Как сдать экзамен по философии
8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ
Можно было бы вполне удовлетвориться изложенной выше системой приемов написания академических работ, но последнее хотя и занимает весьма существенное место в жизни любого учащегося, однако не исчерпывает все его проблемы. Одной из самых острых проблем в учебе являются экзамены. Поэтому было бы несправедливо совершенно обойти их вниманием и не затронуть хотя бы по касательной.
Устный отчет в полученных знаниях не занимает так много времени, как письменный. Однако он зачастую отнимает значительно больше нервного здоровья, поскольку экзамены и зачеты, как правило, сопровождаются страшно напряженной атмосферой.
Именно нервозность является главным условием как, собственно, проблематичности, неприятности любого экзамена, так и его неуспешности. В связи с этим, нижеследующая метода направлена на решение проблемы нервозности на экзамене.
Отметим, что предлагаемые здесь приемы в наибольшей степени могут быть полезны для тех, кто по тем или иным причинам не смог или не захотел осуществить надлежащую подготовку к экзамену, в результате чего подошел к этому торжественному событию в своей жизни с совершенно незамутненным, чистым и свободным от знаний сознанием. Вместе с тем они могут отчасти очень пригодиться и тем, кто обладает какой-либо подготовкой, оснащен знаниями, шпаргалками, бомбами, хорошими отношениями с экзаменаторами и т. п.
Каждое из только что перечисленных средств характеризуется той или иной степенью ненадежности: знания могут в самый неудачный момент забыться, бомбу могут обнаружить, шпаргалка может потеряться или оказаться неполной, отношения с экзаменатором могут испортиться (или вы вообще можете попасть к другому экзаменатору) и т. П. Тогда как приводимые здесь методы универсальны и безотказны в абсолютно любой ситуации.
Излагаемая ниже система была создана в 1991 году на основе обобщения опыта различных поколений студентов и получила название Школа Чистого Пути. Посвящение в эту школу состоит из множества ступеней, на каждой из которых адепт обретает новую степень совершенства в общении, когда один из собеседников считает себя вправе спрашивать с другого отчет в его знаниях.
1. БОРЬБА С СОБОЙ
Экзамен — это бой. В этом бою у вас два противника: первый и самый опасный — это вы сами, второй — это экзаменатор. Рассмотрим их по порядку значимости.
Чтобы справиться с собой, нужно очень много усилий. Но одного количества усилий мало – они должны быть правильно направлены и распределены. Как это сделать?
Главное в деле достижения успеха на экзамене — это правильный настрой. Ваше плохое настроение, ваша неуверенность, ваш страх не только соответствующим образом повлияют на качество ваших ответов, но и обязательно будут замечены экзаменатором, который не преминет добить вас.
Корнем всех этих страхов является не что иное, как мелочные и суетные надежды: надежда на помощь сокурсников, надежда на снисходительность преподавателя, надежда на бомбы и шпаргалки, надежда на подсказки и т. п. Чтобы избавиться от всякого страха, прежде всего следует освободиться от каких бы то ни была надежд. Следует осознать, что надеяться вам абсолютно не на что, что никто и ничто вам не поможет, что никаких мало-мальски значимых знаний у вас нет и уже невозможно как-либо восполнить этот громадный пробел. Конечно, бывали случаи, когда люди за одну ночь (как правило, под действием какого-нибудь допинга) выучивали целую науку (например, историю первобытного общества). Однако такие подвиги под силу далеко не всем и весьма опасны для здоровья подвижника.
Как уже говорилось, существует множество технических способов восполнения пробела в знаниях – бомбы, шпаргалки и т. п. Однако автору еще ни разу не приходилось видеть, чтобы они действительно сами по себе безотказно помогали. Напротив, пользовавшиеся ими люди становились чрезвычайно нервными и неуверенными в себе. Нервность их проистекала от постоянной боязни уличения, а неуверенность — от стремления во что бы то ни стало предельно точно соответствовать написанному в шпаргалках.
Это совершенно не значит, что шпаргалками или иными подсказками, если уж они есть, следует пренебрегать. Нет, ими надо пользоваться, но на них не стоит рассчитывать.
Экзаменационная ситуация настолько изменчива, стихийна, непредсказуема, что, по сути, напоминает саму жизнь. Поэтому безоглядно полагаться здесь на что-либо, строить расчеты, питать надежды нельзя. ‘ ,
Четко осознав последнее обстоятельство, вы избавляетесь от оставшихся надежд и попадаете в особое состояние духа. Закрепление этого состояния возможно различными способами, индивидуальными для каждого. Когда вы уже ни на что не рассчитываете, вами овладевает настоящее спокойствие, и вы становитесь наиболее боеспособны, открыты любым тактическим и стратегическим возможностям.
Обретя это состояние, вы становитесь на совершенно чистый путь к победе, на котором нет никаких посторонних предметов, затрудняющих ваше движение.
Остаетесь только вы, ваше спокойствие и ваша полная свобода от всяческих надежд и связанных с ними страхов. Единственным препятствием между вами и вашим успехом остается теперь только преподаватель — слабый человек, которого вполне можно побороть. Для этого существует особое универсальное искусство, состоящее в системе немногочисленных правил.
2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ
Экзаменатор – это, с одной стороны, собеседник, который по тем или иным причинам занимает позицию вопрошающего и ждущего от вас совершенно определенных ответов на поставленные им вопросы, а с другой — человек с человеческим вниманием, человеческой наблюдательностью, человеческой эрудицией, человеческим темпераментом, человеческим самолюбием и прочими чисто человеческими «точками давления».
Борьба с экзаменатором не есть преследование цели его уничтожения (морального или физического). Эта борьба направлена на смещение экзаменатора с занятой им формальной позиции в беседе и убеждение его в вашей высокой состоятельности в качестве собеседника на профессиональные темы. В случае достижения этой цели, даже если экзаменатор будет продолжать сомневаться в вашей подготовленности, он не сможет поставить вам низкую оценку.
Достижение поставленной цели возможно благодаря вашим собственным, индивидуальным навыкам человеческого общения. Однако для экзамена существует ряд специальных правил, которых обязательно следует придерживаться.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ
Не молчать. Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Вы не должны оставлять места для пауз и обязаны говорить во что бы то ни стало. Молчание, даже если оно глубокомысленно, многозначительно или символично, всегда расценивается экзаменатором как признак незнания и используется против вас. Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, всегда будет свидетельствовать если не о специальных знаниях, то об общей культуре. А это в большинстве случаев ценится и может повлиять на оценку.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ
Говорить как можно быстрее. Чем быстрее вы говорите, тем труднее экзаменатору понять вас. Кроме того, быстрота косвенно свидетельствует об уверенности ответа. Если экзаменатор одергивает вас, требуя говорить медленнее, вы можете сказать, что это ваша естественная речь и что медленнее вам будет говорить трудно и непривычно.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ
Говорить как можно непонятнее. Употребление сложных, многоосновных и иностранных слов не только запутывает мысль, но и пугает экзаменатора, который далеко не всегда понимает значение таких слов, как, например, аберрация или тактильность, но никогда в этом не признается. Кроме того, употребление подобных слов придает вашей речи небывалую солидность и многозначительность.
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ
Говорить как можно многозначительнее. Многозначительность касается как тона вашей речи, так и ее реального смысла. Многозначительность тона располагает слушателя к совместному постижению неких загадок, к беседе на равных о таких проблемах, которые в принципе одинаково недоступны как школьнику, так и академику и в незнании которых никому не стыдно признаться. Многозначительность смысла является важнейшим условием для успеха любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из любой критической ситуации. К таковым следует, в первую очередь, отнести разоблачение вашего ответа как неправильного. Многосмысловость вашего ответа позволяет всегда вывернуть его наизнанку. В случае разоблачения вы всегда можете уточнить, что именно имеет в виду экзаменатор (чтобы он выразил одну и ту же мысль двумя способами), а затем объявить, что именно это имели в виду и вы, когда отвечали. При этом вы также можете уточнить свою мысль, вывернув наизнанку все ранее вами сказанное.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ
Говорить как можно более спорно, всеми силами стараясь свести экзамен к дискуссии на сомнительные темы. Одна из главных ваших задач на экзамене – преодолеть ситуацию формальной экзаменационности, когда экзаменатор должен спрашивать, а студент – отвечать, и выйти на оперативный простор свободной беседы, когда собеседники находятся в одинаковом положении. Вообще, на экзамене не надо бояться спорить. Напротив, если речь не идет о совершенно специфичных знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку.
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ
Использовать любую возможность, чтобы рассеять внимание экзаменатора. Когда экзаменатор полностью сосредоточен на вашем ответе, это может привести к неприятным последствиям. Напротив, его рассеянность позволит вам выдать за чистую монету очень многое. Добиться этого можно не только благодаря характеру вашего ответа, но и посредством различных побочных обстоятельств. Например, можно вертеть в руках ручку, шелестеть листами бумаги и т. п.
ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ
Использовать любую возможность, чтобы выиграть время. Экзамен не может длиться вечно, у него есть какие-то строгие пределы во времени. Поэтому надо сделать так, чтобы большая часть экзаменационного времени не была посвящена самому экзамену. В те моменты, когда в результате каких-нибудь посторонних событий (шума, открывания и закрывания дверей, падения ручек, карандашей, книг и т. п.) экзаменатор отвлекается от экзамена, вы имеете возможность обдумать ответ на его предыдущий вопрос.
ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ
Никогда не соглашайтесь с критикой в ваш адрес. Все, что кем-либо сказано в ваш адрес на экзамене хотя бы просто в критическом тоне (даже если оно вам кажется справедливым), должно немедленно привлечь ваше внимание и получить самый решительный отпор. Вы должны громогласно опровергать любую критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Любые аргументы, высказанные в вашу защиту, будут иметь хоть какой-то вес, а также займут время экзамена и внимание экзаменатора. Кроме того, он уже не будет позволять себе запросто критиковать вас, зная что вы неминуемо и напористо будете противостоять ему в любом вопросе. Отсутствие же эффективной критики в ваш адрес является верным залогом высокой оценки, так как если экзаменатор не смог доказать вам вашу несостоятельность, то у него нет конвенциональных оснований низко вас оценивать.
ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ
Проявляйте максимум темперамента. Это не только говорит о вашей уверенности, но попросту подавляет экзаменатора. Очень трудно противостоять живому напору. Одна студентка сдавала экзамен по философии, ничего не зная по предмету. Однако по ходу экзамена она, проявляя весь своей темперамент, на глазах увеличивалась в размерах, нависая над экзаменатором, тогда как последний непрерывно уменьшался, потихоньку сползая под стол. В итоге он вынужден был признать, что никогда еще не встречался с таким энтузиазмом, и поставил ей пять баллов.
ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ
Будьте готовы вспомнить то, чего вы никогда не знали. Вы не должны допускать, чтобы вас поставили в безвыходную ситуацию и требовали, например, просто и без лишних слов что-нибудь перечислить. Однако, если такое все-таки произошло, вы должны решить предложенную вам загадку, полагаясь исключительно на собственную интуицию. Люди, которые доверяли себе и не боялись решать такие задачи, совершали на экзаменах настоящие чудеса: их спрашивали, что такое «аргумент пари» у Паскаля, — и они выдумывали его; их спрашивали, какие виды отчуждения у Маркса, — и они угадывали их и т. п.
ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТОЕ
Делайте все, чтобы экзаменатор не записал в ведомость оценку, которая вас не устраивает. Истинный Мастер Чистого Пути способен удерживать висящую над ведомостью ручку экзаменатора сколь угодно долгое время. Если уже вы допустили такую ситуацию, требуйте у него дополнительных вопросов, упрекайте его в несправедливости, ссылайтесь на посторонние помехи в сдаче экзаменов, говорите и делайте что угодно (можете даже закатить истерику), но не дайте придать низкой оценке ваших ответов характер официального документа.
Перечисленные одиннадцать правил составляют, так сказать, искусство сдачи экзаменов, или Искусство Чистого Пути. Говорят, что тот, кто в совершенстве овладел этим искусством, как бы анекдотично это не звучало, способен сдавать китаеведу китайский язык, не зная его. На любой вопрос на китайском он будет отвечать звукоподражанием этому языку, которое экзаменатор, естественно, не поймет. Тогда экзаменатор будет вынужден перейти на русский язык и спросить студента, на каком языке тот говорит. В ответ Мастер скажет, что
во-первых, у него дефекты речи, не позволяющие ему достаточно членораздельно произносить китайские фразы;
во-вторых, он говорит на особо редком диалекте, который он изучил в детстве, когда жил с бабушкой в Биробиджане.
Успех Мастера, как и любого студента, будет зависеть от степени отрешенности и сосредоточенности при сдаче экзамена. Например, если истинного Мастера спросить, что он сделает, если во время сдачи им экзамена небеса внезапно свернутся, как свитки, земля затрясется и начнется в полном объеме и со всеми атрибутами конец света, то он ответит: «Первое, что я сделаю, — это обращу на данное обстоятельство внимание экзаменатора, указав, что происходящее существенно ухудшает экзаменационную атмосферу. Во-вторых, дам понять экзаменатору, что есть отвлекающие меня обстоятельства, мешающие мне давать ему взвешенные ответы. В-третьих, не премину обсудить с ним происходящее с точки зрения сдаваемого предмета. Наконец, я воспользуюсь всем этим, чтобы выиграть время и придумать как можно более удачный ответ на последний вопрос».
Все эти приемы можно использовать не только в экзаменационном, но и в любом формальном общении с преподавателем, а в той части, которая касается содержания ваших ответов, — и в создании письменных работ.
Кроме того, в реальной жизни очень многие люди ведут себя с вами так, будто они являются экзаменаторами, а вы – экзаменующимися. Поэтому Искусство Чистого Пути может вам пригодиться всегда.
Как сдать экзамен по философии и все быстро запомнить
Если вам предстоит поступление в магистратуру или близится сессия, на которой вам надо будет сдать экзамен по философии, важно начать подготовку к нему заранее. На самом деле, подготовка к экзамену не занимает много времени, если правильно ее спланировать и организовать. С помощью нижеописанной методики вам удастся легко выучить ответы на экзаменационные вопросы. Студенты философского факультета сдают экзамены по каждой философской школе, эпохе. Если вы студент МГМСУ или учитесь на другом факультете, вам надо сдать 1 или 2 экзамена, которые охватывают все эпохи и философские школы. Конечно, выучить огромное количество материала, ознакомиться с учениями известных философов за короткое время не удастся. Поэтому рекомендуется готовиться к экзамену строго по списку вопросов.
Как сдать экзамен по философии и получить удовлетворительную оценку? Подготовка должна состоять из нескольких этапов. Допустим, у вас есть 3-5 дней на подготовку. Обозначим это время 100%. В таком случае каждый этап будет занимать определенный процент выделенного для подготовки времени:
- Поиск ответов – 20%.
- Быстрый проход – 20%.
- Тщательное изучение – 40%.
- Быстрый проход – 20%.
Начинать надо с поиска нужной информации. Как правило, преподаватели составляют вопросы на основе своих лекций.
В некоторых учебных заведениях используют готовые списки вопросов, ответы на которые можно найти в Интернете. Главное – найти ответ на каждый вопрос и сделать нечто вроде книги или конспекта, а затем вам надо будет это изучить. Возможно, в Интернете вам повезет найти word-овский файл, в котором есть вся необходимая информация. Еще один вариант – взять тетрадь или попросить выслать файл с ответами у студентов с потока, которые сдавали экзамен раньше. В таком случае вам не придется тратить время на поиски, и вы сможете сразу приступить к изучению материала.
Если вы будете искать материал самостоятельно в Интернете, это увеличит эффективность подготовки. В процессе поиска вы прочтете и запомните много новой информации, пока будете отбирать нужный материал.
На втором этапе надо сделать «быстрый проход». Это означает, что вы должны быстро прочесть весь собранный материал. Во время прочтения вы поймете, какие вопросы требуют более детального изучения, а какие вы достаточно хорошо знаете. Это станет подготовкой к следующему этапу – непосредственно изучению материала. На этом этапе надо детально внимательно и не спеша прочесть каждый ответ, стараясь понять написанное. Больше всего времени уделяйте вопросам, ответы на которые вы не знаете или знаете очень плохо. При необходимости прочтите 1 текст 2 раза. После такого прочтения выполните еще один быстрый проход.
В итоге, руководствуясь данной схемой подготовки, вы прочтете каждый ответ по 3-4 раза, чего вполне достаточно для запоминания 80-100% информации. Этот метод позволяет сдавать экзамен по философии в аспирантуру или в процессе очередной сессии на «отлично».
Каждый раздел философии достаточно сложный для запоминания. Но если читать ответы, вдумываясь в текст и стараясь понять материал, запомнит его вам будет намного проще.
Если вам предстоит кандидатский экзамен по этой дисциплине, его рекомендуется сдавать в первую очередь. Если не освоить общие философские категории и понятия, а также общую методологию науки, специалист не сможет:
- верно применять научные методы в повседневной трудовой деятельности;
- дать ответы на сложные вопросы специальных дисциплин.
Поэтому начинать подготовку к кандидатским экзаменам рекомендуется именно с философии. Такая последовательность позволит увеличить вероятность успешной сдачи экзамена по специальной дисциплине.
В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать – это оставить ваш вопрос в форме ниже.
Как сдать экзамен по философии
Я приняла Ислам 3 года назад.Сейчас учусь на 2 курсе юридического факультета, и в летнюю сессию нужно будет сдавать экзамен по философии. Я не знаю, как его сдавать, потому что тамочень много говоритсяо многобожии, большинство тем построены на основании христианских взглядов, пророка Ису называют Богом.
Профессор, который принимает экзамен, – атеист и основывает свои лекции с этой точки зрения и с позиции Христианства. Подскажите, пожалуйста, что мне делать.
Ответ:
С точки зрения религии:
После того как человек искренне произносит шахаду (формула единобожия) и становится мусульманином – его жизнь начинается с чистого листа, все предыдущие грехи смываются.
Сообщается от Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:“Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе!” И он протянул её. А я не протянул, и тогда он спросил: ”Что с тобой, о Амр?” Я ответил, что хотел бы поставить условие. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять спросил: ”Какое условие ты хотел поставить?” Я сказал: ”Чтобы мне простились мои грехи”. Тогда он спросил: ”Разве тебе неизвестно, что Ислам прощает всё, что было прежде?”» (Муслим).
وعن عمرو بن العاص قال أتيت النبي صلى الله عليه وسلم فقلت ابسط يمينك فلأبايعك فبسط يمينه قال فقبضت يدي فقال ما لك يا عمرو قلت أردت أن أشترط قال تشترط ماذا قلت أن يغفر لي قال أما علمت أن الإسلام يهدم ما كان قبله وأن الهجرة تهدم ما كان قبلها وأن الحج يهدم ما كان قبله ” ؟
Хочу искренне и от всей души поздравить Вас с новой жизнью!
Попросите преподавателя подкрепить свои гипотезы аргументами. Поверьте, мягко говоря, это ему будет очень сложно (поскольку современные научные открытия позволяют сделать вывод, что Вселенная была создана, а не появилась сама по себе. К примеру, образование белка– основного строительного материала живых организмов– без посторонней помощи НЕВОЗМОЖНО).
Изучайте исламскую философию, читайте книги Ибн Сины, аль-Фараби, особенно произведения имама аль-Газали! Посмотрите фильмы о крахе теории эволюции и другие. В них достаточно доходчиво объясняются те или иные положения человеческой жизни, раскрываются так называемые «вечные вопросы философии», и всё это не только с религиозной точки зрения, основываясь лишь на вере, но и подкреплено научными открытиями, опытами, посредством современных технических средств.
С точки зрения психологии:
С подобной проблемой сталкивается практически каждый верующий студент, причём не важно, какой религии он придерживается. В данном случае необходимо учесть ряд деталей.
Во-первых, сам преподаватель, скорее всего, получал образование в советской высшей школе, когда религия была под запретом, а единственно правильным направлением научной мысли был признан диалектический материализм. Это могло повлиять не только на его мировоззрение, но и на стиль преподавания собственного предмета, на его педагогические установки.
Во-вторых, сам преподаватель может быть ограничен рамками государственного образовательного стандарта, где в обязательном порядке предписан курс истории философии, а это история, в общем смысле попытка разрешения основного вопроса философии: отношения материи и духа, сознания к бытию и вопрос о познаваемости мира. Тот факт, что этот вопрос до сих пор не решён окончательно, уже говорит о беспредметности философии, об абстрактности этой дисциплины.
По большому счёту, философия (в переводе – любовь к мудрости) – достаточно важный предмет, заставляющий человека думать о мироздании, находить ответы на самые важные вопросы. В принципе, мы не должны ограничивать себя в вопросах о сущности мироздания, для нас (мусульман) есть лишь запрет на размышлениео том, что Он из себя представляет внешне. Этот вопрос опасен тем, что может увести в ересь. Именно его и стараются поднимать многие философы, сбившиеся с правильного хода рассуждений,тем самым пытаясь сбить других.
Если Вам будет задан подобный вопрос на семинаре или экзамене, то вовсе не стоит сразу же вступать в пререкание, постарайтесь найти красивый ответ, такой, который либо обескуражит преподавателя, либо удивит.
К примеру, можно задать встречный вопрос о том, что представляет собой край Вселенной, или пусть он опишет её бескрайность. Самое главное для Вас –не вызывать его на спор, Ваши ответы не должны звучать как вызов.
В-третьих, поменяйте своё личное отношение к этому предмету. Не воспринимайте его как нападки на Ваши религиозные взгляды, смотрите на него как на сборник различных мыслей людей, живших в различные эпохи. В принципе, каждый человек имеет право на собственное мировоззрение, этот вопрос касается только его и Бога.
Если Вы сможете так воспринимать ситуацию, то Вам не составит труда излагать их учения, относясь к ним лишь как к попытке объяснить мир – и всё. Ненужно никаких эмоций, это всего лишь предмет, который Вам необходимо сдать. Но из него Вы можете немало узнать, расширить свой кругозор и подготовить себя для будущих дискуссий с атеистами. Ведь зная то, чем они будут оперировать, Вам будет намного легче строить свои ответы, заранее предвосхищая их вопросы.
У Ницше есть интересная фраза: «Всё, что меня не убивает, то делает меня сильнее», – так вот и здесь тоже самое, данный предмет – своего рода проверка Вас на силу веры, и если Вы сможете достойно пройти этот этап, то Ваша вера станет ещё сильнее, ещё более аргументированной.
В заключение хочу обратить Ваше внимание на следующее: представьте себя выпускницей юридического факультета, постарайтесь увидеть конечную цель, и тогда Вы увидите, что экзамен по философии – всего лишь маленькая ступенька на пути к большой цели. Наоборот, расширяйте свои знания, не надо бояться этого предмета.Чем шире будут Ваши познания в этой области, тем крепче будет Ваша вера – так как она будет не слепой, а основанной на знании. Ведь Ислам не боится науки, потому как знает, что через науку человек обязательно придёт к Богу, таких примеров в истории – масса. Удачи Вам и терпения.
Мухаммад-Амин Магомедрасулов
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Источники:
http://kursach.com/biblio/0006000/800.htm
http://vuzyinfo.ru/ekzameny/kak-sdat-ekzamen-po-filosofii-i-vse-bystro-zapomnit.html
http://islam.ru/content/liniya-doveriya/42172