Почему у Джокера разрезан рот
Человек, который смеется: 13 фактов о Джокере
Спустя ровно 30 лет после премьеры «Бэтмена» Тима Бертона с Джеком Николсоном, на экране появился новый клоун-психопат – теперь в исполнении Хоакина Феникса. Тот случай, когда злодей вдруг заслонил собой положительного героя – впрочем, у этого жутковатого персонажа, пришедшего на экран из комиксов, еще немало карт в рукаве. Вот они.
Фото: Warner Bros. Pictures
Один из Джокеров – мать Бэтмена
В серии комиксов Flashpoint есть альтернативная версия истории Летучей мыши. Вместо родителей Брюса в темном переулке убили его самого. Убитая горем мать не смогла справиться с утратой и погрузилась в депрессию. Как-то раз ее муж Томас сказал, что ему не хватает улыбки жены, и тогда она взяла в руки нож и разрезала себе рот. Ну а дальше, как положено Джокеру, наводила ужас на жителей Готэма.
Комикс, где впервые появляется Джокер, входит в пятерку самых дорогих в мире
Ожидаемо, что среди коллекционеров больше всего ценятся комиксы, где в качестве спасителей мира дебютировали Супермен, Человек-паук, Бэтмен и Флэш. Четверку хороших парней разбавил только один злодей – Джокер. Впервые он появляется в выпуске Batman #1 1940 года, который был продан на аукционе за 527,6 тысяч долларов. В комиксе злодея преследует вся полиция Готэма, и после очередной стычки с Бэтменом первого доставляют в лечебницу «Аркхэм», где другой отрицательный герой, Кукольник, отрезает Джокеру лицо, перед этим сообщив, что является его преданным поклонником.
Джек Напьер, Артур Флек
За свою 79-летнюю историю этот зловещий клоун, как и подобает настоящему трикстеру, неоднократно менял биографию. Согласно канонической версии, человек, позже ставший Джокером, был неудачливым комедиантом – новый фильм о нем с Хоакином Фениксом, взявший главный приз кинофестиваля в Венеции, как раз поддерживает эту теорию. Даже настоящее имя Джокера остается загадкой: в фильме Тима Бертона, где оппонента Бэтмена сыграл Джек Николсон, это был неудачливый гангстер Джек Напьер. В новой ленте героя Хоакина Феникса зовут уже Артур Флек, это уличный зазывала, работающий клоуном в детском госпитале.
Фото: Джек Николсон в фильме «Бэтмен». 1989 г.
Затворник Леджер
Пожалуй, один из самых зловещих воплощений злодея на экране принадлежит Хиту Леджеру, для которого эта роль стала роковой, приведя его к гибели. Когда Леджер умер от передозировки, Джек Николсон вдруг заявил, что «предупреждал его». Актер никогда не объяснял свои слова, но их сложно трактовать иначе, кроме как в том ключе, что любой, кто сыграл Джокера, расплачивается за это душевным покоем и физическим здоровьем. Готовясь к роли, Леджер не выходил из номера отеля 43 дня, чтобы полностью посвятить себя изучению персонажа. Критики оценили: Леджер стал первым актером в истории, получившим «Оскар» за роль в фильме про супергероев.
Социопат
Когда создатели Джокера – Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон – придумали этого героя, им было чуть за 20. Вряд ли они задумывали его как сложного персонажа с глубокой психологией, но он таким стал. Причем от фильма к фильму проступает все рельефнее, постепенно обретая новые грани и удаляясь от плоского амплуа злодея из комиксов. Рассуждения дуэта Хита Леджера и Кристофера Нолана над незакрытыми гештальтами и триггерами, приводящими к безумию, продолжают Хоакин Феникс и Тодд Филлипс. У нового Джокера, Артура Флека, есть и сексуальная фрустрация, и психические заболевания, и сложные отношения с матерью (которая его и вдохновляет, и подавляет) и отцом (хоть и заочные – кто он, Артур не знает), и куча других комплексов.
Гений
Одна из причин, по которым Джокер сошел с ума – его гениальность. Он способен видеть всё в истинном свете, потому и слетел с катушек. Например, Джокер осознает, что является персонажем комикса, потому что иногда обращается к читателям напрямую – то есть свободно владеет приемом «слом четвертой стены», которым, кстати, никогда не пользуются второстепенные или проходные персонажи. А еще он всегда в курсе, что, когда и где будет происходить, и свои безумные планы воплощает благодаря тому, что обладает сверхспособностью – безупречным чувством времени.
Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь». 2008 г.
Шрамы
«Улыбка Глазго» – так называется разрезанный рот, который еще до появления Джокера практиковался в качестве кары среди шотландских авторитетов. Любопытно, что каждый раз история их появления у Джокера разная. Так, в комиксе лицо Джокеру разрезает другой злодей, Кукольник, который заявляется к нему в тюремную камеру. В фильме с Николсоном Джокер говорит, что попал к плохому пластическому хирургу. Герой Леджера признается, что над ним в детстве издевался изверг-отец, а в фильме с Фениксом на лице Джокера нет привычных шрамов: постоянная улыбка просто нарисована помадой.
Джокер – друг Бэтмена
Да, именно так: Джокер считает Темного рыцаря своим самым лучшим другом и любимым врагом. Ему часто представлялась возможность убить супергероя, но он ей не воспользовался. В одном из выпусков комикса он произносит: «Но если я пристрелю Бэтмена, с кем же мне играть?» По задумке создателей, Джокер был злодеем просто потому, что это было необходимо для развития Бэтмена. Раз герой серьезный, ответственный и молчаливый, то пусть антигерой будет веселым, свободным от морали и очень артистичным. Джокер понимает, что Бэтмен – его лучшая версия, поэтому искренне любит его. По-своему.
Специалист по ядам
Хотя Джокера многие считают клоуном-неудачником, он еще и квалифицированный химик и специалист по взрывчатым веществам. Слава Борджиа тоже не давала злодею покоя, так что он изобрел яд, у которого множество названий: токсин Джокера, Веселящий газ, Смехотрикс. Вещество разрушает нервную систему тела, вызывая судороги и не поддающийся контролю смех, который может продолжаться до момента смерти. Причем на самого злодея он не действует: в результате падения в чан с химикатами Джокер приобрел иммунитет практически ко всем отравляющим веществам.
Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц». 2016 г.
Джокер-кубинец
До Джека Николсона, Хита Леджера, Джареда Лето и Хоакина Феникса Джокера в 1966 году исполнил американский актер кубинского происхождения Сесар Ромеро (он, кстати, засветился в сериале «Зорро»), но весьма невразумительно. Имя злодея и история его происхождения в ленте не раскрываются, а на экране – скорее неудачный комедиант, чем опасный преступник-психопат.
Гроза злодеев DC
Джокер – самый страшный антагонист вселенной DC. Лекс Лютор или Бэйн пытаются избегать с ним любых контактов и говорят, что «когда суперзлодеи хотят напугать друг друга, они рассказывают истории про Джокера».
Человек, который смеется
У Джокера был реальный прототип – немецкий актер Конрад Фейдт, звезда немого кино. В фильме «Человек, который смеется» по мотивам романа Виктора Гюго, он играет Гуинплена – вечно ухмыляющегося персонажа, в детстве похищенного бандитами-компрачикосами, которые до неузнаваемости изуродовали ему лицо.
Тысячелетний демон
В комиксе «Бэтмен» Скотта Снайдера Эндшпиль выдвигается версия, что Джокер не помнит своей биографии и меняет ее, потому что он намного старше, что подтверждается вырезкой из старой газеты. На самом деле он – бессмертный демон. И «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», как говорил фаустовский Мефистофель.
Почему у Джокера разрезан рот
Хотите знать, откуда у него эти шрамы на спине, – у Бэтмена, борца за чистый город, человека в костюме Летучей Мыши, защитника обездоленных? Дело в том, что костюм у него неудобный, маневренности никакой, да и любая собака может прокусить эту черную резину.
То главное, что делало комиксы про супергероев столь волшебной формой осмысления мира, – восторг условности, свои, особые правила, – оно теперь жмет супергероям, не дает никакой маневренности. Условность и алогичность сегодня нужно оставить реальному миру и реальной политике; супергерои из комиксов, наоборот, действуют по людским законам. Поэтому «Темный рыцарь» /Dark Knight, The/ (2008), очередной фильм о Бэтмене (миллионере Брюсе Уэйне, из соображений борьбы за правое дело переодевающемся в костюм летучей мыши), легче сравнивать не с предыдущими Бэтменами, а с каким-нибудь «Крепким орешком» /Die Hard/ (1988). Джон Маклейн в грязной майке отличается от Брюса Уэйна в черной маске только тем, что Маклейн к концу фильма обязательно всех победит.
Кадр из фильма
Хотите знать, откуда у него эти шрамы – у самого известного комикс-города, у Готэм-сити, готического тимбертоновского лубка? Уже в предыдущем нолановском фильме про Бэтмена, «Бэтмен: начало» /Batman Begins/ (2005), с Готэма слетел весь декадентский лоск, вся чарующая шелуха, а потом и особняк Уэйнов сгорел, и теперь Бэтмен смотрит из своего пентхауса на город, как будто в последних кадрах какого-нибудь «Бойцовского клуба» /Fight Club/ (1999), только вместо воображаемого друга у Брюса Уэйна – костюм Бэтмена. Он и сам – воображаемый друг Готэм-сити, тот, кого призывают, когда совсем кранты, тот, в кого верят последние чистые души: дети и честные полицейские. Готэм же превратился в абсолютно обычный, но от этого еще более мрачный город – его мрачность не от перенаселенности фриками, а от перенаселенности нормальными людьми, простыми гражданами, всегда готовыми проголосовать за что-нибудь хорошее против чего-нибудь плохого. Правда, они не умеют отличать одно от другого, – ну так и никто не умеет, разве что дети и честные полицейские.
Знакомый по предыдущим «Бэтменам» след прожектора с силуэтом летучей мыши на облаках уже и разглядеть-то почти невозможно. Как и другую мышь – главного героя. В «Темном рыцаре» Бэтмен сполна переживает кризис среднего возраста, самую отвратительную его версию. Он не то что сходит с ума, он устал за лето. За костюмом в комод полезешь – и день потерян. Бэтмен не знает, куда идти, с кем бороться, что делать; вопрос «кто виноват?» спас бы его, если бы на этот вопрос можно было однозначно ответить. Горожане его ненавидят. Он хотел бы сдать кому-нибудь дела, и ему кажется, что новый прокурор Харви Дент вполне мог бы стать Светлым Рыцарем Готэма, защитником обездоленных. Тем более, что Дент готов засадить за решетку всех преступников города. Проблема только в том, что теперь у Готэма – а значит, и у Бэтмена – появляется новый, и очень серьезный противник. Преступники просят помощи у Джокера – ходячего хаоса со шрамами на морде, причмокивающего раскрашенного клоуна с плохими, но крайне убедительными шутками, который спрашивает у всех: а ты чего такой серьезный?
Кадр из фильма
Хотите знать, откуда у него эти шрамы? Нельзя сказать, что Джокер – Хит Леджер – в «Темном Рыцаре» переигрывает всех остальных: он не играет. Леджера там внутри вообще, кажется, нет, лишь красная улыбка энтропии, макабрическая клоунада, сила, что вечно хочет и вечно совершает. Прямая противоположность тупому, уставшему, запутавшемуся Бэтмену, который может делать лишь то, чего ждет от него Готэм. Джокер делает лишь то, что делает, у него нет никаких планов по захвату власти или объявлению войны, он хочет просто повеселиться. У Бэтмена, к сожалению, нет чувства юмора. Человек-Летучая Мышь выглядит анахронизмом, пришельцем из старых добрых времен, когда Зло имело лицо, и Добро могло с удовольствием в это лицо съездить. Теперь у Зла множество лиц, а у Добра… а что такое, собственно, Добро?
Борьба Добра со Злом – это, похоже, уже пережиток прошлого, сказки недавнего средневековья. Сегодня бороться будут, скорее, Долг со Здравым Смыслом, или Страх с Надеждой, или Деньги с Инстинктом Самосохранения, или, наконец, Хаос с Порядком. «Что будет, – спрашивает Джокер, – если неостановимая сила столкнется с недвижимым объектом?» В «Темном рыцаре» неостановимая сила: Джокер, Хаос, законы реальности – сталкивается с недвижимым объектом: Бэтменом, Порядком, привычными законами жанра. Есть такая неразрешимая загадка: что делать, если видишь, как вымирающее животное жрет вымирающее растение: убивать вымирающее животное или дать погибнуть вымирающему растению? Если неостановимая сила сталкивается с недвижимым объектом, единственное, что имеет смысл делать, – сидеть и смотреть. Потому что это незабываемое зрелище.
Кадр из фильма
«Темный рыцарь» – лучший политический боевик 2008 года, не считая реальности. Нолан, со своими политическими заявлениями, с фирменной легкой путаницей в сюжетных линиях, с твердым пониманием того, что важно, со своими плохими шутками и внезапными прорывами в чистое искусство, – тяжеловесный, неповоротливый, неостановимый таран для сноса крыши. А «Темный рыцарь» – огромный камень, летящий с горы, все быстрее и быстрее, разгоняющийся до запредельной скорости, сшибающий все на своем пути, – и кому интересен маленький Сизиф в костюме летучей мыши, который бежит вслед за камнем и что-то кричит?
Энтропия не убывает. Она смеется, бормочет, причмокивает, поджигает и пляшет. Энтропия не убивает, точнее, убивает не сразу. Она берет нож, приставляет тебе к горлу и говорит: «Хочешь знать, откуда у меня эти шрамы?» Можно было бы вообще не вступать с энтропией в переговоры, но проблема в том, что ты очень, очень хочешь знать.
«Джокер» — грубая пощёчина, которую должен получить каждый
Критик Алексей Хромов рассказывает, почему фильм обязателен к просмотру, хоть от ленты и остаются мрачные ощущения.
На российские экраны вышел, пожалуй, самый ожидаемый фильм осени. Режиссёр Тодд Филлипс, когда-то прославившийся пошловатой серией комедий «Мальчишник в Вегасе», совершенно неожиданно снял одну из самых жёстких и эмоциональных картин не только в мире кинокомиксов, но и вообще в современном массовом кино.
И это не просто очередной перезапуск истории злодея из комиксов, а новый фильм о потерянном и униженном человеке, которого доводят до срыва, заставляя превратиться в безумного преступника.
Это история Артура Флека — клоуна из Готэма восьмидесятых. Он живёт с матерью в тесной квартирке, подрабатывает зазывалой и мечтает стать стендап-комиком. Но к психическим заболеваниям Артура добавляются постоянные проблемы в жизни. И однажды его терпению приходит конец.
Трагедия в яркой оболочке
Разумеется, первое, что привлекло внимание к этой картине (помимо талантливейшего Хоакина Феникса в главной роли), — это новая история происхождения знаменитого злодея, которого все знают не только по оригинальным комиксам, но и по множеству экранизаций. Вокруг версии Джокера, которую сыграл Хит Леджер в «Тёмном рыцаре», со временем и вовсе образовался настоящий культ.
Но фильм Тодда Филлипса моментально заставляет забыть и обо всех предшественниках, и о комиксах вообще. Это совсем другая история. Как Джокер прячет под нарисованной улыбкой грустное лицо, так и сам сюжет использует вымышленный мир лишь в качестве яркой обёртки.
Здесь нет и не может быть супергероев. Это наша реальность. Грязный и мрачный Готэм восьмидесятых с забастовкой мусорщиков напоминает то ли о разрухе в те же годы в Нью-Йорке, то ли о нынешних протестах в различных столицах мира.
Автор и не скрывал, что «Джокер» гораздо ближе к «Таксисту» Мартина Скорсезе, чем к «Тёмному рыцарю» или «Бэтмену».
Главный герой (он же злодей) получает новую биографию, лишь немного связанную с «Убийственной шуткой» Алана Мура, и совершенно другой образ, в котором нет места ни химикатам, ни жутким шрамам. А поклонникам достаются лишь мелкие отсылки вроде Томаса Уэйна, лечебницы «Аркхэм» и пары знакомых сцен.
Строго говоря, этот фильм мог бы называться совсем иначе, например просто «Артур». Исключив все связи с DC, картина совершенно не потеряла бы в сюжете. Но обвинять режиссёра в том, что он использовал знакомую оболочку для рекламы, просто невозможно.
В первую очередь потому, что эта лента действительно очень сильная и её стоит посмотреть каждому. А без такой промокампании привлечь зрителей на мрачную драму от бывшего комедийного режиссёра было бы очень трудно. Но Филлипс нашёл способ подать авторское кино так, что о нём теперь говорят все.
Трагедия маленького человека
Всё в том же комиксе Алана Мура «Убийственная шутка» Джокер утверждал, что между обычным человеком и безумцем всего один неудачный день. Фильм Тодда Филлипса показывает, что это не так. Преображение тихого и забитого героя не следствие одного события и неудачного дня. К этому ведёт вся его жизнь, наполненная унижениями.
И поэтому «Джокер» — не о победе добра над злом и не о справедливости. Он даже не про становление безумного преступника. Этот фильм — одно из грубых и точных высказываний о жизни того самого «маленького человека» в обществе. И пусть в кадре восьмидесятые и США, ситуация та же во все времена и в любой стране.
«Джокер» показывает безжалостное общество, в котором над слабым обязательно издеваются, а лежачего добивают ногами. Наше общество.
Да, возможно, в фильме «С меня хватит» путь от обычного человека к преступнику показывали правдоподобнее, а отрицательные персонажи выглядели живее. Но именно «Джокер» с театральным, если не цирковым, гротеском показывает всю пошлость политиков и медийных личностей.
Он прямо говорит, что большинство людей на улице переступит через жертву нападения и не заметит её. Трагедия Артура в том, что его просто никто не видит. Для всех он — функция, тень, от которой хотят поскорее избавиться. И его порывы не желание что-то изменить. Это способ стать заметным, настоящим, тем, с чьим мнением будут считаться.
Но и этим дело не ограничивается. Одновременно «Джокер» становится ярчайшим примером проблем человека с психическими заболеваниями. Ведь многие до сих пор стараются делать вид, что не существует ни ОКР, ни аутизма. А людям с клинической депрессией, как и главному герою, все просто советуют улыбнуться.
История Артура отлично раскрывает, что случается, когда человека всю жизнь заставляют скрывать свои эмоции и проблемы и даже не пытаются понять, что с ним происходит.
Торжество мрачной эстетики
Но даже и тем, кому все озвученные темы кажутся чуждыми и непонятными, стоит посмотреть этот фильм. Как минимум ради невероятно красивых съёмок и потрясающей игры Хоакина Феникса.
Не зря на главную роль взяли именно этого актёра. Ведь значительная часть картины построена на эмоциях. А оператору остаётся только ловить его богатую мимику и каждое движение. В кадре происходит настоящее перерождение героя. Достаточно сравнить его смех, скованность и тяжёлую походку в начале и постоянные танцы в финале.
Съёмки тоже совершенно не напоминают комиксы. Это множество медленных планов, концентрация не на сюжете, а на самом персонаже. Его движения нередко превращаются практически в пантомиму под музыку композитора «Чернобыля» Хильдур Гуднадоттир.
Визуальное оформление «Джокера» заставляет полностью прочувствовать эмоции Артура. Вот он с трудом карабкается по лестнице, а после первого преступления с лёгкостью бежит вверх по ступенькам или же, танцуя, уходит вниз.
Его мир фантазий всегда красочнее, чем реальность, погружённая в серо-синие тона. И только в самом конце он сам становится ярким пятном, привлекающим к себе внимание.
Возможно, это не самые сложные режиссёрские и операторские ходы. Но в «Джокере» всё идеально работает на историю. Без лишнего затягивания, без усложнения. Ровно так, как нужно.
Плохой пример для подражания
Неоднозначный фильм ещё до премьеры вызвал беспокойство ‘Joker’: New York City Police to Deploy Additional Officers at Theaters Opening Weekend властей США. После трагических событий на премьере «Тёмного рыцаря» многие боятся, что «Джокер» романтизирует образ преступника-анархиста и вызовет беспорядки.
Вот только это всё напрасно. Артур Флек — не самый привлекательный герой. В первую очередь потому, что он и сам не рад своей судьбе и до последнего хотел, чтобы всё было хорошо. В его существовании нет никакой романтики, а преображение в Джокера — лишь символ потери нормальной жизни.
И бесполезно бороться с проявлениями насилия, когда уже толпы превращаются в условных Джокеров. Нужно смотреть на первопричины. Об этом власти многих стран часто забывают. А герой фильма своим зловещим гримом, сильно похожим на образ клоуна-убийцы Пого, напоминает.
Тодду Филлипсу удалось донести то главное, что не получилось ни у Нолана, ни у Снайдера: Джокер — не человек, а идея, воплощение безумия и анархии.
«Джокер» оставляет очень мрачные и тягостные впечатления. Ведь фильм показывает даже не неонуарные комиксы в духе «Тёмного рыцаря» или «Логана». Это тягучая история на грани безумия об отвратительной изнанке общества, расслоении классов и всеобщем равнодушии к проблемам других.
Картина наверняка быстро станет культовой, а Хоакин Феникс точно получит номинации на все главные премии. Но всё же «Джокер» не фильм о преступнике, протесте или анархии. Это символ обречённости и одиночества, которое приводит к безумию. И именно поэтому он так цепляет.
Источники:
http://thecity.m24.ru/articles/1257
http://www.film.ru/articles/otkuda-eti-shramy
http://lifehacker.ru/dzhoker/