Как пишут сценарий для фильмов
Примеры сценариев к фильмам (на русском)
Сценарии и переводы сценариев к известным фильмам. Обратите внимание, что большинство сценариев не отформатированы. Пример близкого к правильно отформатированному сценарию – Дикие штучки / Wild Things (1997). (Как форматировать сценарий). Примеры сценариев с правильным форматом («американка») лучше искать среди англоязычных (например, здесь).
Зарубежные фильмы:
- Бешеные псы / Reservoir Dogs (1991)
- В.Р. Мистерия организма / W.R. – Misterije organizma (1971)
- Ведьма Из Блэр: Курсовая С Того Света / The Blair Witch Project (1999)
- Декалог / Dekalog (1989)
- Звездный десант / Starship Troopers (1997)
- Крик / Scream (1995)
- Очень страшное кино / Scary Movie (2000)
- От заката до рассвета / From Dusk Till Dawn (1995)
- 8 миллиметров / 8MM (1999)
- Эд Вуд / Ed Wood (1994)
- Дикие штучки / Wild Things (1997)
- Чужой против Хищника / AVP : Alien vs. Predator (2004)
- Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting (1997)
- Теорема / Teorema (1968)
- Андалузский пес / Un chien andalou (1929)
- День сурка / Groundhog Day (1993)
- Эд Вуд / Ed Wood (1994)
- Мюнхен / Munich (2005)
- Сириана / Syriana (2005)
- Криминальное чтиво / Pulp Fiction (1994)
- Матрица: Революция / The Matrix Revolutions (2003)
- Матрица: Перезагрузка / The Matrix Reloaded (2003)
- Достать коротышку / Get Shorty (1995)
- Джеки Браун / Jacky Brown (1997)
- Четыре комнаты / Four Rooms (1995)
- Аватар / Avatar (1995) (первоначальный)
Советские фильмы:
Российские фильмы:
Если у вас есть сценарии к другим известным фильмам, напишите нам, мы добавим их в список.
Есть ли у кого- нибудь сценарий русского фильма вышедшего в последние шесть лет?
Подстрочный перевод.
Меню по сценам.
Словарь терминов.
Перевод выделенного текста(Google).
Даже с минимальным английским можно бегло читать и изучать сценарии.
Добрый день, Денис.
Скажите пожалуйста у вас есть какой- нибудь сценарий нашего фильма вышедшего в последние года два- три?
нет, я ведь интересуюсь голливудскими
А к Голливудским фильмам вышедшим в последнее время у вас есть?
Здравствуйте. Хотелось бы увидеть воочию пару-другую сценариев для клипов (групп любого стиля). В общих чертах имею представление, как они пишутся, но лучше бы наглядно всё увидеть. К сценариям музыкальных клипов (на Западе) применяются такие же строгие критерии оформления и прочего, как к фильмам, или есть какие-то отличия, другие требования и т.д.? Заранее спасибо за ответы.
А как прочесть?? Открываю страницу со сценарием Матрицы – крокозябры, сохраняю в txt – то же самое!
Пишем сценарий для собственного фильма (Часть 1)
Месяц назад мы научились с вами тестировать идею для своего будущего фильма.
Сегодня мы поговорим о следующем этапе, который естественно вытекает из предыдущего — написание сценария к фильму.
Не будем медлить, поехали!
Разве нельзя обойтись без сценария?
Цель этой статьи не научить вас, как правильно писать сценарий, а рассказать, для чего он нужен и как устроен. Конечно же, в итоге это позволит вам получить хорошую историю для фильма.
Сценарий – это описание всех сцен и диалогов в вашем фильме.
Есть мнение, что если ты решил серьёзно чем-то заниматься, учись делать это правильно с самого начала. Иначе, сложно будет затем переучиваться. Я не всегда придерживаюсь такой позиции, т.к. это справедливо не для всех видов деятельности.
На мой взгляд, это подходит к простым вещам. А вот когда речь идёт о более сложном, я использую свой подход к обучению.
Он похож на «метод тыка», но более осознанный, который я назвал методом «не умничай, а делай».
Сценарное мастерство – это целое искусство, которому посвящены тонны книг, и я не ставил целью этого раздела научить вас всем техническим аспектам данного ремесла. Во-первых, я пока этим не заинтересован; во-вторых, у меня иной взгляд на такие вещи.
Новичок должен снять свой первый фильм! Всё. Это то, что ему следует держать в уме постоянно. Результат должен быть важнее качества. И не нужно наивно называть это халтурой.
Вначале важно концентрироваться на первостепенных задачах, невыполнение которых отрицательно скажется на успехе всего фильма.
Поэтому, не старайтесь делать всё как надо и всё по инструкции. Главное, соблюдать структуру.
Любой фильм – это история о чём-либо. Значит, для того чтобы написать сценарий, по которому вы будете снимать фильм, нужно сперва придумать историю. Далее вы узнаете, как легко это сделать.
Логлайн
Теперь, когда вы знаете, что сценарий – это важно, можно приступать к его созданию. Первое, что у вас должно быть – это логлайн.
Логлайн – это краткое описание сюжета вашего фильма в виде 1-2 предложений с обязательной интригой. Практически, это то же самое, что и идея фильма, о которой мы говорили в прошлых статьях, но ключевым моментом здесь является интрига.
У вас уже должна быть записанная идея.
К примеру, идея нашего фильма звучит так: «Этот фильм о русском парне, который поставил перед собой цель получить Оскар». Если прочитать идею ещё раз, видно, что особой интриги здесь нет, и нет ничего такого, чтобы зацепило зрителя.
Вот как бы он на это отреагировал:
Эту важную роль, как раз и выполняет логлайн. Когда вы покупаете фильм на DVD и читаете на обороте описание к нему, вы читаете не что иное, как логлайн. В одном случае это 1-2 предложения, в других – целый абзац, с перечнем известных актёров.
Сразу давайте определимся, для чего он нужен. Когда у вас есть идея, вы имеете только общую картину будущего фильма, причём весьма расплывчатую и непонятную. Вы даже не знаете, как начнётся фильм, что будет в его середине и чем закончится.
Ведь парень, мечтающий об Оскаре может его вовсе и не получить, но тем не менее может стать счастливее от того, что попытался. Получается, что смотря на идею, наши глаза разбегаются во множестве вариантов развития сюжета. Это, конечно, хорошо, но так можно потратить уйму времени на поиск нужного направления.
Логлайн же станет отправной точкой, от которой мы возьмём верное направление и начнём двигаться. Теперь, когда вы смотрите на вашу идею и чувствуете интригу и интерес сюжета, вам будет гораздо проще развить его при написании сценария.
Итак, что же нам нужно изменить в идее фильма, чтобы превратить её в логлайн? Добавить интрижку!
Важно!
Максимум, что должен вызвать логлайн – это безумный интерес. Он не должен раскрывать всех карт фильма и будущий зритель, прочтя логлайн, должен обязательно сказать: «Ммм…пойду-ка посмотрю этот фильм».
Внимательно прочитайте вашу идею и подумайте, что можно убрать, добавить или изменить, чтобы появилась интрига.
После размышлений, я решил, что неплохо будет написать так: «Удивительная история русского парня, который нашёл мега оригинальный способ получить Оскар».
Теперь чувствуете разницу? После прочтения такого описания к фильму, у любого любопытного зрителя возникнет вопрос: «Хмм, что же за способ такой?». Логлайн также может претерпевать изменения в процессе написания сценария, главное, сохранять его суть.
Посмотрите теперь на вашего потенциального зрителя:
Ещё немаловажная деталь, которую не следует упускать в логлайне – это конфликт. Как правило, в фильмах присутствует герой, его враг, проблемы и, в конце концов, итог всей этой истории. Поэтому немного подправим наш логлайн:
«Мечтающий получить Оскар выпускник частного театрального ВУЗа всерьёз намерен добиться успеха на Западе. Амбициозный парень даже не подозревает, во что ввязался. Он слишком поздно узнает, что его преподаватели и коллеги по ВУЗу – настоящие мошенники».
Как проверить логлайн? Вот так:
1) Главный герой – выпускник частного театрального ВУЗа
2) Враг героя – коллеги и преподаватели из ВУЗа
3) Проблема – у парня будут серьёзные проблемы, т.к. его диплом – фальшивка
4) Цель – добиться успеха в Голливудском кино и получить Оскар
Как видно, на все вопросы есть ответы, значит, логлайн составлен неплохо. Единственное, что ещё можно доработать, так это его длину. Старайтесь делать логлайн лаконичным! Одно предложение – это идеал. Главное, чтобы в нём прослеживалась вышеописанная структура. Мой логлайн не идеален, но в качестве примера самое то.
Пусть даже ваш сюжет покажется стандартным, главное, чтобы у вас был неожиданный взгляд на него.
Теперь расскажите ваш логлайн друзьям и знакомым. Можно сделать опрос. Если подавляющему большинству понравится, можно идти дальше. Всё-таки фильм снимаем для зрителей.
Синопсис (история)
Учитесь мыслить упрощённо. Если речь идёт о вашем первом фильме, то вероятнее всего он будет малобюджетным. Даже если у вас целый мешок баксов, почти со 100% вероятностью вы их грамотно не освоите, если не имеете за плечами ни одного фильма, даже самого простого. Поэтому очень важно при сочинительстве не насочинять лишнего.
Прежде чем вы будете знать, как прописывать диалоги и сцены, вам нужно иметь историю. На самом деле это не сложно, если вы, как мы договорились, на первых порах будете мыслить упрощённо.
Если вы уже сформулировали идею своего фильма и придумали логлайн, то есть смысл подумать над историей. Это одно и то же, если взять логлайн и подробно изложить его на несколько страниц.
Так как мы люди творческие и увлечённые кино, будем все вещи называть своими именами. Поэтому разберём такое понятие как синопсис.
Синопсис – это краткий пересказ вашего фильма. Прочтя его, уже можно точно знать из каких эпизодов состоит фильм, в чём проблема главного героя и как он будет её решать. Для короткометражки двух страниц хватит. Можно больше, кому как нравится.
То есть здесь, в отличие от логлайна, нужно как можно подробней описать сюжет фильма, раскрыв все секреты. Понятно, что синопсис пишут не для зрителя. Он упростит написание сценария в дальнейшем.
Важно!
Не старайтесь написать историю от начала и до конца. Во-первых, так вы исчерпаете все идеи; во-вторых, история будет неинтересной, т.к. нельзя предугадать сразу все возможные события. Не ставьте себе рамок и позвольте сюжету развиваться.
Возьмите простую схему: начало – середина – конец. В начале покажите зрителю действующих лиц; в середине – поставьте перед главными героями задачи с препятствиями; в конце – развязка, т.е. достижение цели или полный провал 🙂
Когда у вас будет 3 части, пусть даже не совсем связанные между собой, можно продолжать их немного усложнять, делая между ними переходы.
Что конкретно писать в синопсисе? С чего начать?
Прочтите ваш логлайн несколько раз. Пусть у вас сложится общее впечатление о будущем фильме. Вы сразу почувствуете, какому жанру он больше всего соответствует. Свой логлайн, к примеру, я вижу для комедии. В принципе я изначально так и планировал, когда думал над общей идеей фильма.
Так вот, на этом этапе мне очень хорошо помогает музыка. Я включаю позитивные треки, читаю логлайн и хожу по комнате взад-вперёд. Именно в этот момент ко мне приходит большое количество идей и находок, которые я сразу фиксирую в Word’е. Очень рекомендую этот способ! Попробуйте, не пожалеете!
Особых рекомендаций пока давать не буду, т.к. это творческий процесс, подход к которому у каждого свой. Просто напишите несколько вводных абзацев о главном герое, представьте его зрителю. Затем пару страниц о его планах на будущее. Поставьте перед героем серьёзную проблему. Сделайте его настойчивым и упёртым, чтобы несмотря ни на что, он не отступил от своей цели.
Если вы думаете, что герой в одиночку не справится, придумайте ему друга или напарника, а лучше подружку, которая сыграет одну из ключевых ролей в фильме. Подробней расскажите о противостоянии героя и его врагов, покажите настоящую схватку. Сделайте героя победителем или проигравшим, описав подробней причину такой концовки.
Торопиться не надо, найдите побольше подходящей музыки и вперёд.
На этом я завершаю первую часть данной темы. В следующий раз, во второй части, мы изучим остальные важные понятия, которые сделают ваш сценарий особенным:
1) Название сценария
2) Поэпизодный план
3) Персонажи
4) Структура сценария
5) Пишем сценарий!
Как написать сценарий: 10 основных шагов
Инструкция для тех, кто не знает, как развить сценарную идею в полноценный текст, который можно воплотить на экране
- 1 марта 2019
- 73109
- Роман Сорокин
Популярное
Что не так с фильмом «1917»: лишние телодвижения, отсутствие логики, невнятный сценарий и непонятная «оскаровская» перспектива
Взрывы, кинотрупы и единый план: как снимали «1917»
«Мандалорец»: новые технологии в Галактике
Как создать нелинейную историю
Художник-фоновщик в анимации: Анна Атаманова
В сценарии, в отличие от других художественных произведений, действие максимально концентрированное. В нем нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей. Все это сценарист должен выразить через действия и диалоги, а над красивой «картинкой» будет работать режиссер.
В общих чертах все сценарии одинаковы — будь то полнометражная драма, короткий метр, мультфильм или рекламный ролик. Они строятся по стандартной пятичастной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, но отличаются в деталях. Если вы планируете извлечь из своей идеи какую-то прибыль, нужно уже на старте обозначить цель, определить тему, жанр и формат кинопроизведения.
С чего начать писать сценарий
Фото: freepik.com
Создание сценария — творческая работа, но киноиндустрия требует формализованного подхода. Продюсерам и режиссерам некогда читать огромные фолианты, поэтому они разработали общепринятую систему «творческой документации», которая позволяет на начальном этапе понять — стоит ли браться за проект. Основные рекомендации по этому поводу содержатся в документах Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America), которая задает «моду» по всему миру.
Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев, за исключением, пожалуй, сериалов, которые требуют особого подхода.
1Идея. Вы должны четко понимать, о чем пишете. Фантазия автора не ограничена, но произведению нужен примерный формат — полнометражное кино, мультфильм или что-то другое.
Фото: freepik.com
Кроме того, надо знать конъюнктуру рынка и востребованные форматы различных киностудий и телеканалов, чтобы сразу представлять, кому можно будет продать свою идею.
4Пора задаться вопросом «Как правильно написать сценарий»? Какой будет завязка, кульминация и развязка сюжета, кто станет главным героем, а кто — второстепенным, что будет основной линией фильма, а какие сцены могут раскрасить «второй слой» истории?
Фото: freepik.com
Это будет структурой вашего сценария — его скелетом и планом работы. Отдельный документ, также предваряющий написание сценария — это характеристика персонажей. Она описывает внешний вид, характер и историю главного героя, а также остальных действующих лиц.
6Чтобы более полно презентовать вашу идею, может потребоваться тритмент. По сути, это расширенный синопсис на 10 страницах, последовательно излагающий сюжет без длинных диалогов. Он помогает продюсеру лучше понять, что зритель в итоге увидит на экране.
Фото: rawpixel.com
В России вместо тритмента распространена сценарная заявка. В ней отражаются ключевые элементы проекта: название, логлайн, целевая аудитория и в произвольной форме излагается основная идея сценария.
7Синопсис пришелся по душе продюсеру, инвесторы впечатлились тритментом, в вашем портфеле лежит контракт о намерениях (а еще лучше — объемный задаток в иностранной валюте). Теперь пришла пора первого драфта.
Фото: rawpixel.com
Не ограничивайте свою фантазию, не следите за объемом и качеством текста. Первый вариант сценария вы пишете исключительно для себя, чтобы перенести на бумагу всю историю от начала и до конца в некотором подобии логического порядка. На этом этапе в сценарий включаются все сцены будущего фильма со всеми диалогами, действиями героев и описанием декораций.
8Пора перенести весь получившийся поток сознания в строгие рамки, собственно, сценария. Сперва нужно определиться с форматом записи.
В русской традиции сценарий выглядит как насыщенная проза с редкими пометками сценариста относительно времени и места действия, декораций и действующих героев. Такой сценарий удобно читать, но снимать кино по нему сегодня мало кто будет.
Фото: rawpixel.com
В мире принят более стандартизированный и краткий «американский» формат. Он похож на предельно урезанную пьесу, и каждая его сцена пишется по строгим правилам. Помимо двух «классических форм» есть также и специфические формы сценарной записи для рекламных роликов, музыкальных клипов и «немых» фильмов. Всегда лучше уточнить у заказчика, какие именно технические требования он предъявляет к сценарию, чтобы не переделывать работу дважды.
9А вот далее начинаются следующие редакторские версии, которых может быть несколько десятков. Во второй редакции нужно определиться, насколько хорошо отражена задуманная вами структура фильма — все ли повороты сюжета учтены, что можно выкинуть без потери смысла. На третьем заходе уделите внимание своим персонажам — может быть, кто-то «выбился из характера», его нужно заменить или вовсе отправить в копилку для следующего проекта.
Фото: rawpixel.com
В четвертой редакции нужно подвергнуть строгой ревизии диалоги. Проговорите их вслух — похоже ли это на естественную человеческую речь? Наконец, в финале пройдитесь по всем стилистическим, грамматическим и орфографическим ошибкам, чтобы текст было не стыдно показать заказчику.
Сценарий к фильму: образец
Вот так, к примеру, выглядит образец сценария документального фильма, снятого в 2018 году. Он написан в «американском» формате, который оформляется по строгому стандарту.
Во-первых, сценарий пишется только шрифтом Courier New и 12-м кеглем — это позволяет уложить каждую страницу примерно в одну минуту экранного времени. Во-вторых, каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия в соответствии с общепринятыми сокращениями. А уже после этого идет описание действия в максимально сжатом формате и диалоги персонажей.
Фото: rawpixel.com
При этом требования разных киностудий могут слегка отличаться, поэтому всегда лучше заранее получить образец приемлемого формата, чтобы в работе ориентироваться на него.
СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА — ВЕЧЕР
Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение — ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи
А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина
СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ — ДЕНЬ
Ведущий спускается с насыпи к реке Амур
С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания
СЦЕНА 39. АНИМАЦИЯ. КАРТА
Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения
Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье.
Источники:
http://snimifilm.com/post/primery-stsenariev-k-filmam-na-russkom
http://moviesecrets.ru/snimaem-film/pishem-stsenariy-dlya-sobstvennogo-filma-chast-1.html
http://tvkinoradio.ru/article/article15143-kak-napisat-scenarij-10-osnovnih-shagov