14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От чего зависят цены на бензин

От чего зависит цена на бензин в России

Росстат свидетельствует о том, что бензин в стране, начиная с января, подорожал, если усреднить подорожание разных марок топлива, на 0,3%.

Содержание статьи:

  • Почему растет цена на бензин
  • От чего зависит цена на топливо
  • Разные подходы к прогнозам и вычислениям бензиновых цен

Такое явление экономисты объясняют тем, что акцизы с начала годы выросли в два раза. 1 литр в среднем стал дороже на 2 рубля. Сказалось и то, что бензин подорожал на биржевом рынке.

Логические парадоксы в действии

Казалось бы, связь двух величин, «стоимость сырой нефти» и «цена на бензин», находится на уровне задачки по формальной логике для младших классов. Если нефть дешевеет, то и бензин, из которой его производят, тоже должен дешеветь. Но это в идеале и «без поправки на ветер». Хотя на официальном уровне, вроде бы, именно так и понимают эту взаимосвязь. Во всяком случае, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов считает, что повышение акцизов принесет в бюджет дополнительные 90 млрд. рублей дохода, но при этом владельцы автомобилей подорожания не ощутят, ведь «нефть дешевеет, будет дешеветь и бензин».

Так почему же все-таки бензин дорожает и дорожает, меняется лишь скорость, с которой растут ценники?

Начнем с того, что сомнительной кажется и прибыль бюджета в 90 млрд. рублей. Действительно, рост акцизов должен дать прямую прибавку к поступлениям в бюджет. При этом акциз напрямую плюсуется к цене бензина. Однако вышеприведенная цифра получается в том случае, если потребление бензина остается на прежнем уровне. На сегодняшний день действуют факторы, которые могут изменить ситуацию. В частности, платежеспособный спрос. В настоящее время у населения, предпринимателей и у компаний этот спрос практически исчерпан. Увеличатся цены, но при этом произойдет падение спроса. Причем последний упадет больше, чем вырастет цена на топливо. Повышение акцизов в результате уменьшит поступления в бюджет, параллельно вызвав падение производства в стране.

Теперь вернемся к постоянному подорожанию бензина. Раньше его в основном объясняли тем, что нефть на мировом рынке стоит дорого, поэтому нефтедобывающим компаниям невыгодно реализовывать ее внутри страны по низким ценам. Мол, работают законы свободной экономической модели, и с этим ничего не поделаешь. Но теперь-то нефть падает в стоимости на мировых рынках. А цены в России на бензин продолжают идти вверх.

Теперь уже чиновники не любят ссылаться на ситуацию на мировом рынке, а указывают иные причины, часто довольно неубедительные, что не может не раздражать потребителей, не до конца понимающих, за что они платят деньги. Россия – один из мировых лидеров по добыче нефти, а бензин для внутреннего покупателя дорожает. Но для этого парадокса существует объяснение – верное, или не совсем верное, это уже другой вопрос. И звучит оно на первый взгляд достаточно парадоксально – цена бензина практически не зависит от цены сырой нефти.

Цена бензина как сумма составляющих

Любая цена складывается путем суммирования. И стоимость сырья не всегда является определяющей. Цена топлива во многом зависит от величины различных налогов, расхода средств на производство, прибыли нефтеперерабатывающих заводов, владельцев заправок. Специалисты утверждают, что стоимость нефти составляет лишь около 7% цены бензина, которую за него платит потребитель, заливая в бак машины. А вот разного вида налоги, акцизы, НДС влияют на величину 60% стоимости литра автомобильного топлива в РФ. И это не чисто российский феномен, а общемировая практика. Так, в США налоговая составляющая стоимости бензина – 50%. При этом иногда приводят неправильную цифру в 12%. Но это лишь часть налогов, которыми облагается бензин. Необходимо добавлять еще и налоги, которыми облагается сама добыча нефти и экспортные налоги в странах, поставляющих свою добытую нефть на американский рынок. Вот и выходят в результате усредненные 50%.

В российских реалиях рост цен на бензин обусловлен еще и тем, что теперь нефтяники стараются компенсировать за счет внутреннего рынка свои убытки на внешних рынках.

С таким ходом мысли согласны некоторые видные эксперты. Таково, например, мнение директора Института энергетической политики Владимира Милова. Он уверен, что причина роста цен на бензин – раздувание маржи, которое стало возможной из-за того, что вся нефтяная отрасль страны, включая переработку и сбыт, чрезмерно олигополизирована. А объяснения нанятых «экспертов» о большой составляющей налогов — это уловка, уводящая от истинного положения вещей. При этом В. Милый все же считает, что бензин не может стать дешевле в разы. Производители должны получать прибыль. Но если бензин дорожает на фоне дешевеющей нефти, то это признак нездоровой ситуации во всей цепочке от нефтедобычи до сбыта топлива.

Считать можно по-разному

В прошлые «тучные» годы даже на государственном уровне нередко было принято озвучивать цифры в двух выражениях — сначала в национальной валюте, а потом отдельно в долларах США. С того момента, как рубль пошел на понижение, долларовый эквивалент на уровне озвучивания доходов и размеров поддержки по госпрограммам приказал долго жить. Однако когда речь заходит о стоимости бензина, то нередко озвучивается утверждение, что бензин на самом деле и не подорожал, ведь если пересчитать его цену в долларах, то получится совсем другая тенденция. Такой подход не то, чтобы совсем лишен смысла, но строго говоря, является передергиванием фактов. Долларовая составляющая в производстве автомобильного топлива несомненно есть — это импортное оборудование для нефтедобычи, переработки нефти. Но львиная доля приходится на оплату труда российских граждан, занятых в нефтяной отрасли, и на налоги и акцизы, измеряющиеся в рублях.

Читать еще:  Как закрыть группу в ВКонтакте

Вопрос цен на бензин в объяснении чиновников разных российских ведомств во все времена являлся и является какой-то головоломкой. Никогда не имелось четкого ответа, прогноза на стоимость одного литра. Потребитель уже привык не доверять таким прогнозам, поскольку у представителей разных ведомств могут отличаться в разы не только цифры, но и направление – подорожание, удешевление.

Кажется, что математика здесь ни при чем, это, скорее, гадание. Так, на парламентских слушаниях замминистра финансов говорил о росте цен на бензин в пределах 5%. Но тут же заместитель министра энергетики назвал уже другую цифру – 10%. Вот и весь прогноз. Для покупателя бензина такая разница в прогнозах существенна, исходя из цены приходится планировать семейный бюджет или бизнес. Но с таким же успехом мог прозвучать и другой прогноз. Никто не отвечает впоследствии за предсказание, потом все привычно сваливают на изменение загадочной и не слишком определенной экономической конъюнктуры. При этом все уже знают, что эта конъюнктура почему-то всегда работает против потребителя автомобильного топлива и никогда не складывается в его пользу. За тот период, когда нефть в мире подешевела на 20%, бензин для покупателя в России стал дороже на 5%.

Этот парадокс нельзя объяснить с позиций большой налоговой составляющей в стоимости топлива. Если рассматривать цену как сумму, то уменьшение одной составляющей при неизменности остальных может привести только к уменьшению цены одного литра топлива. Объяснять, как такое происходит, используя арифметику, чиновники почему-то не спешат, предпочитая пространные рассуждения и способ гадания относительно прогнозов. При этом о прошлых предсказаниях вспоминать не спешат. Создается впечатление, что рост цен на топливо – это какой-то природный, неизбежный процесс, которому невозможно противостоять на государственном уровне, а чиновники лишь оправдывают его. Но экономика рукотворна, хоть и подчиняется жестким законам, это не цунами и не землетрясение. В сохранении высоких цен на бензин и определенной привязке их к курсу доллара заинтересованы нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Если велика налоговая составляющая цены, то ее можно уменьшить, и это не обязательно приведет к уменьшению поступлений в бюджет.

Подешевевший бензин может стать двигателем для роста экономики страны. Мгновенно снизятся расходы населения и бизнеса на транспорт. Транспортная составляющая в ценах всех продуктов станет меньше. Освободившиеся средства пойдут на потребление, в том числе, и на покупку новых машин, на инвестиции. Произойдет оживление в реальном секторе экономики. Не в последнюю очередь снизятся цены на сельскохозяйственную продукцию, расширится ее производство. Инфляция приостановится. Отсюда и новые поступления в бюджет, и постепенный рост благосостояния граждан.

Сиюминутное наполнение бюджета — вещь нужная. Однако средство не должно превращаться в цель. Налоговую нагрузку в цене бензина необходимо снижать, хоть на первых порах это и будет болезненно для бюджета. Специалисты считают, что эту составляющую реально снизить вдвое. Но для этого необходима политическая воля. Если Россия в прошлом оказалась подсаженной на нефтяную иглу, что во многом привело к сегодняшнему кризису, то эту зависимость неплохо бы использовать во благо развития экономики в наши дни, но уже по другой схеме. Кризис приходит и уходит, а нефть остается в недрах, она никуда не ушла.

Вот интересное видео о росте цен на бензин — смотрим!

Где самый дешевый бензин? От чего зависит стоимость бензина

Многих автомобилистов интересует, где самый дешевый бензин в мире есть возможность приобрести. В данной статье можно узнать о десяти государствах, которые держат первенство по цене на дешевое топливо для транспорта. Здесь же присутствует краткая информация о том, что именно влияет на повышение стоимости.

Два похожих государства

Открывает ТОП государств, где самый дешевый бензин может приобрести каждый житель, Пакистан. В этой стране экономика находится на предельно низком уровне, и держится она полностью на экспорте нефти, газа и сырья в другие страны. Этим и объясняется низкая цена на топливо по всей территории державы. Стоимость держится на уровне 69 центов за литр (все цены указаны в американских долларах). Похожая ситуация в Индонезии, где экспорт этой же продукции составляет львиную долю доходов в бюджет государства. За счет добычи и переработки сырья цена на бензин здесь составляет в среднем 59 центов. Эти два государства похожи по структуре экономики, и цена в них держится на низком уровне из-за богатых запасов в земле.

Самая большая страна

На восьмом месте рейтинга стран, где самый дешевый бензин в мире могут позволить себе граждане, расположилась Россия. Здесь средняя стоимость также на уровне 59 центов за литр, что обусловлено огромными запасами нефти и газа. Эта продукция экспортируется по всему миру и позволяет установить низкий уровень цен на топливо. За последние годы в государстве наблюдается динамика роста этого показателя. Если учитывать платежеспособность населения, то Россия по доступности бензина в третьем десятке со всех стран мира. Экономический парадокс заключается в том, что среди европейских стран государство занимает первенство по цене. Только вот показатель траты средств за год на топливо не так радует. Он почти доходит до 2,5 % годового дохода среднестатистического жителя. Этот показатель один из самых высоких в мире, что свидетельствует о проблемах в экономическом аспекте. Подобная тенденция никак не сказывается на количестве экспортируемой продукции в другие страны мира.

Читать еще:  Как вернуть натуральный цвет волос

Следующие позиции в мире

Узнать о том, где самый дешевый бензин в мире будет полезно водителям для сравнения, хоть организовать поставки с этих стран невозможно. Нигерия в рейтинге занимает седьмую позицию из-за того, что три четверти всего дохода приходится на нефть. От этой выручки часть суммы уходит на поддержание низкой цены на бензин в государстве. Стоимость в среднем 46 центов за литр. Если же сравнивать с платежными возможностями населения, то стоимость все еще высока. В Объединенных Арабских Эмиратах топливо также славится низкими затратами на покупку. В этой стране за литр приходится заплатить всего 45 центов, притом в сравнении с доходами это сущая мелочь для населения. Здесь добывается нефть марки «Брент», которая считается одной из самых высококачественных в мире. Себестоимость добычи данного сырья колеблется от двух до пяти долларов. ОАЕ занимает седьмое место в рейтинге запасов нефти и в совокупности все эти факторы приводят к низкой стоимости бензина на заправках.

Страны с первой пятерки

Открывает первую пятерку рейтинга стран Малайзия. Это государство, где самый дешевый бензин в мире доступен населению по цене в 41 цент. Учитывая средний уровень дохода, на топливо гражданам приходится тратить самую маленькую часть годовой зарплаты. Причина в том, что на территории державы находятся немалые запасы нефти, а экспорт не ведется в больших количествах. Это позволяет регулировать цены на топливо для удобства населения. Четвертую позицию в рейтинге занимает одно из богатейших государств мира – Кувейт. Цены на бензин здесь в среднем держатся на уровне 35-ти центов. При этом страна находится в первых двух десятках рейтинга самых богатых держав. Ее маленькие размеры не мешают быть в пятерке стран с наибольшими запасами сырья. Богатые недра позволили выстроить экономику вокруг экспорта данной продукции. Сейчас Кувейт входит в десятку экспортеров «черного золота» и 95 процентов доходов получает именно из этого направления. Этим и объясняется такая стоимость на топливо.

Бронза и серебро

Третье место в рейтинге стран с самой низкой стоимостью бензина на заправках в мире занимает Иран. Держава является крупным поставщиком нефти на территорию других стран и входит в десятку государств по данному показателю. Это позволяет снизить цены на бензин до 34 центов за литр. Здесь с топливом не существует проблем, хоть АЗС встречаются нечасто. Местное население даже к ближайшим магазинам едет на автомобиле, так как может себе это позволить. Грузовики с автобусами ездят на «тяжелом топливе», легковые машины исключительно на бензине.

На втором месте расположился самый крупный импортер сырья во всем мире – Саудовская Аравия. За один литр топлива местному населению в среднем приходится платить всего 24 цента. Большой доход от ежедневных продаж сырья позволяет снижать налоги для производителей бензина и дизеля. Король Саудовской Аравии придерживается подобной политики даже на фоне общего повышения цен на топливо. Такой подход позволяет населению значительно экономить средства.

Лидер списка

Для многих будет неожиданностью, что именно Венесуэла является лидером рейтинга среди стран, где самый дешевый бензин доступен населению. За литр людям здесь придется заплатить всего десять центов, что является абсолютным рекордом. Такая цена держится уже на протяжении почти двух десятков лет. Такой результат достигается за счет искусственного поддержания стоимости правительством. Оптовая цена на бензин и розничная со времени установления показателя в десять центов за литр должна была подняться уже в несколько раз. Правительство всегда решало конфликтные вопросы в этом направлении в пользу населения. В Венесуэле добывается немало нефти, и страна занимает десятое место в списке импортеров. Стоит отметить, что экономика государства держится на добыче сырья, но инфляция внутри страны уже достигла невероятного показателя в 475 процентов. Именно по причине низких доходов населения цена на топливо не может подниматься, ведь это ощутимо отразится на всех гражданах.

Факторы влияния на стоимость в разных странах

Водителям с разных государств и регионов будет интересно узнать, от чего зависит стоимость бензина. Первым фактором являются запасы нефти на территории державы. Если их приходится экспортировать, то стоимость барреля сырья пропорционально сказывается на топливе. Другим странам повезло больше, ведь в них исторически заложена низкая стоимость по ряду причин. Правительство не рискует повышать этот показатель, дабы не вызвать массовые волнения среди населения. Цена на бензин и дизель повышается при финансовых кризисах, не последнюю роль играют налоги для производителей продукции. В некоторых странах государственная политика регулирует стоимость. Ярким примером является Норвегия, которая ежедневно экспортирует на рынок большое количество нефти. При этом население за литр платит в среднем 2,6 американских доллара. Это связано с высокими доходами населения внутри страны.

Региональная политика в России

Гражданам самого крупного государства в мире может пригодиться информация о том, где самые дешевый бензин в России есть возможность приобрести. Из-за обширной территории в разных регионах ценовая политика отличается. Например, в отдаленных областях по типу Чукотки или Якутии бензин с дизелем стоят в разы дороже. Ниже всего стоимость зафиксирована в Калужской, Томской и Омской области. Также низкие показатели имеются в Чечне, Хакасии и на Алтае. Разница в регионах объясняется местной политикой и регулировкой от органов власти, которые на местах принимают решения. На депрессивной территории правительство искусственно снижает цену, так как население имеет низкий уровень дохода. В общем, европейская часть России отличается наиболее низкими ценами, а в других регионах стоимость уже стабильно повышается.

Читать еще:  Когда сажать укроп в открытый грунт

Как формируется цена на топливо в России?

Бензины и дизельное топливо являются уже конечными продуктами, которые с момента добычи нефти проходят достаточно длинный путь. Рассмотрим механизм ценообразования на моторные топлива и какие факторы на него влияют.

Путь нефти

Чтобы ответить на вопрос, поставленный выше, для начала стоит рассмотреть путь нефтепродуктов на рынок, выделив основные этапы.

  1. Поиск месторождений – производится с помощью фотосъемки поверхности земли, исследований пустот между плитами земной коры, сейсмоволнами и другими современными методами.
  2. Разработка месторождения – бурится серия скважин, среди которых присутствуют основные (из них ведется добыча), нагнетательные и контрольные, обеспечивающие максимально возможный коэффициент извлечения нефти.
  3. Транспортировка в сепараторы – данный этап необходим для очистки нефти от газа и других примесей.
  4. Транспортировка на НПЗ – производится по нефтепроводу или специальным транспортом: ж/д и автоцистернами, а также танкерами, если заводы по переработке находятся в другой стране.
  5. Переработка нефти – сырье перерабатывается на НПЗ, в результате чего получаются светлые (бензин, керосин, дизельное топливо, нафта) и темные (битум, гудрон, мазут и другие) нефтепродукты.
  6. Отправка на хранение или оптовая продажа топлива – транспортируется по нефтепроводу или в цистернах на транспорте, принадлежащем нефтеперерабатывающей компании или подрядчику, отвечающему исключительно за перевозку.
  7. Поступление в розничную сеть заправок – отсюда готовое топливо попадает в баки автомобилей и другой техники.

Все вышеперечисленные этапы накладывают отпечаток на итоговую стоимость получаемых нефтепродуктов.

Процентное соотношение

Несмотря на то, что Россия является одним из лидеров нефтедобычи, а коэффициент извлечения нефти из месторождений считается максимальным в сравнении с достижениями других стран, непосредственно стоимость самой нефти мало влияет на цены на бензин для итоговых покупателей. Этот параметр составляет всего 4% от стоимости полученного топлива.

Следующий пункт расходов – транспортировка. Для того чтобы доставить сырье на НПЗ и готовый бензин на АЗС требуются расходы на зарплаты водителям, содержание транспорта и, как это ни банально, на его заправку. Из конечной стоимости топлива они составляют еще 7%.

Работа НПЗ – любой труд должен быть оплачен, поэтому в розничную цену топлива включена наценка завода. Она равняется 13%, что больше суммы двух предыдущих пунктов.

Следующий этап удорожания бензина – наценка конкретной АЗС или определенной розничной сети. Простые математические расчеты должны дать значение в 76% и вызвать негодование конечного потребителя, но, на самом деле, все гораздо сложнее. Представители розничной сети устанавливают наценку всего в 16%, что с учетом их затрат позволяет получать минимальную прибыль, особенно, если речь идет о небольшом региональном игроке, а не о крупной российской сети.

Еще 60% стоимости составляют различные государственные налоги.

Налог за налогом

Указанная выше часть не является одним крупным налогом, а состоит из целой серии более мелких. К ним относятся:

  • до 17% – налог на добычу полезных ископаемых,
  • до 16,2% – акцизы на нефтепродукты,
  • 15,25% – НДС,
  • 6,15% – налоги на прибыль, с фонда оплаты труда и прочие.

Вышеперечисленные налоги выплачиваются непосредственно нефтедобывающей/перерабатывающей компанией и закладываются в стоимость выпускаемой продукции. Дополнительно конечному покупателю также приходится оплачивать около 6% прочих вложенных налогов.

Таким образом, из 42,3 рублей (цена за литр 95 бензина, действующая на момент подготовки материала) 25,38 рублей отходит государству и лишь 6,8 рубля получает АЗС, на которой топливо было приобретено.

Указанные выше значения носят исключительно ориентировочный характер, так как их соотношение и, соответственно, конечная стоимость бензина в рознице меняется несколько раз в год. Однако даже такие приближенные цифры позволяют оценить влияние всех участников цепочки на итоговую стоимость продукции.

Как дела обстоят за границей

В заключение стоит сделать небольшое сравнение ситуации, сложившейся в нашей стране, и принципов формирования цены в США и Европе.

Так, например, в Америке она складывается следующим образом:

  • транспортировка нефти – 50%,
  • переработка на собственных НПЗ – 20%,
  • развозка и реализация готовых продуктов – 10%,
  • государственные налоги – 20%.

Можно заметить, что основную часть составляют расходы на доставку, что легко объяснимо, так как в США сырье завозится из дальних стран, а добыча собственной нефти также достаточно дорога.

Что касается европейских стран – Германии, Великобритании, Италии доля налогов также составляет порядка 60%, при этом литр бензина там продается по цене в 2-3 раза выше, чем в России. Аналогичный процент отчисляется и в таких странах как Ирак и Пакистан, при этом розничная стоимость топлива в них находится примерно на уровне российских показателей.

Источники:

http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/702-ot-chego-zavisit-cena-na-benzin-v-rossii.html
http://www.syl.ru/article/377361/gde-samyiy-deshevyiy-benzin-ot-chego-zavisit-stoimost-benzina
http://gpn-trade.ru/about/articles/kak-formiruetsya-tsena-na-toplivo-v-rossii/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: