Как связаны философия и история
Предмет и метод истории философии. Соотношение философии и истории философии. Соотношение истории философии с историей других областей знания.
История философии – раздел, изучающий исторические типы философии, процесс её возникновения, эволюции и смена философских идей.
Предмет истории философии – процесс возникновения и формирования, а также развитие теоретического мышления человека.
При определении предмета истории философии возможны 2 подхода:
1-ый сводит философию к истории философских систем, т.е. к рассмотрению многообразия философских имен, школ, учений в хронологическом порядке.
2-ой подход сводит к анализу философских проблем, т.е. к рассмотрению философских учений в свете идей, в свете некой общей, абсолютной истины как условие научности познания. В первом случае история философии становится предметом простого повествования, во втором – предметом философской критики. В первом случае мы получаем историю без философии, а во втором – философию без истории.
Методы истории философии таковы:
· Наивный описательный метод, по которому просто с исторической точностью излагается то, чему учили отдельные философы. А как скоро такой реферат предъявляет претензию на научное достоинство, он нуждается в критике исторических преданий, которая, как всякая историческая критика, должна основываться на генетических изысканиях.
· Генетический метод объяснения, который в этом отношении заключает в себе три возможных случая:
1. психологическое объяснение, которое изображает личности и индивидуальные судьбы философов, как фактические причины или поводы их взглядов;
4. прагматический прием, который ищет объяснения учению каждого философа из противоречий и неразрешенных задач его непосредственных предшественников;
5. культурно-историческая точка зрения, которая видит в философских системах прогрессирующий процесс совокупного духовного развития человечества.
· Умозрительный метод критики, который, исходя из предвзятой системы, пытается охарактеризовать различные фазы философского развития тем вкладом, который оно внесло в эту систему.
Отличие философии от истории других наук:
Особенность: История других наук не является частью этих наук. Так, история физики не есть раздел физики; история математики не есть часть математики; история литературы не есть часть самого литературного произведения и т. д.
А вот «Метафизику» Аристотеля, например, невозможно представить без истории метафизики его предшественников, которая входит составной частью в аристотелевский трактат. Причина этого в том, что философия и история философии имеют в своей основе один и тот же предмет – дух, размышляющий о своей природе началах, целях.
Отсюда следует, что изучение истории философии есть изучение самой философии, и наоборот – изучение философии означает в то же время знакомство с историей философии.
Особенность: сам характер развития философский знаний: иные науки развиваются через устранение ошибочных положений, которые прежде использовались научным познанием. В истории философии нет постоянства содержания и нет замены ошибочных положений на новые, следовательно история философии – процесс постоянно возобновляющихся попыток изменения целого знания посредством тотальной критики и радикального изменения.
Многообразие философских: их взаимопротиворечивость и взаимоопровергаемость. Мировая философская мысль и национальные философии.
С момента своего зарождения философия‚ обнаруживает склонность к разделению на несоединимые точки зрения, к появлению различных философских учений и школ, вырастающих друг из друга и тотчас вступающих между собой в словесную перепалку и борьбу.
Сократ честно признавался, что не понимает ионийских натурфилософов, и создал антропологию и этику. Сократические школы (киники, киренаики, метрики) только и делали, что препирались друг с другом. Софисты выступили с критикой традиционных ценностей жизни, провозгласив человека мерой всех вещей. Платон обрушился на софистов и взял под защиту объективность в форме идеи. Его ученик Аристотель раскритиковал платоновское учение об идеях. Перипатетики (ученики и последователи Аристотеля) спорили со стопками. Стоики критиковали эпикурейцев. Скептики выступили и опровергли всех.
Истина одна, а философских учений множество и каждое из них доказывает, что оно-то и есть единственное истинное учение.
Почему же существует такое множество философских учений и почему при всей взаимопротиворечивости и взаимоопротвергаемости все эти учения остаются на правах истинных?
Как бы различны ни были философские учения, они все же имеют то общее между собой, что все они являются философскими учениями (если, конечно, они действительно относятся к философии). Причем множественность философских систем не только не наносит ущерба самой философии, но, наоборот, является ее необходимым моментом, существенной чертой. Ибо идея философии в своем конкретном, а не абстрактном развитии есть раскрытие различий, которые должны получить историческое осуществление.
По своему духу философия межнациональна, общечеловечна, ибо она вырастает на почве предельно общих вопросов разума, присущих человеку как таковому. По этой причине национальный момент философии остается в тени. Однако в той или иной степени он присутствует в любой философии.
Всякая философия национальна уже по языку ее произведений. Попытки привить философии единый язык (как это было, например, в период схоластики, когда философы разных национальностей писали на латыни) не увенчались успехом, ибо живой дух философии требует не мертвого, а живого языка.
Национальный момент привносится личностью самого философа, который выражает в своем творчестве не только общечеловеческие, «вечные» проблемы, но и проблемы своей эпохи, своего народа, особенности национального духа, частью которого он является. Даже если философствовать на чужом языке, корни творчества остаются в почве национальной культуры. Особенность национального момента в философии состоит в том, что чем более раздроблено общество в политическом плане, тем более оно консолидировано в философском.
10. Гегель о начале философии и её истории (Г.В.Ф Гегель «Лекции по истории философии»)
Мы определили понятие философии как мысль, которая в качестве всеобщего содержания есть все сущее. История философии, значит, покажет нам, как эти определения выступают в этом содержании последовательно друг за другом. Пока же мы ставим лишь вопрос, где начинается философия и ее история.
Общим ответом на этот вопрос является, согласно вышесказанному, следующее: философия начинается там, где всеобщее понимается как всеобъемлющее сущее, или, иначе говоря, там, где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления.Где же это произошло? Где это началось? В этом состоит историческая сторона вопроса. Мышление должно существовать для себя, получить существование в своей свободе, оторваться от природного и выйти из созерцательной погруженности; она должна, как свободная, войти в себя и таким образом достигнуть сознания свободы. Началом философии в собственном смысле мы должны признать тот момент, когда абсолютное уже больше не существует как представление и когда свободная мысль не только мыслит абсолютное, но и постигает его идею, т. е. когда мысль постигает бытие (которое может быть также и самой мыслью), познаваемое ею как сущность вещей, как абсолютную целостность и как имманентную сущность всего на свете, – постигаемое ею, следовательно, как мысль, хотя бы оно и выступало как внешнее бытие. Таким образом, простоенечувственное существо, которое иудеи мыслили как бога (ибо всякая религия есть мышление), не есть предмет философии; предметом философии является, например, положение: “сущность, или первоначало, вещей есть вода, огонь, мысль”.
Это всеобщее определение, мышление, полагающее само себя, есть абстрактная определенность: оно есть начало философии, но это начало есть вместе с тем нечто историческое, конкретный образ народа, принцип которого составляет то, о чем мы уже говорили выше. Если мы говорили, что для появления философии необходимо сознание свободы, то этот принцип должен лежать в основании характера народа, у которого философия получила начало. Народ, обладающий этим сознанием свободы, основывает свое существование на этом принципе, так как законодательство и все состояние народа имеет свое основание лишь в понятии, которое дух составляет о себе, в категориях, которыми он обладает. С практической стороны с этим связан расцвет действительной политической свободы; последняя появляется лишь там, где самостоятельный индивидуум, как индивидуум, знает себя всеобщим и существенным, где он обладает бесконечной ценностью, или, иначе говоря, там, где субъект достиг сознания личности и, следовательно, хочет без дальнейшего быть признанным самим по себе. Свободная философская мысль находится непосредственно в следующей связи с практической свободой: как первая есть мышление абсолютного, всеобщего и существенного предмета, так и вторая, мысля себя, сообщает себе определение всеобщего. Мыслить означает вообще облечь нечто в форму всеобщности, так что мысль, во-первых, делает своим предметом всеобщее или, иначе выражаясь, определяет предметное, единичность вещей природы, находящихся в чувственном сознании, как всеобщее, как объективную мысль; и, во-вторых, нужно, чтобы, познавая и зная теперь это объективное и бесконечное всеобщее, я вместе с тем сам оставался и продолжал стоять по отношению к нему на точке зрения предметности.
Вследствие этой общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный государственный строй. Так как дух, если он хочет философствовать, должен расстаться со своим естественным волнением и погруженностью в материю, то он еще не может это сделать в том образе, с которого мировой дух начинает и который предшествует ступени этого разделения. Эта ступень единства духа с природой, которая, в качестве непосредственной, не представляет собою истинного и совершенного состояния, есть вообще сущность Востока; философия поэтому начинается лишь в греческом мире.
11. Основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них философские школы и направления. Особенность восточной (древнеиндийской и древнекитайской) философии в сравнении с западной (древнегреческой философией).
Существует три самобытных культурно-исторических типа философии: греческий, индийский и китайский. По своему значению и влиянию на культуру они вышли далеко за рамки национальных философий. Основные философские школы, соответствующие этим типам философии, сформировались еще в древности, до нашей эры, и стали программой и основой для всех последующих философских учений, включая современные. (Это особенно характерно для индийской и китайской философий, которые во многом являются комментарием к древним учениям и школам.)
Греческая философия берёт своё начало в VI веке до н. э. Корни западной философии, истоки рационального мышления и само возникновение слова «философия» связаны с несколькими мыслителями и их школами, которые появились в Греции в этот период. Собирательно все эти философы именуются досократиками, то есть предшествующими Сократу и в теоретическом, и во временном смысле. Среди самых известных досократиков Фалес, Демокрит, Пифагор и Зенон. Досократики ставили перед собой метафизические вопросы вида «Что такое бытие?», «Существуют ли в реальности границы между объектами?» или «Меняются ли объекты в реальности?», а также создали несколько противоречащих друг другу моделей мира, частично отвечающих на эти вопросы. Главная ценность этих моделей заключалась в новом способе получения знания: рациональное теоретизирование в связке с эмпирическими наблюдениями.
Фалес был первым из философов, который использовал редукционизм— попытался выделить внутри сложного окружающего мира какие-либо простые законы или составляющие. Этот метод был в течение следующих 200 лет повторён многими из досократиков, в частности Демокритом иЛевкиппом— авторами концепцииатомизма, которая оказалось очень ценной философской, а впоследствии и научной концепцией, применяемой и по сей день. Заслуга досократиков также заключается в совершествованиилогики, которая ими отрабатывалась не только на философском, но и на математическом материале. Неслучайно, многие достиженияэлементарной математикиигеометриитоже связаны с именами досократиков. Досократики заложили основу классической античной философии. Пифагор был первым, кто начал использовать слово «философия», хотя ещё в более общем смысле, а не в качестве термина.
Более поздняя группа древнегреческих философов, софисты, проявляласкептицизмв отношении досократиков, искавшихистинныеответы на свои вопросы. Софисты верили врелятивизм, в относительность истины и брались красноречиво и убедительно отстаивать любую точку зрения, а также обучали этому своих учеников. Хотя софисты многократно критиковались более поздними греческими философами, они внесли ценный вклад в развитиелогикиириторики. Философия в последующие этапы своего развития неоднократно возвращалась к релятивизму в других контекстах.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 465 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Смотреть что такое “ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ” в других словарях:
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель исторического процесса, Ф.И. разрабатывает определенную трактовку специфики… … Новейший философский словарь
философия истории — ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ философское исследование истоков, сущности, процессуальной формы истории и смысла исторического бытия; методология познания истории. В первом случае рассмотрению подлежит непосредственно само прошлое, во втором… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. Представители философии истории (термин ввел Вольтер) объявляли движущей силой истории… … Большой Энциклопедический словарь
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — ’ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ’ работа Риккерта (1904). По мысли Риккерта, исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология. Так, формальные… … История Философии: Энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — англ. philosophy of history; нем. Geschich tsphilosophie. Область философского знания, охватывающего онтологические вопросы истор. процесса такие как смысл и направленность истории, расчленение и последовательность основных истор. эпох, специфика … Энциклопедия социологии
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — учение, определяющее понимание истории, как науки о развитии обществ. форм и о законах человеческого прогресса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства[1] … Википедия
Философия истории — 1) раздел философии, исследующий предельные основания и смысл человеческой истории. Термин Ф. и. введен в употребление Вольтером. Для рус. мыслителей характерен повышенный интерес к философско исторической проблематике России, стремление… … Русская Философия. Энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — Предметом этой области философии является историческое измерение человеческого бытия и возможность его осознания и познания. Термин ввел в философию Вольтер (так называлась одна из его работ). В Ф.и. осмыслению подвергается определенный аспект… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
философия истории — философская дисциплина, предметом которой является истолкование смысла истории, исследование её закономерностей и структур, а также возможностей и границ исторического познания. Возникла в новое время (термин ввёл Вольтер, как специальная… … Энциклопедический словарь
СМЫСЛ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИИ
Сущность и место любого социального явления в развитии общества можно понять только в том случае, если рассматривать их в единстве с развитием всего общества, т.е. в рамках всеобщего исторического процесса. Отсюда неизбежно возникают вопросы, касающиеся всей человеческой истории: существует ли какая-либо цель исторического развития, в каком направлении движется всемирная история, имеет ли история какой-то определенный смысл? На все вопросы дает ответы раздел философии, который получил название «философия истории». Учитывая, что в современных учебниках недостаточно внимания уделяется раскрытию предмета философии истории, ее структуры и функций, данный раздел предлагается начать с рассмотрения именно этих проблем.
ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
Что такое философия истории и в чем ее предмет? Отвечая на этот вопрос, приведем определение философии истории, которое дается авторами «Философского энциклопедического словаря»: «Философия истории — раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания». Итак, философия истории представляет собой составную часть философии. Предметом же философии истории являются интерпретация, раскрытие смысла исторического процесса и исторического познания. Однако такой подход к определению философии истории далеко не единственный, поскольку в ходе исторического развития предмет и проблематика философии истории существенно изменялись и в настоящее время воспринимаются различными направлениями философии истории далеко не однозначно.
Так, исследования историков и философов античного периода (Геродот, Платон, Фукидид, Аристотель, Плутарх и др.) сводились к кропотливому собиранию сведений о деяниях людей прошлого и настоящего, о взаимодействии природы и человека, т.е. к описанию и рассмотрению «сырых» исторических фактов без их теоретического осмысления и сведения в единую философско-историческую систему.
Предметом философии истории Средневековья (Августин и др.) выступала прежде всего проблема взаимодействия Бога и человека, определение смысла исторического процесса, движущей силой которого считались божественное провидение, исследование назначения и задач исторических трудов.
В эпоху Возрождения и в Новое время (Н. Макиавелли, Д. Вико, Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др.) предметом философии истории стало определение цели, направленности истории, а также роли человека, классов в историческом процессе (О. Тьерри, Ф. Гизо, О. Минье). Новое время породило и сам термин «философия истории», который впервые употребил в 1765 г. французский просветитель Вольтер, считавший, что историк должен не просто описывать исторические события, а философски осмысливать исторический процесс. Позднее для Г. Гегеля и основоположников диалектического материализма (К. Маркс и Ф. Энгельс) основным предметом философии истории стал поиск общих закономерностей и диалектики исторического прогресса.
В конце XIX — начале XX в. возникло много новых направлений философии истории, каждое из которых в свою очередь имело собственный предмет исследования. Например, представители теории исторического круговорота (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), как и их предшественники, ставили задачу выявить закономерности исторического процесса. Представители многочисленных направлений христианской философии истории: неотомизма (Ж. Маритен, Э. Анри Жильсон и др.), неоавгустизма (М. Блондель, Г. Марсель, Ж. Лакруа), тейярдизма (Шарден) и отчасти экзистенциализма (К. Ясперс) центральной считали проблему смысла истории. Последователи же гносеологической теории и критики исторического познания (В. Дильтей, Б. Кроче) не ограничивались рамками собственно историографии, а анализировали и историческое сознание в широком смысле слова. Свой специфический предмет имеют также неокантианская философия истории (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и «аналитическая» философия истории (Э. Нагель, К. Гемпель и др.). Важной особенностью многих современных направлений философии истории XX в. является то, что их предметом стали глобальные проблемы всемирной истории, современной цивилизации и т.п.
Как видно из приведенного обзора, в различных философско- исторических школах нет единого подхода к проблеме предмета исследования. Это связано прежде всего с тем, что различное понимание сущности исторической реальности закономерно порождает множество философских интерпретаций исторического процесса, т.е. философии истории. Однако обобщение этих подходов позволяет заключить, что философия истории —раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, а также обосновывающий методы его познания.
Структура философии истории. Определяя структуру философии истории, можно сделать вывод о том, что сущность ее компонентов напрямую зависит от методологических установок последователей того или иного направления философии истории. В то же время, если не обращать внимания на несущественные расхождения, можно выделить основные общие проблемы, которые рассматриваются в большинстве направлений философии истории.
Рассмотрим основные составные части философии истории (схема 16.1).
Схема 16.1. Структура философии истории
Онтология философии истории — составная часть философии истории, которая рассматривает проблемы собственно исторического бытия: смысла и направленности истории, социального прогресса, социального детерминизма, становления единого исторического пространства, определения основ единства всемирной истории, места человека в мироздании, исторического времени и т.д. Важное место в этом разделе занимает также изучение логики развития общества, взаимосвязи и взаимозависимости его различных сторон и т.д.
Гносеология философии истории главное внимание уделяет проблемам исторического познания, а именно изучению, анализу и объяснению исторических фактов и событий, определению специфики исторического знания, а также поиску истины в историческом познании.
История философии истории исследует проблемы возникновения и развития философии истории, формирования ее предмета, процесс внутренней дифференциации философии истории, в ходе которого возникли различные направления и течения. Важными проблемами этого раздела являются также вопросы периодизации исторического процесса, определения места философии истории среди других общественных наук и др.
Антропология философии истории определяет место человека в историческом процессе, роль в этом процессе субъектов истории и отвечает на вопрос: «Кто делает историю?». Как правило, разные направления философии истории к субъектам исторического процесса относят народ, нацию, массу, толпу, социальные классы и выдающихся личностей и по-разному отвечают на этот вопрос.
Функции философии истории. Предмет и специфику философии истории невозможно раскрыть полностью, не рассматривая вопрос о ее функциях. Основываясь на том, что философия истории является составной частью философии, можно предположить, что функции философии истории в основном те же, что и функции философии вообще. В то же время нельзя забывать: философия истории имеет свои специфические объект, предмет, методы, цели и задачи исследования, что говорит о наличии определенных особенностей, приведенных на схеме 16.2.
Схема 16.2. Функции философии истории
Мировоззренческая функция философии истории заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на историю, т.е. на существование и развитие общества, единство и многообразие исторического процесса, его смысл и направленность, место и роль в нем человека и т.д.
Теоретическая функция философии истории состоит в том, что она позволяет проникнуть вглубь исторического процесса и судить о нем на уровне теории, т.е. системы взглядов о его сущности, содержании, направлении развития. Она дает возможность теоретически реконструировать историческое прошлое, установить истинность исторических фактов и событий.
Методологическая функция философии истории заключается в возможности применения ее положений при исследовании отдельных явлений и событий исторического прошлого, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения и выводы философии истории играют роль мощного методологического инструмента в исследованиях, осуществляемых в областях истории, социологии, экономики, политологии, философии права, психологии и других наук.
Прогностическая функция философии истории состоит в том, что познание закономерностей исторического процесса помогает предвидеть тенденции развития общества, его отдельных подсистем, ближайшие и более отдаленные последствия событий истории, деятельности людей. На основе такого предвидения можно прогнозировать развитие тех или иных социальных явлений и общества в целом.
Следует отметить, что все рассмотренные функции философии истории тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Каждая из них так или иначе включает другие в свое содержание.
Источники:
http://studopedia.net/7_33140_predmet-i-metod-istorii-filosofii-sootnoshenie-filosofii-i-istorii-filosofii-sootnoshenie-istorii-filosofii-s-istoriey-drugih-oblastey-znaniya.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1292/%D0%A4%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%A4%D0%98%D0%AF
http://studref.com/353440/filosofiya/smysl_napravlennost_istorii