Кто должен России и сколько
КТО И СКОЛЬКО ДОЛЖЕН РОССИИ
Сможем ли мы эти деньги вернуть или как зарабатывают на списании долгов.
Вопрос долгов всегда неоднозначен. Особенно когда речь идет о потом зависших займах, предоставленных прочим странам. Их списание всегда трактуется негативно. Ведь деньги же пропали, лучше бы их страна сразу раздала пенсионерам! Не удивительно, что после публикации очередной сводки текущего состояния дел с российскими долгами критики оживились с новой силой.
По состоянию на 1 февраля 2019 все страны мира должны России 40 млрд долларов. Сюда входят как новые выданные кредиты, так и долги, доставшиеся нам в наследство от СССР. Став членом Парижского клуба кредиторов в 1997 Российская Федерация имела выданных кредитов на общую сумму примерно в 130 млрд. Самыми крупными должниками являлись: Куба (31,7 млрд), Ирак (21,5 млрд), страны Африки (в сумме более 20 млрд.), Монголия (11,45 млрд), Афганистан (11,1 млрд), КНДР (11 млрд), Сирия (9,78 млрд) и Вьетнам (9,53 млрд долларов). Из них за прошедшую четверть века Россия списала долгов на 130,383 млрд долларов.
Таким образом, получается, что в упомянутых 40 миллиардах “старых советских денег” если и есть, то в весьма незначительном количестве. Это уже новые кредиты, выданные фактически в последнее десятилетие. Естественно, возникает вопрос о смысле подобных действий. Тем более в условиях санкционного давления и активных западных попыток экономической изоляции России.
Однако при внимательном рассмотрении картина оказывается сильно иной. Если не вдаваться в детали, все кредиты выдаются для достижения трех основных целей: плата за лояльность, кредит на закупку и субсидирование поставок.
Самым скользким является первый вариант, часто трактующийся как выплата дани за сохранение благорасположения. В определенном смысле так оно и есть, если не учитывать обратную сторону процесса – использования этой лояльности кредитором в своих целях в других вопросах.
Например, Москва в 2005 году списала 9,7 млрд долларов сирийского долга, но за это получила “отсутствие” газопровода из Катара в Средиземное море и дальше в Европу. В результате мы стали поставщиками трети потребляемого Евросоюзом газа, по итогам 2018 года общий объем поставок “Газпрома” туда составил 41,17 млрд долларов. Так что списанные сирийские долги давно и многократно перекрыты полученной прибылью. Которой бы не было, не сохрани мы хорошие отношения с руководством САР.
И это не единственный пример. В два приема Россия простила долги Ираку. Мы “потеряли” 21,5 млрд, но получили за это право разработки иракских нефтяных месторождений, что сделало “Роснефть” и “Лукойл” главными иностранными инвесторами. Учитывая специфику региона, например, работу на территории иракского Курдистана, себестоимость добычи там сильно ниже обычной. Ряд источников называет цифру в 5,99 за баррель. В результате только в месторождении “Западная Курна-2” добывается свыше 1,2 млн баррелей в сутки. Мы там имеем контракт на 25 лет добычи.
Очевидно, что плата за лояльность не такая уж плохая штука и точно не является выбрасыванием денег на ветер. Просто сделки в этой области не столь очевидны и прямолинейны, как привычный потребкредит на покупку мобильного телефона. Списанные деньги не только не потеряны, они создали условия для получения других последующих прибылей. Хотя конечно в отдельных случаях и не все обстоит так радужно. Примером тому может служить долг Кубе.
Впрочем, он как раз больше относится к категории субсидирования закупок необходимого нам табака, сахара, рыбы и морепродуктов. Мы имеем гарантии объемов и долгосрочной стабилизации отпускных цен.
Ну и, конечно же, кредиты активно используются для стимулирования российского экспорта. Всякого – от товарного и промышленного до оружейного. Например, один только Вьетнам и лишь за период с 2011 по 2015 годы купил оружия на общую сумму в 4,1 млрд долларов, 90% этой суммы пришлось на поставки из России. По сравнению с 2006-2010 годами цифра выросла в семь раз. Учитывая минимум 150% рентабельность оружейного бизнеса, легко увидеть, что списание старых советских долгов мы не только уже отбили, но и сохранили рынок сбыта собственной высокотехнологичной продукции.
Хотя, конечно, сейчас Москва к иностранному кредитованию подходит куда более прагматично. Доля платы за лояльность кардинально снижена в пользу расширения финансирования чисто коммерческих долгосрочных проектов. Мы одалживаем 20 млрд долларов Турции на финансирование строительства атомной станции “Аккую”. Точнее по документам, конечно, одалживаем, хотя по факту деньги сразу идут на счета “Росатома”, собственно строительство и ведущего.
То есть внешне это кредит туркам, а на самом деле обеспечение рабочих мест российским специалистами. А платить по долгам будет Анкара. Причем дважды. Во-первых, собственно по кредиту. Во-вторых, гарантировав “Росатому” сбыт электроэнергии в конкретных объемах и ценах. За предусмотренные контрактом 40 лет эксплуатации АЭС Россия на нем заработает около 72 млрд долларов. По той же схеме Россия намерена кредитовать Египет на 25 млрд долларов.
В общем, можно со всем основанием заключить, что нынешние 40 млрд выданные зарубежным партнерам являются достаточно надежной долгосрочной инвестицией, направленной, в первую очередь, на создание собственных рабочих мест и развитие отечественных технологий. Но сторонников идеи “лучше бы раздали бедным” это явно не убедит. И то, что Россия в данном случае поступает точно так же как «прогрессивный и глобализирующийся Китай», этим теоретикам от экономики не указ. //автор
Если вам нравится наши сайт, то поддержите нас. Нам приятно видеть вашу активность
Самые крупные должники России
Долг платежом красен. Именно об этом всегда обязан помнить заёмщик, получающий кредит, и должен учитывать тот, кто его предоставляет. Но есть и другая поговорка: давать в долг стоит только ту сумму, с которой не жалко расстаться. Абсолютно такими же принципами руководствуются и государства, когда берут либо дают деньги в долг другим странам. В подобных отношениях участвует и Российская Федерация. Кто же они, должники России, и кто из них должен нам больше всех?
Международные кредиты: политика или долгосрочные инвестиции?
Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.
Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).
Во советские времена число наших союзников было велико. В целях борьбы с мировым капитализмом СССР вынужден был всячески поощрять своих партнеров. Мотивация выражалась в поставке вооружений, помощи в развитии инфраструктуры, в крупных займах на льготных условиях. В обмен на это партнеры проводили «правильную» внутреннюю политику и принимали сторону Советского Союза в геополитическом противостоянии с Западом. Но время идет, СССР не существует уже почти 30 лет, а некоторые страны до сих пор должны по старым займам и не стесняются брать новые.
У каждого государства есть свои причины для получения кредита. Чаще всего это тяжелое экономическое положение, вызванное кризисом или геополитическими проблемами страны. Одалживая деньги, Россия, как и СССР, обеспечивает лояльность со стороны заемщика. Рассмотрим список самых крупных наших должников.
Кто должен России и сколько
Почти все должники РФ – это бывшие республики СССР и страны-союзницы со времен коммунизма. По официальным данным Минфина, сумма текущего долга перед Россией составляет $27 млрд. Самым крупным должником является наша ближайшая соседка, Республика Беларусь. Формально мы строим вместе Союзное государство. Но, поскольку каждая страна печатает свою валюту отдельно, общего бюджета нет и в обозримом будущем не предвидится. В первую очередь из-за того, что президент Лукашенко не горит желанием объединяться и терять свою власть.
Инвестиции в акции золотодобывающих компаний
Акции золотодобывающих компаний РФ: стоит ли покупать
Минск задолжал Москве более $7,5 млрд, сумма долга только увеличивается. Это вынудило Россию летом 2019 года впервые за все время отказать в рефинансировании долга Беларуси. Также был принят ряд мер, подталкивающих соседа к скорейшему погашению задолженности. В частности, налоговый маневр в сфере поставок нефти, цены на газ и вопрос строительства АЭС на территории Беларуси.
Следующим по сумме задолженности перед Россией идет Украина. Киев должен нам $3,7 млрд, из которых 3 миллиарда – долг по гособлигациям. Эта сумма не признана Украиной, которая называет данные деньги «взяткой» беглому президенту Януковичу за отказ от ассоциации с Евросоюзом. Власти страны считают единственной задолженностью перед РФ 0,61 миллиард долларов за поставки газа еще с 90-х годов.
Следующей страной-должницей России является Венесуэла, с суммой задолженности $3,15 млрд. Она образовалась в результате получения Венесуэлой кредита на покупку российского вооружения. В задолженность этой страны не включаются инвестиции Роснефти и некоторые другие вложения в нефтедобычу. Независимые аналитики оценивают общую сумму долга в $17 млрд. С большой вероятностью часть данной суммы окажется невозвратной.
Последним из крупных заемщиков России является Куба. Остров свободы должен порядка 3 миллиардов долларов. Львиная доля долга ($30 млрд) Гаване была списана в 2014 году. Остаток Куба обязуется вносить равными платежами на счета российских банков, расположенных на территории острова. Данные средства будут сразу же инвестированы в инфраструктурные проекты на Кубе.
Справедливо ли прощение долгов?
Рядовому обывателю списание международных долгов может показаться чрезмерно халатным действием по отношению к госбюджету. Это деньги налогоплательщиков, почему они должны безвозвратно уходить из страны вместо того, чтобы направляться на развитие экономической и социальной сферы самой России? Однако в этой ситуации не все так просто. Чтобы понять это, нужно обратиться в недалекое прошлое.
Семейный слет PROцветание
Семейный слет ленивых инвесторов в Черногории
К примеру, после вступления в Парижский клуб кредиторов в 1997 году, Россия выдала многим странам солидные суммы в кредит. Одной из них стал Ирак, получивший тогда 21 миллиард долларов. Долг был списан в два этапа, но не безвозмездно. За это Ирак дал разрешение российским нефтедобытчикам на разработку своих месторождений. Учитывая низкую стоимость добычи ($6 за баррель) и контракт на 25 лет, можно предположить, что прощенный долг окупится с лихвой.
Такая же схема была применена и в отношении Сириеи, когда долг списали в обмен на недопущение строительства газопровода из Катара в EC. Этот маршрут ставил под угрозу интересы Газпрома в Европе. Вьетнаму был списан долг в обмен на гарантированные поставки туда оружия.
Таким образом, одалживая деньги, Россия добивалась соблюдения своих интересов, лояльности партнеров, стимулирования отечественного производителя, субсидирования будущих сделок. Однако не стоит забывать и о том, как много кредитов оказались невозвращёнными и были в результате списаны.
Что мы имеем в итоге
Несмотря на кажущуюся беспечность действий со стороны некоторых стран в отношении внешних долгов, не все долги являются вредными. Зачастую для кредитора есть положительный финансовый результат. Он получает новые рабочие места за счет субсидирования производства или встречные поставки необходимых товаров по сходной цене. Таким образом, международные кредиты – это нормальная экономическая практика. При умелом использовании они могут стать интересной долгосрочной инвестицией. Если же главной целью становится геополитика, увеличиваются риски того, что одолженные средства никогда не вернутся.
А вы считаете справедливой практику кредитования стран, не все из которых в состоянии вернуть полученные средства? Напишите свое мнение в комментариях.
Кто и сколько должен России
Россия раскрыла, сколько ей должны иностранные государства. Сумма достигает почти 40 млрд долларов, часть из которых – еще «советские» долги. Однако конкретные страны и их задолженности Москва старается не афишировать. Кому и на какие цели дает кредиты современная Россия, и будет ли они возвращены?
Сумма долгов иностранных государств перед Россией достигает почти 40 млрд долларов по состоянию на 1 февраля 2019 года. В эту сумму включены и долги перед СССР, чьей правопреемницей является Российская Федерация.
Современная Россия продолжает кредитовать своих союзников. Информация о том, сколько, кому и на какие цели выдает кредиты РФ, раскрывается скупо и неохотно. Такая практика была принята еще в советское время. Собственно, общая сумма долга была раскрыта не просто так – а для иностранных инвесторов в проспекте евробондов (без дополнительной конкретики).
В итоге Минфин крайне удачно разместил эти евробонды 21 марта – на 3 млрд долларов и 750 млн евро. План на весь год был занять всего 3 млрд долларов, а инвесторы готовы были дать в долг России в четыре раза больше — 12 млрд долларов. Но нам столько не надо. Причем, давали в долг России иностранцы: 40% удовлетворенных заявок пришлись на инвесторов из Британии, инвесторы из континентальной Европы купили 18% выпуска, инвесторы из США — 17%.
Кто же входит в число нынешних должников России? Возможно, большая часть суммы это все-таки советский долг. По состоянию на начало 2016 года общий долг России достигал 34 млрд долларов, сократившись в разы со 145 млрд долларов (эта сумма была посчитана в свое время из расчета 0,66 рубля за доллар по курсу Госбанка СССР). Россия получила право взыскивать долги СССР на основании того, что взяла на себя обязательства обслуживать внешние долги Советского Союза.
С тех пор Россия многим простила долги либо полностью, либо большую часть, начиная с Узбекистана, Киргизии и Монголии, заканчивая далекими от нее Кубе, Ираку, Алжиру, Сирии, Вьетнаму, Эфиопии, Танзании, Лаосу, Мозамбику, Йемену. Последний крупный раунд списания таких долгов прошел в 2014 году, тогда «простили» в общей сложности 31 млрд долларов Кубе, а всего за 10 лет было списано почти 90 млрд долларов таких обязательств. Так, Ираку списали 21 млрд долларов, Монголии и Афганистану по 11 млрд долларов, КНДР — 10 млрд долларов. В основном, это долги, которые сформировались в советские годы. После 2016 года о крупных новых списаниях «советских» долгов не сообщалось.
«Но утверждать, что значительная часть долговых обязательств, имеющихся на балансе сейчас, сформирована еще в период Советского Союза, на мой взгляд, несправедливо, поскольку по большей части заведомо невозвратные кредиты на строительство социализма уже давно списаны», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
Кто же охотно берет кредиты у современной России?
Долги суверенных государств перед Россией можно разделить на три категории: плата за лояльность, кредит на покупку вооружения и технологически сложного оборудования (в основном для создания ГРЭС и АЭС), а также на покупку ресурсов.
«Есть страны, такие как Белоруссия или Киргизия, которые имеют стратегическое значение для внешней торговли, размещения военных баз в проблемных с точки зрения террористической активности или наркотрафика регионах, испытывают определенные финансовые сложности. По сути, это плата не столько именно за лояльность властей, сколько плата за услуги, которые государство-заемщик предоставляет кредитору для реализации его внешней политики и развития торговли», – говорит Яковенко. По его словам, у США именно такого рода долгов больше всего, а у России, скорее всего, меньше, поскольку сфера влияния у России значительно уже, и за редкими исключениями дальше сопредельных стран геополитические интересы не распространяются.
Часто Россия выдает кредиты другому государству на строительство на его территории АЭС силами «Росатома» или на закупку российского оружия. В этом случае деньги даже не доходят до другой страны. «Кредитор выделяет средства и направляет их производителю, например, военной техники, который по заключенному с государством-заемщиком контракту производит и поставляет ее государству заемщику. По своей сути этот механизм представляет собой не кредитование как таковое, а лизинг», – говорит Яковенко.
Третья категория кредитов – это, по сути, покупка ресурсов, чаще всего нефти или газа, либо доступа к недрам для самостоятельной добычи. Однако назвать это кредитованием можно с большой натяжкой. Наиболее наглядные примеры — это Иран, отрезанный от мирового рынка санкциями, и Венесуэла. «Это на самом деле самые качественные долги на балансе любого государства, поскольку обязательства по ним исполняются в натуральном выражении, высоколиквидным сырьем. Определенные риски, безусловно, есть, о чем можно судить на примере той же Венесуэлы, но безрисковых инвестиций и ссуд не бывает в принципе», – говорит Яковенко.
Так, Белоруссия, кроме более дешевых нефти и газа, активно берет деньги в кредит у России, как правило, по льготной ставке. Периодически Минск, как и многие другие, просит продлить срок кредитования, то есть отдавать белорусы, как правило, не спешат. Они просто просят новый кредит на оплату старого – так и живут. В частности, Минск просил дать 1 млрд долларов кредита в этом году, Россия заявила, что готова рефинансировать Белоруссии ранее выданный займ, но на 630 млн долларов. В 2018 году Белоруссия выплатила России внешний долг на более чем 1 млрд долларов России, плюс еще чуть больше 0,5 млрд долларов Евразийскому фонду стабилизации и развития, где, по факту, главную роль играет Минфин РФ. Белорусы платят долги также Китаю, ВБ, США, ЕБРР, но больше всего Минск, конечно, берет кредитов у России, поэтому и выплаты по ним существенно выше, чем перед другими кредиторами.
В 2011 году Россия выдала Белоруссии льготный экспортный кредит в 10 млрд долларов на строительство в стране АЭС. Погашать она его начнет только через шесть месяцев после ввода АЭС в строй, но не позднее апреля 2021 года, тридцатью равными частями в течение 15 лет.
Ситуация с возвратом долга Украины в 3 млрд долларов сложней. Киев взял в долг у Москвы в виде выпуска евроблигаций в декабре 2013 года при правлении Януковича, и новая власть в стране не хочет считать этот долг государственным и оплачивать, хотя этот факт признали даже в МВФ. Интересно, что до начала 2016 года Украина и сама признавала этот долг – именно до этого срока она выплачивала по нему проценты, но, когда пришел срок вернуть всю сумму, решила, что проще назвать этот кредит политическим и ввести мораторий на его оплату. Высокий суд Лондона обязал Киев вернуть деньги, но это украинская сторона, конечно, пытается оспорить в Аппеляционном суде Великобритании.
С юридической точки зрения позиция Украины слаба, что там и сами прекрасно понимают. Но хотя правота на стороне Москвы, вернуть эти миллиарды в Фонд национального благосостояния России крайне сложно, даже через судебные инстанции. Украина уже допустила дефолт по этому долгу, и может десятилетиями его не отдавать, ссылаясь на печальную финансовую ситуацию. Отдавать кредиты МВФ и другим кредиторам Киеву это, правда, не мешает. В этом году перед Украиной стоит сверхзадача – отдать более 15,6 млрд долларов. Пик долговых выплат придется как раз на этот и 2020 год. Справиться удастся только за счет привлечения новых кредитов у своих западных друзей.
Армения также активно берет кредиты у России. Так, план на 2019 году занять 490 млн долларов, и основная сумма в 343 млн долларов будет одолжена именно у России. Еще пять лет назад Россия выделила Армении кредит на 270 млн долларов для финансирования работ по продлению сроков работы Армянской АЭС до 2026 года. В конце 2018 года Армения попросила продлить сроки реализации кредита. Нищей стране довольно сложно отдавать даже такие, казалось бы, небольшие суммы. В 2016 году Армения получила от России кредит на 200 млн долларов на закупку российских вооружений в течение двух лет.
Кредиты на закупку вооружения Россия дает в том числе Кубе и Бангладеш. Бангладеш также получила экспортный кредит на строительство АЭС до 11,38 млрд долларов для использования в 2017-2024 годах с началом погашения только в 2027 году.
В 2016 году экспортный кредит от России получила Индия в размере 3,4 млрд долларов на строительство АЭС «Куданкулам». В 2017 году Дели получил 10-летний кредит еще на 4,2 млрд долларов на строительство уже пятого и шестого энергоблока этой станции.
Сложности с возвращением долгов России могут возникнуть и в Венесуэле, в которую мертвой хваткой вцепились США. Оценки того, сколько Россия может там потерять, приводились разные и противоречивые. Как правило, назывались десятки миллиардов долларов. По последним данным, невозвращенная часть кредита России, выданного Венесуэле, составляет всего 4 млрд долларов, а не 17 млрд долларов, которые Россия якобы инвестировала и одолжила Венесуэле. Об этом накануне заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. «Называется сумма в 17 млрд… Но это искусственная цифра. Это общая сумма — и накопленные инвестиции РФ, и кредиты, которые были выданы. Причем часть кредитов давно уже возвращена. В том числе военные. А те инвестиции, которые сделаны в нефтяную отрасль — их очень тяжело конфисковать. Они сделаны (в соответствии) со всеми принципами международного права», — заявил Емельянов.
Скоро крупнейшим должником перед Россией может стать Египет. Россия уже пообещала выделить стране кредит в 25 млрд долларов на строительство АЭС. Президент Путин, правда, говорил, что «это хороший кредит, с хорошей процентной ставкой», выплаты по которому начнутся с 2029 года.
«Львиная доля кредитов, предоставленных Советским Союзом, шла по «закрытым» статьям, не подлежащим разглашению. Это была материальная и военная помощь дружественным режимам в обмен на политическую лояльность и расширение сферы влияния СССР в этих регионах. В современной России, по сути, мало, что изменилось. Мы по-прежнему продолжаем помогать странам, где у нас есть свои интересы экономического или политического характера. И зачастую не рассчитывая на полный возврат вложенных средств», – говорит Алексей Коренев из ГК «Финам».
И все же далеко не все обязательства перед РФ являются заведомо невозвратными: значительная часть выдаваемых «кредитов», по сути, представляет собой инвестиции, которые могут приносить государству достаточно высокий доход, считает Яковенко.
Ведь кредиты идут не только на политические цели, но и на поддержку российского экспорта – как военной, так и гражданской продукции. Хотя российские кредиты на военные нужды имеют меньше шансов быть возвращенными, говорит первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров, управляющий партнер «2К» Тамара Касьянова. Россия в этом плане не изобретает велосипед. «Можно привести в сравнение США, которые очень давно и активно занимаются тем же – финансово поддерживают полезные с точки зрения геополитики страны. США ко всему прочем оказывают т.н. «безвозмездную» военную помощь ряду стран на протяжении десятилетий. Россия тоже этим занимается, в частности, поддержка идет Сирии, Ливану, ЦАР, Таджикистану. Но по сравнению с советскими временами масштабы этой помощи выглядят скромнее», — говорит Касьянова.
Источники:
http://rus.live/2019/03/23806/
http://smfanton.ru/interesno/dolzhniki-rossii.html
http://www.discred.ru/2019/03/23/kto-i-skolko-dolzhen-rossii/