Как написать начало рассказа
Как написать рассказ? Пособие для новичков
Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ. В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.
Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.
Как это обычно происходит?
Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.
Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший разбор). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо»). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.
Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.
Как написать рассказ?
В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.
Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)
Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.
Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.
- Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
- О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
- Кто будет главным действующим лицом?
Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.
Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.
Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.
Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.
В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:
- четко обозначена идея рассказа;
- кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
- придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
- придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.
Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью «Как написать план произведения?» Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью «Подготовка к написанию книги», в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.
Этап 2. Написание рассказа
Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.
Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа. Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.
Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.
Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье “10 сокрушительных ошибок начинающего автора”.
Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.
В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.
Этап 3. Редактирование
Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.
После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.
В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.
Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.
Более подробно о нюансах редактуры читайте в статье “Редактирование“.
Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.
Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская» и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!
Что читать дальше? Статья “Как написать книгу? Пособие для новичков” идеально дополнит эту запись. Далее обязательно “О типах художественной литературы”, чтобы понимать, где и как использовать рекомендации блога. И, конечно, полезнейшие “10 советов как стать писателем”.
Мастерская текста
Как правильно начать рассказ?
Как правильно начать рассказ? Ну, или повесть. Или пьесу. У нас детский сайт, поэтому постараюсь рассказывать без заумных слов.
На первый взгляд, начать рассказ не так уж и трудно. Какие могут быть проблемы: сел за компьютер, и принялся писать. Писать, например, такой рассказ:
«Коля Синицин проснулся, как всегда, по звонку будильника. Оделся, позавтракал и пошёл в школу. Было прекрасное весеннее утро. В кронах деревьев щебетали птички. Солнышко бросало свои лучи на дома. Настроение у Коли было прекрасное. Но тут ему повстречалась Светка Костицина. Одноклассница. Она тоже шла в школу.
– Привет, Светка! – поздоровался Колька.
– Привет, Синицин!
Некоторое время они шли молча. Проехала поливальная машина. Ребята посторонились и уже дальше вышагивали по умытому блестящему асфальту. Птички продолжали петь. Костицина гордо несла свой нос и вообще всю голову – будто победила на чемпионате мира по стройной и гордой ходьбе. И неизвестно, сколько бы они шли молча, но Костицина вдруг сказала:
– А ты знаешь, что твоих родителей вызвали в школу?
Колька опешил:
– Зачем?
– А Иванова пожаловалась Валерьяне Павловне, что ты её обижаешь!
– Когда это я её обижал? – возмутился Колька. – Просто сказал, чтоб не сплетничала.
Они подошли к школе. На крыльце стояла ябеда Иванова.
Колька остановился рядом с ней и некоторое время смотрел на неё так, словно хотел опять обидеть. Но ничего не сказал и вошёл в школьный вестибюль. »
Здесь я взял манеру писать начало рассказа так, как пишут его очень многие из начинающих авторов. Казалось бы, всё в начале рассказа правильно. И действительно, всё в нём правильно: и герои есть, и рассказывается о назревающем конфликте, без которого любой рассказ просто невозможен. То есть, всё объяснено читателю. И всё читателю понятно.
А теперь обратите внимание, как в этом правильном понятном рассказе медленно. я бы даже сказал, монотонно и скучно развиваются события. Я мог написать этот пример начала рассказа ещё гораздо медленнее, ещё более громоздко и скучно, написать так, как очень часто и пишут начинающие авторы. Но мне самому, пока писал, стало тоскливо и неинтересно, а что уж говорить о читателе? Я ведь не хочу, чтобы ему было скучно и неинтересно читать. Посмотрите, ребята, как далеко от первого слова рассказа раполагаются на странице первые слова, обозначающие конфликт. Первые слова, которые и должны заинтересовать читателя. Вот эти: «А ты знаешь, что твоих родителей вызвали в школу?»
Конечно, всякий пишет как умеет и как хочет. Но хорош тот рассказ, который начинается так, будто с его героем УЖЕ что-то случилось. Случилось, но читатель не знает, что. Потому что случилось оно ещё до начала рассказа! Но зачем это нужно автору рассказа? Для того, чтобы заинтриговать читателя с первых слов произведения. Чтобы сразу заставить читателя думать о том, что же случилось с героем до начала рассказа? И почему он, герой, поступает сейчас так. Загадка для читателя? Загадка. Ну вот как эта загадка выглядит в том же рассказе про Колю, который я сейчас перескажу по-другому.
«Колька бросил телефонную трубку и вскочил с кровати. Конечно, Костицина известная особа, но что-то подсказывало, что на этот раз она говорит правду! Нельзя было медлить ни минуты. Наскоро проглотив завтрак и на бегу застёгивая пуговицы, Колька кубарем скатился с лестницы и помчался в школу. Хорошо бы успеть перехватить родителей у школы. Или хотя бы. Колька вытащил «сотовый» и на бегу набрал номер мамы. Телефон мамы оказался занят!
«А вдруг она уже разговаривает с Валерьяной!» – промелькнула мысль. Оправдывайся потом, что ты ничего такого не говорил Ивановой. Мама может ещё и поверит, а Валерьяна, Колькина классная – та никогда не поверит!»
Или так, вариант №3:
«На школьном крыльце стояла вредная Иванова и как всегда жевала бутерброд. К ней медленно приблизился Колька Синицин.
– Это правда? – спросил Колька.
И по тому, как Иванова поперхнулась своим бутербродом, Колька понял, что всё, о чём ему рассказала про Иванову Светка Костицина, было правдой.
– Ну. Ну! – Колька нервно сглотнул и бросился в школу. Может, он ещё успеет перехватить маму, пока она не повстречала Колькину классную, Валерьяну!»
Видите, во втором и третьем варианте нашего рассказа разговор Светки Костициной с Колькой о неблаговидном (благовидном) поступке Ивановой произошёл ещё до того, как мы написали первые слова повествования. И отсюда темп, энергия, ритм. И осталась для читателя загадка – что сказал Колька Ивановой, что сказала Иванова Валерьяне и тд. А загадка всегда притягательна. Она интригует и заставляет читателя продолжать чтение...
У каждого хорошего рассказа есть энергия. Она прячется внутри рассказа. Она толкает повествование и будто магнитом притягивает к себе читателя, не позволяя тому сорваться с крючка и перестать читать.
А каждый дельный писатель владеет умением захватывать внимание читателя и удерживать его. Вот про одно из таких умений я и рассказал. При этом нужно понимать, что совсем не обязательно начинать рассказ так, как я здесь описываю. Есть и другие способы и умения. Но описанное здесь умение начинать своё произведение, наверное, одно из главных и часто используемых.
Кстати, этот мой совет прошу не принимать за полноценное пособие по научению писать. Ведь известно, что каждый пишет, как он дышит, слышит, как любит и умеет.
Как написать рассказ: идеи, план и подсказки в помощь новичкам
Хочу написать рассказ, но понятия не имею, с чего начать. Это обычная проблема новичка – никак не подступиться к первым литературным опытам без волшебного пенделя.
Чтобы откопать вдохновение и побороть страх белого листа, попробуем найти идею для вашего первого рассказа, составить план и написать историю, которую будет не стыдно выставить на суд публики.
О чем можно написать рассказ
Говорят, авторы делятся на две категории. Одни неплохо пишут, но поиск идей для сюжетов стоит им титанических трудов. Другие пишут отвратительно, зато гениальных задумок у них на 30 томов собрания недописанных сочинений. Есть и третья группа – счастливчики, у которых и идей тьма, и навык художественного письма имеется.
Сначала постараемся помочь безыдейным найти тему для сюжета.
Заведите уже блокнот для заметок
Записывайте туда наблюдения за знакомыми и незнакомыми людьми, спонтанные идеи и вообще любые глупости, которые приходят в голову. Совет банальный, но работает.
Главное, не забывать регулярно перечитывать свои наброски и стараться развивать сюжеты на основе более или менее оригинальных задумок.
Читайте СМИ, историческую литературу, дневники
Журналисты и историки поставляют писателям тонны материала. Ищите то, что вызывает у вас эмоциональный отклик и связано с личным опытом.
Прямо сейчас пролистайте новостную ленту. Там точно найдется жизненный анекдот, про который можно написать рассказ.
Используйте изображения
Вот вам картинка.
Вот это сюжетный поворот.
Попробуйте написать любой рассказ на основе этого изображения. Подумайте, что здесь произошло, кто главный герой, какую цель ему можно придумать, и что будет ему мешать? Чем закончится его история?
Не подошло это изображение – найдите другое, которое сразу зацепит. Благо, дело это нынче быстрое и бесплатное. За 15 минут отыщете, про что можно написать рассказ по картинкам или даже детскому рисунку.
Совет четвертый (почти рекламный)
Есть книжка «642 идеи, о чем еще написать» – сборник заданий для развития писательских навыков. Некоторые задачки можно использовать как основу идей для первых рассказов. Остается только развить их в полноценные сюжеты.
Если идея уже есть…
Порой одной удачной мысли или образа достаточно, чтобы воображение закипело, и в голове, как из ниоткуда, стали всплывать целые фразы и даже абзацы. Будто кто-то диктует вам готовый текст.
Если удалось поймать такую волну, не держите все в себе – поделитесь этим потоком сознания с бумагой или ноутбуком.
Рассчитываете, что у вас сразу получится добротный рассказ? Зря! Есть вероятность, что вы даже не сумеете довести историю до логического завершения и зайдете в тупик где-то на полпути. Но у вас появится черновик.
Перечитайте его и оцените замысел – оригинален ли он, интересен ли? Есть желание продолжить работу над этим сюжетом или ну его в топку?
Вы также сумеете понять, чего не хватает вашей истории. Может, надо устроить себе ликбез, поискать дополнительные материалы и изучить выбранную тему?
Не всем подойдет метод спонтанного творческого письма, но в противовес предварительному планированию всего рассказа от начала до финала у него есть одно преимущество.
У хорошей истории должен быть неожиданный поворот или финал – сюрприз, без которого читатель будет разочарован. Придумать нечто оригинальное путем титанического умственного усилия почти невозможно. Зато спонтанное творческое письмо помогает найти необычное решение без напряжения мысли. Удается не всегда, но пробовать стоит.
Что главное в рассказе
Когда новички пристают к опытным авторам с вопросом: как написать рассказ – обычно все сводится к тому, что они не понимают, с чего начать. И тут выручит правильная подготовка. Она поможет сформировать крепкий сюжет и стимулирует воображение.
Чтобы проделать подготовительную работу, ответьте на несколько вопросов.
На какую тему вы хотите написать рассказ?
Теоретически можно обойтись и без нее, но есть риск, что по завершении работы вы сами зададитесь вопросом: а зачем я все это писал? История получится бессмысленной. Заметите это не только вы, но и читатель.
Тема хороша, если она находит эмоциональный отклик и хоть как-то связана с вашим личным опытом. Иначе выйдет сплошная фальшь.
Не пытайтесь объять необъятное – тему надо подбирать достаточно узкую, чтобы удалось раскрыть ее в небольшом рассказе. Например, не просто любовь, а неразделенное чувство поэтически настроенного юноши к меркантильной особе.
Кто ваш герой?
Главному персонажу понадобится:
- имя и/или прозвище, возраст;
- описание внешности, манеры одеваться, 1-3 примечательные черты;
- профессия, работа, семейное и финансовое положение;
- характер, основные модели поведения, склонности, ценности и жизненные приоритеты;
- цель. Она может быть глобальной – цель всей жизни, например, быстрые деньги. Другой вариант – ситуативная цель, продиктованная обстоятельствами, которые вы описываете в рассказе.
Это очень упрощенная модель главного героя. Многие авторы готовят детальное описание персонажа и его предыстории, хотя большая его часть не находит отражения в рассказе.
Главное здесь добиться двух целей. Первая – отчетливо представить себе своего героя и ход его мыслей в рамках сюжета вашей истории. Вторая – вызвать симпатию и сочувствие читателей к персонажу.
В чем суть конфликта?
У вашего персонажа есть цель, но по какой-то причине он не может ее достичь, не приложив для этого больших усилий. В этом и заключается конфликт.
Например, у рыбака из повести «Старик и море» есть цель – побороть свое невезение и принести большой улов. Его противником здесь становится сама природа. Это один из вариантов конфликта.
Помимо стихии, человек еще может вступить в неравный бой с судьбой или случаем, с другим человеком или с самим собой.
Последний вариант самый интересный, но и качественно реализовать его непросто. Нужно поставить героя в ситуацию, когда ему придется делать тяжелый выбор между двумя сильными мотивами.
Например, оказать помощь другим людям или позаботиться о своем спасении, обрести желанное богатство или выручить друга из большой передряги.
Где и когда происходит действие?
Это будет современная Москва или древние Фивы? Чикаго в 30-е годы или космическая станция в 2247-м?
Можно взять реальное место и время или все выдумать, но автор должен отчетливо представлять задний план истории, чтобы без грубых ляпов и анахронизмов показать его читателю.
Как составить план рассказа
В самом простом виде повествование развивается линейно – вы описываете события в их временной последовательности. Это решение не всегда лучшее, но самое простое для начинающего автора.
Всю историю можно разбить на 5 частей:
- Экспозиция. Здесь нужно познакомить читателя с героем в его привычной среде и показать задний план.
- Завязка. Тут происходит событие, которое порождает конфликт и заставляет героя шевелить булками, то есть активно действовать.
- Развитие событий или квест. Персонаж локомотивом прет к своей цели, попутно снося все препятствия, не жалея лба своего. Хорошо бы подложить ему знатную свинью – неожиданный поворот, который сильно усложнит положение героя и сделает его цель почти недостижимой.
- Кульминация. В этой части рассказа напряжение нужно довести до пика. Герой уже не может уклониться от последнего действия, которое приведет к разрешению конфликта. Например, схватиться с главным врагом, назвать имя убийцы или признаться, что старинную вазу расколошматил именно он.
- Развязка. Наконец-то читатель узнает, чем все закончилось, то есть как герой вышел из конфликта. Здесь персонаж или достигает своей цели, или терпит поражение. В отдельных случаях он обретает нечто более значимое, чем то, к чему он изначально стремился. Прям как в фильме «День сурка».
Используйте этот план, чтобы составить перечень событий вашей истории. Для наглядности можно нарисовать временную ось и расположить на ней ключевые моменты сюжета в их последовательности.
По мере продвижения по сюжетной линии напряжение должно нарастать
Сделали? Рано радуетесь – на этом планирование не заканчивается. Всю эту историю еще нужно разбить на сцены. Каждая из них развивается по тому же принципу, что и весь рассказ – от экспозиции до развязки.
Что должно быть в сцене:
- задний план – краткое описание места действия;
- не менее двух персонажей, даже если вторым участником сцены выступает внутренний голос героя, и ему для этого необязательно быть шизофреником;
- события, меняющие положение главного персонажа;
- усложнение основного конфликта.
Сцены нужно логично связать между собой. Важно, чтобы по содержанию они не повторяли, а дополняли друг друга. Можно добавить авторские отступления, воспоминания героя, описания событий, которые произошли раньше.
Вангуем, что сейчас у читателя костью поперек горла встал вопрос: а обязательно составлять план? Одни писатели считают, что это строго необходимо. Другие делают только общий набросок или вообще ограничиваются проработкой героя и конфликта и начинают писать, не зная, куда их заведет история.
Многим новичкам второй вариант покажется более удобным, но не пренебрегайте планированием только потому, что вам лень.
Если продумать весь сюжет и каждую сцену сразу не удалось (хотя вы очень старались!), попробуйте написать историю экспромтом.
Возможно, она получится удачной и потребует только небольших доработок. В ином случае вы хотя бы получите черновик, а на его основе подготовить план будет легче.
С чего начать писать рассказ
С начала! Но это необязательно. Когда воображение уже рисует яркую сцену кульминации, глупо принуждать себя начинать работу с экспозиции. Пишите, как пишется.
Помните только одно: все события и связи между ними должны быть понятными и правдоподобными. Когда в наличии есть только эффектная концовка и нет никакого плана, появляется соблазн схалтурить. Почти наверняка вы попытаетесь искусственно подогнать предшествующие события под уже придуманный финал. Они получатся притянутыми за уши, а читатель точно это заметит и не простит.
Вы написали рассказ – что дальше
Отложите готовый текст и перечитайте его через недельку. Не удивляйтесь, если он покажется вам полной фигней, хотя поначалу вы были твердо убеждены, что создали шедевр мировой литературы.
Самые неудачные рукописи тоже не пропадут. Сгодятся на растопку.
Станут заметны ошибки, слабые и скучные моменты, лишние фразы и даже целые сцены. Не исключено, что вы заснете, не дочитав и до середины.
Теперь вычеркните все ненужное и решите, что надо доработать:
- герой получился плоским, унылым, да и вообще мерзким типом;
- в начале рассказа есть все, кроме самого главного – интриги;
- тема истории не раскрыта, а конфликт получился слабым и неинтересным;
- кульминации не хватает накала, или она вообще проходит незамеченной;
- действия главного персонажа неестественны и надуманы;
- события неправдоподобны, непонятны или просто скучны;
- недостает мелких деталей.
Будьте беспощадным критиком и заносите найденные проколы в черный список, а потом сделайте работу над ошибками и начните все с чистого листа.
Некоторые авторы переписывают произведения по 10-15 раз. Необязательно совершать такие трудовые подвиги, но если вам лень дорабатывать свои рассказы, лучше бросайте это гиблое дело и займитесь чем-нибудь полезным. Елку посадите, маме позвоните.
И, кстати, чтоб вы знали: Хемингуэй переписывал финал романа «Прощай, оружие!» 47 раз…
Финальная шлифовка
Остался последний рывок.
Итоговую версию рассказа надо отредактировать:
- вычеркнуть предложения и даже целые абзацы, которые не имеют существенного значения для повествования;
- сократить все, что можно сократить без потери смысла, образности и эмоциональной составляющей текста;
- добиться предельной точности в каждой фразе и даже слове путем подбора синонимов и изменения расположения слов в предложениях;
- найти и исправить опечатки, пунктуационные и грамматические ошибки.
Прочитали рассказ на 10 раз и как будто нашли каждую мелкую погрешность? Не обольщайтесь – там почти точно есть еще 1-2 обидные опечатки, которые вы в упор не видите. Исправит их либо корректор, но за деньги, либо первые читатели бесплатно, но с укором и обвинениями в неграмотности.
Если рискнете представить плоды своего творчества широкой и незнакомой публике, заранее готовьте самолюбие к беспощадному унижению.
Конструктивную критику человека, который знает на своем опыте, как написать рассказ самому, можно распознать по нейтральности тона и точности замечаний. Она полезна и заслуживает внимания. Все остальное, включая восторги экзальтированных особо, пропускайте мимо глаз и ушей.
А чтобы получить больше советов о том, про что и как писать, смотрите мастер-класс Донцовой «Коммерческий успех писателя».
Источники:
http://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/kak-napisat-rasskaz.html
http://skarb-papcha.ru/ru/chitalnyj-zal/masterskaya-teksta/6075-kak-pravilno-nachat-rasskaz.html
http://dreamclass.ru/blog/kak-napisat-rasskaz-idiei-plan-i-podskazki-v-pomoshch-novichkam/