Как выбрать шахматный компьютер
obninskchess_ru
Шахматы, политика, юмор
Актуальные новости, события, комментарии
Шахматы с компьютером
Шахматный компьютер Chess Genius
Даная тема не для шахматных профессионалов.
Это, скорее всего, написано для родителей юных шахматистов, обдумывающих очередную покупку для своего чада, которая была бы ему полезна в его увлечении шахматами.
На днях, мелькала тема из блога писателя и блогера Сергея Лукьяненко (автора “Дозоров”), на шахматную тему.
Писатель, спрашивал совета у своих читателей, о подарке для сына на грядущий день рождения.
Речь шла о комплектах шахматной доски и фигур.
Забавно было читать комментарии людей далёких от шахмат и в тоже время искренне желающих чем-то помочь.
В теме я насчитал всего три квалифицированных шахматиста.
В своём комментарии я сконцентрировался в основном на том, что, разница в мощности настольного ПК и микрокомпьютера (шахматного компьютера), огромна. Но кроме мощности самого компьютера не упомянул ничего: ни опций шахматных программ используемых в настольном ПК, ни их возможностей и т.д.
Сейчас ешил исправить этот недочёт отдельной темой, и сделать небольшой сравнительный анализ.
Главная цель материала, чтобы родители, воспитывающие юных шахматистов, всё-таки понимали разницу между игрушкой и профессиональными инструментами, которые просто необходимы современному квалифицированному шахматисту-профессионалу.
Шахматный компьютер и шахматные программы на настольном ПК
Батл начинается. и тут же заканчивается
Если кто незнаком с тем, что такое представляет собой шахматный компьютер, то вот ссылка на пример этой машинки, на сайте магазина который мы с тренером из Челябинска дружно рекомендовали: http://shop.chessok.ru/index.php?productID=1578.
Ну, или вот ссылка на компьютер Каспаров, которого на сайте “чессок” нет: http://www.chessm.ru/saitek-kasparov-mephisto-chess-challenger-chess-co/ (если честно его возможности также слабы, даже не предусмотрен электронный интерфейс шахматной доски, только время и вариант).
Шахматный компьютер, по сути, это детская игрушка в сравнении с ПК (персональным/настольным компьютером), с усеченными/обрезанными возможностями и сравнительно слабым процессором.
Другими словами это электронная доска с обычными фигурами, где при ходе компьютера, выдаётся световой индикацией его ход, и вы сами переставляете фигуру.
В современных моделях (а я играл ещё на первых “Мефисто”) появился дисплей шахматной доски, вероятно для более удобного интерфейса при анализе партий.
И. всё!
Я незнаком с полным набором девайсов этой серии, может там и есть, что посущественней, но вряд ли будет сильно отличаться.
Из тех, на что я дал ссылки: сила движка ЭЛО 2000 (это не просто слабо, это очень слабо, думаю я в состоянии его обыграть и не раз), дебютная база 25 000 партий (это просто смешно).
Для сравнения сила (не мощность компьютера, а сила игры движка) ЭЛО движка Гудини 4 ПРО (Houdini 4 Pro) составляет 3400!
Мне обыграть такую машину, скажем так: практически невыполнимо.
Это примерно, как разница между крепким перворазрядником или КМС и чемпионом мира по шахматам.
Ведь для обычных любителей шахмат, КМС — это довольно сильный шахматист. Но какое жалкое зрелище он будет представлять собой, если сядет играть с чемпионом мира по шахматам.
И так, что можно противопоставить “шахматному компьютеру”.
Существует огромное количество шахматных программ, реализованных на настольном ПК.
То есть, если вы читаете эти строки, то этот агрегат (настольный ПК) уже вас имеется.
Да, в комментарии я упомянул сверхмощные модели, на базе процессора Core i7 Extreme Edition (8 ядер, 16 потоков, 20 МБ кеш второго уровня, тактовая частота 3 ГГц, а с Turbo Boost 3,5 ГГц и возможностью разгона за счёт разблокированного множителя), а также свою конфигурацию, которой уже больше шести лет (Core i7 4/8 ядер/потоков, система: Widows 7 полная (ultimate) 64 бита), но даже на более приземлённой конфигурации, шахматные программы будут превосходить шахматный компьютер и по силе игры, и по возможностям и опциям.
Весь набор шахматных программ я разбирать не буду.
Для профессионалов, существуют два полноценных, взаимосвязанных комплекта (базы).
Базовый комплект у ChessBase: сама собственно ChessBase (оболочка для баз шахматных партий), Fritz (игровая оболочка) и выход через них на игровой сервер для онлайн игры playchess.com
Chess Assistant: сама одноимённая оболочка для шахматных баз Chess Assistant игровая оболочка ” target=”_blank” rel=”nofollow”>Аквариум и выход через них на игровой сервер “Шахматная планета”.
Понятно, что к базовым комлектам существует множество дополнений в виде Мегабазы (самой большой базы партий, включающей в себя все партии сыгранные квалифицированными шахматистами с тех времён, когда их вообще стали записывать и до последнего дня) и всевозможных тематических подборок, обучающих модулей, шахматных книг, дебютных книг и т.д.
Я больше работал с ChessBase. Набор программ от ChessBase, версий шестилетней давности, установлен в моём компьютере (только движок Гудини обновил).
Пройдусь немного по самим программам: какие возможности у этого комплекта (основной набор опций не сильно отличается от Chess Assistant).
Между ChessBase или премиум пакет и игровой оболочкой Fritz существует связь/взаимопроникновение, потому их лучше покупать сразу и в комплекте, естественно в наличии с последними версиями движков (я остановился на Houdini 4 Pro), Мегабазой (возможно уже входит в комплект).
В самом Фрице (Fritz) вы можете играть: с компьютером, на сервере, анализировать, складировать партии в базы и отправлять в ChessBase.
ChessBase — это полный набор инструментов и опций для работы с базами шахматных партий.
Когда вы смотрите онлайн комментарий, на ChessPro, вы замечали, что комментатор говорит “Этот ход встречался всего в 12 партиях”, и тут же называет в каких именно.
Или “Этот ход встретился впервые” и т.д.
Как такое возможно? А вот именно потому, что у комментатора под рукой открытая база шахматных партий.
В ChessBase вы можете импортировать партии из интернета, базы различных форматов, и создавать свои базы.
Основных формата три: *.cbh (формат ChessBase), *.pgn (текстовый формат), *.ctg (“дебютная книга” или “дерево партий”).
В любой базе вы можете: отсортировать по турнирам, игрокам, дебютам, эндшпилям, годам и т.д.
Открыв любую партию в любой базе, вы можете её проанализировать, откомментировать (текстом и ходами) и сохранить комментарий в этой партии или отдельно и в отдельную базу.
Форматы комментариев: текстом, ходами и вариантами, графикой и диаграммами.
Размеры баз огромны. Например, Мегабаза исчисляется в миллионах партий!
Замечу, в случае наличия у вас только шахматного компьютера, вам всё это придётся делать в. тетрадке шариковой ручкой. Про размеры таких потуг, я даже упоминать не буду.
Для своевременного шахматиста, даже если опустить все остальные возможности, очень важно иметь мгновенный доступ к шахматным партиям, особенно при шахматном анализе.
Вы же читали комментарии: “а этот дебют играли Бронштейн с Ботвинником в их знаменитом матче. “, или “в этой знаменитой партии, в защите Каро-Канн, Таль пожертвовал Ботвиннику коня. ” т.д. Вот такие базы и позволяют осуществить этот мгновенный доступ и быстро найти: кто и когда и что играл.
Также ChessBase позволяет записать любую существующую базу шахматных партий в формате дебютной книги (*.ctg).
Дебютная книга — это “шахматное дерево”. Партии наслаиваются друг на друга, и вы видите их все сразу в виде “дерева”.
На любом ходе вы видите все разветвления, всю статистику по этому ходу, лучший ход и т.д.
Подробный рассказ о дебютных книгах (я ими занимался всерьёз), займёт не одну страницу.
Подытожу.
Сравнение базового комплекта программ для шахматиста-профессионала, реализованных даже не на самом мощном компьютере с “шахматным компьютером”, не выдерживает никакой критики.
В конце концов, если уж вам так хочется щупать фигуры во время игры, включите Фриц в компьютере, поставьте доску и играйте на доске. Тем более что и в шахматном компьютере всё равно надо переставлять фигуры вручную за компьютер.
Единственное, в нашем случае будет получаться немного медленнее, так как дополнительно придётся вводить ответный ход в программе на ПК.
Думаю, партии минут по 20 и более, вполне подойдут для того, что бы успевать.
Да и время себе можно поставить немного больше, чем компьютеру.
Можно попробовать то же самое реализовать на электронной доске (DGT), но это, предупреждаю сразу, будет слишком дорогое удовольствие.
Зато в обратном случае, если у вас ТОЛЬКО шахматный компьютер, других вариантов игры практически нет.
В общем если встал выбор, то он очевиден.
А если есть много лишних денег, то можно купить и то и другое.
В конце немного иллюстрирующих картинок (кликабельно)
Напомню: версии моих программ (кроме движка) примерно шестилетней давности
Выбор движка и его загрузка
Сейчас конечно можно было бы поставить и версии поновее. Fritz уже 15 вышел. Мне достаточно Houdini 4 Pro 64 бит (это последняя версия).
Есть также и последняя Рыбка, но она мне так надоела в своё время, сколько “слёз пролил”, ковыряясь в её настройках, что убрал её подальше.
Загрузка параметров движка Houdini 4 Pro 64 бит
Разница в скорости расчётов между 32-битными и 64-битными версиями движков (и соответственно систем, в которых они установлены, понятно, что 64 битный движок ставиться только в соответствующую этим битам систему на соответствующий процессор), если не в два, то в 1,5 раза быстрее.
Также, имеет значение, сколько ядер в вашем компьютере (параметр Threads на скриншоте): чем больше — тем быстрее и глубже. Почти все движки изначально писались под большое количество ядер.
Интерфейс Fritz
Ниже, как выглядит “дебютная книга” в оболочке Fritz, после первых ходов (французская защита), с включённым постоянным анализом Houdini 4 Pro в моём компьютере (обращаю внимание: версии оболочек-программ 6-летней давности, ибо как говорил, я не занимаюсь этим уже лет шесть, сейчас интерфейс выглядит немного иначе, а для повседневных нужд мне и этого достаточно).
Цвета ходов: зелёный — лучший ход, красный — ошибка, чёрный — обычный (есть и другие цвета).
Внизу, обратите внимание, высвечивается вся статистика по выделенному ходу: сколько партий по нему в базе, сколько выигрышей/проигрышей/ничьих, вывод статистики графиком и т.д.
Версия Mybook (20.1) пусть знатоков не смущает. Я её взял только за основу, там всё исправлено, обновлено, добавлено (были личные разработки в “сицилианке”, вариант Найдорфа с 6.h3!), это фактически моя книга, но, также как и все, лет шесть лежит без движения.
Окно анализа движка: расчёт идёт в 8 потоков (threads), но у меня всего 4 ядра, а 8 идёт за счёт гипертрейдинга, что профессионалы, если честно, делать не рекомендуют (рекомендуется устанавливать только физическое количество ядер). Тем не менее, в 8 потоков 23-я глубина достигается почти моментально (на скриншоте время в нулях, т.к. остановлено, но всё равно, это не более минуты).
По скорости расчёта (7228 kn/s) — в дебюте она, как правило, небольшая. В миттельшпиль (в моей конфигурации) примерно: 8000+kn/s — 9000+kn/s. А в эндшпиле: 9000+kn/s — 12000+kn/s.
Главные составляющие скорости и глубины расчёта не настройки, хотя и они имеют значение, а мощность процессора и количество ядер!
Как выглядит “дебютная книга” в начальном положении
Цветом (зелёным и красным) выделен “вес” ходов.
То есть, вы можете ещё установить весь хода, что бы программа в случае, если она играет с использованием “дебютной книги” выбирала в определенном процентном соотношении, то или иное продолжение.
Основной внешний интерфейс ChessBase (в данном случае совсем старенькой 9.0, но мне хватает, а покупать новую за 369 евро, или стартовый пакет за 179, извините). Напоминает чем-то “проводник”.
Базы партий, которые видны на экране (право верх):
Mega Database Computer — это партии сыгранные между компьютерами. Я сам её собирал на playchees.com в комнате Engine Room, систематизировал, удалял битые и с ошибками и т.д. Собирал примерно 2 года. С 2012 года все обновления и добавления прекращены. Партий в ней как видите немного 637 210. С учётом того, что компьютерные партии устаревают быстро, эта база, скорее музей и никакой ценности собой не представляет.
Mega Database Human — эта и есть та самая знаменитая Мегабаза. Эта сделана на версии 2009 года и пару лет постоянно добавлялась, пополнялась и обновлялась. Сейчас все работы с ней прекращены, иногда лишь добавляю тематические выборки. Её размер 4 291 939 (4 с лишним миллиона партий!)
Но возможно в этом году восстановлю работу с ней. Наступил момент, когда в этом появился смысл. Будут импортированы пропущенные обновления, отсортирую, переработаю и т.д.
910tmp.ctg — экспериментальная дебютная книга. Была мысль сделать по редким вариантам (типа 1.a3!? и т.д.), так и не закончил. Болтается как музейный экспонат.
Mybook20.1 — Mybook знаменитый в своё время бренд дебютных книг. Версия 20.1, как уже писал выше, была взята за основу. Дальше в неё вносились изменения и, в конце концов, она фактически была переписана (название не менял).
Были в ней и личные разработки, в моём любимом варианте “Сицилианской защиты”, варианте Найдорфа с шестым ходом белых 6.h3! и планом провести g4.
Особенно много в варианте, когда чёрные пытались противостоять этому “коварному” плану белых: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6. h3! e5 7. Nde2! h5!?
Здесь были и “секретные” на тот момент наработки, достигнутые путём многочасовых бесконечных компьютерных анализов и т.д.
Сейчас, также, как и всё, лет шесть лежит без движения.
На этом пока всё.
Будет необходимость — материал будет продолжен.
В любом случае, надеюсь, что у родителей шахматистов вопрос-дилемма, что же всё-таки купить/подарить юному дарованию отпадёт, по крайней мере, на главном направлении.
А детали, всегда можно уточнить.
Дополнительно:
• Ещё больше информации на нашем сайте →
• Характеристики и список игровых серверов для игры в шахматы онлайн →
Шах и код: история компьютеров-шахматистов и шахматистов-компьютеров
Компьютеры произвели революцию в области шахмат — и лучшие шахматные программы практически невозможно обыграть. Но может ли игрок, состоящий отчасти из человека и отчасти из компьютера, быть еще сильнее? Все началось в 1968 году с простого спора. 23-летний шотландский чемпион мира по шахматам Дэвид Леви был на вечеринке. Коктейлями угощал Дональд Мичи, основатель отделения машинного интеллекта и восприятия Эдинбургского университета. Рядом с Леви на диванчике сидел Джон Маккарти, американец, который в 1955 году придумал термин «искусственный интеллект».
Они мило беседовали, и ради забавы Маккарти предложил Леви сыграть партию в шахматы прямо здесь и сейчас. Леви обыграл его довольно просто. Маккарти, впрочем, предложил заключить пари. Компьютеры смогут обыграть чемпиона вроде Леви через 10 лет, сказал он. Леви отшучивался, но Маккарти стоял на своем. Поэтому Леви принял пари и поставил 500 фунтов стерлингов — в современном эквиваленте порядка 12 000 долларов — которые отошли бы Маккарти, если бы компьютер обыграл Леви до 1979 года.
«Тогда я получал 895 фунтов стерлингов в год, — вспоминает сейчас Леви. — Но я был так уверен».
Леви сделал ставку во времена, когда темпы улучшения вычислений были высокими. Несмотря на его уверенность в обратном, было множество людей вроде Маккарти, которые думали, что машина сможет его победить.
В 1978 году Леви оказался в Торонто, играя с компьютерным соперником в матче, который стал важной вехой в истории шахматного программирования. Он сыграл пять игр против оппонента. Первая окончилась вничью, но вторую и третью он выиграл. И затем проиграл четвертую. Если бы компьютер выиграл последнюю партию, серия закончилась бы вничью, но Леви упорствовал — и победил.
И продолжал побеждать. С момента согласования первоначальной ставки с Маккарти, его не могли победить компьютеры в выставочных матчах в течение 21 года. И только в 1989 году, во время матча, организованного Британским компьютерным сообществом в Лондоне, Леви был, наконец, свергнут программой под названием Deep Thought. Меньше чем через 10 лет, в 1997 году, суперкомпьютер IBM Deep Blue первым в истории одолел действующего чемпиона мира — Гарри Каспарова — в турнирной игре. Скоро об этом достижении узнал весь мир.
Но даже к 1989 году компьютеры уже преуспевали в играх против гроссмейстеров, и Леви знал, что его непобедимая полоса не продлится вечно. За все годы своей практики он разработал несколько «противокомпьютерных тактик», которые ему помогали. Они не предоставляли никаких преимуществ в игре против человек, но могли дать игроку перевес против компьютерного соперника.
«Я называл это «делай ничего, но делай это хорошо», — вспоминает он. — Я словно сидел на месте, делая движения, которые понемногу улучшали мою позицию. Компьютер не мог понять, каким был мой план в долгосрочной перспективе.
«Прорвись и раздави»
В те дни шахматные компьютерные программы могли продумывать лишь ограниченное количество ходов наперед, пять или шесть. Леви тянул свое время и искал возможности, которые могли бы позволить ему взять инициативу на себя.
«Моя долгосрочная цель лежала дальше, чем она могла видеть, и неизбежно происходило то, что программа завязывала себя в узлы, — говорит он. — Тогда, в какой-то момент в игре моя позиция становилась настолько сильной, что я мог прорваться и раздавить ее».
И все же противокомпьютерные тактики не стали неактуальными после 1989 или даже после 1997 года. Борис Альтерман, израильский гроссмейстер, прославился после серии матчей против компьютеров в 90-х и начале 2000-х, подобной стратегией «Стены Альтермана». Он играл от обороны, прячась за рядом пешек, зная, что чем больше фигур на доске, тем сложнее компьютеру рассчитать преимущество из-за большого количества возможных ходов, которые нужно рассмотреть.
«Я бы сказал, что это одна из лучших тактик, которую я использовал в знаменитых матчах после компьютеров», — говорит Альтерман.
Шей Бушинский, шахматный программист, разработавший программу Junior вместе с Амиром Баном, давний друг Альтермана. Он вспоминает, как работал с ним над Junior в начале 2000-х, когда еще оставались важные направления игры, в которых люди могли бы преуспеть против машины.
Были и люди, которые поняли, что шахматные программы не всегда имеют хороший код. Саймон Уотерс, британский шахматный энтузиаст, обнаружил несколько ошибок программирования в популярной бесплатной программе GNU Chess.
«Была проблема с хронометражем, так что в некоторых моментах она не оставляла себе времени подумать, даже если имела время на часах», — приводит он один из примеров.
Слишком мощный
Проблема с тактикой и багами, впрочем, в том, что когда шахматные программисты о них узнают, они могут внести поправки или запрограммировать программы на противодействие. «Позже противокомпьютерные подходы вдохновили нас на создание новой модели, в которой мы лучше поймем это явление. Мы, собственно, и сделали это, что помогло нам выиграть два последовательных чемпионата мира», — говорит Бушинский.
Шахматные программисты пользовались идеями людей вроде Дэвида Леви и Бориса Альтермана с тех пор, как в 1968 году была заключена знаменитая сделка. По сути, шахматные программы в наши дни настолько мощные, что даже у лучшего игрока в мире (сейчас это 24-летний норвежец Магнус Карлсен) нет шансов победить в турнирном матче.
«За последние 10 лет произошло множество улучшений в плане как поиска, так и оценки, — говорит Марк Лефлер, программист, который работает над мощной шахматной программой Komodo. — Сейчас поиск высоко избирательный, и они отрубают части дерева (или возможные ходы) или значительно уменьшают их, если программа считает ход не особенно хорошим, — говорит он. — Критические линии могут быть обнаружены гораздо, гораздо глубже».
«В моей гостиной полно компьютеров, постоянно играющих в игры, которые пытаются доказать, что смогут лучше, чем мы уже умеем», — говорит Лефлер.
Ночью шесть компьютеров Лефлера играют порядка 14 000 игр за восьмичасовой период. «Шесть машин умножить на 14 000 игр — это много игр, — говорит он. — И с каждой сыгранной игрой база данных становится глубже и богаче».
Результатом деловито жужжащих машин Лефлера является возрастающее мастерство Komodo. Существует рейтинговая система для оценки шахматной способности, которая применяется к людям и компьютерам, под названием рейтинг Эло, названный в честь Арпада Эло, профессора физики, который его изобрел.
Эло Магнуса Карлсена сейчас составляет 2850, тогда как Komodo удобно чувствует себя повыше — на 3350. Эти рейтинги меняются с течением времени на основе выигранных, проигранных и сыгранных вничью игр против оппонентов, принимая во внимание собственный Эло оппонента. К примеру, игрок с Эло в 1400 получит больше очков, сыграв вничью против Карлсена, чем кто-то — и компьютер — с сопоставимым Эло, сыграв вничью с чемпионом мира, достигнувшим того же результата.
Шахматный киборг
Альтерман давно перестал пытаться обыграть компьютер. «Все это похоже на попытку состязаться с машиной в легкой атлетике — люди не могут с ними играть», — говорит он. Но неужели соревновательная игра против компьютеров в результате этого умерла? Вовсе нет. Дэвид Леви указывает, что сегодня существуют так называемые «odds matches», в которых компьютер начинает, к примеру, без одной пешки, и они весьма популярны. Komodo сыграл серию с гроссмейстерами в таких условиях.
Стоит отметить, что существует даже спортивный интерес в просмотре игр компьютеров друг против друга. Любители компьютерных шахмат даже отслеживают и обсуждают баталии машин на онлайн-форумах.
Именно это произошло с двумя любителями в 2005 году. Стивен Крамтон и Захария Стивен были приятелями по шахматам, познакомившимися в местном клубе в Нью-Гемпшире в США. Несколько лет они провели, оттачивая свои навыки в игре, и Стивен, в частности, увлекался шахматным программированием.
Они приняли участие в «свободном» турнире, который в том году привлек несколько команд гроссмейстеров, которым помогали компьютеры. Турнир игрался дистанционно, онлайн, на серверах Playchess.com.
Крамтон и Стивен были любителями, ходили на ежедневную работу и были практически неизвестны в мире соревновательных шахмат. Но в рукаве у них было несколько крутых трюков. Они разработали базу данных персональных стратегий, которые показывали, какой из двух игроков обычно имеет больший успех, когда сталкивается с похожими ситуациями.
«У нас была весьма обширная база данных, над которой я работал в течение четырех или пяти лет, — вспоминает Стивен. — Стив тоже сделал в нее вклад».
У них было три ПК, которые пропускали цифры и были специально подготовлены Стивеном. Но что самое главное, любители знали, как на самом деле играть в игру киборга.
«У нас была хорошая методология, когда использовать компьютер, а когда собственное человеческое суждение, что повышало наше преимущество», — говорит Стивен.
Устав читеров
В конце концов, все это окупилось — они выиграли турнир, оставив за собой гроссмейстеров и некоторые из хорошо известных программ. Это был настоящий шок, который подтвердил, что теория работает: определенные человеческие навыки оставались непревзойденными, когда дело доходило до шахмат, и, разумно используя эти навыки в кооперации, можно сделать команду непобедимой. Люди, играющие вместе с машинами, считаются сильнейшим из возможных шахматным соперником.
Этот факт спасает человечество, и слава богу, от позора быть запросто обыгранными компьютерами в игре, в которую мы играли тысячи лет. Справедливо также отметить, что компьютеры, наверное, безнадежно и навсегда изменили процесс игры в шахматы. В последние годы наблюдается тревожный рост читинга на турнирах, чаще всего с участием компьютеров. В апреле этого года одного гроссмейстера поймали за использованием компьютера, когда он решил посетить туалет во время матча. Руководители говорят, что обнаружили iPod Touch с шахматным приложением, с которым консультировались во время перерывов. В сентябре итальянца застали за использованием хитроумной системы с камерой, кодом Морзе и пособника, вооруженного шахматной программой, во время игры.
Шахматы всегда были и будут жестко соревновательной игрой. Возможно, компьютеры действительно слишком сильны, чтобы мы могли их обыграть. Но Бушинский высказал интересную мысль. Поскольку юные игроки даже и не думают бросать вызов машинам, эпоха их улучшения для соперничества с человеком может подойти к концу. Тот факт, что мы боимся с ними играть, может быть прекрасным ходом сам по себе.
Лучшие шахматные программы: движки и оболочки
Автор: Дядя Валера
День добрый, дорогой друг!
Компьютеры уже давно играют сильнее человека. Лучшие шахматные программы и подавно, напрямую соперничать с ними на равных невозможно даже сильнейшим шахматистам.
Однако «железный монстр» не так уж и велик и могуч, как можно подумать. У него есть слабые места и недостатки . Которые шахматист любого уровня просто обязан учитывать.
Об этом в конце статьи, а пока заглянем на секунду во внутрь компьютера и сделаем обзор лучших движков и пользовательских интерфейсов.
Что там внутри?
Компьютерная программа (движок) это счетный агрегат. Он считает, оперирует числами и совершенно не понимает, что такое шахматы .
Программа переводит шахматный язык в математические действия. Складывает, вычитает и сравнивает числа. В конце каждого варианта выставляет численную оценку.
Так работают шахматные движки.
Движки
Между движками также проводятся соревнования, состоящие из большого количества игр, гораздо больших, чем между людьми. По результатам составляются рейтинг-листы.
Рейтинг движков 2016
Один из таких наиболее авторитетных листов выглядит так:
Есть и другие рейтинги. В некоторых на первом месте стоит Стокфиш, на втором Комодо.
В целом,можно считать, что эти два движка занимают лидирующие позиции на сегодняшний день. О них чуть подробнее.
Komodo
Komodo занимает первое место в большинстве рейтнгов. Интресно то, что комодо отличается своими мозгами от большинства собратьев.
Он научился лучше оцениватьпозицию и делает ставку на оценку в большей степени, а на глубину расчета – меньшей.
Возможно в этом и кроется секрет. Движок совместил в себе лучшие качества человека и машины. Впрочем это мои предпложения, которые, разумеется, не являются истиной в последней инстанции
Последний коммерческий вариант движка – 11.2 . Для бесплатного свободного распространения предлагается Komodo 9 и версии старше.
Скачать можно на главном портале издателя
Stockfish
Это логотип такой. В переводе стокфиш-вяленая рыба. Откуда такая аллегория – не берусь судить
Стокиш соревнуется последнее время с Komodo и Houdini и по ряду показателей оперtжает своих соперников
Успехи Stockfish во многом обязаны политике распространения. Создав усиление, разработчики выкладывают версию для тестирования всем пользователям. Возможно по этой причине серьезных багов почти не осталось.
В большинстве рейтингов Стокфиш занимает 2 или 1 строчку.
Подробнее об этом движке можно прочитать в отдельной статье
Программа бесплатная. Самая последняя версия — восьмерка. Скачать можно здесь: https://stockfishchess.org/download/
Но это еще не все. Движок без интерфейса использовать в практических целях затруднительно .
Оболочки и клиентские программы
Для того, чтобы использовать возможности движка, видеть его работу, нужна оболочка, интерфейс. Пользовательская шахматная программа (оболочка) плюс движок (или несколько) – это и есть готовый, пригодный для использования человеком продукт.
Приведу примеры лучших по моему мнению, оболочек и клиентских программ:
Арена
Одна из самых известных и мощных программ. Можно использовать в качестве пользовательского интерфейса, оболочки для практически всех лучших движков
Скачать/установить можно на официальном сайте Арены.
Chessbase
Пожалуй, самая продвинутая аналитическая программа из известных автору.
ChessBase предоствляет весь необходимый аналитический инструментарий и может:
- Работать с базами партий– смотреть сыгранные партии и анализировать
- Проводить поиск по опрееленным параметрам: дебюты, позиции, соотношение материала, эндшпили и другое.
- Загружать свои партии, с комментариями и картнками
- Анализировать, подбирая различные движки
- Создавать досье игроков, на основе баз данных
- Распечатывать партии и диаграммы в различных конфигурациях
А также многое другое.
Последняя версия программы – ChessBase-13
Официальный сайт издателя: http://en.chessbase.com/ Ссылок на скачивание бесплатных версий не даю, ибо пиарить сомнительные для меня сайты и файлохранилища не считаю возможным.
Как русифисировать интерфейс и подключить движок, я писал в этой статье
Shredder Classic 3
Один из лучших шахматных движков Шреддер в комплекте с интерфейсом.
Возможности
- Загрузка и редактирование позиций
- Возможность игры как с движком на разных уровнях, так и по сети с реальными соперниками
- Выбор контролей времени, возможность создать свой контроль.
- Анализ и партий и позиций
- Настройка интерфейса: дизайн доски и фигур и т.п фигур и т.п дальше.
Полная версия не бесплатная. Для начала можно скачать условно-бесплатный вариант.
Шахматная планета
Специализированная программа, связанная с порталом http://chessplanet.ru/, где можно играть онлайн, в турнирах, по переписке, играть по переписке. Проводятся конкурсы и много всего интересного.
Клиентская программа устанавливается на компьютере пользователя и предоставляет возможность играть, общаться на форуме, просматривать и анализировать партии, смотреть уроки, и другое.
Есть и упрощенная версия, когда можно играть в браузере без установки клиентской программы на комп.
Установить клиент и познакомиться с порталом подробнее можно здесь
BabasChess
Многоязычный интерфейс (русского правда не нашел) для игры через интернет.
Сочетает простоту использования и довольно широкий спектр функций. Этим и подкупает.
Работает на Windows. Также может работать в Linux
Для обучения
Для начинающих шахматистов и для обучения, на мой взгляд, лучше использовать многопрофильные шахматные порталы или онлайн-школу.
Однако есть и автономные программы. Например, на смартфон можно установить:
Обучение шахматам — от простого к сложному
Что-то вроде навигатора в мире шахмат. Приложение покажет основные правила и даст советы по улучшению игры.
Обучающий курс содержит более сотни тем. В том числе основные приемы и типичные комбинации. Более 1000 различных примеров.
Ознакомиться подробнее и установить можно здесь
Не верь глазам своим
Лучшие шахматные движки уже отчасти «очеловечены» и в плане оценки позиции похожи на людей. Однако и они ошибаются. Причем грубо.
Всего один пример, самый простой:
Позиция «в доску» ничейная и это известно большинству шахматистов, не только мастерам. Да и догадаться не трудно – черный король сидит в углу и выкурить его оттуда невозможно. Ни мат поставить, ни пешку провести. А прижал в углу — пат.
Так вот, большинство движков, даже самых современных, — оценивает эту позицию как выигранную за белых. Стокфиш дает +7 . Не верите – можете проверить сами.
На самом деле таких примеров, когда машина грубо ошибается в оценке позиции, — я мог бы привести с десяток точно. Почему это происходит, мне неизвестно, но факт есть факт.
Отсюда вывод: обожествляя компьютер, не лишним будет помнить, что и «на старуху бывает проруха» . Получается, что не только мы проверяем свои расчеты с помощью компьютера. Иногда требуется и обратный процесс. Вот такие дела.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Источники:
http://obninskchess-ru.livejournal.com/614368.html
http://hi-news.ru/science/shax-i-kod-istoriya-kompyuterov-shaxmatistov-i-shaxmatistov-kompyuterov.html
http://chessmatenok.ru/luchshie-shahmatnye-programmy/