2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как осуществляется воспитание

Воспитание

Понятие о воспитании

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Влияние воспитания на развитие личности

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Зависимости воспитания от степени развития

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Читать еще:  Что сделал Николай 2 для России

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Процесс воспитания — это что такое? Основы и методы процесса

Процесс воспитания — это сложный и продолжительный этап, направленный на формирование гармоничной личности. Для начала выясним, что собой представляет термин «педагогика».

Происхождение термина

Греки назвали «педагогом» раба, который водил на занятия ребенка. Далее этим термином именовали воспитателей, учителей, преподавателей, а также специалистов в сфере педагогики. В буквальном переводе слово означает «детовождение». Процесс воспитания — это развитие определенных качеств у подрастающего поколения. Постепенно в это определение вносились некоторые корректировки, дополнения, но его основной смысл при этом не изменился.

На протяжении многих веков процесс обучения, воспитания и развития личности не предполагал специального рассмотрения, считался естественным для существования человечества.

На раннем этапе появления общества возникла необходимость передавать определенный опыт из поколения в поколение. Например, старшие члены семьи передавали молодому поколению свой опыт по собирательству, изготовлению различных орудий труда, организации домашнего хозяйства.

По мере роста человека как личности происходило усложнение его жизненного опыта, модернизировались методы процесса воспитания. Благодаря польскому педагогу Яну Амосу Каменскому появилась дидактика, являющаяся отдельной отраслью общей педагогики.

История педагогики

Процесс воспитания и образования имеет глубокие исторические корни. Для любого поколения актуальны три основные задачи:

  • освоить опыт своих предков;
  • приумножить приобретенные знания;
  • передать информацию потомкам.

Только в этом случае возможен общественный прогресс. Педагогика — это наука, которая изучает основные закономерности передачи информации старшим поколением, усвоение ее подрастающей сменой. Воспитание в процессе обучения направлено на приобретение социального опыта, который потребуется ребенку для трудовой деятельности и нормальной жизни.

Постепенно педагогическая деятельность начала выделяться в отдельную сферу деятельности. Сначала ею увлеклись философы Древней Греции. Именно в этот исторический период появился термин «школа», который означал досуг. «Гимназиями» стали называть общественные школы физического развития.

В 17 веке воспитание в процессе обучения выделяется в отдельную науку. В этот период активно разрабатываются идеи и принципы воспитания и в русской педагогике. Например, Михаилом Васильевичем Ломоносовым было создано несколько учебных книг по грамматике и риторике.

Категории педагогики

В восемнадцатом веке педагогическая наука стала самостоятельной отраслью, имеющей собственный предмет исследования. В современном обществе процесс воспитания — это мероприятия, направленные на формирование и развитие личности в условиях ее образования, воспитания, обучения. Как правильно организовать этот важный и ответственный процесс? Для этого нужны разнообразные методы процесса воспитания.

Среди основных категорий педагогики отмечают образование, воспитание, обучение, развитие.

Процесс воспитания — это развитие личности под воздействием внутренних и внешних факторов. Развитие происходит под воздействием природных и социальных факторов.

Особенности воспитания

Процесс воспитания личности является одним из важнейших в педагогике. В широком смысле воспитание предполагает целенаправленный процесс формирования духовных и физических сил личности, интеллекта. Это полноценная подготовка к жизни, активной трудовой деятельности.

В узком понимании воспитание является процессом формирования в подрастающем поколении бережного отношения к окружающей природе, другим людям. Это целенаправленный процесс, в ходе которого происходит приобретение личностью тех свойств и качеств, которые соответствуют интересам определенного общества.

Развитие полноценного человека осуществляется только путем воспитания, сопровождающимся передачей своего опыта, трансляцией наследия предков.

Основа воспитания и обучения

Каковы основные компоненты обучения и воспитания? Процесс воспитания человека основывается на навыках, умениях, знаниях. Именно они являются способом отражения действительности с помощью понятий, фактов, законов, представлений.

Умения предполагают готовность личности к самостоятельному и сознательному выполнению теоретических и практических действий на базе социального опыта, знаний, полученных навыков.

Воспитание в процессе деятельности предполагает использование системы специальных методов. Его результатом выступают умения, навыки, знания, способы мышления, которыми в итоге овладевает обучаемый.

Основные педагогические категории

Основы процесса воспитания, образования, развития — это основные педагогические категории. Образование является процессом саморазвития личности, связанным с овладением ею измерений, знаний, творческих навыков. Образование можно рассматривать как социальную наследственность, передачу последующим поколениям своего опыта. Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении связана с созданием благоприятных условий, направленных на учебную, а также внеурочную деятельность.

Читать еще:  Почему викинги не заселили винланд

Педагогический процесс представляет собой объединение воспитания и обучения, благодаря чему обеспечивается культурная преемственность поколений, готовность человека выполнять профессиональные и социальные роли.

Индивид в образовании осваивает сумму культурных и нравственных ценностей, которые соответствуют ожиданиям и интересам общества. Образование в полном соответствии со способностями и интересами личности является фундаментальным правом любого человека.

Государство всегда поддерживает воспитание. В процессе развития можно влиять на подрастающее поколение, формировать гармонически развитые личности, которые способны приносить пользу своей стране.

Культурная преемственность состоит в том, что не происходит стихийного формирования социальных ценностей личности. Процесс предполагает целенаправленное развитие и воспитание подрастающего поколения.

В качестве педагогического термина «образование» было введено в конце восемнадцатого века Иоганном Генрихом Песталоцци.

Долгое время этот процесс рассматривали как сумму умений, знаний, навыков, которые нужны для осуществления практической деятельности. В настоящее время особое внимание уделяется социализации как качественному и количественному изменению системы ценностей, установок, убеждений, моральных качеств, которые потребуются подрастающему поколению для успешной адаптации в социальной среде.

Современное воспитание

В наши дни педагогическую науку рассматривают как определенную систему, состоящую из отдельных элементов: процесса, результата. Классическая дидактика наделяет воспитание четырьмя аспектами: системностью, совокупностью, ценностью, результативностью.

Ценностная характеристика содержит три блока: воспитание как государственная, личностная, общественная ценность. Если образование подразумевает грамотность, профессиональную компетентность, менталитет, то воспитание характеризуется определенными моральными качествами.

Понятие о методах воспитания

Трудный и динамический педагогический процесс заставляет учителя решать массу классических и необычных воспитательных задач, связанных с гармоничным развитием личности. Они имеют несколько неизвестных, поэтому для успешного разрешения проблем педагог должен владеть воспитательными методиками.

Они состоят из разнообразных приемов, взаимосвязанных друг с другом. Например, для формирования взглядов, убеждений используют классическую беседу.

Приемы воспитания

В отечественной педагогике они являются конкретными операциями взаимодействия воспитуемого и воспитателя, зависят от цели их использования. Средства выступают предметами духовной и материальной культуры, применяемыми при разрешении педагогических проблем.

Методы воспитания представляют собой определенные пути воздействия на поведение, чувства, сознание детей в процессе подготовки их к социализации.

Для формирования у детей понятий, суждений, убеждений педагог проводит беседы, лекции, дискуссии, диспуты.

Опыт поведения формируется во время ролевых игр, а также при выполнении отдельных поручений, данных ребенку педагогом.

Для самооценки, стимулирования самостоятельной деятельности, педагог активно применяет наказание и поощрение, соревнования и конкурсы.

Духовная деятельность, направленная на осмысление бытия, создание нравственной позиции субъекта, становление его мировоззрения, осуществляется в тесной взаимосвязи с процессом приобретения научных знаний. Для развития мотиваций, осознанного поведения в отечественной педагогике используется прием личного примера.

Выберем некоторые приемы воспитания, имеющие максимальную результативность.

Используя притчи, сказки, метафоры, товарищеские дискуссии и споры, импровизации на различные темы, учитель постепенно формирует основную систему ценностей в своих воспитанниках.

После введения в образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения учителя стали уделять гораздо больше внимания творческим коллективным проектам, позволяющим не только обучать, но и воспитывать всех членов проектной группы.

Классификация воспитательных методов

В педагогической литературе описываются разные варианты, позволяющие достигать любых целей и задач. По характеру их делят на упражнение, убеждение, наказание, поощрение. В качестве общего признака выступает оценка деятельности воспитанников.

По результатам воздействия выделено два класса воспитательных методов:

  • влияния, которые создают нравственные мотивы, установки, отношения, идеи, понятия;
  • влияния, которые определяют некоторый поведенческий тип.

Самым объективным и удобным считают классификацию воспитательных методов по направленности. Эта интегративная характеристика, включающая в себя содержательную, целевую, процессуальную стороны воспитания:

  • формирование личностного сознания;
  • организация социального опыта поведения;
  • стимулирование деятельности.

Сознание можно формировать во время тематических лекций, этических бесед, рассказа, доклада, инструктажа. Для стимулирования (мотивации) самостоятельной работы воспитанников педагоги активно применяют рейтинговые системы отметок.

Остановимся на некоторых способах формирования личностного сознания. Не постоянные убеждения, а реальные поступки и дела характеризуют воспитанность современных школьников. Именно поэтому в основе воспитательного процесса находится социализация.

Учителя стараются комбинировать теоретические и практические приемы, чтобы добиться оптимального результата. Среди приоритетных направлений современного воспитания лидирует формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, семейным ценностям.

Убеждение является вариантом разностороннего воздействия на практическую деятельность ребят. Для эффективного управления воспитательным процессом учитель учитывает действия воспитанников при работе над отдельными этапами, мелкими операциями.

Для формирования бережного отношения к культуре родного края, семейным ценностям необходимо использовать в работе не только внушение, но и примеры художественной культуры, знакомить школьников с лучшими людьми села, поселка, города, страны.

Педагог должен выстраивать четкую и последовательную цепочку действий, руководствоваться в своей педагогической деятельности здравым смыслом, опираться на социальный заказ. Учитель старается обращаться не только к чувствам воспитанника, но и к их разуму.

Лекция является развернутым, продолжительным, систематическим изложением сути определенной учебной, научной, воспитательной проблемы. В ее основе выступает обобщение теоретического либо практического материала. Лекция сопровождается иллюстрациями, презентациями, элементами беседы.

Диспут отличается от лекции и беседы возможностью школьников высказывать свою аргументированную позицию по рассматриваемому вопросу.

Именно диспут позволяет молодому поколению приобретать опыт отстаивания личной точки зрения, аргументации позиции, выдерживания этических норм ведения дискуссии.

Среди вариантов воспитательного воздействия на подрастающее поколение необходимо отметить стремление детей к подражанию. Наблюдая за своими родителями, педагогами, старшими братьями и сестрами, дети вырабатывают собственную систему ценностей. Для развития трудолюбия, патриотизма, высокой нравственности, верности долгу, перед глазами школьника должен быть положительный личный пример воспитателя или педагога.

Для формирования поведенческого опыта необходимы упражнения. Они предполагают планомерное и систематичное выполнение воспитанниками разнообразных действий, практических поручений, направленных на развитие личности.

Приучение представляет собой планомерное и регулярное выполнение конкретных действий, направленных на формирование положительных привычек. В ходе учебного процесса он реализуется путем выполнения специальных упражнений, а в воспитательной работе предполагает осуществление поручений, которые связаны с социальной средой.

Заключение

Исследования подтверждают эффективность использования при воспитании подрастающего поколения разнообразных соревнований. Для современных подростков характерно потребительское отношение к жизни, что негативно отражается на системе их ценностей. Для того чтобы избежать подобного подхода, Министерство образования провело модернизацию современных образовательных учреждений.

В настоящее время уделяется особое внимание организации полноценной внеурочной деятельности школьников, созданию дополнительных спортивных секций и интеллектуальных кружков. Только при комплексном подходе к процессу образования, воспитания, развития можно рассчитывать на реализацию социального заказа общества – формирование гармонически развитой личности.

Учителя понимают важность и значимость воспитательного процесса, поэтому в своей работе они руководствуются эффективными методиками и приемами, направленными на воспитание подрастающего поколения.

Как происходит воспитание

Сколько бы и каких примеров мы ни приводили, истины мы не постигнем. Примерами можно что угодно доказать и что угодно опровергнуть. Жизнь дает любые примеры. В главе 1, где мы подробно анализировали сущность педагогических категорий, воспитанием названо приспособление человека к условиям существования. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался. Если человек выжил и продолжает жить, он воспитан. Сколько бы он ни получил воспитания, его обязательно хватит до конца жизни.

Человек создан для воспитания. Оно происходит всегда и всюду, не спрашивая ни у кого разрешения. Воспитание – свойство и потребность человеческого организма. Тот, кто рожден человеком, создан для воспитания. Остаться просто биологическим существом человек в принципе не может, потому что он обязательно воспитает себя, приспосабливаясь к жизни. Естественно, уровень воспитанности у каждого человека свой, пропорциональный приложенным усилиям.

Читать еще:  Какие задачи решает селекция

Воспитание – это прежде всего поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Воспитанность – практическое действие. Именно так мы будем подходить к рассмотрению воспитания, анализу его развития (процесса) и определению величины созданного им продукта. Сила навыка, уровень сформированности привычки должны быть приняты во внимание прежде всего.

Воспитываясь, человек приспосабливается к миру. Чтобы ускорить и облегчить этот процесс, цивилизация придумала специально организованное общественное и школьное воспитание. Воспитание готовит подрастающие поколения к жизни в обществе, вооружает необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками поведения. В несколько суженном «школьном» понимании его главная задача – «подключение» подрастающих поколений к человеческим ценностям, к отечественной и мировой культуре, введение подрастающих поколений в мир экономики, искусства. Назначение воспитания в превращении существа homo sapiens в человека культурного, нравственного – homo etos.

Когда пятилетнего ребенка спросили, что он делает в детском саду, он ответил «Я воспитываюсь». Что делается с человеком, когда он воспитывается? Происходит это с подключением воли и сознания или же невольно и неосознаваемо? Непростые вопросы, которые мы должны разобрать прежде, чем во всеоружии станем специалистами, понимающими свою ответственность за души, вверенные нам для совершенствования.

Мы уже рассмотрели общие механизмы возникновения знаний. В воспитании ист ничего принципиально нового, за исключением выбора форм поведения, составляющих основу человеческого поведения. Если цель обучения состоит в приобретении важных для человека общих и профессиональных знаний, то цель воспитания заключается в приобретении общих и специальных форм поведения, ведь воспитанность (продукт воспитания) – это, прежде всего, поведение, практическое действие. Если обучением развивается главный человеческий орган – мозг, то воспитанием совершенствуется весь человек, все его системы.

Человек приспосабливается к окружающему миру благодаря знаниям, подражанию и приобретению личного опыта. Если «запуск» подражания и накапливания личного опыта происходит после рождения, то воспитание начинается гораздо раньше – до рождения. Сегодня уже доказано, что колоссальное количество информации человек получает, еще находясь в утробе матери. Многие события в этот период оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь, играют значительную роль в формировании характера и поведения.

Информация к ребенку попадает от матери. Живое существо, находящееся внутри, постоянно улавливает ощущения, мысли и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Об этом знали давно. Более тысячи лет назад в Китае знатные женщины весь период беременности проводили в специальных клиниках, окруженные красотой и покоем. Новорожденные несли в себе материнское отношение к окружающему миру.

То, что ребенок воспринимает информацию до рождения, доказано многими исследованиями. Так, после рождения, ребенок узнает ту музыку, которую любила слушать его мама во время беременности. Узнаются запахи, настроения, речь окружающих женщину родственников. Говорят, что в утробе матери ребенок знакомится по голосу со своим отцом. Будущему отцу просто необходимо постоянно с ним разговаривать. Вкусовые предпочтения тоже будут зависеть от того, что ела во время беременности мать. Исследователям удалось получить изображение плода с недовольной гримасой, когда матерью была съедена «невкусная» пища.

Установлено, что между матерью и плодом существует сильная эмоциональная связь. Если не думать о новорожденном с любовью, возможно появление у него невротических расстройств, нарушение пищеварительной системы. Дети, чье появление на свет сопровождалось равнодушием, имеют меньший вес, больше плачут. В дальнейшем у них возникают проблемы с общением, возможны трудности социализации.

Что происходит дальше? В наследственных программах есть все, что может понадобиться человеку. Первичные инстинкты запустили программу саморазвития, воспитания. Дальше все зависит от среды, в которой оказался ребенок, условий и возможностей, собственной активности. Отталкивается воспитание от полученных в утробе матери впечатлений, которые развиваясь, становятся чертами характера, а через них и поведения.

Роль врожденных идей мы уже рассмотрели и пришли к выводу, что в очень свернутом виде природа сохраняет в будущих поколениях опыт жизни предков. Врожденные идеи – генетически оформленный опыт предков, а опыт, овладение им, использование для приспособления к новым условиям жизни, – это, как известно, основная сущность и генеральная цель воспитания и обучения.

Самый таинственный момент – как соединяются врожденные идеи с новыми обстоятельствами жизни, как зарождается сознание и управляемое им поведение – пока до конца не понят. Развитие интеллектуальной сферы происходит путем образования все новых и более совершенных связей. Ими заполняются специально предназначенные для последующего дообучения области наследственных генетических программ. Образование связей – основа обучения и, вне всякого сомнения, поведения.

Рассмотрение воспитания через возникновение новых ассоциативных связей существует давно. Лишь благодаря ассоциациям человек может приобретать новые умения. Ассоциативное объяснение духовных процессов находим у Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.). Древним философам были хорошо известны законы ассоциации, лежащие в основе подражания – наиболее простого пути к возникновению определенного поведения.

На скорость и глубину образования новых ассоциативных связей большое влияние оказывают эмоции. Под влиянием положительных эмоций процесс воспитания развивается быстро и качественно, отрицательные эмоции, наоборот, ухудшают формирование новых связей. Этот закон отражается в принципе эмоциональности воспитания (обучения).

На какие другие факторы воспитания вы могли бы указать?

Проанализируйте изречения выдающихся людей о воспитании. Сможете ли вы понять, о чем они хотели нам сказать?

«Воспитание есть выведение на поверхность нашего существа бесконечных истоков внутренней мудрости» (Р. Тагор).

«Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными» (Дж. Локк).

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни» (А. Дистервег).

«Не надо искать того, что не дано от природы» (Эзоп).

«Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека» (И. Кант).

«Воспитание и только воспитание – цель школы» (И. Песталоцци).

«Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями» (И. Кант).

«Воспитание, несомненно, есть не что иное, как привычка» (Ж.-Ж. Руссо).

«Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность» (В. М. Бехтерев).

«Человек – это колбаса: чем его начинят – с тем он и ходит. » (Козьма Прутков).

«Цивилизованный дикарь есть самое отвратительное зрелище» (Н. Рерих).

«Лучше всего принимать современного человека таким, как он есть, и стараться ограничить его возможности творить зло» (Д. Голсуорси).

«Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки» (Ф. Бэкон).

«Не оттого ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?» (А. И. Герцен).

«Только правильно понятое и правильно выполненное воспитание дает возможность не только прививать лучшие общественные идеалы, но и воплотить их в жизнь» (В. М. Бехтерев).

«Принцип искусства воспитания. гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого. » (И. Кант).

«Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Наш путь единственный – упражнение в поведении» (А. С. Макаренко).

Источники:

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospitanie.html
http://fb.ru/article/296122/protsess-vospitaniya—eto-chto-takoe-osnovyi-i-metodyi-protsessa
http://studme.org/1782060718068/pedagogika/kak_proishodit_vospitanie

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector