На чём слушают виниловые пластинки
Что делает виниловые пластинки такими ценными
Чем же они так хороши, что даже спустя более 100 лет (первая виниловая пластинка была выпущена в 1897 году) остаются популярными у достаточно большого числа людей? В этом нам помогли разобраться ребята из интернет-магазина GoldDisk, занимающегося продажей лицензионных виниловых пластинок, DVD, Blu-Ray, цифрового контента и других товаров.
Аналоговый звук
Да, тот самый «тёплый» ламповый звук. И чтобы понять, в чём разница между цифровым звуком и аналоговым, нужно углубиться в тему. При воспроизведении цифрового звука сам звук разбивается на отрезки. В этих отрезках фиксируется числовое значение амплитуды звука на момент проигрывания. Когда цифровой звук воспроизводится, цифровой кодек делает что-то вроде снимка аналогового сигнала в темпе (от 44100 до 44800 Гц, в зависимости от выбранной настройки). Этот темп и есть количество отрезков на секунду времени. Устройство, воспроизводящее цифровой звук, соединяет эти отрезки и «достраивает» звук. В итоге мы получаем непрерывное звучание, доработанное программой или устройством. Именно поэтому одна и та же композиция звучит по-разному в MP3, FLAC и других форматах.
В аналоговом варианте всё совсем по-другому. Как рассказали специалисты из GoldDisk, это уже не считываемый и обрабатываемый программой звук, а физическая запись. На виниловую пластинку нарезаются дорожки, которые повторяют звуковую волну оригинала. Воспроизводящее устройство не обрабатывает и не достраивает звук, а лишь воспроизводит оригинальную запись. Таким образом, исключены искажения из-за несовершенства программного обеспечения, и разница в звуке достигается только качеством воспроизводящего оборудования, а не кодеком.
Звук на виниле более «сочный», «насыщенный». Любой, кто слушал пластинку на хорошем оборудовании с качественной головкой звукоснимателя, мощным усилителем и дорогой многополосной аудиосистемой, понимает, как сильно отличается звучание винила от MP3.
Интересный факт, которого не знают даже некоторые поклонники виниловых пластинок: «тёплый» ламповый звук является своеобразным побочным эффектом при записи звука. Дело в том, что канавки на пластинке не должны быть слишком большими, иначе появятся искажения. При записи инженеры проделывают различные манипуляции по изменению звучания низких частот, для того чтобы те корректно воспроизводились на пластинке. Это и даёт тот самый ламповый звук. Ещё одним побочным эффектом является то, что колебания высоты иглы вызывают вибрации, которые так же воспроизводятся звукоснимателем.
Высокое качество звука
Не факт, что скачанный из интернета трек будет оригинальным, то есть таким, каким он был выпущен звукозаписывающей студией. Этот трек мог быть несколько раз перекодирован из одного формата в другой, у него могли повышать или понижать битрейт — в общем, тут много разных тонкостей. Каждая переработка оригинальной записи будет вносить посторонние шумы в трек, и это явно скажется на качестве воспроизведения.
Что касается виниловых пластинок, то здесь ситуация ровно противоположная. Трек на пластинку записывается один раз, причём физически, как мы уже сказали выше, путём нарезки борозд на виниловую болванку. При правильной эксплуатации виниловой пластинки с качественным звукоснимателем на проигрывателе с мягкой подложкой звук будет оставаться таким же качественным, каким он был на звукозаписывающей студии. Это ещё одна причина, почему меломаны выбирают именно винил, — его чистота воспроизведения без посторонних шумов.
Естественно, описанное выше качество звука выше только при сравнении со стандартным для MP3 битрейтом (192 кбит/с), представленным в цифровых магазинах. Если говорить о сравнении с FLAC и другими форматами, обеспечивающими качественное звучание, то пластинки дают либо такой же звук, либо даже менее детализированный.
Стиль
Виниловые пластинки — это винтаж. Набор виниловых пластинок станет отличным дополнением для лофта или ретростиля. И даже в современном минимализме они будут смотреться стильно и уместно. Кроме того, с их помощью можно создавать уникальный интерьер помещений, делая из них, к примеру, подобие плитки, украшая всю стену или декорируя предметы интерьера. Так, к примеру, с помощью виниловых пластинок украшают табуретки, делают их основой для настенных часов и даже создают картины.
И всё же для декора стоит использовать только те пластинки, дорожки которых уже изрядно поношены, и они не подходят для качественного прослушивания. Целые же пластинки стоит использовать только для одной цели — прослушивания музыки в высоком качестве.
Где купить виниловые пластинки
Качественные виниловые пластинки ты можешь купить в интернет-магазине GoldDisk. Почему именно в нём?
— Полный каталог виниловых пластинок Universal Music и Warner Music. Это уважаемые компании с большой историей, которые выпускают высококачественные пластинки.
— Только оригинальный лицензионный винил. Здесь не будет никаких кустарно записанных пластинок, звук для которых брался из какого-нибудь MP3-файла в 128 кбит/с. Кроме того, все пластинки, представленные в GoldDisk, — это лицензионные издания. Да, быть пиратом во втором десятилетии XXI века — это уже не круто.
— Разнообразные стили. В интернет-магазине GoldDisk ты найдёшь джаз, блюз, классическую музыку, поп, рок, альтернативу, этническую музыку, духовную музыку, а также музыку для релаксации и медитации. Здесь есть даже электронная музыка на виниле. Если ты диджей, то это один из лучших вариантов для создания миксов. Ну а для рэп-исполнителя каталог винила станет кладезем для создания битов, которые раскачают сцену.
— Невысокие цены. Качественная виниловая пластинка может стоить несколько тысяч рублей. И это нормально, учитывая описанные выше достоинства звука. В интернет-магазине GoldDisk есть пластинки даже дешевле 1 500 рублей.
Нашим читателям интернет-магазин GoldDisk делает скидку 10 % на любой товар из раздела «Виниловые пластинки» по промокоду BRODUDE. Промокод действует до 31 декабря.
На чём слушают виниловые пластинки
К визуальному стилю эпохи ярких джинсов и пиджаков в горошек обращается серия Crosley Cruiser, включающая как недорогие переносные модели, так и более притязательную линейку проигрывателей DELUXE.
Все модели Crosley Cruiser имеют дизайнерский корпус, управление через Bluetooth и, при этом, возможность подключить к проигрывателю наушники – эти модели одинаково хороши и для индивидуального прослушивания и для того, чтобы брать их с собой на вечеринки: только представьте – играть в Мафию под джазовую пластинку, что может быть атмосфернее.
В это же время на западе крупные звукозаписывающие компании – мейджор-лейблы, стремясь к защите своих доходов от содержания музыкантов, организации записи их альбомов и возвращению инвестиций в рекламу и ротацию песен на радио, тоже противостояли выпуску музыки на кассетах.
Именно звукозаписывающие гиганты стали создавать вокруг виниловых пластинок флёр элитарности, акцентируя внимание любителей музыки на глубине и качестве их звука.
Однако, главным преимуществом магнитофонов стало то, что их можно было слушать на ходу. Так они перехватили пальму первенства. К тому же кассеты стали первым типом носителя, подходящим для воспроизведении в автомобиле, что стало ещё одним аргументом в их пользу.
Ещё два варианта проигрывателей, выполненных в стиле 1950-х – 1960-х – это ION Mustang LP, обращающийся к эстетике крейсерских автомобилей и маслкаров того времени, а также Crosley PORTFOLIO, стильный и громкий, как вечеринки той эпохи.
На два-три десятилетия проигрывание музыки с винила стало занятием субкультурным.
С одной стороны, винил стал уделом эстетов-аудиофилов, приобретающих дорогостоящую усилительную и воспроизводящую технику класса Hi-End. Стремление к совершенству не знает границ – и в дело шли всё более дорогие материалы: провода покрывались золотом, а колонки стали производить из ценных пород дерева. Уже одних этих людей с их высокими потребностями было бы довольно для того, чтобы винил остался на рынке – их средств было достаточно, чтобы поддерживать выпуск пластинок.
Для этих заядлых аудиофанатов в 1989 году Crosley начинают выпуск ретро-линейки воспроизводящих аудио устройств, посвящённой памяти своего основателя. Именно из этой, юбилейной серии берут своё начало такие модели как Crosley EXECUTIVE и Crosley COUPE.
К этой эпохе относится корпус, в котором выполнена модель Сrosley PLAYER . Многим она вероятно напомнит проигрыватели со встроенными радиосистемами из их детства – но к ней можно подключать и современные устройства, как для управления проигрывателем, так и для того, чтобы использовать его как стильную аудиоколонку.
Совершенно неожиданно, винил оказался востребован и представителями совсем других, куда более маргинальных для своего времени субкультур. Причиной тому послужило случайное открытие скретчинга – резкого передёргивания пластинки пальцами, вызывающее скрежещущий звук, сделанное диск-жокеями из американских гетто.
Скретчинг, а следом за ним и обнаружение того, что скорость воспроизведения также можно контролировать вручную, придерживая пластинку или, наоборот, придавая ей дополнительное ускорение раскручиванием, вывели винил на передний край модной музыки. Именно хип-хоп и танцевальная электроника заставили производителей внедрить технологии управления скоростью воспроизведения и выпустить на рынок спаренные проигрыватели, на которых у DJ’ям было удобнее сводить записи, изначально имеющие разный ритмический рисунок, создавая непрерывные многочасовые миксы. Сами электронные музыканты при этом тоже сосредоточились на выпуске своих произведений на виниловых носителях.
Как начать слушать винил?
Всем привет! По просьбе @skaay публикую свое видение того, с чего начать слушать винил. Это мое мнение и оно может не совпадать с вашим! И это хорошо!:) В действительности там много тонкостей, все не описать за раз.
И так, прежде всего надо начать с выбора самого проигрывателя. Как правило проигрыватели отечественного производства наиболее доступны в продаже или лежат у друзейбабушекродителей на антресолев гараже на даче. В отечественной классификации приборов есть классы. Для тех, кто не помнит: первая цифра в индексе модели — класс, чем меньше цифра, тем качественнее продукт. Например ВЕГА-106, проигрыватель 1 класса. И так,раньше наиболее распространены были пьезокерамические звукосниматели, а сейчас звукосниматели с подвижной катушкой (МС) и с подвижным магнитом (ММ). Для начинающих наиболее интересен вариант с ММ звукоснимателем.
Пьезокерамику имеют самые низшие по классу проигрыватели – я их называю “Уничтожитель винила 2000”, соответственно если на них “пилили пластинки”, то их (пластинки) уже можно выкинуть. Выглядит он примерно так:
Наиболее распространенные ММ головки это ГЗМ и MF-100101 от Unitra. Так же в продаже можно найти доступные варианты от Ortofon. Крепятся головки на шелл.
МС головки это уже удел аудиофилов, нам не интересно.
И так, отсюда следует, что нужен агрегат с индексом 1хх или 0хх. С индиксом 1хх могу смело посоветовать ВЕГА-106, ВЕГА-108. Вега-106 имеет в своем составе встроенный винил-корректор, а 108 еще и оконечный усилитель. Винил-корректор требуется для того, чтобы корректировать АЧХ (амплитудно-частотную характеристику) записи. При записи винила уменьшают амплитуду низких частот (чтоб дорожка была уже, тут от 10-20 колебаний в секунду) и повышают уровень высоких частот (чтобы амплитуда на дорожке была больше, т.к. колебания “очень быстрые” до 16 тысяч в секунду). На данных проигрывателях стоит ЭПУ (электро-проигрывающее устройство или на сленге “стол”) семейства UNITRA G600G602 производства Польша. В них используется пассиковая передача (при долгом хранении пассик рассыхается и рвется. Они есть в свободной продаже даже на том – же авито). Кстати 106 бывает несколько модификаций, но это не важно, все они ам подойдут.
Есть одна особенность у унитр, это алюминиевый диск, на котором находится пластинка – надо выбирать тот, который “тяжелый”. (бывают варианты, где диск легенький как пушинка – это отстой, видимо рационализаторская деятельность)
Если сравнить между собой первое фото и третье, то можно заметить как изменился тонарм ( на сленге “палка”). Они бывают “S” образные (как у д1-012), прямые(как на фото снизу) и что-то среднее. Форма связано с углом захода иглы в канавку ближе к центру диска и этот угол более оптимальный в случае S-тонарма. Так в более высоком классе появилась регулировка прижимного усилия иглы (грузик позади “палки”). Обычно для ММ игл ставят усилие 1,5-2 грамма (уравновешивают тонарм с помощью грузика, вращающийся лимб ставят на 0 и крутят его с грузом до 1,5-2,0 грамм).
Слева висит грузик или справа снизу “крутилка” (там пружинка) – это антискейтинг. При движении иглы звукоснимателя в результате трения о стенки канавки возникает сила, направленная к центру пластинки. Из-за нее давление иглы на внутреннюю стенку канавки увеличивается, а на внешнюю – ослабляется. Эта сила и компенсируется антискейтингом! Т.е. видим что у нас появилось много дополнительных регулировок, в т.ч. и самой головки! Антискейтинг можно настроить используя современные цифровые технологии! Нужно положить компакт диск вместо пластинки рабочей стороной “кверху”, поставить на него иглу и вращать антискейтинг пока игла не прекратит двигаться в центр диска. Все!
Очень хорошим отечественным аппаратом считается Электроника Б1-01. Надо обращать внимание на наличие “антискейтинга” на ниточке – его часто теряют. Информацию о его весе можно найти на форумах.
электроника д1-012, (обладателем коего я и являюсь, но об этом позже).
Этот проигрыватель отличатся тем, что имеет систему директ драйв – это означает, что диск вращается напрямую двигателем (а не пассиком или роликом).
Арктур 006. Мне лично этот проигрыватель как и Ария-102 не нравится из за пластикового корпуса, который хорошо передает вибрацию от всего вокруг – даже от ходьбы по комнате от чего игла начинает скакать.
Электроника 017, эстония 010 тоже не плохой вариант.
Чего категорически не стоит брать: это проигрыватели входящие в состав музыкальных центров – теже самые “Уничтожители винила 2000”.
В общем приблизительный вектор поиска обозначили. Для любого старого аппарата желательно сделать профилактику (почистить, поменять электролиты и т.д.). Так же важно настроить правильно иглу, для этого используются шаблоны и другие средства (по этому много статей).
И так, теперь у Вас есть проигрыватель со встроенным винил корректором. Выход проигрывателя можно подключить на любой усилитель. Как правило встроенные корректоры не отличаются качеством звука и для дальнейшего роста потребуется внешний корректор. Рынок сейчас переполнен предложениями, в т.ч. и самоделок. Вот мой самодельный, например:
Для рукастых людей есть простор для творчества. как правило можно вынуть ЭПУ из корпуса проигрывателя и соорудить ему новый. Так я и сделал с Электроника д1-01.
Был использован каркас от Д1-01 с которого снял все панели, и отдал знакомому краснодеревщику. Мне обшили корпус дубом и “поморили под Венге”. Сам ЭПУ претерпел изменения в переделке – была выброшена вся автоматика, ЭПУ ободран и покрашен автоэмалью “Робин Гуд” дно ЭПУ задемпфировано битумной мастикой и поставлен новый стробоскоп на светодиодах (кварцованная частота 50 гц с короткими импульсами – что позволяет получить высокую точность установки частоты вращения диска и четкие метки)
Где достать винил? Его можно найти на интернет барахолках вашего города, блошиных рынках, у друзей, в спец магазинах, на ибэй и т.д. Главное, чтобы диски были чистые и не было больших царапин – тогда головка проигрывателя поработает долго!
Можно конечно сразу поискать зарубежные проигрыватели, но среди них тоже есть неудачные экземпляры. Хороший проигрыватель должен быть тяжелым! Вот простое правило))
Всем удачи! Надеюсь пост был полезен Вам!
Источники:
http://brodude.ru/chto-delaet-vinilovye-plastinki-takimi-czennymi/
http://novate.ru/longread/vinyl/
http://pikabu.ru/story/kak_nachat_slushat_vinil_4402991