1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как связаны искусство и наука

Наука и искусство

Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя -науку и искусство. Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании деятельности преследующего свои цели человека. Человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира.

Наука и искусство не только влияют друг на друга, но и соперничают в открытиях: первое — в области тайн природы, второе — человеческой души. Сам же мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обращается искусство. Наука может сдвинуть с места гору Эверест, но она не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце. Это может сделать только искусство, Мало того — это его заглавная, извечная цель. Современной Америке никак не откажешь в техническом и научном прогрессе, но нельзя сказать, что ее искусство богаче, глубже, ярче искусства Итальянского Возрождения, Французского искусства XVIII века или Русского искусства XIX столетия.

Искусство веками накапливает ценности, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты — это кусочек пройденного пути. Срок жизни научного произведения мал, что-то около 30-50 лет. Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна. И знакомится с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты. В этом надо искать источник психологических различий научного и художественного творчества.

Но наука и искусство перекрещиваются. Это то, чего не было в прошлом, что появилось в последние десятилетия. Область эта — правила поведения человека. В прошлом веке носителем моральных ценностей являлось только искусство. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу самого человека ставят жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство тоже приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не столько о доказательстве, сколько об эмоциональном показе. И в том, что искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней, ученый видит самую замечательную и уникальную особенность искусства.

В прошлом столетии, когда наука, а вслед за ней и техника занимались более или менее общедоступными вещами, писатели, художники вполне могли подбрасывать ученым плодотворные идеи. Теперь же фронт исследований в наиболее развитых науках углубился до такой степени, что делать это трудновато.

Воздействие научно-технической революции на все сферы нашей жизни никто не может отрицать — настолько это очевидно. Но как не парадоксально, а воздействие современной и не только современной науки и техники на художественное творчество многие годы дискутируется в специальной массовой печати. Научно-техническая революция является вторжением будущего в настоящее. Речь здесь идет о небывалом развитии науки и техники, средств коммуникаций, информации, росте населения земли.

В прошлом литература не очень-то отставала от явлений технического прогресса. В наше время наука и техника по воздействию на человека, его психологию и мироощущение превосходит его традиционные виды художественного творчества. Как мы видим, признается глобальное воздействие научно-технической революции на все человечество, кроме художественной литературы — человековедения, хотя, разумеется, верно говорится, что цель ее в образной форме как можно полнее осмысливать и отображать проблемы своего времени.

Читать еще:  Как выглядят бабочки капустницы

В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция — вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Наука учит по новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества, но и на само искусство. И, наконец, самое главное: средства, назначения науки и искусства различны, но связь между ними есть. Как две параллели они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный.

Что общего между наукой и искусством?

Что общего между наукой и искусством? Кто-то, наморщив лоб, ответит, что и то, и другое – изобретение человеческого разума, но по сути – совершенно несвязанные явления. Но это в корне неверно.

И искусство, и наука родились из извечной потребности человека в познании. По сути – искусство есть «мать наук», оно возникло куда раньше и постоянно вбирало в себя все формы познания. Тем не менее, на определенном этапе пути науки и искусства разошлись, и каждый вид деятельности занял свою специфическую нишу.

Так чем же являются наука и искусство на сегодняшний день – соперниками или союзниками? Наука познает мир при помощи логики, а искусство — с помощью эмоциональных образов. Наука движет прогресс вперед, позволяет человеку выживать, улучшать быт, познавать мир с «технической» стороны. Искусство же позволяет человеку познать себя изнутри, проникнуть в глубины подсознания, оно же находит путь к потаенным уголкам души, взывает к доброте и милосердию в человеческом сердце.

Ни одна картина или книга еще не обогрела человека физически (разве что если кинуть произведение искусства в костер, как делал из нужды Пикассо), но и ни одна химическая формула не пробудила в чьем-то сердце сострадания к ближним.

Получается, что для физического выживания более полезна наука, которая помогает прокормиться, согреться, защититься от опасностей окружающего мира нашему телу. Но без искусства не будет духовной пищи, которая позволяет человеку не зачахнуть, не погрязнуть в материализме, не разочароваться в бытие. Искусство – пища для наших душ.

Искусство позволяет испытать катарсис – чувство, описанное Аристотелем; оно очищает, дает душе отдохновение, облагораживает личность, способствует ее гармонизации. Наука может сдвинуть горы, но не сделает человека добрее.

Получается, что искусство и наука – противоположные грани познания? Но наблюдательный человек найдет и места, где эти грани пересекаются. Ранее наука заставляла человека двигаться вперед и вперед, не считаясь со средствами (не верите – почитайте хотя бы «Таинственный остров» Жюля Верна и оцените, как новоявленные островитяне обращаются с приютившей их землей). Тем не менее, в последнее время искусств,о всегда служившее моральным ориентиром, активно «перетягивает» науку нас свою сторону. В наше время наука провозглашает заботу о природе и сохранении нравственности путем создания доказательной базы, искусство же дополняет эту работу яркими, эмоциональными образами, оставляющими следы в памяти и сердце.

С практической стороны, если углубляться в детали – наука помогает художникам развивать технические приемы, создавая новые инструменты, изучая строение живого и неживого, а искусство помогает науке иллюстрациями и аккомпанементом.

Не станем же разделять Искусство и Науку – двух сестер, вечно пытающихся превзойти одна другую, но и помогающих друг другу достигать собственных целей. В целом, у них весьма гармоничные отношения.

Читать еще:  Где распространена религия ислам

Искусство и наука: как они соотносятся?

Наука и искусство — эти слова знакомы человеку с раннего детства, но мало кто пытался вникнуть в их суть, понять подлинный смысл.

Особенности культуры

Она является сокровищницей достижений цивилизации и человека. Люди науки и искусства – уникальная ценность, без них невозможно существование социального общества.

Как связана почва и растение, так же культура нуждается в человеке. Данный термин подразумевает сумму плодов творческой деятельности отдельных людей. Настоящей «сокровищницей» является и искусство, и наука. Подразумевается накапливание результатов труда несколькими поколениями, создание культурных ценностей, их бережное сохранение.

Классификация культуры

Искусство и наука имеют определенную классификацию. Например, выделяют духовную и материальную культуру. Человек постоянно сталкивается с предметами, которые входят в материальную культуру. Благодаря электрическим и тепловым станциям в дома и квартиры подается свет. Элементами материальной культуры являются транспорт, одежда.

Ее духовный вид предполагает внутренний мир и богатство человека. Между двумя ветвями культуры существует тесная взаимная связь. Материальные предметы не появляются без сочетания интеллекта и исполнителя. Духовность всегда опирается на материальный компонент.

Например, чтобы осуществить цепочку «наука — искусство — литература», необходимо воспользоваться типографскими станками, краской, бумагой. Художнику для создания своих произведений нужны краски и холст.

Вопрос о соотношении духовной и материальной культуры вызывал интерес у многих ученых. Например, немецкий философ А. Швейцер считал, что материальная сторона негативно отражается на культуре.

Ветви культуры

Искусство и наука являются ветвями на духовном «стволе дерева» мировой культуры. Еще до начала обучения в школе ребенок наблюдает за различными природными явлениями, пытается делать выводы. Начиная обучение в образовательном учреждении, он использует научную литературу (учебники, словари, пособия), существенно увеличивая свой кругозор. Искусство и наука помогают юному дарованию осознать смысл происходящих в природе явлений, оценить их красоту.

Роль науки в развитии общества

Целью науки является создание целостного представления о материальном мире. Для получения знаний предполагается использование определенного алгоритма. Последовательность действий предполагает формулировку гипотезы, анализ и наблюдение, проведение серии экспериментов, внедрение полученных результатов в реальную жизнь.

Основным результатом любой научной деятельности является обеспечение основы для формирования и становления культуры человеческого общества.

Наука характеризуется достоверностью, обоснованностью, системным подходом. Она не допускает бессмысленных действий. Ученые применяют в своих исследованиях опыт предыдущих мыслителей, ищут пути совершенствования полученных результатов.

От чего зависят успехи познания

В зависимости от тех средств, которые применяются в процессе исследования, успех познания может существенно различаться. Например, Галилео Галилей, который создал первую подзорную трубу, был настоящим новатором своего времени. Но она была настолько несовершенна, что невозможно было с ее помощью делать великие открытия.

В настоящее время астрономы, вооружившись мощными телескопами, могут не только наблюдать различные процессы, происходящие в космическом пространстве, но и прогнозировать поведение небесных тел.

Последовательность «наука — культура — искусство» позволяет не только разрабатывать подводные лодки, сложные лабораторные установки, космические станции, но и воспевать результаты исследований в стихах, прозе.

Наука не стоит на одном месте, она постоянно развивается, совершенствуется, оказывает существенное влияние на жизнь людей.

Для размаха исследований нужно четко продумать порядок действий, возможность применения полученных результатов. В наши дни функционируют разнообразные научные общества, центры, академии наук.

Наука, техника, искусство в совокупности являются мощным двигателем прогресса. Наукограды, созданные в Обнинске, Дубне, Пущино, объединяют творческих личностей и научные умы. В результате их тандема появляются уникальные разработки, способные повысить уровень жизни обычных людей.

Луи Пастер писал о важности заботы о науке со стороны государства. Только при наличии мощной материальной поддержки ученые могут проводить дорогостоящие фундаментальные исследования и эксперименты.

Читать еще:  Как взошел на престол Борис Годунов

Художественное творчество

Полотна известных художников, работы архитекторов всегда являлись объектами повышенного внимания со стороны тех людей, которым не чужда наука образования, искусства. Люди, читая романы Пушкина, Толстого, восхищаются их произведениями.

Те впечатления, которые получает человек во время просмотра художественного фильма, прослушивания музыкального произведения, связаны с настоящим искусством.

Художественное слово является мощным оружием в умелых руках, что активно используется политиками во время проведения предвыборных кампаний. Каков основной смысл связи «наука — религия — искусство»?

Живопись, архитектура, музыка, театральные постановки, кинофильмы, скульптура связаны с особенностями религии.

В наше время в один термин стараются объединять несколько направлений. К примеру, «изобразительное искусство» включает в себя скульптуру, графику, живопись, декоративно-прикладное творчество.

На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков в ходе взаимодействия науки, художественного творчества, техники появились «технические искусства»: фотография, кино. Они сумели за короткий временной промежуток найти множество поклонников и истинных ценителей.

На протяжении многих тысячелетий человечество вторит, восхищается произведениями культуры и искусства.

Н. В. Гоголь говорил о трех чудных сестрах: живописи, скульптуре, музыке, которые услаждают и украшают человеческий мир, делают его ярким и интересным.

Искусство не просто является украшением жизни, оно составляет ее смысл.

Связь науки и искусства

Между художественным и научным творчеством существует тесная связь. Люди для достижения поставленной цели концентрируют волю. Процессы предполагают осмысление и серьезное преобразование жизни, поиск гармонии и совершенства. Для художественного творчества характерно преобладание образного мышления.

Образы помогают художникам, музыкантам, писателям выражать чувства и мысли, демонстрировать окружающим собственное восприятие реальности.

Художественный образ является убедительным только в том случае, если его создатель вложил в него частичку собственной души. При чтении интересного романа у читателей складывается ощущение присутствия.

Например, у Некрасова есть стихотворение «Крестьянские дети», в котором показан образ мальчика в больших сапогах, полушубке из овчины, с отцовскими рукавицами, помогающего отцу в заготовке дров. Минимальное количество признаков, выбранных автором, создает яркую картину событий, разворачивающихся в то зимнее утро.

Читатель видит в данном произведении и уважительное отношение к труду, и тягости деревенской жизни, и мужество и смирение русского народа.

Благодаря искусству раскрывают основные человеческие ценности, формируют в подрастающем поколении чувство добра, прекрасного. Если серьезно отнестись к изучению творчества русских писателей и поэтов, в них присутствует образ человека, беззаветно любящего свою Родину, имеющего чувство собственного достоинства. Оно является той таинственной силой, которая заставляет человека быть честным, порядочным.

Значение настоящего творчества для развития человечества

Язык искусства является убедительным, побуждающим к саморазвитию, самосовершенствованию.

Несмотря на тяжелые времена, в которые создавал свои художественные фильмы советский режиссер Э. Рязанов, его герои являются олицетворением доброты и порядочности. Отвечая на вопрос представителей средств массовой информации о том, как ему это удается, гений отечественного кинематографа ответил, что он просто любит свою страну и свой народ.

Заключение

Размышляя о прекрасном, люди обращаются к храмам, восхищаются проспектами Санкт-Петербурга, читают произведения Сергея Есенина и Михаила Лермонтова. Культура является способом передачи человеческой практики, символическим измерением социальных событий, позволяющим человеку жить в собственном мире, осознанно совершать определенные поступки.

Среди последних тенденций, наблюдаемых в обществе, особую тревогу вызывает у представителей культуры и искусства массовое отсутствие у подрастающего поколения интереса к чтению, нежелание школьников знакомиться с мировым историческим и культурным наследием.

Для того чтобы решить подобную проблему, в современные школы возвращают итоговые сочинения для выпускников общеобразовательных школ.

Источники:

http://studopedia.ru/7_86001_nauka-i-iskusstvo.html
http://masterkrasok.ru/posts/chto-obshchego-mezhdu-naukoy-i-iskusstvom
http://www.syl.ru/article/292378/iskusstvo-i-nauka-kak-oni-sootnosyatsya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector