463 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кукла отвечает на вопрос кто или что

Почему слово «Кукла» одушевлённое имя существительное?

Почему слово «Кукла» одушевлённое имя существительное?

Есть ли правило на тему одушевлённости и неодушевлённости предметов?

В русском языке категория одушевленности/неодушевленности определяется по окончаниям существительных в Именительном, Родительном и Дательном падежах.

И.п. мальчик_, стол_

Р.п. мальчикА, столА

В.п. мальчикА, стол_

У одушевленных существительных совпадают окончания Родительного и Винительного падежей.

У неодушевленных — окончания Именительного и Винительного падежей.

Категорию одушевленности/неодушевленности у существительных женского рода определяем только во множественном (!) числе:

И.п. куклЫ, берёзЫ, матрёшкИ

Р.п. кукол_, берёз_, матрешек

В.п. кукол_, берёзы, матрешек

«Куклы» и «матрешки» — одушевленные имена существительные.

Поэтому не следует путать понятие одушевленности/неодушевленности с понятием «живой — неживой».

Вот ещё один хрестоматийный пример: труп, мертвец, покойник — одушевленные или нет?

Проверим по нашей схеме:

И.п.труп_, мертвец_, покойник_

Р.п.трупА, мертвецА, покойникА

В.п. труп_, мертвецА, покойникА

Что получаем? труп — неодушевленный, а мертвец с покойником — одушевленные.

Оно является одушевленным, именно с формальной точки зрения, если брать формы окончаний этого слова в его падежных формах, а не по смыслу присутствия в его образе абстрактной души.

В данном слове, как и во всех тех, которые относят к одушевленным, его форма в родительном падеже, по флексии, совпадает с формой винительного падежа, а вот если бы было совпадение по окончанию форм именительного и винительного, то тогда напротив, это слово относилось бы к группе тех существительных, которые по их принадлежности в русском языке, принято относить к той категории, которую называют неодушевленной категорией слов.

Почитайте о таком семантическом признаке, как одушевленность, уверена, вы подчерпнете для себя много нового. Что для себя уяснила я?

Одушевленность — это не только про живое или неживое, этот признак также может отвечать за целенаправленность или стихийность, активность или пассивность.

Если мы возьмем множество разнообразных слов и выстроим их в виде пирамиды, на вершине которой будут абсолютно точно «живые» понятия, внизу — «неживые», а в середине — промежуточные (покойник, кукла, тополь и т.д.), то мы увидим закономерную иерархию, в которой

Такая пирамида может о многом рассказать нам, например о том, наделяли ли люди в древности некоторые предметы качествами живых существ, это может натолкнуть на многие любопытные исследования.

Что касается правил, то они существуют, конечно, и речь там действительно идет о падежах: совпадение И.п. и В.п. указывает на неодушевленные предметы, совпадение Р.п. и В.п. — на одушевленные.

Слово «кукла» — женского рода, и здесь нужно исследовать исключительно множественное число: В.п. — кукол, Р.п. — кукол, совпадение есть, значит, этот предмет одушевленный.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На уроке мы узнаем, что существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые, научимся ставить вопросы кто? или что?, выполним много интересных заданий.

Имя существительное – часть речи

Вспомним, что мы называем именем существительным.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

На этом уроке мы узнаем о том, какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Рассмотрим первый пример. Назовём предметы. К живой или неживой природе они относятся?

Читать еще:  Как подать на развод и алименты

Рис. 6. Подорожник

Медведь, девочка, роза, дерево, воробей, подорожник – всё это объекты живой природы.

Разделим предметы на 2 группы – животные и растения.

В первую группу мы относим медведя, девочку, воробья.

Во вторую группу относим розу, дерево, подорожник.

Поставим вопросы кто? или что? к словам в каждой группе.

Кто? медведь, кто? девочка, кто? воробей.

Что? Роза, что? Дерево, что? Подорожник.

Хотя растения и относятся к живой природе, но слова, называющие растения, отвечают на вопрос Что?

Дело в том, что наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, плавает, летает.

Эти предметы считаются одушевлёнными. И отвечают на вопрос кто?

Растения стоят на месте, не передвигаются. Вот поэтому предметы растительного мира в русском языке считаются неодушевленными, к ним ставится вопрос что?

Запомните!

Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?

К одушевлённым существительным относятся: названия людей и животных.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

К неодушевлённым существительным относят названия предметов и растений.

Задания для закрепления

Рассмотрим картину. Назовём существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?

Проверим. Одушевлённые предметы, отвечающие на вопрос кто?

Лиса, ёжик, черепаха, белка, стрекоза.

Неодушевлённые предметы, отвечающие на вопрос что?

Мост, трава, ромашка, яблоня, куст, грибы, земляника, дорога.

Распределим слова в два столбика: 1 – слова, отвечающие на вопрос кто?, 2 – слова, отвечающие на вопрос что?

Автобус, врач, пенал, дуб, заяц, пассажир, стол, весна, песня, учитель, сорока.

А теперь давайте потренируемся в подборе однокоренных слов, заменяя существительное, отвечающее на вопрос кто? на существительное, отвечающее на вопрос что?

Примерные варианты слов:

Кто? Пограничник. Что? Граница.

Прочтём стихотворение. Определим, одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Кто? Медведь – одушевлённое существительное

Что? Валежник – неодушевлённое

Что? Песни – неодушевлённое

Что? Подснежник – неодушевлённое

На этом уроке мы узнали, что имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевленные. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевлённые существительные – на вопрос что?

Это интересно

Иногда для правильной постановки вопроса, нужно обязательно уточнить значение слова. Рассмотрим пример.

В нашем зоопарке живут лисички. Кто?

В нашем парке растут лисички.Что?

В первом предложении речь идёт о животных, значит, ставим вопрос кто?

Во втором предложении – лисички – это грибы, значит, ставим вопрос что?

На следующем уроке мы узнаем, какие имена существительные называются нарицательными, а какие – собственными.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Mysait1.ucoz.ru (Источник).
  2. Nsportal.ru (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 100, 101 С. 77.
  • Разделите слова из стихотворения на две колонки: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Каждый вечер под окошком
Караулит мышку кошка.
Мышка в норке не шуршит –
Кошку мышка сторожит. (М. Скидан)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 5 предложений, описывающих картинку. Аккуратно карандашом подпиши над всеми существительными: одуш. (одушевлённое) или неодуш. (неодушевлённое).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Урок по русскому языку на тему «Имя существительное одушевленное и неодушевленное»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: « Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Читать еще:  Стоит ли ехать в Прагу зимой

Тип урока: комбинированный , урок объяснения нового материала.

Цель урока: Знакомство с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Расширить и углубить знания об имени существительном

Познакомить учащихся с новой темой;

Отработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных

Научить различать данные существительные в тексте;

Сформировать у учащихся представления об одушевленных и неодушевленных именах существительных

Показать связь данной темы с литературой.

Развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Развитие аналитического мышления

Развитие познавательных умений

Развитие умений учебного труда

Уметь работать самостоятельно, в группе, в коллективе;

Создать рабочую, доброжелательную атмосферу.

Сегодня мы с вами продолжим изучать имя существительное, вспомним признаки существительного, поговорим об одушевленном и неодушевленном имени существительном (домашнее задание не было задано, поэтому ничего не проверяя, приступаем к уроку).

Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Какие признаки имеет?

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Всех по имени зовет.

Знает, кто — она, кто — он,

И число покажет,

Кто – живой, кто – неживой

Быстренько нам скажет.

Может измениться вдруг,

Обозначит все вокруг,

Будет в предложении

Главным, без сомнения.

2. Запись в тетрадь. Число. Классная работа. Тема урока « Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

На доске записаны слова: ап..льсин, д..ректор, трен.р, зд..ровье, к..стюм, г..рой, к..см..навт, вокзал.

Задание: переписать в тетрадь слова, вставляя вместо пропусков подходящую гласную. Что общего и различного у слов, записанных на доске? На какие группы вы можете разделить данные слова?

Учитель: Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто? а к другим – что?

Легко ли разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные? Не всегда.

Определение категории одушевлённости. Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевленности совпадение падежей.

. — Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное?

— А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?

— Оказывается, это одушевленные имена существительные.

— А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ ?

Это неодушевленные существительные.

Так как слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое целое» с точки зрения русского языка считаются неодушевленными. Эти существительные имеют форму только единственного числа, но об этом вы узнаете на следующих уроках.

Чтобы не ошибиться, определяя одушевленность существительных, я приготовила памятки, с помощью которых вам легче будет определить какое перед вами существительное. Памятки раздаются каждому ученику.

3.Работа по таблице.

— Давайте проверим: КУКЛА — мн.ч. КУКЛЫ

В.- вижу кукол В=Р – одушевленное

Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы В.п. и Р.п., а у неодушевлённых – В.п. и Им. П.

Задания по группам.

1) Определить одушевленное или неодушевленное существительное. Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное.

Мичман (О) Ветеран (О) Трамвай (Н)
Гирлянда (Н) Дуб (О) Шофер (О)
Плакат (Н) Аппарат (Н) Ровесник (О)
Катер (Н) Почтальон (О) Диспетчер (О)
Пиджак (Н) Клоун (О) Медведь (О)
Гроза (Н) Сестра (О) Мороз (Н)
Петух (О) Юноша (О) Ромашка (Н)
Народ (Н) Ворона (О) Метель (Н)

2)Определить род, число, падеж существительных.

ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.

Читать еще:  Как вылечить бородавки на руках

Встанем – глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Руки плавно опустили,

И про глазки не забыли,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули

Всем улыбки подарили,

Потихонечку все сели.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы,

Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.

Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл.

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу

Кто автор? Как называется произведение? Что для вас было одушевленным в этой сценке?

Запись в тетради:

Олицетворение- это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ — они «рождаются», «дышат», «развиваются», «цветут», «размножаются» и «умирают», но не способны передвигаться).

К одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

6. Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные. Если слово одушевленное, поднимайте правую руку с красной карточкой. Если слово неодушевленное – левую с синей карточкой.

Учитель диктует слова: малина , воробей, сорока , горох, земляника , собака , берёза, помидор , медведь, корова, картофель, кукла, толпа .

7. «Третий лишний», найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь.

1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ

2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК

3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ

4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА

Учащиеся находят лишнее слово и записывают его в тетрадь.

8. Делаем выводы по уроку:

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные – что?

Одушевленные имена существительные мн.ч Р.п=В.п;

Неодушевленные имена существительные мн.ч И.п=В.п.

В сказках неодушевленные предметы становятся живыми–это называется – олицетворение.

Мне сегодня понравилось….

Для меня сегодня было трудным…

10. Домашнее задание.

Напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Нарисуйте одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1560903-pochemu-slovo-kukla-odushevljonnoe-imja-suschestvitelnoe.html
http://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/imya-suschestvitelnoe/imena-suschestvitelnye-odushevlyonnye-i-neodushevlyonnye
http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-imya-suschestvitelnoe-odushevlennoe-i-neodushevlennoe-373504.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector