1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чём суть современного искусства

Вечное сияние чистого Ра

Блог о прекрасном — лёгкий культурный ликбез

Суть современного искусства. Откуда и куда катится мир

Василий Кандинский «Гора»

Виной всему что бы вы думали? Технический прогресс! С появлением фотографии реализм в живописи отошел на второй план. Живописцам пришлось придумывать новые способы и инструменты выразительности. Для начала нам представили внешний мир через призму «взгляда художника» — ну, он так видит, понимаете? Вот картина Клода Моне «Впечатление. Восход Солнца», с которой начался импрессионизм (собственно, данное направление в искусстве и названо «в честь» этой работы — «впечатление» по-английски будет «impression»):

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца

На самом деле зачинщиком был не Клод Моне, а Эдуард Мане — еще один французский художник начала 19 века, вокруг которого собралась плеяда живописцев-новаторов. Ох и доставалось им от консервативных критиков! Но упрямые революционеры живописи не сдавались! Вот еще несколько легких, светлых работ Огюста Ренуара, лишенных не только достоверной точности, но и землистых, темных оттенков, характерных для живописи XVIII века.

Огюст Ренуар «Обнаженная»

Огюст Ренуар «Разговор с садовником»

В общем-то, эти ребята и стали катализаторами существенных перемен в живописи, они запустили этот дъявольский механизм — художникам стало не интересно просто писать, в их картинах должен был быть какой-то скрытый смысл, что-то таинственное «между мазками». Какая-то философия, образы, намеки… Так возник постимпрессионизм — Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек, Сера, Мунк.

Ван Гог «Звездная ночь»

Эдвард Мунк «Крик»

Поль Гоген – Пирога

Безусловно, во всем этом чувствовался протест салонному искусству, появилось много других эпатажных направлений живописи — кубизм, дадаизм, модернизм. Эти направления были протестны не только классическим формам искусства, но иногда и друг другу.

Амедео Модильяни «Жанна Обютерн в шляпе»

Дальше всё двигалось в сторону упрощения техники и усложнения философской и смысловой идеи. И раз внешнее выражать стало неактуально с помощью кисти, то будем выражать внутреннее. Прекрасный посыл! Если он только не буквален:

Похоже на издевательство над Джексоном Поллоком, не находите?

Впрочем, идея не оригинальная. Известный актер сериала «Секретные материалы» Дэвид Духовны рисовал картины, измазав собственную голую задницу краской и садясь этим местом на холст. Надо ли говорить, что картины новоиспеченного художника расходились как горячие пирожки?

Эпатаж, шок, скандал — вот что является основным двигателем современного изобразительного искусства. «Если твои работы не шокируют, их никто не заметит», — похоже именно так размышляет современный художник. Придя на выставку, не забудьте сделать умное лицо, разглядывая половину зубной щетки.

Хотя, безусловно, есть и любопытные работы (можно почитать про Ай Вэйвэя, например).

Однако, сегодня мы видим то, что мы видим. Прибивание собственной мошонки гвоздями к брусчатке на Красной Площади, поджигание дверей ФСБ… Насколько такой перфоманс можно считать искусством? И где грань между искусством и хулиганством? Если бы двери поджег обычный подросток, был бы этот поступок расценен как художественный акт? Стал бы такой подросток с этих пор считаться художником? Делитесь своим мнением в комментариях!

Больше тем для размышления в фильме, посвященном самой скандальной перформансистке соврменности Марине Абрамович:

И в заключение совершенно прекрасный фильм Паоло Соррентино «Великая красота», где мы можем увидеть еще один странный способ создания картин девочкой-подростком, и перфоманс в духе Марины Абрамович.

Суть современного искусства 1

Искусство в современном обществе

«Спекуляция? Но весь рынок искусства – спекуляция!»

– Рафаэль Яблонка, галерист

Прежде чем говорить о современном искусстве, нужно понять, что входит в это понятие. Для этого следует ответить на два вопроса: что такое искусство и что значит «современное».

Что такое современное искусство

Дон Томпсон, профессор Гарварда, автор книги о механизмах арт-бизнеса, дает следующее определение современного искусства: «Это нетрадиционные произведения искусства, созданные после 1970 г., а также все работы художников, которые были предложены крупными аукционными домами как современные» [1].

. а что вообще считать искусством

Однако гораздо труднее решить, что считать искусством, а что нет. В наше время искусство переплетается с дизайном и отличить одно от другого непросто. Кроме того, современное искусство тесно связано с повседневностью, особенно когда речь идет о так называемом «концептуальном искусстве». Эти особенности современного искусства значительно затрудняют его определение.

Известный советско-немецкий искусствовед Борис Гройс в лекции, посвященной этой проблеме, выдвигает такую идею: «Искусство есть перформативный акт, когда я указываю на какой-то объект и говорю: это есть произведение искусства. Я не должен в дальнейшем обосновывать это утверждение, объяснять его, либо интерпретировать это произведение искусства каким-то таким образом, чтобы доказать, что это действительно является произведением искусства».[2]

Писсуар не был искусством до того, как Дюшан подписал его и сказал: «Это искусство», но стал им после, и это факт.

Читать еще:  Какие сказать слова любимому

Но тогда перед нами встает другой вопрос: кто имеет право на подобные высказывания? Ответ на него содержится в самом определении современного искусства, приведенном выше: крупные аукционные дома, галереи и музеи, т.е. бренды. Если они говорят, что горсть конфет в углу галереи [3]– искусство, значит так оно и есть, и коллекционерам ничего не остается, как поверить им и купить 355 фунтов конфет за 456 тыс. дол. Вот какой силой обладают их бренды.

Бренд дилера настолько важен, что часто он подменяет собой эстетическую оценку произведения.[4]

Проблемы покупателей современного искусства

Когда покупатель решает приобрести предмет искусства, он преследует несколько целей.

    Во-первых, искусство – это своеобразный способ инвестиций. Если художник перспективный, то через некоторое время его работа многократно возрастет в цене.

Каждый год компании Merrill Lynch & Co., Inc. и Capgemini проводят одно из наиболее авторитетных исследований — World Wealth Report, в котором анализируют инвестиционные предпочтения людей с состоянием более 1 млн.дол. (High Net Worth Individuals). В том числе они подсчитывают затраты самых богатых людей мира на предметы роскоши. В связи с этим возник новый термин — инвестиции «под действием страсти» (investments of passion).[5]По результатам исследования 2014 года 16,9% из них приходится на сферу искусства, т.е. на создание частных художественных коллекций.[6]

  • Но главная цель покупателей предметов искусства – повышение социального статуса и удовлетворение потребности в самовыражении. В обществе богатых деньги сами по себе не имеют никакой ценности: ониесть у всех. А вот картина известного художника может выделить ее обладателя из толпы, так как будет означать, что у него есть вкус, что он образован и разбирается в искусстве, и кроме того, что он принадлежит к определенной «элитной» группе людей, отождествляемых с аукционным домом, музеем или художником, которые пользуются авторитетом и имеют определенную репутацию.
  • Таким образом, социальный статус покупателя напрямую зависит от цены на тот предмет искусства, которым он обладает: если цена упадет, то же произойдет и с его статусом. Поэтому покупатель хочет быть уверен, что приобретает «качественный товар». Желая приобрести какое-либо произведение, коллекционеры пребывают в нерешительности: а вдруг эта работа не имеет никакой художественной ценности? В результате потенциальные покупатели вынуждены полагаться на бренд, т.е. на репутацию художника или аукционного дома.

    Бренд предлагает покупателю снижение рисков и надежность.

    Брендинг – единственный способ, дающий коллекционеру уверенность в том, что приобретаемая им работа действительно является искусством, причем качественным.[7]

    Качественное искусство повысит социальный статус своего обладателя и увеличит его состояние.

    Бренд художника – один из мощных маркетинговых инструментов. Если имя художника – бренд, то каждая его работа воспринимается как произведение искусства. Забальзамированная акула сама по себе не является искусством, но если она сделана Дэмиеном Херстом и называется «Физическая невозможность смерти в чьей-то голове», то продать ее за 12 миллионов долларов не составит труда. Еще один пример того, как работает бренд на рынке современного искусства – пылесосы Джеффа Кунса. Машинки для чистки ковров, помещенные в стеклянный ящик были проданы за 2,16 миллиона долларов. Кунс решил, что это искусство, а аукцион «Сотбис» предложил и продал их как произведение искусства.

    Современное искусство. Цены

    Но все еще остается непонятным, как формируются столь высокие цены на предметы искусства. Механизм ценообразования на современном арт-рынке – это предмет исследования в работах многих маркетологов и экономистов.

    Цены на произведения искусства устанавливаются по материальным и нематериальным параметрам. [8]

    К материальным относятся:

    • материал картины (т.к. он влияет на «долголетие» произведения);
    • качество используемых красителей и их подверженность выцветанию;
    • состояние произведения, повреждения;
    • размер;
    • время, когда работа была создана (например, ранние годы художника).

    Список нематериальных, взаимосвязанных и частично пересекающихся параметров оценки состоит из:

    • художественная ценность и впечатления;
    • техника исполнения и композиция;
    • «рыночная раскрутка» и/или рыночная привлекательность;
    • имя художника;

    Проверить и измерить нематериальные параметры намного сложнее, чем материальные. Результаты исследований европейских ученых позволили им выдвинуть гипотезу, что цена на произведения современного искусства формируется на основе нематериальных параметров. Впрочем, их же статистические данные показали значительное влияние на цену мастерства художника, использованных материалов и размеров работы.[9]

    Автор нашумевшей книги «Продано! Искусство и деньги» арт-консультант Пирошка Досси, опираясь на многочисленные примеры известных кейсов из истории арт-рынка, указывает на огромное значение бренда в механизме «надувания» цен на рынке искусства.[10]

    Сильный бренд обладает хорошей репутацией на рынке и соответственно создает ценовую надбавку. Надбавка за бренд – это более высокая цена брендовой продукции по сравнению с аналогичными товарами, не имеющими бренда. В мире искусства надбавка за бренд имеет колоссальное значение и может достигать невероятных размеров. К примеру, люди скорее всего сочтут вас сумасшедшим, если вы скажете им, что купили вазу за несколько миллионов долларов, но никто не удивится, если вы уточните, что приобрели ее на аукционе «Сотбис».[11]

    Читать еще:  Что должно быть в футере сайта

    Таким образом, только крупные арт-дилеры и брендовые аукционные дома решают, что является современным искусством и сколько оно стоит.

    Бренд – основная движущая сила арт-бизнеса. Можно сделать следующие выводы о роли бренда на рынке современного искусства:

    • Во-первых, именно за брендами признается право решать, что считать современным искусством;
    • Во-вторых, бренд (художника, галереи, аукционного дома и т.д.) является практически единственной гарантией качества товара на рынке предметов искусства;
    • В-третьих, бренды могут устанавливать любую цену на произведения искусства, напротив, высокие цены лишь укрепляют их силу, делая товары бренд более недоступными, а значит желанными. В монографии «Теория праздного класса» американский социолог и экономист Торстейн Веблен называет такое поведение потребителей «демонстративным». Исследователь пишет, что для социальной и экономической элиты на арт-рынке качество предмета искусства и сама его оценка определяются исходя из его стоимости[12].Такой парадокс, когда рост цены приводит к повышению спроса, называется «Эффектом Веблена». С того момента, как художник становится дорогим и, как следствие, недоступным для большинства заинтересованных покупателей, его цена значительно повышается.

    При этом стоит отметить, что критики, искусствоведы и покупатели не имеют практически никакого влияния на современном этапе развития арт-рынка.[13]

    В следующих статьях я приведу примеры успешного брендинга художников, музеев и аукционных домов.

    [1]Don Thompson. The 12 $ Million Stuffed Shark: The Curious Economics of Contemporary Art and Auction Houses. – St. Martin’s Press, 2012.

    [2]Гройс Б. Что такое современное искусство? // Митин Журнал, Вып. 54, 1997 г.С.253-276.

    [3]Феликс Гонсалес-Торрес «Красавцы мужчины» – это 355 фунтов леденцов в белых и голубых обертках, сложенных пирамидой в углу комнаты, работа продана на аукционе «Сотбис» в 2000 г. за 456 тыс.дол.

    [4]Don Thompson. The 12 $ Million Stuffed Shark: The Curious Economics of Contemporary Art and Auction Houses. – St. Martin’s Press, 2012.

    [5]Андреева А.Н. Роскошь и современное искусство // Бренд-менеджмент, 2010, №3(52).

    [6]World Wealth Report — 2014. — https://www.capgeminifsinsights.com.

    [7]Don Thompson. The 12 $ Million Stuffed Shark: The Curious Economics of Contemporary Art and Auction Houses. – St. Martin’s Press, 2012

    [8]Рождественский А.Е. Методология оценки произведений искусства [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://forum.artinvestment.ru (дата обращения: 10.04.2018г.)

    [9]Beckert J., Rössel J. The price of art // European Societies, 2013. 15:2 – с.178-195.

    [10]Досси П. Продано! Искусство и деньги // Издательство К. Тублина, 2011. – 288 с.

    [11]«Сотбис» – один из старейших и крупнейших в миреаукционныхдомов. Совместно с аукционным домом «Кристис» занимает около 90 % мирового рынка аукционных продажантиквариата, предметов искусств и т. д.

    [12]Веблен, Т.Теория праздного класса — Изд. 4-е. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 365 с.

    [13]Don Thompson. The 12 $ Million Stuffed Shark: The Curious Economics of Contemporary Art and Auction Houses. – St. Martin’s Press, 2012

    В чём суть современного искусства

    7 декабря в Дворце культуры «Тольяттиазот» в рамках интеллектуального клуба «Химия слова» состоялась лекция руководителя отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея – Александры Щербиной. Все присутствующие смогли узнать о том, как понимать современное искусство и надо ли вообще его понимать, о ведущих направлениях живописи и даже немного об истории искусства.

    Лекция «Как понимать современное искусство» началась с интерактивного тематического квиза. Александра Щербина приготовила для слушателей 10 вопросов, связанных с живописью. Например, какое было отчество у Казимира Малевича или кто запатентовал синий цвет? Определились три лидера, которым достались билеты на ближайшую выставку в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея (ТХМ).

    Спикер рассказала, что для каждой эпохи искусства характерна определенная «картина мира», которая складывается из религиозных, философских, политических идей, научных представлений, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.

    Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие из них существуют одновременно и поэтому «чистых стилей» не бывает, – поделилась Александра Щербина.

    Когда началось современное искусство?

    Искусство, которое было создано после 1960-70-х годов, явно отличается от классической реалистической живописи, которую мы привыкли видеть в музеях. Художественные поиски того времени можно охарактеризовать как поиск задач модернизму. Это выражалось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения. Главной целью было искажение понятия духовности.

    Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов XX века можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В середине 70-х вверх в искусстве взял феминизм.

    Читать еще:  Как люди влияют на реку Кубань

    Конец 70-х и 80-е годы – возвратился интерес к изобразительности, цвету и фигуративности. На эту эпоху приходится время кэмпизма, искусства ист-виллиджа и нео-попа. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве.

    На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х годах – видео и аудио, затем компьютеры и в 1990-х годах – интернет.

    Работы ныне живущих художников — это история про то, как они ощущают наше время.

    Как понимать современное искусство?

    Невозможно правильно или неправильно понять работу автора. Каждое мнение дополняет произведение искусства. Зритель, можно сказать, выступает соавтором работы, ведь он имеет право на любую интерпретацию. Большинство произведений современного искусства являются однозначным заявлением. Нет одного посыла, есть информация, с которой можно ознакомиться. И зритель вправе ее принять, или отвергнуть. Но если есть желание понять, что автор хочет донести, можно, например, последовать следующим указаниям: прочитать о выставке, авторе и работе, приведенной на выставке; узнать информацию о художнике; посмотреть как можно больше работ; прочитать книги об искусстве таких авторов, как Эрнст Гомбрих, Валерий Турчин, Жан Бодрийяр, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многих других.

    Что такое «актуальное искусство»?

    В России, в 90-х годах XX века использовался термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не одинаков по смыслу, с термином «современное искусство». Под актуальным участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство, но оно быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в своё время приписывалось авангардизму.

    Какие существуют направления в современном искусстве?

    Если это цветные загогулины и пятна, как будто художник от души наляпал краской, то это абстрактный экспрессионизм. Мастерами абстрактного импрессионизма были – Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер.

    Если это кирпич, экскаватор, мусор и другие вещи, но их поставили под стекло и дали умное название, то это концептуализм. Главными представителями были – Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот.

    Если это писуар, только, к примеру, перевернут, (как у художника Марселя Дюшана под названием «Фонтан») значит это точно реди-мейд. Представителями являлись – Марсель Дюшан, Альберто Джакометти, Хуан Миро.

    Если увиденное на картине что-то расплывчатое или растекшееся, то это, скорее всего сюрреализм. Выдающимися сюрреалистами являлись – Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст.

    Когда не можешь понять, что перед тобой картина, нарисованная художником или фотография, запечатлевшая фотографом, значит это гиперреализм. Представителями гиперреализма являлись: Чак Клоуз, Ричард Эстес, Чарлз Белл.

    Кто-то вырезал картинку из глянцевого журнала или раскрасил картинку? Это точно поп-арт. Известность поп-арту принесли – Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист.

    Если вы задаете себе вопрос: это проделки иллюзиониста или меня околдовали? Значит перед вами точно оп-арт – оптическое искусство. Представителями оп-арта являлись – Райли Бриджет, Яаков Агам, Ричард Аллен, Йозеф Альберс, Джетулио Альвиани.

    Если вы видите четкие линии, квадраты, так, будто нарисовано циркулем – перед вами картина в стиле конструктивизма. Выдающиеся представители этого направления – Александр Родченко, Владимир Татлин.

    Если художник танцует в непонятном костюме, лежит на полу в форме звезды, или играет на рояле вниз головой – это называется перфомансом. Известность данному направлению принесли – Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Марина Абрамович, Лори Андерсон.

    Хэппенинг – почти то же самое, что и перфоманс, только с участием зрителей. Никто не знает, что может получиться, но все наблюдают за происходящим. Представителями этого направления являлись – Джон Кейдж, Джим Дайн, Жан-Жак Лебель.

    Вы входите в зал, где стоят стулья с гвоздями или к потолку подвешены элементы бытовой техники, не пугайтесь, это инсталляция. Мастерами инсталляции являлись – Марсель Дюшан, Йозеф Бойс, Роберт Раушенберг.

    Чем отличается современное искусство от других направлений?

    Современное искусство – это не направление, не жанр и не стиль. Это то, что происходит сейчас, в настоящее время, и является объектом исследования. Временные границы размыты. Авторы современного искусства с помощью созданного ими «объекта», объясняют нам, каков наш мир сейчас, и делают это с помощью различных выразительных средств, будь это живопись или инсталляция.

    Следующая лекция клуба «Химия слова» состоится во Дворце культуры «Тольяттиазот» 14 декабря в 19:00. О том, какая взаимосвязь у мозга и еды с точки зрения химических и физиологических процессов, расскажет доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга – Вячеслав Дубынин.

    Источники:

    http://klementeena.ru/?p=2252
    http://ludirosta.ru/post/sut-sovremennogo-iskusstva-1_1965
    http://talk-on.ru/materials/talkovosti/Sovremennoe_iskusstvo_chto_eto_takoe_i_kak_ego_ponyat/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector