2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Является ли водитель пассажиром

Нарушения ПДД пассажирами, за которые ответит водитель

То, что водители не должны нарушать ПДД – прописная истина, понятная каждому. Как и то, что за нарушение предусмотрено наказание. Однако в ПДД есть пункты, которые напрямую от водителя не зависят – их должны выполнять пассажиры. Но вот в чем нюанс: наказание за их проступки обычно в той или иной мере все равно может нести водитель. Давайте разберемся с тем, что нужно учитывать и помнить, перевозя пассажиров.

КАКИЕ ВООБЩЕ ЕСТЬ ОБЯЗАННОСТИ У ПАССАЖИРА ПО ПДД?

Обязанности пассажира четко зафиксированы в ПДД, как и то, что ему делать запрещено. Так, пункт 5.1 указывает, что при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны быть пристегнуты ими, а посадку и высадку из машин нужно производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.

Пункт 5.2 содержит запреты, касающиеся пассажиров: при поездке на легковом автомобиле им запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения.

При этом не стоит думать, что пассажир не может быть наказан за нарушение ПДД: часть 1 статьи 12.29 КоАП указывает, что «нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».

Советуем прочитать эти статьи:

Но, несмотря на ответственность и на тот факт, что обязанностей у пассажира немного, на практике он может принести водителю немало проблем.

ПЕРЕВОЗКА НЕПРИСТЕГНУТЫХ ПАССАЖИРОВ

Несмотря на то, что обязанность пассажира пристегиваться ремнем безопасности во время движения обозначена в ПДД, ответственность за его перевозку все равно ложится на водителя. Непристегнутый пассажир при остановке инспектором ГИБДД может быть оштрафован по указанной выше статье 12.29, однако в КоАП есть еще и статья 12.6, согласно которой «… перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей».

То есть инспектор выпишет отдельный протокол каждому непристегнутому пассажиру и отдельно – водителю. Кстати, это касается не только переднего пассажира – ПДД указывают, что пристегиваться должны все, для кого в машине есть ремни безопасности.

ПЕРЕВОЗКА СЛИШКОМ БОЛЬШОГО ЧИСЛА ПАССАЖИРОВ

Многие водители сталкивались с ситуацией, когда их просят подвезти большую компанию. При этом в ПДД есть пункт 22.8, который запрещает «перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства» – то есть, когда в машине больше мест, чем указано в ее техническом паспорте (для большинства легковых автомобилей это 5). Таким образом, наличие в автомобиле «лишних» пассажиров – это тоже ответственность водителя, и это нарушение наказывается по части 1 статьи 12.23 КоАП как «нарушение правил перевозки людей» и влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

При этом стоит помнить, что возраст и габариты пассажиров никак не влияют на правила: дети, сидящие на коленях у родителей на заднем ряду, не оснащенном ремнями безопасности, все равно считаются пассажирами. Но с детьми все еще несколько сложнее.

Советуем прочитать эти статьи:

НАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ДЕТЕЙ

Еще одна весьма распространенная ситуация – когда родители просят водителя подвезти их с ребенком без детского кресла. Известно, что правила перевозки детей сложнее, чем взрослых: мы рассказывали о них в отдельном материале, а в ПДД за них отвечает пункт 22.9. При этом водитель, поддавшийся на уговоры и решивший сделать «доброе дело», полностью берет на себя ответственность за нарушение правил перевозки детей, которое карается согласно части 3 статьи 12.23 и влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.

А если водитель не просто подвозит кого-то в частном порядке, а перевозит ребенка с нарушениями, будучи официальным таксистом, оформленным в качестве ИП, то он несет ответственность как юридическое лицо, и в этом случае ему грозит штраф в размере 100 000 руб.

ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ ВНЕ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ

Читать еще:  Как из альдегида получить кислоту

Если в вашем автомобиле есть люк или открывающаяся панорамная крыша, то это еще одна «зона риска». Пункт 22.8 ПДД запрещает «перевозить людей вне кабины автомобиля», и ответственность за пассажира, который частично высунется из люка, тоже лежит на водителе. То же самое, впрочем, касается и ситуации, когда пассажир частично вылезает из бокового окна.

Все это классифицируется как перевозка людей вне кабины и наказывается по части 2 ст. 12.23 КоАП: водитель получит административный штраф в размере 1 000 руб. Но это еще не все: и водителю, и пассажиру наверняка будут выписаны отдельные штрафы за игнорирование ремня безопасности.

ДТП ИЗ-ЗА ОТКРЫТИЯ ДВЕРИ ПАССАЖИРОМ

О том, когда и как пассажир может открывать двери автомобиля, мы уже упоминали в самом начале: пункт 5.2 ПДД запрещает ему открывать двери машины во время движения, а 5.1 – выходить из машины со стороны проезжей части, если есть возможность выйти с другой стороны. При этом в ПДД есть еще и пункт 12.7, согласно которому «запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения». То есть в ситуации, когда пассажир открывает дверь, и в эту дверь врезается проезжающий мимо автомобиль, однозначно виноват именно он. Однако на практике определение конкретного виновника и способа компенсации ущерба оказывается сложнее, чем кажется.

Дело в том, что судебная практика показывает разные варианты исхода событий, и не всегда ответственность несет пассажир, открывший дверь. Во-первых, инспекторы ГИБДД, прибывающие на место, обычно отказываются оформлять произошедшее как ДТП, поскольку автомобиль стоял, и водитель им не управлял. Во-вторых, претензии по компенсации ущерба владелец двигавшейся машины нередко предъявляет не пассажиру, а водителю, поскольку с первым вопрос приходится решать в рамках Гражданского кодекса, а не «по привычной схеме» с ОСАГО. В-третьих, в судебной практике есть и случаи, когда вопреки логике ситуацию все же оформляли как ДТП, и ответственность в конечном итоге ложилась на водителя. В общем, ситуация сложная, и, несмотря на то, что ответственность по закону должен нести пассажир, водителю обычно приходится доказывать свою непричастность к происшествию.

Кто считается участником дорожного движения?

Друзья, привет! Вот сегодня задался вопросом о том, все ли считают, что к участникам дорожного движения относятся только водитель и пешеход?

После небольшого опроса близких и друзей могу сказать, что да, большинство из них так и считают.

Кто считается участником дорожного движения?

Это водитель, пешеход, пассажир транспортного средства.

По Правилам существуют не два, а три вида участников. К ним относятся:

  1. Водитель
  2. Пешеход
  3. Как ни странно, пассажир

Рассмотрим более детально? Разумеется!

Если кто-то думает и сейчас думает, что правила были созданы только для водителей, тогда пора снять розовые очки и как следует разобраться.

Безусловно, водитель играет главную роль как участник дорожного движения, большое количество правил написаны для них, но и об остальных забывать не нужно.

Кто же такой водитель? Водитель – тот, кто осуществляет управление транспортом, осуществляет погоню или ведет стадо или верховых животных. Важный момент: к водителю приравнивается то лицо, которое учится управлять машиной.

Пешеход — это тот, кто находится за пределами автомобиля, другого средства передвижения на дороге, на пешеходной дорожке или дорожке для велопешеходов.

При этом к категории «пешеход» приравниваются и те лица, которые передвигаются при помощи колясок для инвалидов, не имеющих двигателя, управляют велосипедом, мопедом, везут тележку, коляску с инвалидом или ребенком, те, кто для перемещения используют ролики, самокаты, сигвеи и другие средства передвижения.

Пассажиром является то лицо, которое находится в транспортном средстве, однако не осуществляет управление им, лицо, которое использует транспорт для передвижения, при этом не управляет им.

Конечно же, созданы правила и нормативы, обязательные для всех, кто находится на проезжей части.

Без разницы, как осуществляется перемещение авто по проезжей части, любой из вышеперечисленных субъектов должен в обязательном порядке смотреть на цвет светофора, знаки, учитывать все распоряжения регулировщиков, нормы правил и законов.

Еще раз повторюсь, что человек, который находится за пределами автомашины, при этом не осуществляет любой вид работ в пределах трассы, выступает в качестве пешехода. Все должны перемещаться по определенным участкам — полосам, переходам.

Правила безопасности предусматривают актуальные вопросы пользования тротуарами, специальными дорожками.

А в том случае, когда таковые отсутствуют, перемещаться можно по обочинам.

Велосипедист выступает участником дорожного движения, передвигающихся по специальным полосам, которые находятся с краю от проезжей части.

Перемещение велосипедистов допустимо по направлению и против передвижения транспортных средств. За населенными пунктами, если отсутствуют специальные полосы, обочины можно аккуратно идти навстречу потоку автомобилей по краю трассы.

Читать еще:  Какие существуют виды магнитов

Что делать при аварии?

Аварии – вещь непредсказуемая, поэтому необходимо придерживаться некоторых правил, которые помогут избежать их возникновения. При ДТП водитель останавливает транспортное средство, обязан включить «аварийку» и выставить необходимый знак.

Категорически запрещено переносить из одного места в другое предметы, имеющие непосредственное отношение к ДТП.

Когда есть граждане, которые пострадали от ДТП, на водителя накладывается обязанность вызвать скорую помощь, оказать первую помощь всем, кто пострадал.

Если случай экстренный, потерпевшего необходимо срочно, при помощи попутного транспорта (такси, случайный автомобиль), доставить в больницу.

Если это невозможно, тогда, в крайнем случае, используется собственный автомобиль. До этого момента при свидетелях фиксируется обстановка места происшествия, расположение предметов и следов ДТП на дороге.

Что касается ограничений для участников движения, они, безусловно, существуют.

Ограничения

Если говорить о водителях, к ним относятся: запрет управления транспортом в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянений, при воздействии лекарственных препаратов, способных замедлять реакцию мозга на восприятие окружающей обстановки и рассеивать внимание.

Для такой категории как «пассажиры» устанавливаются другие требования.

Осуществляя поездку на транспорте, который предусматривает наличие ремней безопасности, нужно соблюдать это требование. А вот передвигаясь на мотоцикле нужно помнить о необходимости надеть защитный шлем.

Что касается высадки, посадки пассажиров в транспорт с обочины или возле тротуара – они осуществляются при полной остановке авто.

Допустимым является осуществление таких действий на проезжей части, если все это не будет угрозой для безопасности, помехой для других лиц.

Запреты для этой категории тоже имеются – категорически запрещается отвлекать водителя при управлении машиной во время движения.

Недопустимо находиться на бортах при перемещении на грузовом транспорте, а также открывать автомобильные двери непосредственно во время движения.

Проанализировав вышесказанное, поразмыслив логически, к списку участников теоретически можно отнести и регулировщика дорожного движения, который, как ни крути, помогает навести порядки на дороге.

Регулировщик, согласно своей должности, наделяется определенным объемом полномочий по организации движения на дорогах при отсутствии светофора или во время массовых городских мероприятий.

Регулирование осуществляется при помощи специальных, установленных правилами, сигналов. Он должен одеваться в фирменную форму, иметь знак и отличительную экипировку. Это сотрудники ГИБДД, работники эксплуатационных и других служб, дежурные на переездах железных дорог другие.

На этом у меня все. Увидимся в скором времени. Я же готовлю для вас много, много полезной информации! До скорых встреч!

За какие нарушения ПДД пассажирами ответственность все равно несет водитель?

То, что водители не должны нарушать ПДД – прописная истина, понятная каждому. Как и то, что за нарушение предусмотрено наказание. Однако в ПДД есть пункты, которые напрямую от водителя не зависят – их должны выполнять пассажиры. Но вот в чем нюанс: наказание за их проступки обычно в той или иной мере все равно может нести водитель. Давайте разберемся с тем, что нужно учитывать и помнить, перевозя пассажиров.

Обязанности пассажира четко зафиксированы в ПДД, как и то, что ему делать запрещено. Так, пункт 5.1 указывает, что при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны быть пристегнуты ими, а посадку и высадку из машин нужно производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.

Пункт 5.2 содержит запреты, касающиеся пассажиров: при поездке на легковом автомобиле им запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения.

При этом не стоит думать, что пассажир не может быть наказан за нарушение ПДД: часть 1 статьи 12.29 КоАП указывает, что «нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».

Но, несмотря на ответственность и на тот факт, что обязанностей у пассажира немного, на практике он может принести водителю немало проблем.

Несмотря на то, что обязанность пассажира пристегиваться ремнем безопасности во время движения обозначена в ПДД, ответственность за его перевозку все равно ложится на водителя. Непристегнутый пассажир при остановке инспектором ГИБДД может быть оштрафован по указанной выше статье 12.29, однако в КоАП есть еще и статья 12.6, согласно которой «… перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей».

Читать еще:  Как узнать где родился дед

Многие водители сталкивались с ситуацией, когда их просят подвезти большую компанию. При этом в ПДД есть пункт 22.8, который запрещает «перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства» – то есть, когда в машине больше мест, чем указано в ее техническом паспорте (для большинства легковых автомобилей это 5). Таким образом, наличие в автомобиле «лишних» пассажиров – это тоже ответственность водителя, и это нарушение наказывается по части 1 статьи 12.23 КоАП как «нарушение правил перевозки людей» и влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Еще одна весьма распространенная ситуация – когда родители просят водителя подвезти их с ребенком без детского кресла. Известно, что правила перевозки детей сложнее, чем взрослых: мы рассказывали о них в отдельном материале, а в ПДД за них отвечает пункт 22.9. При этом водитель, поддавшийся на уговоры и решивший сделать «доброе дело», полностью берет на себя ответственность за нарушение правил перевозки детей, которое карается согласно части 3 статьи 12.23 и влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Если в вашем автомобиле есть люк или открывающаяся панорамная крыша, то это еще одна «зона риска». Пункт 22.8 ПДД запрещает «перевозить людей вне кабины автомобиля», и ответственность за пассажира, который частично высунется из люка, тоже лежит на водителе. То же самое, впрочем, касается и ситуации, когда пассажир частично вылезает из бокового окна.

О том, когда и как пассажир может открывать двери автомобиля, мы уже упоминали в самом начале: пункт 5.2 ПДД запрещает ему открывать двери машины во время движения, а 5.1 – выходить из машины со стороны проезжей части, если есть возможность выйти с другой стороны. При этом в ПДД есть еще и пункт 12.7, согласно которому «запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения». То есть в ситуации, когда пассажир открывает дверь, и в эту дверь врезается проезжающий мимо автомобиль, однозначно виноват именно он. Однако на практике определение конкретного виновника и способа компенсации ущерба оказывается сложнее, чем кажется.

Дело в том, что судебная практика показывает разные варианты исхода событий, и не всегда ответственность несет пассажир, открывший дверь. Во-первых, инспекторы ГИБДД, прибывающие на место, обычно отказываются оформлять произошедшее как ДТП, поскольку автомобиль стоял, и водитель им не управлял. Во-вторых, претензии по компенсации ущерба владелец двигавшейся машины нередко предъявляет не пассажиру, а водителю, поскольку с первым вопрос приходится решать в рамках Гражданского кодекса, а не «по привычной схеме» с ОСАГО. В-третьих, в судебной практике есть и случаи, когда вопреки логике ситуацию все же оформляли как ДТП, и ответственность в конечном итоге ложилась на водителя. В общем, ситуация сложная, и, несмотря на то, что ответственность по закону должен нести пассажир, водителю обычно приходится доказывать свою непричастность к происшествию.

Сразу оговоримся: да, этот пункт можно считать несколько надуманным, поскольку мало кто слышал о реальных штрафах, полученных за «несанкционированную» подачу звукового сигнала, а уж в ситуации, когда это делал пассажир, и подавно. Тем не менее, формально такое возможно: согласно пункту 19.10 ПДД «звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия», а статья 12.20 за нарушение правил пользования звуковыми сигналами, предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Таким образом, если пассажир по какой-то причине (например, в шутку) решит нажать на сигнал, ответственность за его действия будет нести водитель.

Все рассмотренные выше ситуации касаются нарушений ПДД, не связанных с авариями. Однако стоит помнить еще и о том, что в случае ДТП пассажир, здоровью которого был причинен вред, вправе подать в суд не только на того водителя, что был в другой машине, но и на того, с кем он ехал, и истребовать компенсацию причиненного вреда здоровью, а в случае смерти пассажира это право переходит к его родственникам.

Более того, право пассажира на компенсацию остается актуальным даже в случае, если водитель, с которым он ехал, не является виновником аварии. Так что помните, что малознакомые или «ненадежные» пассажиры, которые вдобавок «не любят ремень» или «доверяют вам как водителю» – это потенциальный дополнительный источник проблем при ДТП.

Источники:

http://chinacars24.ru/narusheniya-pdd-passazhirami-za-kotorye-otvetit-voditel/
http://guru-pdd.ru/kto-schitaetsya-uchastnikom-dorozhnogo-dvizheniya/
http://www.kolesa.ru/article/za-kakie-narusheniya-pdd-passazhirami-otvetstvennost-vse-ravno-neset-voditel

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector