2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как образуются городские агломерации

Городская агломерация Москвы: возникновение и основные аспекты развития

Сегодня московскую агломерацию по экономическому развитию опережает только Пекин. По уровню технологической обеспеченности, показателям прироста внутреннего валового продукта, населения и миграции городская агломерация Москвы в значительной мере опережает Россию в целом. Каждые десять жителей столицы обеспечивают два дополнительных рабочих места на периферии за счет высокой потребительской способности.

Но и Москва не сразу строилась. Предпосылки к образованию компактной группировки поселений, объединенных различными связями, возникли только в девятнадцатом веке и были вызваны развитием капитализма. Промышленный переворот 1830-1840 годов обусловил превращение будущей столицы в один из крупнейших производственных центров России, а с 1918 года городу вернулся столичный статус. Вследствие этого развитие пошло еще более быстрыми темпами.

Вам будет интересно: Как подготовить проект по экономике родного края

Рассмотрим далее, как формировалась городская агломерация Москвы, какие населенные пункты входят в ее состав и чем сегодня характеризуется это надгородское образование. Надо сказать, что и дальнейшие планы строительства грандиозные, так что стоит обратить внимание и на эту информацию.

Характеристика и численность населения

Вам будет интересно: Чукотский язык: значение, история появления, этапы развития, диалекты и письменность

Агломерация Москвы включает более семидесяти городов, в том числе четырнадцать населенных пунктов с населением более ста тысяч человек. Некоторые из них имеют вокруг себя агломерации второго порядка. Численность агломерации Москвы в пределах пригородной зоны в радиусе 70 км от МКАД оценивается в 14,5-17,4 млн человек. Площадь этой зоны составляет 13,6 тыс. кв. км.

Сложно рассчитать объемы поездок из пригородов в столицу и обратно. Ежедневно поезда Московского пригородного железнодорожного узла перевозят более 1,5 млн пассажиров, что дает свыше 700 тысяч человек, которые участвуют в миграции каждый день. Губернатор Московской области в 2012 году озвучивал и большие цифры — около 830 тысяч человек. Колоссальной загруженностью отличается сообщение на городском и личном транспорте. В часы пик пробки на въездах и выездах иногда достигают нескольких километров.

Вам будет интересно: Слово «простофиля»: значение и происхождение

Агломерация Москвы быстро расширяется и уплотняется. По состоянию на 2006 год зоной сплошной застройки были покрыты десятки километров от кольцевой автодороги. Через столицу от Подольска до Пушкино проходит почти сплошная урбанизированная полоса, длина которой составляет около 80 км. В ближайшее время планируется строительство города-спутника Москвы и Домодедова — Константиново. Согласно планам, в ближайшем будущем количество новых городов вокруг агломерации может достигнуть двенадцати.

Характер агломерации Москвы на сегодня таков, что здесь преобладают сервисные виды деятельности. Это отличает агломерацию от остальных регионов РФ, которые связаны с производством (и вообще преобладанием промышленного потенциала). Подобная характеристика агломерации Москвы подтверждает, что надгородское объединение вступило в постиндустриальную стадию развития. Значит, что имеются дальнейшие перспективы развития (в отличие от других регионов РФ, которые связаны исключительно с промышленностью, а это большинство городских агломераций, созданных в период СССР).

Структура и состав городской агломерации

В очень узком масштабе в Московскую агломерацию входят сама столица и города, непосредственно примыкающие к ее границам. Это ближний пояс городов-спутников. В более широком смысле под агломерацией подразумевается не только Москва с прилежащими населенными пунктами и двумя пригородными поясами, но и весь регион с третьим поясом.

Некоторые эксперты и политики считают целесообразным объединить столицу и Московскую область в один субъект или создать на их основе четыре новых субъекта. Нынешние границы Москвы довольно условны, фактически это агломерация, которая включает ближайшие города областного подчинения. Но Московская область (в лице местных властей) отстаивает самостоятельность и уверенно подвергает сомнению уместность использования терминов «агломерация» и «мегаполис».

Первый пригородный пояс вокруг Москвы

В ближний (первый) пригородный пояс входят города-спутники столицы, которые расположены в пределах 10-15 км от МКАД. Это Балашиха, Химки, Долгопрудный, Мытищи, Зеленоград (хотя формально Зеленоград является частью Москвы), Одинцово, Видное, Королев, Реутов, Люберцы, Красногорск. Сюда же входит лесопарковый защитный пояс, который официально был включен в состав столицы с 1960 по 1961 год (исключая города Железнодорожный и Королев). По этому критерию понятие «первый пригородный пояс Москвы» можно еще более детализировать.

Вам будет интересно: Слово «простофиля»: значение и происхождение

Единая тарифная зона «Большая Москва»

С 2011 года на Московском железнодорожном узле ввели единые проездные на пригородные электрички в тарифной зоне «Большая Москва». В нее входят все станции и платформы на расстоянии 25 км от вокзалов, а в ряде случаев — и более. Тарифная зона включает все города агломерации Москвы (ближний пояс), связанные железнодорожным сообщением со столицей. Дополнительно сюда входит город (ныне — городской округ в составе Москвы) Щербинка, который расположен сразу за южной границей пояса.

Агломерация по В. Г. Глушковой

По мнению Веры Глушковой, автора двадцати научных и научно-популярных книг о Центральной России, прежде всего о Москве и Подмосковье, учебников и учебных материалов по курсу «Москвоведение» для общеобразовательных школ, пособий для экономических и педагогических вузов, Московской агломерацией является пригородная зона, границы которой проходят на расстоянии максимум семидесяти километров от столицы. По состоянию на 2010 год эта область включает четырнадцать районов, двадцать пять городских округов, четыре округа-ЗАТО.

Некоторые агломерации второго порядка

Некоторые города Московской области, входящие в агломерацию, образуют собственные структуры (более тесные) второго порядка. В состав самой крупной северо-восточной агломерации входят Мытищи, Королев, Пушкино, Ивантеевка, Фрязино и Щелково с общей численностью населения около миллиона человек. Периферийные населенные пункты области, которые лежат вне первых двух пригородных поясов, тоже образуют агломерации с городами в соседних областях. Такую структуру называют Московским макрорегионом. В нее входят Долгопрудненско-Химинско-Красногордская агломерация, Мытищинско-Пушкинско-Щелковская, Балашихинско-Люберецкая и так далее.

Читать еще:  Как быстро убрать ссадины на лице

Характеристика основы мегаполиса

Москва является центром всей столичной агломерации. Москва и прилежащие города являются также основной частью развивающегося Центрального мегаполиса. Это образование будет включать в себя Москву и Московскую область, прилегающие части: Тверскую область, Калужскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую, Владимирскую, Ярославскую, а также частично Костромскую область, Нижегородскую и Ивановскую. Таким образом, центральный мегаполис представляет собой «снежинку», лучи которой замыкаются центрами областей.

Влияние агломерации на другие регионы

Московская агломерация влияет на дальний областной центр Смоленск и часть Вологодской области. В этом случае (из-за отсутствия поселений между крупными городами) речь идет именно о влиянии столичной структуры, а не об интеграции этих городов в состав мегаполиса в дальнейшем. В соответствии с планом развития Смоленска, в городе предусматривает создание производств, учитывающих интересы Московского региона.

В скором будущем, возможно, в индустриальный пояс столичной агломерации войдет Республика Мордовия, хотя Саранск находится на достаточно отдаленном расстоянии от Москвы и больше тяготеет к Поволжью. Влияние агломерации распространяется и на более дальние регионы. В 2000-х был разработан план развития, который предусматривал создание вокруг столицы крупных промышленных центров, которые оттянули бы часть населения на себя. Но оказалось, что сдержать рост населения столицы и агломерации невозможно.

В настоящее время весь ЦФО находится под влиянием столичной агломерации. Эти регионы замкнуты на московский рынок. Так, в будущем развитие ЦФО будет вестись в рамках перенесения производств за пределы столицы и Московской области. Это должно привести к созданию «Большой Москвы», то есть слиянию ЦФО в Московскую агломерацию.

Этапы развития

Такой огромный мегаполис не возник на пустом месте, никем не учреждался и даже официально не выделялся, а сложился в ходе развития Москвы и окружающих территорий. Это феномен Нового времени, который не был характерен для Средних веков. Так, для Москвы феодальной (окруженной слободами, монастырями, селами) промежуточными центрами служили города-крепости и бывшие столицы княжеств, которые удалены от столицы приблизительно на расстояние дневного перехода войск.

Агломерация в период раннего Советского Союза

Предпосылки к образованию агломерации возникли только с развитием капитализма. Москва в середине девятнадцатого века превратилась в крупный мануфактурный центр. С того же времени железнодорожное строительство стягивало население к сегодняшней столице и способствовало развитию взаимосвязей с ближним окружением. Этот процесс задал характерную «звездообразную» форму агломерации. К 1912 году десятый по количеству населения город был окружен поясом разнообразных пригородов.

На 1926 год Московская агломерация включала восемь городов и тридцать шесть поселков городского типа, а общая численность населения составляла около двух с половиной миллионов человек. Индустриализация и урбанизация, превращение Москвы в экономический и политический центр огромной страны привели к тому, что в за первую пятилетку численность агломерации возросла более чем в два раза. В этот момент произошло усложнение состава: на базе городов-спутников сформировались зачатки сегодняшних агломераций второго порядка.

Развитие в рамках советской системы

В пятидесятых эти тенденции только усилились за счет того, что выросло число градообразующих промышленных предприятий, а научные и другие непроизводственные отрасли стали более выраженными. Активно развивалась транспортная сеть региона, электрификация, интеграционные процессы. Москва преодолела пятимиллионный рубеж в 1959 году, а население агломерации (Москва и близлежащие города) тогда составило 9 млн советских граждан. К концу пятидесятых окончательно сформировались в составе области структуры второго порядка.

Важный рубеж — включение в состав столицы зоны ближайших пригородов. Территория увеличилась в два с половиной раза, а численность населения — на 1 млн человек. Урбанизационные процессы несколько замедлились в шестидесятых, при этом нарастала хозяйственная деятельность и плотность населения в Московской области. Десятимиллионный рубеж агломерация превысила к переписи 1970 года. В семидесятых годах развитие получили непроизводственные отрасли, завершилась электрификация железнодорожных путей, выросла интенсивность сообщения и построили новые скоростные шоссе.

Как происходит формирование городской агломерации?

Я училась в Москве, которая является ядром Московской агломерации. Я знала, что вокруг Москвы скучковались другие города, но почему они вдруг стали частью агломерации, понятия не имела.

Понятие «агломерация»

Под агломерацией стоит понимать некий тип урбанизации, при котором скапливаются населённые пункты, близкие территориально, имеющие экономические связи, общую инженерную инфраструктуру, транспортную сеть, техническую и социальную базы, культурные и производственные отношения.

Структура агломерации

В таком масштабном образование как агломерация различаются принципиально отличающиеся зоны. Скромная по размерам территория, являющаяся административным, деловым и культурным центром образования, является историческим ядром города. Оно с близлежащими интенсивно застроенными территориями представляет центральную зону. Территория старого пригорода, которая превращается в деловые кварталы, именуется внешней зоной города. Спальные районы, промышленные зоны объединяются в многоэтажные массовые застройки. Пригородными считаются развивающиеся территории, отдалённые от ядра.

Этапы формирования агломераций

Формирование подобных образований происходит в 4 этапа:

1. Агломерация — конгломерат урбанизированных территорий, которые располагаются близко и объединены производственными связями. Отсутствует единый рынок земли, труда, недвижимости. Такие не до конца сформировавшиеся объединения можно называть «индустриальными».

2. Усиливаются маятниковые миграции в сторону центра агломерации. Появляется единый рынок труда.

3. Этап развитой агломерации. Появляется функционально связанное пространство, образуется единый рынок, и теперь ряд функций ядра образования перемещается на периферию, города-спутники. На этом этапе развиваются пригороды. Агломерация трансформируется в важную единицу в территориальной структуре экономики на национальном уровне.

4. Этап встраивания в глобальные экономические процессы. Это стадия постиндустриальной агломерации. Развивается интеллектуальная городская инфраструктура.

Читать еще:  Сколько времени варится говяжий язык

Города в составе агломераций. Причины возникновения и пути формирования агломераций. Основные свойства и особенности.

Города в составе агломераций

Агломерация — главная арена урабанизационных процессов, ключевая форма современного расселения. Возникновение агломераций — качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселений превращается в систему. Во всех развитых странах и в большинстве стран третьего мира в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации непроизводственной деятельности, высших форм обслуживания.

Агломерация не упраздняет город, но меняет его. В ее составе города ведут более сложную и более эффективную в социальном и экономическом отношениях деятельность. Это форма функционирования современного крупного города. По роли в территориальной организации общества, характеру деятельности агломерация и крупный город сходны, различаясь лишь пространственной структурой.

Хотя агломерация унаследовала от города присущие ему противоречия и проблемы, она располагает значительно большими ресурсами и распространяет преимущества крупного центра на окружающий его район, являясь социально и экономически эффективной формой расселения. Преимущества агломераций значительны и очевидны, а недостатки устранимы.

Причины возникновения и пути формирования агломераций. В основе их развития заключена территориальная концентрация деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» Формирование агломерации «от города». По достижении определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народнохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития — территории, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой — многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.), как бы отпочковываются от сложившегося народнохозяйственного комплекса города. В других — они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Основные свойства и особенности агломерации. Будучи закономерным результатом эволюции расселения, постгородской стадией его развития, агломерации не возникают автоматически. Их формирование (агломерирование) — географически выборочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неоднородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величине, степени зрелости. В то же время как специфическая форма расселения они имеют некоторые общие свойства. Отметим те, которые могут быть названы фундаментальными.

Сближенность городов и поселков в агломерации, высокая плотность их сети, благоприятствуют их интенсивному и эффективному взаимодействию. Агломерация предстает как ареал ближних связей, не требующих больших затрат времени и средств. Это свойство агломераций особенно важно в условиях России с ее колоссальными расстояниями. Максимально используя ближние связи, хозяйство снижает затраты на перемещение сырья, топлива, полуфабрикатов, узлов и деталей.

36 городские агломерации-Агломерация — Компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Этап урбанизации. Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Московская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).Близость населённых пунктов даёт так называемый агломерационный эффект — экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях. Город-спутник — город или посёлок городского типа, реже село, находящиеся и развивающиеся вблизи более крупного, но не далее 30 км от города или крупного предприятия (фабрика, завод, АЭС), и составляющие с ним единую экономическую и демографическую систему промышленные (Нововоронеж близ Воронежа)курортные, жилые («спальный район»),торговые,финансовые,научные (Дубна в Подмосковье),студенческие (например, так наз. «студенческий городок» например Студгородок ВПИ близ Воронежа),военные (военный городок во многих городах РФ и СНГ, также закрытый город).
исторические (Полоцк и Новополоцк).

37 Классификация городов для градостроительных целей основывается на следующих основных признаках:численность населения;административно-политическое значение города (общесоюзный, республиканский, областной, районный центр);народнохозяйственное значение города (промышленный центр, транспортный узел, порт, курорт);местные природные и исторические особенности.
Классификация городов по численности населения:
I класс — крупнейшие города с населением более 500 тыс. чел.
II класс — крупные города с населением от 250 до 500 тыс. чел.
III класс — большие города с населением от 100 » 250 тыс. чел.
IV класс — средние города с населением от 50 до 100 тыс. чел.
V класс — малые города с населением до 50 тыс. чел.
VI класс — поселки промышленные и курортные — по местным условиям

38. География сельских расселений.в сельской местности проживает как сельскохозяйственное население, так и не занятое в сельском хозяйстве население.а) занятых в отраслях, обслуживающих сельское население ( торговля, просвещение, здравоохранение и тд. ).б) на предприятиях и в учреждениях расположенных в ближайших городах.в) на промышленных и других предприятиях, размещенных в сельской местности.Соотношение между этими категориями население в разных странах сильно колеблется. Наиболее высок удельный вес с/х населения в развивающихся странах. В Индии в сельской местности проживает 77 % всех жителей, а в сельском и лесном хозяйстве занято около 70 % всего активного населения страны.В индустриально развитых странах в сельской местности преобладает несельскохозяйственное на селение. Так в США в сельской местности проживает 27 % всего населения, в Великобритании – 9 %, а в сельском хозяйстве было занято соответственно 3,4 % и 2,9 % экономически активного населения этих стран. Удельный вес сельскохозяйственных поселений в общем числе сельских населенных пунктов колеблется от 30 – 70 % в развитых странах до 100 % в развивающихся ( в нашей стране 80 % ).
39. Функции сельских поселений— сельскохозяйственные- курортные- торговые- горнодобывающие

Читать еще:  Как узнать адрес электронной почты

40. Агломерации России.
В России 22 крупнейших агломерации
1 Московская 16023(14700[3])/17316
2 Санкт-Петербургская 5681(5400[3])/6230
3—4 Самарско-Тольяттинская[4] 2300[3]; 2555 в Самарско-Тольяттинско-Сызранской конурбации
3—4 Ростовская[4] 2160; 2700[5]
5 Екатеринбургская 2054/2054
6 Нижегородская 1928/2097
7 Новосибирская 1736/(1928)1997; 1645/2070; 1887/2050
8—10 Волгоградская 1416/1517
8—10 Казанская 1352/1560
8—10 Челябинская 1322/1535
11 Омская 1182/1261
12—14 Новокузнецкая (Кузбасская)*[4] 1096/1206
12—14 Уфимская 1087/1235
12—14 Саратовская* 1070/1117
15—18 Красноярская 1061/1155
15—18 Краснодарская* 1046/1344
15—18 Пермская 1044/1144
15—18 Воронежская* 976/1175
19—20 Иркутская (Иркутско-Черемховская)*[4] 1041/1081
19—20 Набережночелнинская (Нижне-Камская)*[4] 1100[3]
21—22 Владивостокская*[4] 1010; 1125/1199
21—22 Тульско-Новомосковская*1030Указанные* 8 агломераций-миллионеров образованы городами, которые сами не являются миллионерами: Воронеж, Саратов, Краснодар, Иркутск, Владивосток, Новокузнецк, Набережные Челны, Тула. Однако далеко не все среди них являются межрегиональными центрами социально-экономического развития и притяжения для окружающих регионов или хотя бы претендуют на этот статус.

41. Опорный каркас России. Транспортная под система .Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям

42. Урбанистическая подсистема.Урбанистическая система (урбосистема) — «неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и резко нарушенных естественных экосистем» (Реймерс, 1990). По мере развития города в нем все более дифференцируются его функциональные зоны — это промышленная, селитебная, лесопарковая. Промышленные зоны — это территории сосредоточения промышленных объектов различных отраслей (металлургической, химической, машиностроительной, электронной и др.). Они являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Селитебные зоны — это территории сосредоточения жилых домов, административных зданий, объектов культуры, просвещения и т. п. Лесопарковая — это зеленая зона вокруг города, окультуренная человеком, т.е. приспособленная для массового отдыха, спорта, развлечения. Возможны ее участки и внутри городов, но обычно это городские парки — древесные насаждения в городе, занимающие достаточно обширные территории и тоже служащие горожанам для отдыха. В отличие от естественных лесов и даже лесопарков, городские парки и подобные им более мелкие посадки в городе (скверы, бульвары) не являются самоподдерживающимися и саморегулируемыми системами. Лесопарковая зона, городские парки и другие участки территории, отведенные и специально приспособленные для отдыха людей, называют рекреационными зонами (территориями, участками и т. п). Углубление процессов урбанизации ведет к усложнению инфраструктуры города. Значительное место начинает занимать транспорт и транспортные сооружения (автомобильные дороги, автозаправочные станции, гаражи, станции обслуживания, железные дороги со своей сложной инфраструктурой, в том числе подземные — метрополитен; аэродромы с комплексом обслуживания и др.). Транспортные системы пересекают все функциональные зоны города и оказывают влияние на всю городскую среду (урбосреду).

43. Современные тенденции расселения в России.Россия — страна с очень низкой плотностью населения, которая составляет 8,7 чел/км2. На обширных территориях севера страны, в Сибири и на Дальнем Востоке (около 60% площади России) плотность населения не превышает 3 чел/км2. Эти территории характеризуются очаговым расселением, которое оставляет незаселенными большие пространства тундры, северной, сильно заболоченной средней и южной, а также горной тайги. В Ненецком, Ямало-Ненецком, Долгано- Ненецком, Эвенкийском, Чукотском автономном округах и Республике Саха плотность населения колеблется от 0,03 до 0,3 чел/км2. Самая высокая плотность населения в Московской области (вместе с Москвой) — 324,7 км 2, а если не считать Москву, — 140,4 чел/км2. В республиках Северного Кавказа плотность населения колеблется от 30,9 чел/км2 в Карачаево-Черкесской Республике до 82,8 чел/км2 в Северной Осетии. В Ленинградской и Тульской областях плотность населения в два раза ниже, чем в Московской области, соответственно 75,4 и 70,6 чел/км2. На Урале и к востоку от него плотность населения заметно снижается.

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 13 | Нарушение авторских прав

Источники:

http://1ku.ru/obrazovanie/32158-gorodskaja-aglomeracija-moskvy-vozniknovenie-i-osnovnye-aspekty-razvitija/
http://travelask.ru/questions/113371-kak-proishodit-formirovanie-gorodskoy-aglomeratsii
http://lektsii.net/3-175312.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector