7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полисиндетон и асиндетон это

Часть 2:Риторические фигуры

Риторические фигуры

Фигуры (греч. shema – образ, вид, форма; от лат. Figura – очертания, внешний вид, образ) – в общем случае любые обороты речи, отступающие от естественной нормы. Фигуры, писал Квинтилиан, «некоторый оборот речи, от общего и обыкновенного образа изъяснения мыслей отступающий». Современное языкознание не выработало строго определения фигур. Существуют различные классификации фигур, разнообразные точки зрения на понимание их сущности. Впервые анализ фигур был предпринят представителями античной риторики.

Фигуры слова делятся на три группы: 1) фигуры прибавления; 2) фигуры убавления; 3) фигуры расположения, или перемещения. Фигуры прибавления, в первую очередь, включают различного рода повторы, а также ряд других фигур. Наиболее распространенными фигурами прибавления являются анафора, или единоначатие; эпифора; симплока; эпаналепсис; анадиплосис; градация; полиптотон, или многопадежие; полисиндетон, или многосоюзие. Фигуры убавления включают в себя эллипсис , или эллипс; силлепсис, или силлепс; асиндетон, или бессоюзие; зевгму; усечение. Фигуры расположения (перемещения) – это различные варианты инверсии, параллелизма, а также хиазм. Инверсия, или переворачивание, в свою очередь, включает анастрофу и гипербатон.

Видами параллелизма являются изоколон, антитеза, причем антитезу не редко относят и к фигурам мысли, а также гомеотелевтон, т.е. подобие окончаний, своего рода зародыш рифмы. По мнению М.Л.Гаспарова, к этим трем группам фигур можно присоединить и четвертую группу – фигуры переосмысления. В нее, считает он, входят тропы: 1) с переносозначения, такие как метафора, метонимия, синекдоха, ирония; 2) с сужением значения – эмфаза, или эмфазис; 3) с усилением значения – гипербола; 4) с детализацией значения – перифраза, или перефразис.

Фигуры мысли классифицировать гораздо сложнее из-за большой размытости критериев отбора, весьма частой нарочитой изощренности и вычурности, привязанности к специфике определенного языка, например латинского, и т.д.

М.Л. Гаспаров считает, что в зависимости от обилия фигур стиль может быть охарактеризован (нетерминологически) так: 1) «объективный» (фигуры мысли, уточняющие смысл предмета: определение, уточнение, антитеза разных видов); 2) «субъективный» (фигуры мысли, уточняющие отношение к предмету: восклицание, олицетворение); 3) «лирический» (фигуры мысли, уточняющие контакт со слушателями: обращение, вопрос, амплификация, умолчание); 4) «пространный» ( фигуры прибавления); 5) «сухой» (фигуры убавления; 6) «образный» (фигуры переосмысления).

Большое внимание анализу фигур уделял Н.Ф. Кошанский. Сопоставляя тропы и фигуры, он отмечал: «Фигура есть оборот слов, или мысли, отступающий от простой, обыкновенной, холодной речи – выражение, исполнение чувства, — язык страстей. Теоретики-риторики, анализируя возможности, которые дает испорльзование фигур, отмечали, что благодаря их применению естественность выражений изменяется в сторону большей поэтичности и красноречия, так как фигуры есть обновление формы речи при помощи некоторого искусства, они устроняют ощущения обыденной и однообразно построенной речи и избавляют нас от вульгаризмов(Квинтилиан).

Самая сложная и тщательно разработанная классификация фигур принадлежит Фонтанье:

Анафора

Анафора ( от греч.anaphora – вынесение вверх), или единоначатие – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Анафора – это повторение слова или группы слов в начале нескольких периодов или стихотворных строф.

По мнению Квинтилиана, многократное повторение одних и тех же начальных слов может выражать собой резкость и настойчивость. Деметрий в трактате «О стиле» на основе анализа стихов Сафо отмечал особую красоту анафоры.

Соединение анафоры и эпифоры представляет собой изысканную фигуру – симплоку. Например у Б. Пастернака «Зимняя ночь»:

Свеча горела на столе,

Эпифора

Эпифора (от греч. epiphora – добавка; другой вариант этимологии: от греч. epi – после + phoros несущий) – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Эпифора – это тождество, или повтор слова, группы слов, речевых конструкций в конце нескольких предложений, строф или стихов.

Например у Н.В.Гоголя в «Мертвых душах»: Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики. Или:

Читать еще:  Как приготовить варенье из клубники

Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном,

Отчего прослыл я скандалистом?

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

Эпифора, как фигура, противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру – симплоку.

Симплока

Симплока(от греч.symploke – сплетение) – фигура слова, относящаяся к группе фигур прибавления. Симплока – это повторение начального и конечного слова (или нескольких слов) в соседних фразах, но чаще в смежных стихотворных периодах. Автор «Риторике к Геренею» отмечал, что при применении симплоки «дается частое повторение начального слова с неоднократным возвращением к конечному». Симплоку иначе можно определить как соединение анафоры и эпифоры. Симплока, как уже было отмечено, может быть представлена повтром несколько слов как в начале, так и в конце строфы.

В лоб целовать — заботу стереть.

В глаза целовать — бессонницу снять.

В губы целовать — водой напоить.

В лоб целовать — память стереть.

Градация

Градация (от греч.klimax – лестница, ступенчатость, климакс; от лат.gradatio – постепенное повышение) – фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Градация имеет два основных значения: 1) узкое – цепочка анадиплосисов, т.е. фигур, заключающихся в том, что окончание первого периода является началом второго; 2) в широком смысле слова градация: а) последовательное нагнетание однородных выразительных средств речи(климакс); б) наоборот, их последовательное ослабление (антиклимакс). Примеры климакса:

a. «Пришел, увидел, победил» (Юлий Цезарь);

b. «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (А. Грибоедов);

c. «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид» (С. Аксаков).

Полисиндетон

Полисиндетон (от греч.polysyndeton – многосоюзие), многосоюзие – это фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Полисиндетон – это преднамеренное, избыточное увеличение количества союзов, создающее впечатление возвышенностм стиля.

Наиболее распространенным является вариант полисиндетона, основанный на повторе соединительных союзов. Особую выразительность приобретает полисидентон, построенный при помощи разделительных союзов. Пример полисиндетона:

Все в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слезы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

Я славы блеск, и мрак изгнанья,

Ц светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточенного страданья. (А.С.Пушкин)

Эллипсис

Эллипсис (от греч.elleipsis – опущение, недостаток, выпадение) – фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Сущность эллипсиса состоит в преднамеренном пропуске слова, предложения, фрагмента речи, которые подразумеваются и легко востанавливаются по смыслу, контексту, ситуативно. При помощи эллипсиса демонстрируется экспрессия, нагнетается напряженность, передается динамика событий.

День в тёмную ночь влюблён,

В зиму весна влюблена,

Жизнь — в смерть…

А ты. Ты в меня! ( Г. Гейне. Оставь меня!).

Ж. Женетт рассматривает эллипсисы определенные( когда указана длительность пропуска) и эллипсисы неопределенные(когда такого указания нет). Кроме того, Ж.Женетт с формальной точки зрения различает:а) эксплицитные эллипсисы; б) имплицитные эллипсисы;в) чисто гипотетические эллипсисы как наиболее имплицитная форма эллипсиса (Ж.Женетт. Повествовательный дискурс).

Силлепсис

Силлепсис (от греч.syllepsis – захват), силлепсис – фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Силлепсис – это объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении .В общем случае, объединение элементов текста, по сути своей не объединяемых.

Силлепсис может использоваться в возвышенном стиле, тогда он создает, как считают исследователи, впечатление «взволнованной небрежности».

Гораздо часто силлепсис используется для выражения иронии, даже гротеска, либо просто комичного.

Следует отметить, что использование силлепсиса может создать впечатление объемности панорамы, когда отдельные кусочки(подобно, казалось бы, разрозненным мазкам на полотнах художников-импрессионистов) в конце складываются в целостную картину.

Пример: У Н.В. Гоголя («Мёртвые души») силлепсис используется для описания деревни Маниловки: «… покатость горы, на котором он [дом] стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустам сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в англицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту же минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно…». Здесь силлепсис сочетается с иронией: Маниловка явилась лишь симулякром на подобие нормальной деревни с «зеленью» и беседкой, которая указывала на интеллигентность хозяев лишь названием: «Храм уединённого размышления», тогда как усадьба Манилова отличалась даже количеством деревьев совсем не на много от того, что окружало крестьянские дома.

Читать еще:  Как увеличить скорость интернета

Пример: «Лежали на окне Бова и Еруслан,

Несчастный Никанор, чувствительный роман,

Смерть Роллы, Арфаксад, Русалка, Дева Солнца. »

(В. Пушкин, «Опасный сосед»).

Асиндетон

Асиндетон(от греч.asyndeton – бессоюзие), или бессоюзие – фигура слова, входящая в группу убавления, заключающаяся в опущении союзов для нагнетания экспрессии, динамизма, насыщенности. Уже античные исследователи подчеркивали, что асидетон «отличается остротой, обладает огромной силой и приспособлен к краткости».

Сила экспрессии асиндетона – именно в преднамеренном отбрасывании союзов. Псевдо-Логин с нарочитом пафосом заявлял: «Ну что же! Вставляй союзы, если хочешь… Ты увидишь, как острый порыв чувства притупляется и сразу же затухает, как только ты союзами выгладишь и уравняешь ему путь… чувство, которому мешают союзы, негодует на эту помеху. Союзы лишают его свободы в беге, не позволяют нестись как снаряду, выброшенному метательным орудием» (О возвышенном). В самом деле, можно ли даже помыслить о том, чтобы вставить союзы, лишив экспрессии широко известные примеры использования асиндетона, зримо воссоздающие кульминацию Полтавской битвы.

Квинтилиан, который считал, что асиндетон пригоден «в тех случаях, когда мы говорим о чем-нибудь с большой настойчивостью, ибо благодаря отсутствию союзов отдельные понятия подчеркиваются, и кажется, что их больше, чем на самом деле» (Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений).

В современной лингвистике асиндетон нередко распространяют на бессоюзные предложения. Проблематика сложного бессоюзного предложения является весьма хорошо разработанной, но с точки зрения нагнетения экспрессии такой асиндетон уступает асиндетону в его классическом понимании. Вот пример асиндетона:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Ночь, улица, фонарь, аптека

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

— А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

Асиндетон, как фигура, противоположна полисиндетону, т.е. многосоюзию, хотя и встречаются случаи, когда обе эти фигуры объединяют.

Антитеза

Антитеза (от греч.antithesis – антитезис) – фигура группы расположения, или перемещения. Антитеза – резкое противопоставление образов, понятие, нравственных или политических позиций. Хотелось бы особенно отметить, что впервые антитеза была использована в речах Горгия из Леонтин, «отца» риторики.

Polysyndeton — это термин, который происходит от латинского polysindeton, хотя самый древний этимологический корень встречается в греческом языке. Это риторическая фигура, основанная на повторении союзов для усиления выразительности понятия.

Некоторые из авторов, которые мастерски использовали полисиндетон, также указав одну из работ, в которых можно найти эту фигуру, — Рубен Дарио (« Песня . » и « Роковой »), Мариано Хосе де Ларра (« Ночь»). Добро 1836 года », Эмилия Пардо Базан (« Револьвер »), Хосе Марти (« Наша Америка »), Мигель де Унамуно (« Моя религия »и« Сан-Мануэль Буэно, Мартир ») и Густаво Адольфо Беккер (« Лень » «).

Читать еще:  Что лучше от клещей для собак

Важно отметить, что полисиндетон был включен не только в некоторые из самых важных литературных произведений в мире, как в жанре поэзии, так и в повествовании, но мы также можем найти его в современной лирике.

Риторическая фигура, противоположная или дополняющая полисиндетон, называется асиндетоном и состоит в пропуске определенных союзов, чтобы возбудить или развить идею. Например: «На эту вечеринку мы хотим пригласить наших друзей, нашу семью, тех, кто сотрудничал с нашим проектом с первого дня» . Как и polisindeton, это не очень распространенный ресурс, и его не следует злоупотреблять, поскольку он может вызвать эффект, противоположный желаемому.

Как и в случае с полисиндетоном, асиндетон использовался многими великими писателями истории и по-прежнему является богатым ресурсом для современных произведений в различных жанрах; давайте рассмотрим некоторые из наиболее ярких примеров: Мануэль Мантеро (« На высоте »), Густаво Адольфо Беккер (« Перес » и « Монте-де-лас-Анимас »), Мариано Хосе Ларра (« Спокойная ночь 1836 года ») и Хосе Марти (« Моя раса »)

Во всех работах, упомянутых в качестве примеров полисиндонов и асиндетонов, можно отметить перечисления, в которых различные эффекты ищутся через чрезмерное повторение союзов или их пропуск, но также следует понимать, что использование этих фигур не всегда происходит в изолированные формы, но могут быть построены понемногу, чтобы генерировать все возрастающее напряжение. Например, в стихотворении вы можете выделить наличие этих ресурсов посредством контраста между стихами, которые их используют, и другими, которые этого не делают.

Полисиндетон

Многосою́зие (др.-греч. πολυσύνδετον — многосвязное) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

Содержание

Примеры

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…

Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту…

См. также

Ссылки

Литература

  • Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.
  • Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Полисиндетон» в других словарях:

полисиндетон — полисиндетон … Орфографический словарь-справочник

ПОЛИСИНДЕТОН — [гр. polysyndeton] филол. многосоюзие [напр., «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» (А.С. Пушкин)]. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. полисиндетон (гр. polysyndeton) многосоюэие, напр.: и пращ, в стрела, в лукавый кинжал (Пушкин). Новый … Словарь иностранных слов русского языка

полисиндетон — многосоюзие Словарь русских синонимов. полисиндетон сущ., кол во синонимов: 2 • многосоюзие (2) • … Словарь синонимов

Полисиндетон — см. фигура. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия

ПОЛИСИНДЕТОН — (греч. polysyndeton) то же, что многосоюзие … Большой Энциклопедический словарь

Полисиндетон — ПОЛИСИНДЕТОН см. фигура … Словарь литературных терминов

полисиндетон — (греч. polysýndeton), то же, что многосоюзие. * * * ПОЛИСИНДЕТОН ПОЛИСИНДЕТОН (греч. polysyndeton), то же, что многосоюзие (см. МНОГОСОЮЗИЕ) … Энциклопедический словарь

полисиндетон — (греч. polysyndeton). To же, что много союзие … Словарь лингвистических терминов

полисиндетон — ПОЛИСИ´НДЕТОН (греч. πολυσύνδετον) см. многосоюзие … Поэтический словарь

полисиндетон — (от греч. polysyndeton многосвязное). См. многосоюзие … Словарь литературоведческих терминов

Источники:

http://poisk-ru.ru/s50566t13.html
http://ru.tax-definition.org/92347-polysyndeton
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1099976

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector