12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музейные проекты по краеведению

Социальный проект “Музей должен быть живым”
проект по краеведению на тему

Социальный проект для музея

Скачать:

Предварительный просмотр:

Социальный проект по внедрению высоких технологий в систему работы музея Приокского района

«Музей должен быть живым!»

Основание для разработки проекта

На основании исследовательской работы по изучению специфики музеев, через внедрение социальных инноваций, замысла внедрения в школьную жизнь активных воспитательных идей гражданско- патриотического воспитания и вовлечение молодого поколения в социально значимые виды практики, целесообразно модернизировать и усовершенствовать музей Приокского района. Успех данной идеи определяется оптимальным управлением процесса внедрения со стороны школ района, активных жителей и патриотов, учителей, администрации Приокского района и спонсорской поддержки предприятий.

Если деятельность школы по воспитанию гражданственности, патриотизма будет организована на основе музея района, то это должно стать основой гражданского и патриотического воспитания, что позволит учащимся осознать свою причастность к истории района, города, страны.

Как показывает опыт, сегодня отмечается постепенное падение интереса школьников к традиционной экскурсии, но у них появляется стремление к самостоятельному знакомству с музеем, поэтому всё больший интерес приобретают интерактивные формы работы с подростковой аудиторией, работа краеведческих музеев приобретает новое звучание. Музеи стремятся активнее использовать новые информационные технологии.

Виртуальные и электронные выставки, 3-D экспозиции, интернет-конференции, дистанционные консультации, создание единого информационного образовательного пространства – все это подчеркивает значимость одного очень важного тезиса – чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей должен быть живым.

Хочется отметить, что особенности и находки практической работы музеев обязательно представлены заинтересованной аудитории для обмена опытом в области музейной педагогики. Новый инструментарий – информационно-коммуникационные технологии и их компетентное использование – должно служить привлечению молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи, русской культуре и окружающей природе. В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации. Более того, в данном случае материальный и мультимедийный объекты не работают друг без друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности. Музей должен не только хранить, изучать и вести учет экспонатов, но и демонстрировать их своим посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе.

Задача, стоящая перед современным районным музеем – не только создание сайта в сети Интернет, но и постепенное формирование полноценного высоко-технологичного музея. В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой.

Основные исполнители проекта:

Администрация Приокского района

Администрация МКОУ «Школа № 56»

Руководитель районного музея

Актив школьников Приокского района

Педагоги школ района

В основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В рамках Федерального Государственного стандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.

Районный музей, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования, он обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, города, школы независимо от того, какую тему они изучают. Но в последнее время возникает проблема : как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного человека. В связи с чем становится актуальным использование высоких компьютерных технологий в данном направлении.

Читать еще:  Что это заболевание деменция

Разрабатывая этот проект: «Музей должен быть живым!» мы хотим предложить новые формы музейной педагогики.

Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе музея: разработка мультимедийных презентаций, виртуальных и электронных выставок, 3-D экспозиций, интернет-конференций, дистанционных консультаций, аудио-гида.

Новизну этого проекта можно определить следующими позициями:

1. Активное применение ИКТ в работе музея поможет решить актуальную управленческую и педагогическую проблему и будет стимулировать познавательную активность учащихся, а также повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.

2. Сохранение традиций районного музея в новых условиях развития общества.

3. Музей «Высоких технологий» решает проблему расширения доступа детей, их родителей, педагогов к материалам, имеющим высокий образовательный потенциал в силу их культурной ценности.

4. Сайт районного музея ускоряет процесс интеграции школ и социума для осуществления целей воспитания подрастающего поколения, развивает партнерские отношения между педагогами, родителями, детьми и предприятиями района.

В процессе реализации проекта собранный материал позволит создать тематические выставки :

1. Выставка МКОУ «Школа № 56» – «История обычных вещей»;

2. «Герои живут рядом» (ветераны войны, участники ВОВ, войн в Афганистане и Чечне);

3. История и трудовые достижения предприятий и учреждений района;

4. Почетные граждане Приокского района;

5. История образовательных учреждений Приокского района;

6. Наш район сегодня и завтра.

Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять музей высоких технологий являются :

1. Репрезентативность и содержательность экспозиций;

2. Многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;

3. Ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.

Цель проекта – повышение интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

1. Обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея.
2. Обучить учащихся школы проектной деятельности.
3. Провести активную экскурсионно-массовую работу с учащимися, населением, наладить тесную связь с ветеранскими и общественными объединениями;
4. Обеспечить взаимодействие и социальное сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления;
5. Организовать разработку информационных страниц музеев школ Приокского района.

Механизм реализации проекта

Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, обеспечивает выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательном учреждении на базе районного музея, а также экскурсий, экспедиций, коллективных выходов в музеи других школ города, области, страны, пеших походов, поездок.

Срок реализации проекта сентябрь 2016 – май 2018г., осуществляется поэтапно, с постепенным расширением работы патриотической направленности.

В рамках данного проекта предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей – от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей малой Родине до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества.

Один из самых эффективных способов формирования данных качеств личности является взаимодействие современных учащихся с представителями старших поколений (мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, пожилые соседи, ветераны ВОВ). Если объединить усилия всех поколений, то можно создать микросоциум, способствующий культурно-нравственному формированию человека. Это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению.

Методы реализации проекта:

анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;

Читать еще:  Как попасть из Милана на озеро Комо

изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий;

стимулирование и мотивация интереса к проекту;

социологические опросы, анкетирование, тестирование, мониторинг.

индивидуальные и групповые консультации;

обобщение и анализ опыта работы.

Экспозиция школьного музея

1. История образовательных учреждений Приокского района.

Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ»

Наталья Понамарева
Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ»

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ».

Музейные ценности Сибири.

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ».

Вид: познавательный, долгосрочный.

Цель данного проекта:

Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических чувств. Формировать навыки работы в коллективе. Воспитывать желание помогать и уступать друг другу.

Задачи проекта:

– Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини – музея;

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.

Данный проект расширяет кругозор, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Участниками данного проекта являются: педагоги ДОУ, дети, родители.

Создание и размещение мини-музея:

Мини – музей краеведения в нашем группе создан с октября 2013 года, при создании музея нами было определено, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини – музей. Часть слова «мини», в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Кроме этого, отличительной особенностью нашего мини- музея является, то что: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции и переставлять экспонаты и рассматривать их.

Мини-музей краеведения в МБДОУ «Детский сад №97» располагается в группе «Цветик -семицветик». И был создан педагогами ДОУ: Понамаревой Н. В. И Аракелян Т. М.

В создании данного музея принимали участия не только творческая группа педагогов ДОУ, родители (которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами).

Содержание и экспозиции:

– Уголок русского быта;

-Альбом фотографий города Новокузнецка;

– Природные ископаемые нашего края;

– Русские народные куклы;

В структуре проекта мы выделили три этапа.

I. Подготовительный этап. Он включал в себя:

– Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;

– Разработка модели мини-музея.

II. Практический этап (этап реализации проекта).

1. Создание экспозиций в мини-музее.

Когда мы организовывали данный мини-музей, он «задумывался» как выставка природных ископаемых нашего края. В процессе работы мини-музей пополнялся новыми экспозициями. Затем, мы подумали, что дети должны знать не только о том,чем славится город Новокузнецк, но и о культуре и быте славянского народа.

2. Разработка плана работы мини-музея.

В мини-музее организуются:

– Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

– Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

– Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями.

– презентация результатов проекта

IV. Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

«Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее;

«Познание» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим) ;

«Социализация» – организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;

V. Перспективы работы.

– Пополнять план содержания экскурсий в мини-музее;

– Оснащение мини-музея видеотекой к экспозициям (работа в данном направлении уже начата и в мини-музее ДОУ имеются отдельные видео материалы к экспозициям) .

Читать еще:  Как составить портрет клиента

Социальный проект «Краеведческий школьный музей»

Социальный проект «Краеведческий школьный музей»

Актуальность данного проекта:

Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; людях, которые жили и живут здесь, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления « по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края.

В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.

· Знакомство с обрядами и традициями своей малой Родины;

· Воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, создание самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России;

· Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

· Развитие аналитических навыков критического и креативного мышления;

· Развитие коммуникативных навыков;

· Закрепление навыков групповой и индивидуальной работы;

· Привлечение школьников к проблемам школьного и общественного сообщества;

· Формирование гражданской инициативы и ответственности за окружающую социальную и нравственную обстановку;

· Освоение практического опыта социальной деятельности и взаимодействие с органами власти в целях решения актуальных проблем.

Состав участников проекта:

Группу, работающую над проектом, составляют ребята в возрасте от 12 до 16 лет. В основном это дети, которым не безразлична история и традиции школы и села, которые заинтересованы в сохранении истоков своей малой Родины, ее замечательных обрядов. Во многом это зависит именно от них, их творчества и желания быть полезными.

Координатор проекта: , учитель истории

Шаги работы над проектом:

1) Создали проектную (инициативную) группу ответственную за разработку и реализацию проекта. Определили руководителя проекта (учитель истории).

2) Определили конкретную проблему, на решение которой будет направлен проект – поиск помещения и организация музея.

3) Сформировали цель проекта – оформить крестьянскую избу, показать жизнь мастерового человека нашей местности, который изготовлял и для себя и для продажи различные вещи – декоративно – прикладного искусства т. д.

4) Определили задачи, которые позволят достичь цели проекта.

5) Определили первоочередные мероприятия, которые необходимы для решения задач.

6) Разработали план – график реализации проекта:

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2017/03/16/sotsialnyy-proekt-muzey-dolzhen-byt-zhivym
http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-proekta-mini-muzei-kraevedenija-v-dou.html
http://pandia.ru/text/78/580/41097.php

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: