапки для защиты головы от плохой погоды, в армии же их применяли для лучшей защиты и т. д. Они приходили и уходили из моды, в зависимости от желаний правителей, но всегда были признаком элегантности, власти и вкуса, как для девушек, так и для мужчин.
Источники:
http://pikabu.ru/story/zachem_ranshe_dvoryane_nosili_pariki_6747737
http://novate.ru/blogs/170819/51419/
http://uhozhenka.ru/vse-o-volosah/zachem-nosili-pariki-v-18-veke.html