Как Пугачев относился к народу
Пугачев и народ в «Капитанской дочке»
В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин создал удивительный образ русского народа, одним из ее представителей был Емельян Пугачев, которому слава Гришки Отрепьева не давала покоя.
Правда, если быть последовательными, то разговор о русском народе следует начинать с Савельича. Это на редкость удивительный и целостный образ. Он с раннего детства воспитывал Петрушу Гринева, а когда тот отправился в армию, Гринев-старший послал Савельича с ним. У стремянного не было собственной семьи и детей, и поэтому Савельич был искренне привязан к молодому Гриневу, и даже, как покажут дальнейшие события, готов был пойти за него на виселицу.
В повести есть еще одна крепостная – девка Палаша, помогавшая жене капитана по хозяйству. Девушка энергичная, расторопная. В суматохе, после гибели Мироновых, она несколько раз могла сбежать, и никто бы ее не хватился. Но она осталась около Маши, заботилась о ней, помогала ей во время болезни и заточения, как могла.
С Пугачевым главный герой повести познакомился в пути, во время вьюги. Он отличался острым умом, уверенностью в себе, везде был, как у себя дома. Острый, цепкий взгляд проводника еще в первую встречу поразил Гринева.
Вторая встреча Гринева с Пугачевым состоялась во время захвата крепости. В этом эпизоде Пугачев проявил жестокость в отношении к тем, кто отказывался присягать ему. Но эта жестокость нужна была ему, чтобы запугать остальных. Слава Гришки Отрепьева не давала ему покоя. Он хотел почувствовать себя царем всея Руси. Пугачев был крайне недоверчив. Понимая, что любой из его подчиненных, за исключением двух-трех человек, готов всадить ему нож в спину, все проверяет самолично. Например, когда Маша застонала за перегородкой, он пошел лично убедиться в том, что там действительно лежит девушка, а не прячутся его преследователи.
Гринева поразило то обстоятельство, что «пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!». Яркими представителями народа в этой повести можно назвать и соратников Пугачева. На Гринева глубокое впечатление произвела простонародная песня, которую они пели после застолья. Гринев понимал, что все эти люди, сидящие за столом, обречены на гибель. И при этом они пели о виселице. Пели выразительно, стройными голосами и с унылым выражением лица.
Ближайшими соратниками Пугачева, его «енералами», были беглый капрал Белобородов, второй – Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Между ними было явное соперничество. И по замечанию Хлопуши, Белобородов отличался особой жестокостью.
Пугачев явно симпатизировал Гриневу за его великодушие, порядочность и искренность. Гринев тоже испытывал двойственные чувства к предводителю разбойников, виновного в гибели капитана Миронова, его жены и тех, кто отказался присягать. Но с другой стороны он сочувствовал разбойнику, потому что видел перед собой человека неглупого, способного на великодушные поступки, и в то же время честного. «Пугачев был ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня», — признается Гринев.
В повести Пушкин описывает отдельных представителей народа, не имеющих дворянского происхождения и воспитания. Казалось бы, они не должны обладать ни порядочностью, ни образованностью, ни культурой. Но, тем не менее, мы видим, что они способны на благородство и преданность, порой сильнее некоторых представителей дворянства. Недостаток грамотности у них компенсируется острым умом, жизненным опытом и сметливостью.
Простые люди чувствуют прекрасное не хуже представителей дворянства. Достаточно вспомнить пение разбойников. Да и разбойниками они стали не от хорошей жизни.
Но существует другой народ. Это стихийная масса людей, толпа. Она легко управляема. Какой магнетизм лидеров заставляет управлять толпой, изучается даже в наши дни. Пугачев был лидером толпы. Толпа опасна.
«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».
Надо полагать, что Пушкин, изучив архивные документы пугачевского бунта, и побывав в местах, где все это происходило, понял, как заблуждался, призывая к свержению самодержавия. Это тоже бунт в своем роде. Пушкин отказался от большинства своих юношеских идей. В одной из редакций повести «Капитанская дочка» фраза о русском бунте имеет продолжение:
«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.
Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во пора бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты. . ” И реально, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и отпускает Гринева сообща с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать”.
Сказать от своего имени обо всем, что думал Пушкин о Пугачеве, было по тому времени невозможно. Пушкин не мог поделиться с читателями своими размышлениями о вожде крестьянского восстаний. Нельзя было высказать эти мысли и от имени рассказчика – преданного долгу присяги офицера екатерининского времени. И Пушкин сказал об этом описаниями действий самого Пугачева, богатым своеобразным языком героя и портретными зарисовками Пугачева, особенно последними, так как каждая портретная деталь, сделанная рукой Пушкина, заставляла читателя пристально вглядываться в душевное богатство этой личности.
Во время поездки в Поволжье и Приуралье Пушкин убедился в благоговейном отношении людей из народа к памяти Пугачева . Всюду, где это было возможно, Пушкин писал об этом и в « Капитанской дочке » и в «Истории Пугачева ». Пушкин охотно вносил в свое повествование бытующие в народе воспоминания о Пугачеве – сказки, песни, отдельные исторические моменты, сохранившиеся в различных легендах, живущих в народе. Это заметно и в иносказательной беседе «дорожного» с хозяином умета, в беседах Пугачева с его соратниками, даже и в его общении с Гриневым. В портретных зарисовках Пугачева, рассыпанных по всему художественному произведению, отражены разные впечатления Пушкина о Пугачеве : от талантливости и смелости Пугачева-военачальника, и от широких, идущих от народных чаяний его преобразовательных замыслов, и от сознаваемой им своей обреченности. Незаурядная, самобытная и в то же время пугающая Пушкина натура этого человека нашла свое отражение в целостном портрете Пугачева.
В период создания « Капитанской дочки » у Пушкина сложилось уже иное представление о Пугачеве, чем тогда, когда он работал над «Историей» . Он не смотрел уже на Пугачева как на слепое орудие в руках яицкого казачества, выделявшегося только большими военными познаниями и необыкновенной дерзостью. В « Капитанской дочке » Пугачев – подлинный вождь крестьянского движения, человек, глубоко сознающий свою правоту и свою историческую миссию.
2. Русский пейзаж в стихотворениях поэтов XIX века (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Ф.Ф. Фет, А.Н. Майков).
Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. Для русских природа всегда была свободной, волей, привольем.
Русские поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.
Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.
Под впечатлением удачных произведений поэтов, в которых так полно высказалась их душа, начинается понимать, что это удачные стихи, вот она настоящая поэзия. Видно, что поэты открыто подчеркивают свое влечение в “беспредельное”, они с большей художественной силой говорят о любви к “ежедневным картинам” родной страны, о чумацких ночлегах, волнующихся нивах, чем об “иной красоте”, которую они ощущает за всем этим. Особенно привлекает их только что оживающая и расцветающая природа. Они «экспериментируют» над природой, преобразуют ее, сравнивают с человеком. Некоторые из поэтов даже говорят, что природа им роднее близких людей, роднее семьи.
Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирике, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года – с зимой, с весной, с летом, с осенью.
Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы – одно из величайших достижений поэтов 19 века.
3. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Объясните, как вы понимаете сравнение «. В тюрьме воспитанный цветок» и в чем смысл этого сравнения?
События, о которых рассказывается в стихотворении, происходят во время Кавказской войны. Мцыри родился в горном ауле; будучи ещё совсем маленьким ребёнком, попал в плен к русскому генералу. Вероятно, генерал надеялся устроить жизнь мальчика, зная природное мужество горцев. Но ребёнок тяжело заболел, отказывался от пищи, не желая принимать её от врагов, и был отдан генералом в один из горных монастырей Грузии. Монахи вылечили малыша, и он остался жить среди них, со временем превратившись в задумчивого молчаливого юношу. Накануне принятия монашеского обета в сильную грозу он бежал из монастыря, с особенной остротой ощутив ненормальность своего затворнического положения. Сильное потрясение от столь решительного шага и новых, неизведанных впечатлений частично пробудило его детскую память. Он захотел добраться до родных мест, которые находились далеко в горах.
Мцыри проявил страстную решимость. Монастырский уклад не воспитал в нём смирения. Он чуял в себе огромные силы и не верил в помощь людей, потому что люди увезли его из родного аула, а другие воспитывали по своей мерке, ограничивая проявления его могучего духа. Он не видел добра от посторонних людей, поэтому и не желал «помощи людской», надеясь только на свои силы.
Сравнение «в тюрьме воспитанный цветок» означает восприятие юношей своей прошлой жизни в монастыре. Конечно, он не был в тюрьме в буквальном смысле этого слова, да и монастырь, скорее всего, не отличался особой строгостью, но там за него принимались решения, там негде было проявить себя сильному энергичному духу. Монастырь, таким образом, действительно был тюрьмой для его молодых сил и жажды жизни.
Мцыри печалит, что умирать ему приходится вдалеке от родной земли, и надеется лишь на то, что, умирая, он получит возможность ещё раз поглядеть на снежные пики Кавказа. Он просит похоронить его на этом месте, тогда его душа успокоится и уйдёт на небо, никого не проклиная.
Сравнивая жизнь в монастыре и на воле, Мцыри хочет объяснить огромную разницу между полноценной жизнью с ее опасностями и превратностями, и заранее заданным, закрытым от внешних воздействий существованием в монастыре. Он называет монастырь тюрьмой, потому что удалиться от мира можно только тогда, когда исчерпал его для себя, — для Мцыри же мир неведом и кажется безграничным.
Урок «Пугачёв и народ в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Разбор VI – VII глав»
Савинова Лена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
автономное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №5 с углублённым изучением предметов
гуманитарного цикла г. Оренбурга»
Название предмета: литература.
УМК: Литература. 8 кл. Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт-сост. В.Я. Коровина и др. 2007г.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Пугачёв и народ в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Разбор VI – VII глав.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч.
Место урока в системе уроков по теме: первый урок.
Цель урока: проанализировать образы Пугачёва и народа во время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва.
Обучающие: помочь учащимся понять образы Пугачёва и народа в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в конкретный исторический период.
Развивающие: развивать у учащихся память, речь, умение выразительно читать, проанализировать прочитанное, сделать вывод.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, интерес к истории своей страны, патриотизм, смелость, доблесть, чувство долга и др.
Предметные: знание содержания повести «Капитанская дочка» (VI-VII главы); разбор VI – VII глав; уяснение образов Пугачёва и народа в повести.
Метапредметные: умение анализировать текст с различных точек зрения; умение определять основной смысл; умение сформулировать проблему; умение аргументировать прочитанное, выстраивая речевые высказывания; умение задавать вопросы.
Личностные: умение работать в коллективе: слушать и слышать своего одноклассника; умение формулировать свою позицию, уважая мнения других людей.
Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом, речевой ситуацией, жанрами, языковыми и грамматическими нормами.
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность; умение прогнозировать результат; умение самостоятельно анализировать и оценивать свой ответ.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): «Литература. 8 класс», портрет А. С. Пушкина, Екатерины II,Пугачёва, презентация, энциклопедия, иллюстрации к повести «Капитанская дочка», рисунки обучающихся, словарь литературоведческих терминов, энциклопедия.
Содержание урока: историзм художественной литературы.
Организационный момент. Психологическая установка.
– Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
– Доброе утро солнцу и птицам!
– Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
– Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сопровождало вас в течение всего урока!
– Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Раскройте их смысл.
В «Капитанской дочке больше истории нежели
В истории «Пугачёвского бунта».
Не приведи Бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный!
Вот мой Пугач: при первом взгляде
Он виден – плут, казак прямой!
В передовом твоём отряде
Урядник был бы он лихой.
– Какова будет тема и цель урока?
Самостоятельное формулирование обучающимися темы и цели урока.
– В чём заключается историзм в произведении А.С. Пушкина?
– Пугачёв – это злодей или народный заступник? Каким он представлен в истории и повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
– Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить, что входит в понятие историзм произведения, исследовать историческую эпоху, описанную в повести, проанализировать VI и VII главы повести.
Проверка домашнего задания.
Сообщения учащихся о понятии историзм художественной литературы.
Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее одно из важных свойств художественной литературы — ее способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи. (Энциклопедия)
Сообщения учащихся из истории о крестьянской войне и Емельяне Пугачёве.
– Крестьянская война (1773-1774) под предводительством Емельяна Пугачёва – это одна из самых больших гражданских войн. Поднялись тысячи людей, замученных своей бесправной жизнью. (Указы Екатерины II: 1765 год – «Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу». 1767 год – «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»). «В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв – содрали бы всe десять», – отмечал историк М. Я Эйдельман.
Возглавил войско безграмотный казак Емельян Пугачёв, самозванец, который объявил себя Петром III и предложил построить казацко-мужицкое государство. Пугачёв был находчивым и смелым человеком. До восстания он сражался в Семилетней войне (1756-1763) и русско-турецкой войне (1768-1774). Был отмечен за свою проворность и храбрость. Народ его считал заступником и в песнях называли «красным солнышком», «батюшкой».
Восставшим удалось захватить несколько крепостей и заводов, а близ Москвы крестьянское войско было разбито. В сентябре 1774 года Пугачёва сдали приближённые в обмен на помилование. В клетке и в цепях его привезли в столицу. Судом был приговорён Пугачев-злодей к смертной казни: «Емельку четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь». Емельян был казнён, та же участь постигла и его соратников. 10 января 1775г он был казнён в Москве на Болотной площади. «Мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы». (А. С. Пушкин)
Современники относились к Пугачёву неоднозначно: одни считали его злодеем, извергом (н-р: художник С. В. Иванов «Суд Пугачева»), а другие (н-р: художник А. А. Пластов «Суд Пугачева»)– узрели в нём умного и доброго человека, народного заступника.
Анализ VI и VII главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Чтение отрывков из текста. Чтение по ролям.
«Капитанская дочка» – историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, в которой описаны судьбы людей во время Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Пугачёва.
– Чем заинтересовала Пушкина это историческое событие?
– Что помогло ему написать достоверно повесть о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва?
С 1833 году А.С. Пушкин начал заниматься архивными документами о восстании Пугачёва, побывал в местах восставших: Твери, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске, Оренбурге и Уральске, пообщался с современниками. «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою… Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения. (Фрагмент из письма Пушкина жене).
Пушкин описывает события в своей повести глазами Пети Гринёва для большей достоверности.
На уроке мы должны проанализировать историческую эпоху, чтобы лучше понять поведение Петра и защитников Белогорской крепости, а также понять образ Пугачёва.
– Что мы узнали о Пугачёве на предыдущих уроках? Охарактеризуйте его.
Краткий пересказ VI главы «Пугачёвщина».
– Какое историческое событие легло в основу повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
– Объясните смысл эпиграфа к главе VI?
-Для чего автор вводит в начале повести описание губернии?
– Что мы узнали о Крестьянской войне?
– Каковы причины народного восстания?
– Что мы узнали о Пугачёве?
– Какие события говорят о том, что Пугачёв уже близко подошёл к крепости?
– Что беспокоит Петрушу? Как это характеризует его?
– Как ведёт себя комендант? Его распоряжения?
– Почему Василиса Егоровна решает в трудную минуту быть рядом с мужем?
– Для чего автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем? Каково отношение рассказчика к этому персонажу?
Краткий пересказ VII главы «Приступ».
– Кому из героев принадлежит эпиграф? Как вы его понимаете?
-Что мы узнали о восставших и их предводителе?
– Что помогло мятежникам быстро захватить Белогорскую крепость?
– О чём думает Пётр Гринёв? Как это характеризует его?
– Что вы можете сказать о сценах гибели капитана Миронова, Ивана Игнатьевича, Василисы Егоровны?
– Каким предстаёт в этих сценах Пугачёв?
– Как поступил Швабрин при захвате крепости? Охарактеризуйте его.
– Готов ли Петя Гринёв принять смерть достойно?
-Что помогло Петру сохранить жизнь?
-Как этот эпизод характеризует Пугачёва?
-Как ведёт себя народ? Поддерживает ли он Пугачёва?
Вывод. В VI и VII главах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывается о захвате повстанцами под предводительством Е. Пугачёва Белогорской крепости, о героизме защитников крепости, о предательстве Швабрина. Главные герои столкнулись с нравственным выбором: умереть с честью или купить жизнь изменой. Для коменданта, его жены, Ивана Игнатьевича и Пети Гринёва честь и долг дороже жизни. Швабрин же избрал постыдный путь: он предал своих товарищей, изменил воинской клятве.
Образ Емельяна Пугачёва противоречивый. Пугачёв – предводитель крестьянского восстания. В повести он представлен не злодеем, а живым человеком, которому присущи и жестокость (казнь людей), и справедливость, благородство (сохранение жизни Пете Гринёву). Он казнил тех людей, которые не присягнули ему и обозвали его вором, разбойником и самозванцем. В то же время проявил милость и благородство по отношению к Пете Гринёву, помня его доброту. Кроме того, несмотря на то, что Пугачёв был безграмотным, он представлен человеком незаурядным, умным, талантливым военачальником, поэтому народ верил ему и следовал за ним, считая его народным заступником. «Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника». (М.Цветаева)
Изображая народ, Пушкин показал и лучшие его стороны, и худшие. Русский народ добрый, честный, способный на подвиги. Но тяжёлая и бесправная жизнь подталкивает его на жестокость. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (А.С. Пушкин)
Творческое задание. Работа в группах.
Составление синквейна «Пугачёв».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они поднимают карточку в соответствии с настроением в начале и в конце урока.
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание: 1 уровень. Подготовить пересказ глав с VII-XII.
2 уровень. Подготовить пересказ глав с VII-XII. Составить цитатный план.
3 уровень. Подготовить пересказ глав с VII-XII. Написать сочинение-миниатюру «Образ Пугачёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Пугачёв и народ в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
PPTX / 1.95 Мб
Источники:
http://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/pugachev-i-narod.html
http://cyberpedia.su/17x1b2c4.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pugachyov_i_narod_v_povesti_as_pushkina_kapitanska_213802.html