Является ли философия наукой
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ НАУКОЙ?
ВОПРОС № 1
Философия и наука: специфика и способы взаимосвязи.
Функции философии в научном познании.
Данная тема распадается на три подвопроса:
1) является ли философия наукой?
2) каковы взаимоотношения философии и науки?
3) каковы функции философии в научном познании?
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ НАУКОЙ?
Аргументы «за»:
1. Системность и рациональность знания;
2. Наличие своего предмета исследования — всеобщие свойства мира, рассматриваемые сквозь призму человеческого существования в этом мире;
3. Научный аппарат (категории, законы, принципы) и собственные методы познания — всем известны категории и законы философии.
Более того, с этой точки зрения философия – это как бы «сверхнаука», она во всех своих разделах показывает связь с различными научными дисциплинами. Например:
– философия в ее онтологическойипостаси родственна естественным наукам, ибо, как и все естественные науки, она изучает характеристики объективного мира. Поэтому категории философии и естественных наук во многом совпадают, являются зачастую общими (движение, пространство, время, причинность, свойство, отношение, элементы, система, изменчивость, прогресс и т. п.). Не случайно также в русле философии зародилась натурфилософия как учение, органически сочетающее философское и естественнонаучное знание;
– аксиологическая, составляющая философии посвящена проблемам человеческого бытия в этом мире, сущности и предназначения человека, смысла и ценности его жизни. То есть в этой своей ипостаси философия является чисто гуманитарной наукой, поэтому классическое гуманитарное образование с необходимостью включало в себя философию и сейчас мы возвращаемся к этой традиции;
– в гносеологии, понимаемой как логика и методология научного познания, философия наиболее близка к техническим наукам, поскольку речь идет здесь о технических в известном смысле приемах, способах правильного достижения истины. Именно в этом разделе философии больше всего формул, схем, графиков, что считается отличительной особенностью технической науки. Показательно также, что методологию нередко определяют как технологию мышления. Итак, спецификой философии является ее способность быть одновременно естественной, гуманитарной и технической наукой, что делает философию (и только философию!) “своей” для каждой из двух с половиной тысяч существующих ныне наук.
Вывод: философия – наука о наиболее общих законах природы, общества, мышления.
Аргументы «против»:
1. Специальные науки изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Она задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос “что есть сущее, поскольку оно есть”.
2. Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Основной же вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи). Принимая во внимание данные науки, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.
3. Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, — излюбленная тема философских размышлений.
4. В науке принято кумулятивное движение вперед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов (ведь не будет же ученый заново открывать законы классической механики или термодинамики). Здесь уместен образ копилки, в которой, словно монетки, скапливаются крупицы истинных знаний. Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Нельзя, к примеру, удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему вновь и вновь ставить и решать этот вопрос.
5. Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных сущностей. Intelligibilis — умопостигаемый, обозначает существование объектов, постигаемых только умом и недоступных чувственному познанию. Вопросы: что есть красота, истина, добро, справедливость не сводятся к эмпирическим обобщениям. Философское понимание красоты ориентировано на постижение этого явления с точки зрения всеобщего. Оно как бы выходит за пределы эмпирической данности, преодолевает их и, выражаясь ее собственным языком, трансцендирует к сущностному определению.
6. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому философия создает свой собственный язык — язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. — примеры философских категорий.
7. В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер. Ни личность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку не интересуют. Творец, в свою очередь, не несет ответственности за последствия своих открытий. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Согласно тезису античного автора Протагора “человек есть мера всех вещей”, философия и по сей день выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. Она внимательно интересуется судьбой научных открытий и теми социальными последствиями, к которым они могут привести, утверждая в качестве абсолютной ценности человеческую жизнь. Личность творца, мыслителя и ученого не может быть безразлична в исследовательском процессе. В философском творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя. Мыслитель стремится ко все более точному и адекватному определению своего места в мире. Это создает все новые и новые оттенки миросозерцания. Поэтому в философии каждая система авторизована, и при освоении философских знаний достаточно значимой оказывается роль персоналий. Философия — это такой род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности: Платоном, Аристотелем, Августином, Кантом, Гегелем, Хайдеггером, Соловьевым, Бердяевым и др. Она изначально диалогична.
8. В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.
9. Конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания. Физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства, о химия — невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология — не оглядываться на императивы правоведения. В философии все обстоит иначе. И хоть философия не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме духовной деятельности, в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и пр.
Вывод: философия — это не наука, а мировоззрение.
Таким образом, есть как бы равномощные аргументы в пользу обеих позиций. Чтобы понять, что же такое философия, проведем компонентный анализ философского знания.
1. Безусловно, что в философии есть научный (правильнее сказать – теоретический) компонент— особенно это касается онтологии (философии природы), гносеологии и методологии научного познания. Эти разделы философии:
а) Стремятся к объективности — изучается объект таким, какой он есть на самом деле, без привнесения в него чего-то субъективного или сверхъестественного;
б) Философия рациональна — судья в вопросах философской истины не мнения и авторитет, а разум; принципы обоснования истинного знания опираются не на мистический опыт, а на данные, принципиально проверяемые.
2. В философии есть компонент политики и идеологии: она характеризуется обостренным вниманием к проблемам обустройства общественной жизни (социальная философия):
а) вырабатывает систему ценностей социального мира (идеальное государство, права и обязанности гражданина, вопросы войны и мира, насилия и согласия и т.д.) – утопии;
б) философия всегда партийна — т.к. любое мировоззрение социально направлено, оно обосновывает цели и способы их достижения определенной группы людей;
Политическую и идеологическую ангажированность философов иллюстрирует яркий пример: ни одних других представителей науки столько не убивали, высылали и третировали: отравили Сократа, вскрыли вены Сенеке, обезглавили Т. Мора, сожгли Бруно, расстреляли Флоренского, сослали Чернышевского, выслали Герцена и Бердяева, объявили сумасшедшим Чаадаева.
3. В философии есть компонент искусства: античная философия выходит из эпической поэзии — первые философские произведения были написаны в поэтической форме. В дальнейшем это были афоризмы, диалоги, исповеди, романы, эссе и т.д.
а) Многие философы стремятся не только к рациональному, но и к образному отражению действительности (Соловьев);
Философия наука или нет?
Является ли философия наукой? О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров, одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д. «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру”. В другом: “Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания”. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно сложным. Первое с чего мы начнем, – это с выяснения сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина «Философия и наука».
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Как и другие формы познания, наука – социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, дисциплинированность, демократизм. Философия (в пер. с греч, яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст (а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.
Сходства. Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.
А каковы отличия философии и науки? Великий немецкий философ А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Гегель полагал, что в отличие от других наук “философия хочет познать неизменное вечное, “сущее” само по себе”, её цель – истина” П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали “Предметом философии является всеобщее в системе “мир- человек”. Философия – это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру”.
Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего.
Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:
1. Стремятся к выработке рационального знания;
2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений.
Разное – в том что:
1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;
2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.
Вывод: Философия, – для одного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего – то, на чем основывается его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировосприятия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.
42. Можно ли считать практику полным и окончательным критерием истины?
Проблема обоснования истины является одной из значительных проблем философии. Человеческая деятельность, человеческая активность, социальная практика человека невозможны без познания их результата – истины. Философия призвана исследовать основные принципы социальной деятельности человека, следовательно, проблема истины, вообще проблема обоснования истины, в частности выступают как актуальный объект и задача философского исследования.
Определяющая роль практики, как материальной деятельности людей, по отношению к познанию, как духовной деятельности, выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. Обе эти стороны неразрывны уже потому, что любой акт практики всегда есть в то же время и средство проверки истинности имеющихся знаний, и источник получения новых знаний. Тем не менее разделять эти аспекты в теоретическом плане не только возможно, но и необходимо.
На стадии достижения результата практики субъект имеет возможность оценить эффективность своих действий, все те эмоциональные и рациональные моменты, которые их сопровождали. Практика становится критерием истинности, не всегда окончательным и исчерпывающим, но тем не менее всегда позволяющим сделать оценку истинности обстоятельной и содержательной. Практика не единственный критерий истинности, но один из главных.
В структуре практики много относительно самостоятельных моментов, значение которых неодинаково. Это находит отражение в специфике философских учений. Когда кантианцы анализируют практику, они исходят из активности субъекта. Марксисты переносят акцент на средства практики, придавая им особое значение. Между тем практика есть единое целое, здесь все взаимосвязано. Поэтому-то практику саму надо брать во всем ее объеме, во всей ее сложности, подвижности, противоречивости. Необходимо учитывать объективные закономерности ее изменения, а также тенденцию и направление этих изменений. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося объективно-истинного знания.
Является ли философия наукой?
Сегодня никто не оспаривает того факта, что земля круглая, однако научность философии подвергается сомнению. Кто сомневается? Отчасти – недоучки, которые жаждут блеснуть оригинальностью. Если ты говоришь, что белое – это белое, то на тебя никто не обратит внимания, а если ты скажешь, что черное – это белое, то все повернут голову в твою сторону. Пусть сочтут тебя сумасшедшим – зато зафиксируют в памяти: ты есть на свете. Отчасти – люди, которые мыслят глазами, руками, брюхом – мыслят телом, потому что интеллект у них для этого дела мало приспособлен. Справедливо будет напомнить, что и в советскую эпоху некоторые молодые философы пытались свести «кормилицу» к логике, к методу, – чтобы освободиться от опеки партийных вождей. Особенно Сталина, который грубо навязывал свои примитивные представления на всех направлениях науки, даже в языкознании. И не только науки. Ахматову устами Жданова он учил сочинять правильные стихи. Дмитрия Шостаковича и Сергей Прокофьева, как надо писать оперу. Но и до философского метода «великий вождь» добрался в «Кратком курсе истории ВКП(б)».
В любой сфере знаний есть персоны, которые достигли или самой высокой или просто значимой вершины, персоны, на которых мы постоянно опираемся, ссылаемся, которых «берем себе в руководители». В философии, особенно в диалектической логике, полагаю я, Гегель является вершиной. И потому его позиция в вопросе, что есть философия, для меня чрезвычайно важна, более того: является, по моему мнению, наиболее близкой к «оригиналу» истиной. «Философия есть объективная наука об истине, наука о ее необходимости, познание посредством понятий, а не мнение и не тканье паутины мнений». «Истинное, так определенное в себе самом, влечется к развитию; лишь живое, духовное движется внутри себя, развивается. Идея, как конкретная в себе и развивающаяся, есть, таким образом, органическая система, целостность, содержащая в себе множество ступеней и моментов. Философия, взятая сама по себе, есть понятие этого развития, а в качестве мышления посредством понятий она сама представляет собою это мыслящее развитие». («Лекции по истории философии».)
Итак, философия – это «познание посредством понятий», это «мышление посредством понятий». Объекты, на которые направлен «луч» философского познания – Бог, природа, дух. Религия – это познание истины путем представлений, восприятие истины путем религиозных откровений: Бог открывает себя через Христа, своего единородного сына; дух божественный открывается через Христовы проповеди, принесенные в мир апостолами, проповеди, которые записаны в Библии; третий момент откровения – деятельность церковной общины, несущей в мир Божьи истины. Философия открывает природу через систему понятий, изложенных в логике. Далее. Дух, проснувшийся природе (абсолютная идея здесь проявляется как дух) открывает себя, отчуждает себя тоже через систему понятий в субъективном духе, а потом – объективном (общественная жизнь). Иными словам проснувшийся дух – это не только логика, он творит также историю общественной жизни людей. И далее: на вершине общественной жизни – в государстве, на нравственной ступени, дух получает возможность заниматься исключительно собой: это наука, это абсолютный дух. Здесь следует заметить, что между представлением (религия) и понятием (дух) у Гегеля вклинивается еще один способ познания – с помощью созерцания, искусство. Представление, созерцание и познание с помощью понятий – три орудия, три инструмента, с помощью которых в логике «работает» дух, а в истории продукт духа – человек. Объектом применения этих «инструментов», в той же последовательности, являются Бог, природа, дух. Дух в истории – одна из ступеней. (практическая ступень) развития мирового духа во времени, одна из ступеней его поднятия, саморазвития, самораскрытия, самопознания («Познай самого себя!»), движения к свободе. «Всемирная история – прогресс в сознании свободы».
«Мнение, будто философия находится в антагонизме с осмысленным опытным знанием, разумной действительностью права и немудрствующими религией и благочестием, это мнение является скверным предрассудком. Философия признает эти формы и даже дает им оправдание». («Малая логика». Предисловие ко второму изданию.) Истина есть система, сказал философ, в которой каждому понятию отводится свое место в соответствие с его «весом». У каждой естественной науки, а также науки общественной есть свой комплекс понятий. У философии – свой. Всеобъемлющий анализ философским понятиям дал Гегель в своей «Логике». К его системе трудно что-нибудь прибавить. Бытие, сущность, понятие – в логике должна быть строгая последовательность. Мысль, понятие, идея, дух – таковы ступени по значимости идеальных элементов философии. Не чувство, не представление, не созерцание – основные орудия познания, основным орудием познания является понятие. Практика – это прежде всего познавательная практика, и здесь понятию отводится ведущая роль. Может быть, кто-нибудь еще, кроме великого немца, дал столь блестящий анализ рефлективных категорий? Назовите мне этого человека. Когда-то философию называли царицей всех наук, сегодня она не претендует на такое звание. Что касается значимости для всех наук наиболее общих категорий, а также метода познания, то без философии невозможно ни объяснения старого, ни открытия нового. Субъект, объект, субстанция, истина, цель, средства, способ реализации, причина и следствие, противоречие и тождество, движение покой, развитие, время, пространство, диалектика – какая наука может обойтись без этих понятий? Слепому всегда будет нужен поводырь. И показать каждому «сверчку» свой «шесток» философия тоже еще может. Понедельник, 1 апреля 2013 года.
Прибавление-1. Опровергает ли позитивизм или материализм научность идеализма? Думаю, что гегелевский идеализм не опровергает. У Гегеля идея не претендует на то, чтобы заменить собой материальный предмет. Идея – «зерно» материального предмета, в предмете она «живет» «в свернутом виде». Точка в пространстве не материальна, не пространственна, но она есть. Стоимость в товаре не увидишь, не потрогаешь, но она есть, она идеальна. Идеальное в развивающемся в предмете – потенция, задаток, в-себе-бытие, а в развитом предмете – его для-себя-бытие. Сначала есть проект, нечто идеальное, а потом есть дом. В реальном доме его проект не исчез, он присутствует невидимо. У Гегеля абсолютная идея существует вначале, до природы, а потом воплощается в природу. Но эти «вначале», «до», «потом» – не временные, а логические. Куда «переселяется» идея умершего человека? Она умирает (в идеальном смысле) в месте с человеком. Нет живого человека – нет его идеи. Идеальное в предмете невозможно представить, потому что оно нематериально, его можно только помыслить. Это непросто, но мыслить вообще непросто.
Марксистам нужен был материализм, и только материализм? Зачем? Чтобы их учение мог усвоить примитивно мыслящий человек, несчастный пролетарий, люмпен, который забыл, есть ли у него дом, жена и дети, для которого и родины не существует. Он способен воспринимать предмет только внешними чувствами, представить его, но не помыслить. Что касается фантазий, то материалисты на этот счет большие мастера. Ведь сочинили же сказку про коммунизм! Изобилие, труд по способностям, потребление по потребностям. Стоит эту сказку помыслить, как она рассыпается, и мы обнаруживаем за красивыми представлениями дикую ложь. Вторник, 2 апреля 2013 года.
Прибавлелние-2. Первые мыслители начинающего свою историю человеческого коллектива не мыслили в сегодняшнем понимании этого слова, а представляли себе мир и придумывали мифы. С помощью мифа они пытались нарисовать картину мира: как он произошел и куда идет. После приходит философ и делает то же самое с помощью понятий. Первая попытка создать некую систему философских знаний. И арсенал понятий здесь далеко не аристотелевский, тем более – не гегелевский. Через тысячелетия другие мыслители пытаются «дорисовать» картину мира в «деталях». Появляются сферы знаний, которые потом назовут физикой, химией, биологией, математикой… Философия раздает часть того, чем владеет, как король Лир раздает имущество дочерям. Но в отличие от короля Лира она не беднеет: предмет ее исследования расширяется и углубляется, в сферу своей «опеки» она берет новый предмет – сам процесс мышления. И создает логику. Венцом истории развития философии является немецкая классическая философия, прежде всего – философия Гегеля.
Философия – мать всех наук? В известном смысле – да. Сегодня, однако, более чем когда-либо, разные сферы знаний «конкурируют» между собой за приоритет, за влияние. Великие технические достижения, которые «грозят» уничтожить и жизнь на земле, «вскружили голову» представителям т.н. естественных наук. Им, действительно, есть чем гордиться, и есть чему ужасаться, они почувствовали силу в мускулах. Но у философии остались свои козыри: ее неоспоримой «собственностью» является логика. Это, во-первых. Во-вторых, ее «владения» остались в таком объекте, как природа, она также решает вопросы о существовании Бога, о первичности материи или духа. А в-третьих, трактовка процесса развития входит исключительно в компетенцию философии, и потому «начертить» линию хода исторических событий может только философия. Еще. Без философских идей не создашь идеологию – необходимейший инструмент политической жизни народа. Поэтому когда говорят, что философия – не наука, а искусство вести беседу, для меня это звучит, как если бы кто-нибудь сказал: человек – не мыслящее существо, а исключительно существо, имеющее прямую походку. Пятница, 12 апреля 2013 года
Источники:
http://mylektsii.ru/7-68625.html
http://megaobuchalka.ru/10/14296.html
http://www.proza.ru/2013/04/01/910