13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова длина Садового кольца

Moscow.org городской портал Москвы

Садовое кольцо, которое также известно как Кольцо Б – это круговая транспортная магистраль, которая располагается в центральной части Москвы. Ее длина составляет 15,6 километров, а ширина – 60-70 метров.

Садовое кольцо возникло на месте защитного укрепления, существовавшего с конца 16 века. Его история начинается в 1591 году. Москва только оправлялась после опустошительного набега орд крымского хана Казы-Гирея, и по велению Бориса Годунова началось строительство земляного вала длиной около 16 километров. Поверх земляного вала построена дубовая пятиметровая стена. С наружной части вала был прорыт ров, который заполнили водой. Строительство укрепительных сооружений, названных москвичами Скородомом, было закончено уже спустя год, в 1592 году. Официально же эта стена называлась Деревянным, а затем Земляным городом. Позднее Земляным городом начали называть и участок Москвы между Скородомом и Белым городом и Москвой-рекой. В земляном городе жили крестьяне, мелкие торговцы и ремесленники.

В годы Великой Смуты (1598—1613 г.г.) дубовые стены и башни Скородома сгорели, и на их месте выстроили частокол из толстых бревен, остро заточенных в верхней части – “острог”. В конце 17 века Земляной вал уже утратил свою фортификационную роль в жизни Москвы, и выступал в качестве таможенного барьера. Перед въездными воротами появляются рынки, самыми известными из которых становятся Сухаревский и Смоленский.

В конце 18 столетия и острог и вал обветшали. Вал в некоторых местах срыли, и на этих участках образовались просторные проезды и площади. Во время пожара большинство построек с обеих частей вала были уничтожены. Согласно проекту восстановления Москвы, утвержденному в 1816 году, остатки вала предполагалось снести, обмелевший ров засыпать, и на этом месте проложить широкую мощеную кольцевую улицу. Для мостовой и тротуаров отводилось 25 метров из расстояния между домами (дома располагались на расстоянии 60 метров друг от друга). На оставшейся площади хозяева домов должны были разбить палисадники, выбрав растения на свой вкус. Это и было начало Садового кольца Москвы.

Проект с некоторыми изменениями реализовали к 1830-му году. В итоге без палисадников остались отрезки Садового кольца в Замоскворечье и площади. Зубовский и Смоленский валы превратились в общественные бульвары.

В 1870-е годы по Садовому кольцу проложили трамвайные пути, и по ним прошла конка. В 1912 году ее заменили электрические трамваи. Этот трамвайный маршрут обозначался буквой “Б”, а в народе его называли “букашкой”. В начале 20 века старые малоэтажные дома на Садовом кольце начали сносить, и строить на их месте многоэтажные административные, жилые и коммерческие здания.

В 1905 году улицы и площади Садового кольца стали местом ожесточенных уличных боев. Западный участок кольца был застроен баррикадами, укрывавшими рабочих от царских войск. 1917 год также не обошел стороной Садовое кольцо. Здесь проходили кровопролитные схватки между революционными отрядами и войсками правительства за центр города. Особо тяжелые бои шли на Крымской, Зубовской и Кудринской площадях. В одном из зданий, расположенных по Садово-Триумфальной улице, в конце концов, был подписан акт о капитуляции правительственных войск.

После Октябрьской революции доходные дома, реквизированные у владельцев, заселяли рабочими, строились новые жилые и общественные здания. Сухаревский и Смоленский рынки закрыли. В 1930 году, когда реализовывался план реконструкции Москвы, Садовое кольцо замкнули и заменили булыжную мостовую асфальтом. В 1937 году проезжую часть расширили за счет сноса садов, а через Москву-реку построили Крымский и Краснохолмский мосты. В это же время трамваи маршрута Б сменили троллейбусами. Кольцевое движение в полном объеме было организовано только в 1963 году.

Во время Великой Отечественной войны в некоторых местах на Садовом кольце были возведены защитные укрепления. В июле 1944 года после того, как советские войска разгромили немецкую армию в Белоруссии, по Садовому кольцу провели строй немецких военнопленных.

Послевоенная реконструкция Садового кольца отличалась большим размахом. В период с 1948 по 1954 годы на улицах Садового кольца построили три из семи знаменитых сталинских высоток. В начале 1950-х годов была проложена Кольцевая линия Московского метрополитена. Южная ее часть от станции Курской до станции Парк культуры прошла под Садовым кольцом. В 1960-е годы Садовое кольцо продолжали видоизменять, улицы расширились в проспекты с современными развязками и тоннелями, эстакадами и подземными переходами. В 1994 году Садовое кольцо было закрыто для проезда грузового транспорта.

Читать еще:  Какой перевод слова supreme

Улицы и площади Садового кольца:

Триумфальная площадь
Садовая-Триумфальная улица
Садовая-Каретная улица
Садовая-Самотёчная улица
Самотёчная площадь
Садовая-Сухаревская улица
Малая Сухаревская площадь
Большая Сухаревская площадь
Садовая-Спасская улица
Лермонтовская площадь
Площадь Красные Ворота
Садовая-Черногрязская улица
Площадь Земляной Вал
Площадь Цезаря Куникова
Улица Земляной Вал c Площадью Курского Вокзала
Таганская площадь
Нижняя Краснохолмская улица
Улица Зацепский Вал
Павелецкая площадь
Валовая улица
Серпуховская площадь
Улица Коровий Вал с Житной улицей
Улица Крымский Вал c Калужской площадью
Крымская площадь
Зубовский бульвар
Зубовская площадь
Смоленский бульвар
Смоленская-Сенная площадь
Смоленская площадь
Новинский бульвар
Кудринская площадь
Садовая-Кудринская улица
Большая Садовая улица
Оружейный переулок
Известковый переулок

Станции метро Садового кольца

Маяковская
Цветной бульвар
Сухаревская
Красные ворота
Курская
Чкаловская
Таганская
Марксистская
Павелецкая
Добрынинская
Октябрьская
Парк культуры
Смоленская
Баррикадная

Садовое кольцо

Садовое кольцо – кольцевая транспортная магистраль, опоясывающая центральную часть Москвы. Трасса проложена на месте Земляного вала, который служил границей Земляного города (территория между Белым городом и валом) и защищал его от нападений извне.

Общая длина кольца составляет 15,6 километра, ширина колеблется от 60 до 70 метров. Будучи одним из исторических колец Москвы, Садовое кольцо возведено в культ, но в действительности на сегодняшний день само по себе оно не представляет никакого интереса – это просто широченная дорога в центре города. Тем не менее, по обе стороны проезжей части выросла довольно любопытная застройка разных лет, что делает Садовое кольцо интересным маршрутом для прогулок.

История Садового кольца

В прошлом Москва была окружена рядом фортификационных стен и сооружений, обусловивших радиальную структуру города; одно из них – Земляной вал, замкнутое кольцо протяжённостью около 16 километров.

В 1591 году крымский хан Казы-Гирей совершил опустошительный набег на Москву, и по указу Бориса Годунова вокруг города всего за год был насыпан вал, поверх которого возвели дубовую стену высотой до 5 метров. В ней было обустроено 34 проездных ворот и около 100 глухих башен, а вдоль вала вырыли ров. За удивительную скорость строительства – новое фортификационное кольцо возвели в 1591-1592 годах – его прозвали Скородомом, а территория внутри стены (до Белого города) стала называться Деревянным, а затем Земляным городом. Изначально Земляной город населяли ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы.

В Смутное время (1598-1613) деревянные стены и башни полностью сгорели, но вал сохранился и даже был надсыпан, и вскоре поверх него возвели новую стену – частокол из толстых брёвен. Однако, к концу 17 века вал утратил оборонное значение и превратился в таможенную границу Москвы, вдоль которой возникли рынки и торговые поселения, а к концу 18 века обветшал и уже был местами срыт.

После Отечественной войны и пожара 1812 года остатки вала решили срыть, ров, который к тому времени уже частично осыпался – закопать, а на их месте обустроить широкую кольцевую улицу. Расстояние между линиями домов по разные стороны бывшего вала составляло около 60 метров: 25 из них отвели на булыжную мостовую и тротуары, а на остальном пространстве домовладельцам повелели разбить палисадники из различных насаждений по своему вкусу – так в Москве появилось Садовое кольцо.

Проект был реализован к 1830 году. Палисадники не обустраивали на участке кольца в Замоскворечье, а также на площадях; на Зубовском и Смоленском валах организовали бульвары, а территория вокруг Новинского вала была отведена для народных гуляний и до 1877 года оставалась широкой площадью. В 1870-х по кольцу пустили конку, а в 1912 – электрический трамвай.

Изначально застройка кольца была малоэтажной, но в начале 20 века вдоль уже довольно важной транспортной артерии стали строить многоэтажные доходные дома, конторы и коммерческие здания. После Революции 1917 года их заселили рабочими, а Садовое кольцо продолжили застраивать жилыми и общественными зданиями. К сожалению, сады были вырублены: в 1930-х проезжую часть расширяли и асфальтировали в соответствии с планом Лазаря Кагановича по перепланировке Москвы, и в 1937 линию садов полностью уничтожили. Трамвайные пути также были демонтированы, вместо трамвая по маршруту пустили троллейбус. После Великой Отечественной войны 1941-1945 за реконструкцию Садового кольца взялись с новыми силами, и его улицы постепенно превратились в широчайшие проспекты с эстакадами, тоннелями, развязками и подземными переходами.

Читать еще:  Витас поседел или покрасился

В виде гигантской кольцевой магистрали в центре города Садовое кольцо дошло и до наших дней. В 2016-2017 годах тротуары вдоль многих участков кольца были расширены и озеленены, благодаря чему оно приобрело более человечный вид, но в целом его суть не изменилась.

Любопытно, что Садовое кольцо стало свидетелем многих исторических событий: в 1905 и 1917 годах в его западной части велись ожесточённые бои между правительственными войсками и повстанцами, а 17 июля 1944 года – после разгрома немецких войск в Белоруссии – по нему прошёл марш немецких военнопленных (“Парад побеждённых”).

Улицы и площади Садового кольца

Историческое Садовое кольцо объединяет 15 улиц, 3 бульвара и 18 площадей, расположенных друг за другом по маршруту кольца.

2. Садовая-Триумфальная улица;

3. Садовая-Каретная улица;

4. Садовая-Самотёчная улица;

5. Самотёчная площадь;

6. Садовая-Сухаревская улица;

7. Малая Сухаревская площадь;

8. Большая Сухаревская площадь;

9. Садовая-Спасская улица;

10. площадь Красные Ворота;

11. Лермонтовская площадь;

12. Садовая-Черногрязская улица;

13. площадь Земляной Вал;

14. площадь Цезаря Куникова;

15. улица Земляной Вал;

16. площадь Курского Вокзала;

17. Таганская площадь;

18. Нижняя Краснохолмская улица;

19. улица Зацепский Вал;

20. Павелецкая площадь;

21. Валовая улица;

22. Серпуховская площадь;

23. улица Коровий Вал;

24. Житная улица;

25. улица Крымский Вал;

26. Калужская площадь;

27. Крымская площадь;

28. Зубовский бульвар;

29. Зубовская площадь;

30. Смоленский бульвар;

31. Смоленская-Сенная площадь;

32. Смоленская площадь;

33. Новинский бульвар;

34. Кудринская площадь;

35. Садовая-Кудринская улица;

36. Большая Садовая улица.

В целом, бОльшая часть улиц и площадей Садового кольца выглядят довольно однообразно: как широкая дорога. Тем не менее, среди них есть отдельные точки притяжения: например, на Триумфальной площади обустроено необычное общественное пространство с качелями, на Кудринской – красивый сквер с фонтаном. Скверы также обустроены на Садовой-Триумфальной улице, Большой Сухаревской площади, Лермонтовской площади и некоторых других улицах и площадях.

Архитектура Садового кольца

Хотя в целом Садовое кольцо застроено зданиями разных эпох, и о каком-то едином историческом облике застройки говорить не приходится, вдоль магистрали расположено большое количество любопытных зданий и памятников архитектуры.

Самые яркие архитектурные доминанты магистрали – сталинские высотки, которых вдоль Садового кольца целых 3: здание МИД, жилой дом на Кудринской площади и высотное здание на площади Красных Ворот. Кроме прочего, в Оружейном переулке расположилась более чем приметная современная высотка: Многофункциональный комплекс “Оружейный”. Не меньшего внимания заслуживают памятники конструктивизма – дом Наркомзема и здание Наркомата путей сообщения – и монументальная советская застройка в целом.

Также внимание привлекают Шереметевская больница (странноприимный дом), Провиантские склады, доходный дом Миансаровой и ряд других зданий.

Памятники Садового кольца

Хотя современное Садовое кольцо – не самое комфортное для прогулок место, вдоль него, тем не менее, установлен ряд памятников известным людям и просто скульптур.

1. Памятник Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади;

3. памятник Сергею Образцову на Садовой-Самотёчной улице;

4. памятник Михаилу Лермонтову на Лермонтовской площади;

5. скульптура “Сезонник” на Лермонтовской площади;

6. памятник Алишеру Навои на Серпуховской площади;

7. памятник Владимиру Ленину на Калужской площади;

8. памятник Николаю Томскому на улице Крымский Вал;

10. памятник Фёдору Шаляпину на Новинском бульваре;

Кроме того, в скверах вдоль Садового кольца установлено некоторое количество безымянных скульптур и стела в память о Сухаревой башне на Большой Сухаревской площади.

К сожалению, современное Садовое кольцо сохранило свои сады лишь в названии и превратилось в широчайшую магистраль. Оно не такое камерное, как тихое и зелёное Бульварное, иногда целыми днями стоит в пробках и выглядит пыльным, грязным и неуютным, и всё же – это по-прежнему то самое Садовое кольцо, одно из исторических колец Москвы и визитная карточка города.

Это не самое подходящее и комфортное место для прогулок, но те, кто на это решатся, увидят вдоль кольца большое количество знаковых московских достопримечательностей и памятников.

Садовое кольцо

Садо́вое кольцо́, также Кольцо́ Б — круговая автомобильная трасса в центре Москвы. Длина — 15,6 км, ширина — 60-70 м.

Содержание

История

Исторически Москва была окружена рядом фортификационных сооружений, одно из которых — земляной вал, представлявший собою замкнутое кольцо протяжённостью около 16 км.

Вал был насыпан в 1591—1592 гг. по повелению Бориса Годунова вскоре после опустошительного набега на Москву орд крымского хана Казы-Гирея. Поверх него была выстроена дубовая стена высотой до 5 м, с 34 выездными и примерно ста глухими башнями. Снаружи вдоль вала прорыли ров и заполнили его водой. Вал, построенный удивительно быстро, всего за год, москвичи называли «Скородомом» (официальное название — Деревянный, а позднее — Земляной город). Земляным городом стали называть и территорию между валом и Белым городом, а также Москва-рекой. Земляной город населяли ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы, тогда как Замоскворечье — в основном стрельцы, почему оно часто называлось Стрелецкой слободой.

Читать еще:  Как возникла Солнечная система

В эпоху Смуты (1598—1613) деревянные стены и башни сгорели. Сам же вал остался и вскоре был надсыпан, а поверх него построили «острог» — частокол из толстых брёвен, заострённых кверху.

К концу XVII века Земляной вал утратил своё значение как фортификационное сооружение, превратившись в таможенную границу города. Перед въездами в город возникают рынки, из них наиболее известны Сухаревский и Смоленский.

К концу XVIII века острог и вал постепенно разрушились, местами вал был срыт, в результате чего образовались просторные площади и проезды. В пожар 1812 г. почти все строения по обе стороны вала были уничтожены огнём.

По проекту Комиссии для строения Москвы, утверждённому в 1816 г., остатки вала было предложено снести, обмелевший и осыпавшийся ров — засыпать, а на их месте создать широкую кольцевую улицу, мощённую булыжником. Под мостовую и тротуары отводилось 25 м из общего расстояния между двумя линиями домов, уже тогда достигавшего 60 м. На остальном пространстве домовладельцы были обязаны устроить палисадники из насаждений по своему вкусу. Так было положено начало Садовому кольцу.

К 1830 г., за некоторыми исключениями, проект был реализован. Без палисадников остались участки Садового кольца, расположенные в Замоскворечье, а также площади. Зубовский и Смоленский валы стали общественными бульварами, а Новинский вал, как место народных гуляний, до 1877 г. оставался широкой площадью.

В 1870-х были проложены пути для трамваев на конной тяге (конка), которую в 1912 году сменили трамваи на электрической тяге. Маршрут назывался «Б» (в просторечье — «букашка»).

В начале XX века на кольце на месте малоэтажных домов началось интенсивное строительство многоэтажных коммерческих, административных и жилых зданий. На многих улицах и площадях, входящих в состав Садового кольца, шли ожесточённые уличные бои во время революционных событий 1905 года. Западная часть кольца густо покрылась баррикадами, защищавшими рабочие районы от наступавших царских войск.

В октябре 1917 г. многие участки Садового кольца стали местом кровопролитных схваток между красными и правительственными отрядами за контроль над центром города. Особо упорные бои происходили в районе Крымской, Зубовской и Кудринской площадей. Акт о капитуляции правительственных войск был подписан в одном из зданий на Садовой-Триумфальной улице.

После революции реквизированные у собственников доходные дома были заселены рабочими, кольцо стало застраиваться жилыми и общественными зданиями. Были ликвидированы вначале Сухаревский, а затем и Смоленский рынки.

В 1930-х, в соответствии с планом перепланировки Москвы Кагановича, Садовое кольцо было соединено и заасфальтировано. В 1937 г. для расширения проезжей части была снесена вся линия садов. Через Москву-реку были переброшены новые мосты — Крымский и Краснохолмский. В 1936—1937 трамваи линии Б сменили троллейбусы. Полностью кольцевое движение было организовано лишь в 1963 г.

В 1941 г. на некоторых участках Садового кольца были возведены мощные оборонительные укрепления и узлы сопротивления. 17 июля 1944 г., после разгрома немецких войск в Белоруссии, по Садовому кольцу прошёл «парад» немецких военнопленных.

После войны реконструкция Садового кольца возобновилась с ещё большим размахом. В 1948—1954 гг. на Садовом кольце были возведены три из семи сталинских «высоток». В начале 1950-х была построена Кольцевая линия Московского метрополитена, южная часть которой (от станции «Курская» до станции «Парк культуры») прошла под Садовым кольцом. С 1960-х годов улицы постепенно превратились в проспекты с тоннелями, развязками, эстакадами и подземными переходами в наиболее загруженных местах — на Крымской, Самотёчной, Таганской, Добрынинской, Октябрьской площадях, площади Маяковского (Триумфальной) и на пересечении с проспектом Калинина (Новым Арбатом).

Источники:

http://moscow.org/moscow_encyclopedia/311_garden_ring.htm
http://mosprogulka.ru/info/sadovoe_kolco
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/161005

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: