2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снимают невесомость в кино

# интервью | Как снимали «Гравитацию»

Всего за десять дней «Гравитация» Альфонсо Куарона отыграла стоимость в 100 миллионов долларов и побила рекорды октября. На момент написания статьи фильм собрал уже 123,4 миллиона долларов, а его еще не показывали в Китае. Сам факт того, что «Гравитация» вошла в список 34 голливудских фильмов, которые проходят по годовой китайской квоте, демонстрирует проявление кинематографической силы. Фильм привлекает чистыми эмоциями и визуальными эффектами. Как объяснил Куарон-старший, в основу сценария лег рассказ, написанный сыном режиссера Джонасом Куароном, «Desierto».

Хотя пыхтение Сандры Буллок и фразочки Джорджа Клуни придают фильму глубину, истинный подвиг актеров в преодолении силы невесомости. Куарон вспоминает мысли Дэвида Финчера («Бойцовский клуб», «Семь») по поводу своей затеи. Он сказал: «Вау, это круто! Но вам нужно ждать лет семь, пока появятся нужные технологии. Вы не можете сделать это». Он ошибался, потому что понадобилось всего четыре с половиной года, смеясь, объясняет Альфонсо Куарон. Режиссер Джеймс Кэмерон сказал: «Смотрите, технологии уже здесь, вам просто нужно изобрести набор инструментов». Также сообщил, что мы можем попробовать сделать это за 400 миллионов. В ответ на это Куарон сказал, что собирается сделать это за намного меньшие деньги.

Куарон наняли гуру визуальных эффектов Тима Уэббера, человека, который стоял за «Аватаром» и «Темным рыцарем» и который помог бы ему визуализировать эффекты отсутствия гравитации. Как же им удалось заставить Буллок и Клуни кувыркаться в космосе?

Начали с офисного стула

«Кристофер де Фариа, ответственный за визуальные эффекты в Warner Brothers, был нашим лучшим другом и злейшим врагом», — говорит Куарон в интервью DazedDigital. — «Он просто проталкивал проект в студию, ходил и убеждал всех поработать над ним, но был уверен, что затея будет стоить два бакса, и нам придется возвращаться и забирать сдачу. Но Крис держался за свои идеи, потому что думал, что фильм можно сделать проще».

«Он думал, что все можно снять на офисном стуле, да?», — спрашивает Тим Уэббер.

«Он говорил: всё, что нам нужно, это офисный стул с ручкой, которая будет его передвигать, и чувак, который будет бегать вокруг стула со светом. Поэтому нам пришлось успокоить его, и наконец, когда он увидел меня и мое лицо, он перестал давать какие-либо комментарии по поводу съемок. Тогда мы перестали снимать друг друга на офисном стуле».

Сходить на концерт Питера Гэбриэла

«Все лучшие идеи рождаются в самом неподходящем месте. А именно, на концерте Питера Гэбриэла. Когда мы столкнулись с камнем преткновения, с вопросом того, как мы будем подсвечивать своих персонажей в космосе, команда впала в ступор».

«Нам нужно было разработать способ осветить актеров со всех сторон и все еще быть в состоянии снимать на камеру, чтобы свет не мешал», — объясняет Уэббер. Главный оператор Эммануэль «Чиво» Любецки объяснил: «Свет в космосе не похож на любой другой свет, потому что он не проходит сквозь фильтры».

«Любецки был на концерте Питера Гэбриэла, и именно там его застал момент эврики. «Давайте попробуем фонарики», — говорит Куарон. — «Он пришел и сказал: мы можем сделать это со светодиодными огнями. Команда построила коробку 3 на 3 метра, которую можно было расширять как по высоте, так и в ширину. Два года и 1,8 миллиона светодиодных огней позволили «контролировать яркость каждого из них, чтобы получить нужный свет и цвет».

Предварительно визуализировать весь фильм

«Чтобы иметь возможность использовать эти технологии, нам нужно было заранее запрограммировать все инструменты. Предварительная визуализация не только должна была вести нас по ходу съемок, она должна была быть абсолютно точной в плане движения камеры, хореографии, позиций, тайминга и света. Поэтому мы начали делать точную предварительную визуализацию, и главный оператор Чиво начал делать анимации, поэтому большая часть света была сделана на компьютере».

Нанять автомобилестроительного робота

Светодиоды остались далеко позади, но оставалась и другая загадка. Как вы создадите нулевую гравитацию? Для имитации свободного плавания в пространстве Куарон обратился за помощью к технологиям сборки автомобилей. Эти роботы обычно имели дело с автомобилями, а значит с легкостью подняли бы пять-семь Сандр Буллок. Они также были весьма точными (благодаря предварительному программированию и предварительной визуализации), и такую точность даже самое устойчивое крепление камеры не могло бы обеспечить.

«Мы сказали, что на это понадобится полгода, поэтому взяли на полгода», — говорит Куарон. — «Начали снимать, начали строить все это. По графику коробка должна была быть за две недели до начала съемок, но коробка не была готова за три дня до начала, а роботы вообще приехали в последнюю минуту. В ночь перед началом съемок не работало ничего. В ночь перед началом съемок у нас был «вася», который проводил испытания, и робот, который не мог ничего».

Подготовить актера к полной изоляции

Буллок часто оставалась в трехметровой, усеянной LED-фонариками коробке на протяжении часов и часто даже в перерывах, поскольку слишком много времени ушло бы на то, чтобы вынуть ее оттуда.

«Актер, в основном Сандра Буллок, был изолирован, поскольку у нас была коробка с освещением, которое работало бы неправильно, если коробку не изолировать», — объясняет Куарон. — «Полчаса, чтобы засунуть ее внутрь, еще двадцать минут, чтобы достать. Между дублями, как правило, она оставалась там, поэтому находилась в изоляции».

«Единственная компания, которая у нее была, это парень в черном капюшоне, который сидел в углу с кабелем и держал большую красную кнопку. Она сказала: «Знаете, я никогда не видела лицо этого парня». Он был на случай помощи. Он настаивал на том, чтобы быть полностью в черном, чтобы никак не влиять на освещение. Парень был наготове, и если бы что-то пошло не так, он нажал бы на кнопку. На самом деле, робот работал очень быстро, что-то пошло бы не так… Позже я понял, что все это было только для безопасности Сандры».

Заставить актера танцевать «будто никто не видит»

«Это было из разряда хореографии», — говорит Куарон о съемке движений Буллок. — «Речь шла не об оценках, а о тайминге. Раз, два, три (пауза). Четыре, пять, шесть. И все это на протяжении, как вы знаете, долгого времени. Я поражен тем, что сделала Сандра».

«Нам невероятно повезло с тем, что у нас был кто-то, кто а) хотел; и б) отлично справлялся», — говорит Уэббер. — «Я как-то услышал, что она говорит «я сильно волнуюсь по пустякам», но на самом деле она не волновалась».

«Гравитация» — одновременно технический подвиг и визуальный триумф, но Куарон хочет, чтобы когда кинолюбители смотрели фильм, в центре был сюжет и эмоции.

«Все эти технологии — просто инструмент. Мы не хотим, чтобы люди, которые собираются посмотреть фильм в первый раз, пытались понять, как снимался этот или тот эпизод. Я хочу, чтобы люди смотрели фильм для себя».

Земля в иллюминаторе: На съемках фильма «Живое»

Джейк Джилленхол и Райан Рейнольдс провели много месяцев на МКС в состоянии невесомости и теперь точно знают, есть ли жизнь на Марсе.

КиноПоиск побывал на съемочной площадке фильма «Живое», который выходит в российский прокат 23 марта. Рассказываем о своих впечатлениях.

Научная ФАКТастика

Август 2016 года. В павильонах студии Shepperton тихо и прохладно. Ни за что не догадаешься, что здесь снимается крупный голливудский фильм со звездами первой величины. А все потому, что площадка картины «Живое» шведского режиссера Даниэля Эспиносы — это узкие коридоры и тесные отсеки Международной космической станции. Это небольшое интимное пространство, где все разговаривают шепотом и перемещаются на цыпочках.

Читать еще:  Где взять денег в долг без процентов

«Живое» — клаустрофобический триллер, в котором команда из шести астронавтов, квартирующихся на МКС, обнаруживает в марсианской почве некую форму жизни. Форма эта оказывается куда более развитой, чем хотелось бы членам экипажа. И куда более агрессивной. В задачи команды входит не только выживание, но и изолирование инопланетного нечто, прежде чем оно явится на Землю.

«В 2012 году мы занимались постпродакшеном фильма „G. I. Joe: Бросок кобры 2“, и в это же время на поверхности Марса совершал посадку ровер Curiosity, — вспоминает глава компании Skydance и продюсер фильма «Живое» Дэвид Эллисон. — Мы с Дэной (Голдберг, еще один продюсер проекта — Прим. ред.) шутили: „Представь, если сейчас этот марсоход обнаружит на Красной планете новую форму жизни и притащит ее с собой на МКС“. В реальной жизни это казалось забавным, но в какой-то момент мы посчитали, что это не такая уж плохая идея для фильма. Тем более мы с Дэной давно хотели снять напряженный триллер в замкнутом пространстве МКС в состоянии невесомости».

Действие фильма происходит в недалеком будущем, настолько недалеком, что его вполне можно принять за настоящее. «Это кино снято в жанре „научная ФАКТастика“ (science faction — Прим. ред.), — смеется Дэна Голдберг. — Мы хотели, чтобы все в нем выглядело предельно реалистично — так, как если бы вы включили телевизор и увидели МКС в новостях».

Сценарий фильма написали Ретт Риз и Пол Верник — дуэт, ответственный не только за уже упомянутый сиквел «Броска кобры», но и, что важнее, за «Дэдпула» и «Добро пожаловать в Zомбиленд». Очевидно, команду продюсеры собирали аккурат под Рейнольдса, потому что и в режиссеры они позвали Эспиносу, уже работавшего с Райаном над фильмом «Код доступа „Кейптаун“».

Эллисон заверяет, что у фильма было три основных научных консультанта: сотрудник Европейского космического агентства, микробиолог и доктор. Они постоянно присутствовали на площадке, когда снимались сцены, так или иначе связанные с их областью знаний. Тот факт, что действие происходит в недалеком будущем, дало создателям немного творческой свободы. Они позволили себе включить в фильм некоторые элементы, которые сейчас человек в космосе делать не может, но, вполне вероятно, сможет лет через пять-десять.

Ольга Дыховичная в роли капитана Головкиной

Как и в реальной жизни, в фильме «Живое» на МКС собраны люди из разных стран, и у каждого из них есть своя специализация: доктора, механики, бортинженеры, микробиологи. Исходя из всего этого и был сформирован максимально эклектичный актерский состав из двух американцев, двух англичан, японца и россиянки. «У нас на площадке сплошной интернационал, — говорит Рейнольдс. — Такое ощущение, будто я попал в ООН. Только, в отличие от ООН, мы друг с другом ладим».

Шесть человек на одной площадке, в течение полугода постоянно работающие вместе почти в каждой сцене — у них не было ни единого шанса не подружиться. «Нам пришлось стать одной семьей, хотели мы этого или нет», — сетует Ребекка Фергюсон.

Их дружность становится очевидной, когда всех актеров в ряд сажают перед группой международных журналистов, посетивших съемочную площадку в этот жаркий августовский день. Всех, кроме Джилленхола — его приводят позднее. Остальные пять актеров одеты в свои костюмы — коричневые и синие комбинезоны. Джейк же приходит в трениках, кроссовках, с капюшоном на голове, садится в самом углу и долго и угрюмо молчит. За веселье в этот момент отвечает Рейнольдс, который примерно каждую свою реплику небезуспешно пытается превратить в шутку. Только когда им приносят стаканчики с кофе, Джейк оживляется: «Это виски?» Райан, протягивающий ему стаканчик, тут же передумывает, мол, виски, пожалуй, оставлю себе.

Райан играет Роя Адамса — инженера-механика, который специализируется на работе в открытом космосе. Он чинит и приводит в порядок все, что находится снаружи МКС. «Я не ученый, не доктор, я парень попроще, поэтому я ужасно боюсь всего, что начинает происходить на станции», — признается Рейнольдс.

Проба марсианской почвы, принесенная на МКС зондом, попадает в руки микробиолога Хью Дерри. Анализ и обнаружение разумной формы жизни в этой почве — самый ответственный момент в его карьере, и он совсем не хочет эту миссию запороть. «Он добрый и пытается со всеми дружить, даже с инопланетным разумом», — поясняет намерения своего персонажа британский актер Эрион Бакаре.

Правда, этой прекрасной дружбе мешает Миранда Норт в исполнении Ребекки Фергюсон. «Она доктор, эпидемиолог и специалист по контролю заболеваний, — говорит актриса. — В ее обязанности входит защита Земли от инопланетной заразы любой ценой». Также осторожничает герой Хироюки Санады, бортинженер Шо Мураками. Пока он там работает на МКС, на Земле у него рождается ребенок, и это во многом влияет на его решения. «Мой персонаж — голос разума, потому что ему совсем не хочется подвергать себя риску, до того как он познакомится со своим первенцем», — говорит японская звезда, которая, кстати, уже исследовала космос в фильме «Пекло» Дэнни Бойла.

Джилленхол играет доктора Дэвида Джордана, который находится на борту МКС дольше всех остальных членов. Он опытный, разумный и не любит рубить с плеча. Джейка после «виски» пробивает на откровения: «Я при работе над персонажем часто вспоминал своего деда, который был хирургом и попадал в ситуации, схожие с теми, что сваливались на голову Джордана. Дед умер года два назад, так что мне было приятно взять его с собой в космос».

И, самое главное, для нас — то, что руководит всей этой пестрой компанией российская женщина, командир экипажа и космонавт Екатерина Головкина в исполнении Ольги Дыховичной. «Моя героиня очень резко и быстро реагирует на угрозу, ведь мы находим инопланетную форму жизни, а когда имеешь дело с чем-то новым, правило „Лучшая защита — это нападение“ подходит идеально. Тем более у нас нет времени на раздумья — надо действовать», — говорит Ольга, и все остальные актеры ей вторят. «Головкина крутая, смелая и бескомпромиссная! Она реально дает всем прикурить», — энергично кивает Рейнольдс.

«Мы связались с целым рядом российских директоров по кастингу, и они предложили нам около 10—12 актрис на эту роль, — вспоминает Голдберг. — С каждой из них мы записали пробы, а Ольгу и вовсе позвали для прослушивания в Лондон. Даниэль долго и мучительно выбирал нужную женщину, многие из них были поразительно талантливыми. Но Ольга в итоге покорила его своим энтузиазмом. Она очень хотела получить эту роль и много для этого работала».

Перед журналистами Ольга предстала со стильной короткой стрижкой — в невесомости длинные волосы ужасно мешают, вздымаются и парят, так что на экране девушки выглядели бы так, как будто они сбежали из мультфильма «Тролли». К тому же чисто технически это никак нельзя было бы сделать без цифровых эффектов. Так что двум женским членам экипажа волосы убрали: Ольгу коротко постригли, а Ребекке собрали в тугую косу.

Леди и джентльмены, вы парите в космосе

Вообще одна из самых сложных задач при съемках «Живого» — создание эффекта невесомости, ведь действие происходит хоть и слегка в будущем, но все же на самой настоящей МКС. Так что облегчать всем жизнь и вводить в сюжет искусственную гравитацию на космической станции в планы авторов картины не входило.

Движение человеческого тела в невесомости сильно отличается от движений в любой другой среде, даже в воде. А несчастным актерам «Живого» приходится все эти замедленные кульбиты проделывать, будучи подвешенными тросами к потолку. Это потребовало серьезных хореографических усилий, поэтому создатели фильма наняли тренера по движению Алекс Рейнольдс. Именно она работала с Эдди Редмэйном, когда тому надо было изображать больного с мышечной атрофией («Вселенная Стивена Хокинга») и жеманного трансгендера («Девушка из Дании»).

Иногда актеров спускают на землю для крупных и средних планов. Но, по словам Фергюсон, даже когда они не подвешены на тросе, им все равно нужно двигаться с характерной для отсутствия гравитации плавностью. «Мы все делали медленно, печально и без резких движений, а это требует серьезной подготовки», — признается шведская актриса.

Райан Рейнольдс, впрочем, рассчитывал на то, что все будет проще пареной репы. «Ну, смотрите: декорация маленькая, высоко летать не придется, далеко тоже, — говорит он. — Так что ты совершенно справедливо надеешься, что все будет легко и просто. А потом ты приходишь на площадку, и тебе на пояс и на ноги надевают крепежную систему. Не знаю, как у девушек, но у парней яйца тут же оказываются в горле. И потом в течение ближайших двух часов тебе надо непринужденно парить в невесомости. На днях я в таком подвешенном состоянии чихнул и нечаянно самокастрировался».

Читать еще:  Как выбрать штопор для вина

Актер говорит все это с каменным лицом, глядит жалостливо и всячески выпрашивает хоть немного сочувствия. Ребекка же утверждает, что девушкам, напротив, этот опыт был приятен, и ей хотелось находиться в этом ярме подольше. И тут же краснеет под одобрительный гул всех присутствующих парней.

Голдберг считает, что им повезло с актерами: они оказались достаточно гибкими и спортивными. При этом с ними все равно занималась целая толпа людей, чтобы подготовить к роли. «Диетолог, тренер по физподготовке, специалисты по передвижению на тросе — все они не давали актерам расслабиться ни на секунду. Наши звезды постоянно работали и постоянно находились в тонусе. Они невероятно выносливы. Я вот вам сейчас это рассказываю и устаю только от одной мысли об этом», — смеется Голдберг.

По словам Ребекки, она во многом обязана проекту «Миссия невыполнима», съемки в пятой части которого помогли ей прийти в нужную спортивную форму. А скромный Райан признается, что он таким и родился.

Внутри МКС: Люки, марки, козинаки

В этот день на Shepperton снимают сцену, в которой микробиолог Хью Дерри в своей лаборатории вовсю анализирует образец марсианской почвы, а тот хватает его за руку. В это же время Миранда Норт и Рой Адамс смотрят за всем происходящим из-за герметично закрытой двери и тревожно переглядываются. Эта дверь, эта лаборатория, этот коридор и вообще вся МКС были полностью отстроены на студии руками умелых декораторов.

Как мы помним, тут все как в жизни, а в жизни разные части МКС созданы разными странами. Первые модули были российскими, к ним достраивали свои секции японцы и американцы. И все они не только выглядят, но и звучат совершенно по-разному. Так, в российской части много фонового шума просто потому, что она старше остальных. В фильме «Живое» все это соблюли по максимуму, хотя некоторые из модулей были адаптированы и изменены в угоду сюжету. Например, японская секция «Kibo» была переделана в герметичную лабораторию с непробиваемым шлюзом. Ту самую, в которой происходит действие сегодняшней сцены.

Сама МКС в жизни выглядит не очень опрятно. Там везде торчат провода, коммуникации, оборудование, изоляционные материалы. Поэтому, по словам художника-постановщика Найджела Фелпса, они решили немного переделать дизайн интерьеров, сделать его более киногеничным, хоть и оставить предельно реалистичным. «Все выглядит старым и потертым, потому что МКС уже отживает свой век, и в 2024 году ее спишут в утиль,— говорит Фелпс. — Поэтому все, что мы видим на экране, — стилистический симбиоз почти винтажных технологий конца прошлого века и сияющего хай-тека недалекого будущего».

В отличие от «Гравитации», где МКС была почти полностью цифровой, «Живое» снимают в реальных декорациях, а это для Фелпса отдельная головная боль. В специально отведенной для этого комнате он выстроил белые макеты на столах, а по стенам развесил репродукции, чертежи и прочие иллюстрации торжества инженерной мысли.

Задачи у Фелпса были не из простых: все потолки и стены должны были быть разбиты на секции, открываться и убираться, чтобы можно было поместить на площадку камеры и тросы, а некоторые модули должны были еще и вращаться вокруг своей оси. При этом Фелпс и его команда полностью стараются избегать использования зеленого экрана. Хотя Рейнольдс признается, что как раз зеленый экран иногда пригодился бы, потому что им постоянно тесно. «Мы сейчас работаем над сценой в таком маленьком помещении, там так все плотно друг к другу прижаты, что, если бы кто-то из съемочной группы умер, он так бы и остался в стоячем положении», — говорит актер по-прежнему с каменным лицом.

Пока съемочная группа ютится у одной части декорации, журналистам разрешают походить в другом углу павильона и пощупать кухонный отсек МКС под названием «Unity». Там все сделано из реального металла, а круглые двери отделаны мягким стеганым материалом. К панелям приделаны ручки на спиралях, магнитами пришпилены листы с заметками, а скотчем приклеен маленький стикер с отчаянной надписью «Я бы сейчас все отдал за холодную бутылку пива».

Вдоль стен стоят встроенные шкафы с сетчатыми дверцами, до отказа забитые едой в специальных космических упаковках. Хотя среди них просматривается нормальная земная еда, как, например, большие коробки с шоколадными батончиками. Там же в стену встроена кофе-машина известного бренда, а рядом на небольшой полке стоит пластиковая бутылка меда и как ни в чем не бывало лежит пачка российских козинаков. Здесь явно подкрепляется командир Головкина.

После кухни нас ведут в медицинский отсек под названием «Tranquility». Огромный шлюзовый люк, серый коридор из матового металла, прозрачные сумки с одеялами, приделанные к стенам — Фелпс не обманул: все это выглядит так, будто мы и вправду попали на космический корабль. Кто-то из героев явно коллекционирует марки, потому что ими полны застегнутые целлофановые пакеты, а рядом со стены на веревочке свисает книга о филателии. Но вообще такие понятия, как потолок, пол, стены, в невеcомости довольно условны.

Например, именно к тому, что нам на Земле кажется стеной, привинчена болтами кожаная медицинская кушетка с ремнями-креплениями — никто не хочет захворать, уснуть и проснуться от удара головой об огнетушитель. Наша малочисленная группа журналистов ходит по модулю «Tranquility» в полном восхищении, потому что таких не берут в космонавты, и ближе, чем вот эта самая декорация, мы к космосу уже точно не подберемся. Довершает убедительность впечатлений огромный иллюминатор на всю стену, из которого виден запечатленный на заднике приветливый изогнутый горизонт планеты Земля.

forevermusic

Forever Music

О музыке и не только.

О том, как снимался фильм «Гравитация» (Gravity)

О фильме «Гравитация» (Gravity) режиссера Альфонсо Куарона (Alfonso Cuaron) не написал разве что только самый ленивый. Скажу честно, когда я смотрел трейлер, то думал, что фильм будет абсолютно обычный. Вообще, сам трейлер смотрелся как короткометражка с плохим концом — оторвалась женщина-космонавт от разбитого корабля и улетела дрейфовать в космос, ну что там может быть дальше? The End.

В общем, на просмотр я пошел, потому что нужно было где-то скоротать два часа. Шел без каких-либо ожиданий, хотя это был уже второй уикэнд проката, и до меня дошли слухи об успешной премьере. Но то, что я чувствовал во время просмотра, словами просто не передать. Постараюсь кратко: «Твоюжмать!» Фильм начинается 13-минутным цельным кадром без особых событий, показана рутина работы космонавта, но зрелище завораживает, потому что смотришь будто бы документальные кадры с орбиты, но только на большом экране и в 3D. Первая мысль была: «Они что, затащили Джорджа Клуни и Сандру Буллок в космос?» — настолько реалистично смотрелись действия космонавтов в открытом космосе. Мысль «Как? Как они это снимали?» не покидала меня до самого возвращения домой, где я окунулся в чтение и просмотр всего, что только смог найти о фильме. Далее смотрите второй трейлер к «Гравитации».

Второй русскоязычный трейлер к фильму «Гравитация» (Gravity)

После паузы в начале фильма начался настоящий ад. Во время просмотра несколько раз ловил себя на том, что стучу ногой по полу. Перед просмотром лучше плотно не есть, так как частые вращения и, вообще, резкие перемещения в невесомости на экране немножко бьют по вестибулярке, особенно в 3D.


Альфонсо Куарон инструктирует актеров перед новым дублем

Альфонсо Куарон постарался максимально реалистично передать происходящие в космосе события. Но режиссер честно признается, что кое-чем пришлось пренебречь ради развития сюжета, драматической составляющей и большей зрелищности. Также не обошлось без некоторых клише. Тем не менее, заявляю стопроцентно, более качественного фильма про современный космос я не видел. Извини, «Аполлон 13» (1995), но пальму первенства у тебя забрала «Гравитация» — на это кинематографу потребовалось 18 лет!

Читать еще:  Чем заменить сахар при диабете


Актеры Джордж Клуни и Сандра Буллок на съемочной площадке

Вернемся к реалистичности. В вакууме, как известно, звук не распространяется, передается лишь вибрация. Для усиления восприятия в первом трейлере звуки взрывов добавлены, а вот в фильме их нет — и это, скажу я вам, еще больше усиливает психологический эффект, когда ты видишь разлетающийся во все стороны металл с тихими хлопками, а не привычными взрывами, и осколки эти в 3D летят зрителю прямо в лицо. Кстати, аудио во время просмотра как бы «плавает» в пространстве — звуки и речь слышны с тех сторон, где находятся их источники, перемещаются вместе с ними и меняется их громкость в зависимости от удаления или приближения. Очень круто. Музыка, конечно, усиливает фильм добротно — порой нарастающие агрессивные ноты становятся невыносимо громкими, и вдруг в один момент наступает облегчающая тишина — аж вздрагиваешь от этого. Мурашки по коже — обычное явления для «Гравитации».


Актеры внимательно слушают режиссера

Кинолента содержит всего около двухсот перебивок (смен кадра) на девяносто минут хронометража, с большим количеством цельных кадров. Когда мы смотрим документальные кадры из космоса, то они, как правило, не содержат смен планов, поэтому режиссер сделал это фишкой фильма, что очень непросто.


Просмотр отснятого материала

Когда Альфонсо Куарон задумывал «Гравитацию», он сказал: «Мы снимем его за год, это будет просто — всего полтора часа и два человека в кадре». Но весь процесс создания фильма затянулся на четыре с половиной года. Оказалось, что необходимых технологий для реализации проекта не существовало (как в случае с «Аватаром» Камерона), их пришлось изобретать с нуля. Для съемок команде специалистов пришлось создать уникальные конструкции для имитации нахождения человека в невесомости.


Режиссер Альфонсо Куарон на съемочной площадке

Одной из таких конструкций был «световой куб» (Lightbox), который позволил имитировать динамическое освещение лиц и тел актеров, а также камеры могли снять их под правильным углом. Куб имел ширину стороны 2,75 метра и состоял из 4096 мощных светодиодных ламп, собранных в LED-панели, на которые к тому же проецировалось изображение окружающего персонажей фильма пространство. Также в кубе располагалось приспособление, которое держало Сандру в одном положении, а вокруг нее вращался двухтонный манипулятор (как на автосборочных конвейерах) с камерой, имитировавший вращение персонажа Буллок в открытом космосе. Камера могла быстро перемещаться на 360 градусов при помощи запрограммированного манипулятора.

Продюсер Дэвид Хейман говорит: «Несмотря на то, что Сандра Буллок много вращается в космосе, фактически мы ни разу не перевернули ее вниз головой. Все эти движения делала камера. Потому что если бы актриса переворачивалась вниз головой, это бы отражалось на ее лице и теле из-за силы притяжения, чего нельзя было допустить, ведь действие фильма разворачивается при нулевой гравитации».


Актер Джордж Клуни в «световом кубе»

Внутри куба актеры были полностью изолированы от съемочной группы, и им приходилось общаться с режиссером через гарнитуры. Как известно, большую часть фильма играет Сандра Буллок, поэтому она провела очень много съемочных дней в «световом кубе». Поместить актрису в куб и извлечь ее из него было очень трудоемким и долгим процессом, поэтому Сандра предпочитала оставаться в подвешенном состоянии в кубе в течение долгих часов. Это было тяжело, а иногда и физически больно.


Актриса Сандра Буллок в «световом кубе»

Не обошлось и без компьютерной графики, которая в фильме просто шикарна — все кадры в открытом космосе — это CGI, только лица в шлемах настоящие. Фильм снимали «реверсивно». То есть, обычно снимают реальные кадры, а потом накладывают компьютерную графику. В случае с «Гравитацией» делали наоборот — сначала создавали на компьютере космические сцены, а затем снимали актеров, точно подгоняя движения головы, мимику, взгляды под имеющуюся картинку. С другой стороны, кадры внутри космических объектов имели лишь небольшую долю компьютерной графики — только летающие в невесомости объекты, а Сандра Буллок летала «сама» при помощи уникальных устройств.

Перед съемками Альфонсо Куарон с командой создали анимационную копию фильма для референса. Режиссер шутит: «Мы могли бы издать полнометражный мультфильм с голосами актеров и музыкой».

Для фильма «Аполлон 13» (Apollo 13) съемки проводились почти в условиях настоящей невесомости, искусственно создаваемой на борту самолета для тренировки космонавтов под названием «Vomit Comet», который летит по параболической траектории, продолжительность каждой параболы 65 секунд, из которых 25 секунд — в невесомости. За один полет самолет совершает 40-60 парабол. После полета пассажиров сильно тошнит (отсюда и название самолета). Создатели «Гравитации» хотели снимать длительные сцены в условиях невесомости, еще и с минимумом перебивок. Поэтому для создания реалистичных движений Сандры Буллок в невесомости внутри космической станции, создатели фильма привлекли профессиональных кукловодов, участвовавших в создании шикарной киноленты «Боевой конь» (War Horse). Буллок была подвешена на двенадцати тонких тросах, практически незаметных на экране, при помощи которых кукловоды управляли движениями актрисы.

Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson) нашел ряд научных неточностей в фильме, однако многие астронавты, действительно побывавшие в космосе, отметили высокую степень реалистичности «Гравитации». Дэвид Хейман подчеркнул, что авторы фильма не ставили целью создать документальную ленту — это, прежде всего, художественное кино с научно-фантастическим сюжетом, в котором присутствует большая доля реалистичности, но некоторыми моментами пришлось пожертвовать, а некоторые просто невозможно передать, не будучи в открытом космосе. Лично я хотел бы сказать Нилу Тайсону следующее: «Нил, в следующий раз попробуй просто насладиться хорошим фильмом, а не выискивать в нем нестыковки и неточности — получишь намного больше удовольствия!»

[ Возможны спойлеры. ]


Сандра Буллок во время съемки эпизода под водой

Напоследок несколько сухих цифр. Фильм «Гравитация» (Gravity) на момент написания поста имеет следующие рейтинги:
IMDB: 8.6/10 (

92,000 голосов) — входит в топ-50 лучших фильмов
Кинопоиск: 8.3/10 (

33,500 голосов) — входит в топ-100 лучших фильмов
Rotten Tomatoes: критики 97% (9.1/10, 252 отзыва), зрители 88% (4.3/5, 100,000 голосов)
Бюджет фильма: $100 миллионов.
Сборы через три недели проката: $300 миллионов (включая $175 млн. в Америке), фильм окупился через неделю после премьеры. Где-то там и мои $5, о чем я ни капли не жалею 🙂


Кадры из фильма «Гравитация» (Gravity)

P.S. По словам зрителей, в российском прокате сейчас творится что-то невообразимое. «Поддержка отечественного производителя» доходит до абсурда. Новостные сайты пестрят заголовками о том, что фильм Федора Бондарчука «Сталинград» бьет все рекорды российского проката, собрав в прошлые выходные $11,75 млн., и что даже «Гравитация» покорилась его успеху, собрав мизерные $2,19 млн. Только зрители, желающие попасть на «Гравитацию», везде сообщают о том, что сеансов на нее попросту нет или они поздно вечером или перемещены в малые залы, а все остальное время везде идет «Сталинград».

«Все сеансы IMAX с раннего утра до позднего вечера — «Сталинград», больше в этом формате ничего не показывают вообще. «Гравитацию», созданную для IMAX, убрали в обычные маленькие залы с обычным 3D. После этого «гравитация начала терять позиции» и «невероятный успех Бондарчука». Круто же. «

«Конечно Сталинград лидирует. когда его гоняют везде, от рассвета до заката. Тут невольно на него попадёшь.»

«Это не от того, что Сталинград такой крутой, а от того что смотреть больше нечего. «

«Конечно держит оборону, в кинотеатрах его крутят без перерыва, а есть однозальники, в которых кроме Сталинграда вообще смотреть нечего.»

Сам я пока «Сталинград» не смотрел, но посмотрю обязательно, чтобы составить свое собственное мнение относительно фильма, а то ведь у нас принято все современное отечественное поливать дерьмом, не глядя, как это было и с фильмом-катастрофой «Метро», который мне понравился. Хотелось бы, чтобы на новые российские фильмы 2014 года зритель ходил охотно и осознанно, а не из-за того, что больше ничего не показывают. Лучше снимать хорошее кино, чем устраивать бойкот другим фильмам.

Комментарии режиссера Альфонсо Куарона к своему фильму «Гравитация» (Gravity)

Сандра Буллок была молодцом, и та еще красотка в свои почти пятьдесят 🙂 Интересно, как бы сыграла в фильме Анджелина Джоли, которой отказали, потому что та не соглашалась на гонорар меньше $20 млн?

Источники:

http://hi-news.ru/entertainment/intervyu-kak-snimali-gravitaciyu.html
http://www.kinopoisk.ru/article/2902050/
http://forevermusic.livejournal.com/46372.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector