Музейные проекты по краеведению
Социальный проект “Музей должен быть живым”
проект по краеведению на тему
Социальный проект для музея
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальный проект по внедрению высоких технологий в систему работы музея Приокского района
«Музей должен быть живым!»
Основание для разработки проекта
На основании исследовательской работы по изучению специфики музеев, через внедрение социальных инноваций, замысла внедрения в школьную жизнь активных воспитательных идей гражданско- патриотического воспитания и вовлечение молодого поколения в социально значимые виды практики, целесообразно модернизировать и усовершенствовать музей Приокского района. Успех данной идеи определяется оптимальным управлением процесса внедрения со стороны школ района, активных жителей и патриотов, учителей, администрации Приокского района и спонсорской поддержки предприятий.
Если деятельность школы по воспитанию гражданственности, патриотизма будет организована на основе музея района, то это должно стать основой гражданского и патриотического воспитания, что позволит учащимся осознать свою причастность к истории района, города, страны.
Как показывает опыт, сегодня отмечается постепенное падение интереса школьников к традиционной экскурсии, но у них появляется стремление к самостоятельному знакомству с музеем, поэтому всё больший интерес приобретают интерактивные формы работы с подростковой аудиторией, работа краеведческих музеев приобретает новое звучание. Музеи стремятся активнее использовать новые информационные технологии.
Виртуальные и электронные выставки, 3-D экспозиции, интернет-конференции, дистанционные консультации, создание единого информационного образовательного пространства – все это подчеркивает значимость одного очень важного тезиса – чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей должен быть живым.
Хочется отметить, что особенности и находки практической работы музеев обязательно представлены заинтересованной аудитории для обмена опытом в области музейной педагогики. Новый инструментарий – информационно-коммуникационные технологии и их компетентное использование – должно служить привлечению молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи, русской культуре и окружающей природе. В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации. Более того, в данном случае материальный и мультимедийный объекты не работают друг без друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности. Музей должен не только хранить, изучать и вести учет экспонатов, но и демонстрировать их своим посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе.
Задача, стоящая перед современным районным музеем – не только создание сайта в сети Интернет, но и постепенное формирование полноценного высоко-технологичного музея. В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой.
Основные исполнители проекта:
Администрация Приокского района
Администрация МКОУ «Школа № 56»
Руководитель районного музея
Актив школьников Приокского района
Педагоги школ района
В основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В рамках Федерального Государственного стандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.
Районный музей, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования, он обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, города, школы независимо от того, какую тему они изучают. Но в последнее время возникает проблема : как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного человека. В связи с чем становится актуальным использование высоких компьютерных технологий в данном направлении.
Разрабатывая этот проект: «Музей должен быть живым!» мы хотим предложить новые формы музейной педагогики.
Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе музея: разработка мультимедийных презентаций, виртуальных и электронных выставок, 3-D экспозиций, интернет-конференций, дистанционных консультаций, аудио-гида.
Новизну этого проекта можно определить следующими позициями:
1. Активное применение ИКТ в работе музея поможет решить актуальную управленческую и педагогическую проблему и будет стимулировать познавательную активность учащихся, а также повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
2. Сохранение традиций районного музея в новых условиях развития общества.
3. Музей «Высоких технологий» решает проблему расширения доступа детей, их родителей, педагогов к материалам, имеющим высокий образовательный потенциал в силу их культурной ценности.
4. Сайт районного музея ускоряет процесс интеграции школ и социума для осуществления целей воспитания подрастающего поколения, развивает партнерские отношения между педагогами, родителями, детьми и предприятиями района.
В процессе реализации проекта собранный материал позволит создать тематические выставки :
1. Выставка МКОУ «Школа № 56» – «История обычных вещей»;
2. «Герои живут рядом» (ветераны войны, участники ВОВ, войн в Афганистане и Чечне);
3. История и трудовые достижения предприятий и учреждений района;
4. Почетные граждане Приокского района;
5. История образовательных учреждений Приокского района;
6. Наш район сегодня и завтра.
Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять музей высоких технологий являются :
1. Репрезентативность и содержательность экспозиций;
2. Многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;
3. Ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.
Цель проекта – повышение интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
1. Обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея.
2. Обучить учащихся школы проектной деятельности.
3. Провести активную экскурсионно-массовую работу с учащимися, населением, наладить тесную связь с ветеранскими и общественными объединениями;
4. Обеспечить взаимодействие и социальное сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления;
5. Организовать разработку информационных страниц музеев школ Приокского района.
Механизм реализации проекта
Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, обеспечивает выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательном учреждении на базе районного музея, а также экскурсий, экспедиций, коллективных выходов в музеи других школ города, области, страны, пеших походов, поездок.
Срок реализации проекта сентябрь 2016 – май 2018г., осуществляется поэтапно, с постепенным расширением работы патриотической направленности.
В рамках данного проекта предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей – от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей малой Родине до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества.
Один из самых эффективных способов формирования данных качеств личности является взаимодействие современных учащихся с представителями старших поколений (мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, пожилые соседи, ветераны ВОВ). Если объединить усилия всех поколений, то можно создать микросоциум, способствующий культурно-нравственному формированию человека. Это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению.
Методы реализации проекта:
анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;
изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий;
стимулирование и мотивация интереса к проекту;
социологические опросы, анкетирование, тестирование, мониторинг.
индивидуальные и групповые консультации;
обобщение и анализ опыта работы.
Экспозиция школьного музея
1. История образовательных учреждений Приокского района.
Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ»
Наталья Понамарева
Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ»
Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ».
Музейные ценности Сибири.
Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ».
Вид: познавательный, долгосрочный.
Цель данного проекта:
Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических чувств. Формировать навыки работы в коллективе. Воспитывать желание помогать и уступать друг другу.
Задачи проекта:
– Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини – музея;
Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.
Данный проект расширяет кругозор, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.
Участниками данного проекта являются: педагоги ДОУ, дети, родители.
Создание и размещение мини-музея:
Мини – музей краеведения в нашем группе создан с октября 2013 года, при создании музея нами было определено, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини – музей. Часть слова «мини», в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Кроме этого, отличительной особенностью нашего мини- музея является, то что: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции и переставлять экспонаты и рассматривать их.
Мини-музей краеведения в МБДОУ «Детский сад №97» располагается в группе «Цветик -семицветик». И был создан педагогами ДОУ: Понамаревой Н. В. И Аракелян Т. М.
В создании данного музея принимали участия не только творческая группа педагогов ДОУ, родители (которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами).
Содержание и экспозиции:
– Уголок русского быта;
-Альбом фотографий города Новокузнецка;
– Природные ископаемые нашего края;
– Русские народные куклы;
В структуре проекта мы выделили три этапа.
I. Подготовительный этап. Он включал в себя:
– Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;
– Разработка модели мини-музея.
II. Практический этап (этап реализации проекта).
1. Создание экспозиций в мини-музее.
Когда мы организовывали данный мини-музей, он «задумывался» как выставка природных ископаемых нашего края. В процессе работы мини-музей пополнялся новыми экспозициями. Затем, мы подумали, что дети должны знать не только о том,чем славится город Новокузнецк, но и о культуре и быте славянского народа.
2. Разработка плана работы мини-музея.
В мини-музее организуются:
– Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;
– Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;
– Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями.
– презентация результатов проекта
IV. Интеграция образовательных областей.
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
– «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее;
– «Познание» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим) ;
– «Социализация» – организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;
V. Перспективы работы.
– Пополнять план содержания экскурсий в мини-музее;
– Оснащение мини-музея видеотекой к экспозициям (работа в данном направлении уже начата и в мини-музее ДОУ имеются отдельные видео материалы к экспозициям) .
Социальный проект «Краеведческий школьный музей»
Социальный проект «Краеведческий школьный музей»
Актуальность данного проекта:
Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; людях, которые жили и живут здесь, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления « по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края.
В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
· Знакомство с обрядами и традициями своей малой Родины;
· Воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, создание самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России;
· Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
· Развитие аналитических навыков критического и креативного мышления;
· Развитие коммуникативных навыков;
· Закрепление навыков групповой и индивидуальной работы;
· Привлечение школьников к проблемам школьного и общественного сообщества;
· Формирование гражданской инициативы и ответственности за окружающую социальную и нравственную обстановку;
· Освоение практического опыта социальной деятельности и взаимодействие с органами власти в целях решения актуальных проблем.
Состав участников проекта:
Группу, работающую над проектом, составляют ребята в возрасте от 12 до 16 лет. В основном это дети, которым не безразлична история и традиции школы и села, которые заинтересованы в сохранении истоков своей малой Родины, ее замечательных обрядов. Во многом это зависит именно от них, их творчества и желания быть полезными.
Координатор проекта: , учитель истории
Шаги работы над проектом:
1) Создали проектную (инициативную) группу ответственную за разработку и реализацию проекта. Определили руководителя проекта (учитель истории).
2) Определили конкретную проблему, на решение которой будет направлен проект – поиск помещения и организация музея.
3) Сформировали цель проекта – оформить крестьянскую избу, показать жизнь мастерового человека нашей местности, который изготовлял и для себя и для продажи различные вещи – декоративно – прикладного искусства т. д.
4) Определили задачи, которые позволят достичь цели проекта.
5) Определили первоочередные мероприятия, которые необходимы для решения задач.
6) Разработали план – график реализации проекта:
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2017/03/16/sotsialnyy-proekt-muzey-dolzhen-byt-zhivym
http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-proekta-mini-muzei-kraevedenija-v-dou.html
http://pandia.ru/text/78/580/41097.php