1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делали дороги в Древнем Риме

Построенные на века: секрет, который позволил римским дорогам пережить тысячелетия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дороги всех видов

Было подсчитано, что сеть римских дорог покрывала общее расстояние более 400 000 км, при этом около 120 000 км были «дорогами общего пользования». Они простирались по всей обширной Римской империи от Великобритании на севере до Марокко на юге, от Португалии на западе до Ирака на Востоке, позволяя быстро перемещать воинов и товары из одной части империи в другую.

Римляне классифицировали свои дороги по нескольким типам. Наиболее важными из них являлись viae publicae (дороги общего пользования ), за которыми следовали viae militares (военные дороги), actus (местные дороги) и, наконец, privatae (частные дороги). Первые из них были самыми широкими и доходили в ширину до 12 метров. Военные дороги поддерживались сугубо армией, а частные дороги строились индивидуальными землевладельцами.

Строительство дорог

Что интересно, римляне не стоили везде одинаковые дороги, «как под копирку». Их конструкция варьировалась в зависимости от рельефа местности и строительных материалов, которые были доступны в данном районе. Например, для постройки дорог по заболоченной местности и на холмах использовались совершенно разные технологии. Тем не менее, существовали определенные стандартные правила, которые соблюдались при строительстве дорог.

Римские дороги состояли из трех слоев. Самый нижний слой, фундамент часто состоял из камней или земли. Также для формирования этого слоя использовали грубый гравий, колотый кирпич, глинистый материал и даже сваи из дерева (когда дороги строили над болотистой местностью). Следующий средний слой состоял из более мягких материалов, таких как песок или мелкий гравий. Его иногда даже выкладывали несколькими последовательными слоями.

И, наконец, третий поверхностный слой делался из гравия, который иногда смешивали с известью. В «людных» местах ( к примеру, возле городов) дороги делали более впечатляющими — поверхностный слой часто выкладывали из каменных блоков (причем, камень использовали тот, который был доступен в текущей местности — блоки делали из вулканического туфа, известняка, базальта и т.д.) или брусчатки.

Что примечательно, дороги были не идеально ровными — центр был выше, чем края. Сделано это было специально, чтобы дождевая вода стекала с поверхности дорог в дренажные канавы. Эти канавы также частично служили для защиты путешественников в неспокойных районах, где возле дороги могли делать засады.

Роль дорог в торговле и культурном обмене

Не преувеличением будет сказать, что дороги сыграли решающую роль в Римской империи. Во-первых, они предоставили возможность быстрого перемещения людей и товаров по всей империи. Например, в 9 г. до н.э., используя эти дороги, будущий император Тиберий смог проехать почти 350 км всего за сутки, спеша к своему умирающему брату Друзу. Это также означало, что римские войска могли быть быстро развернуты в различных частях империи в случае возникновения чрезвычайной ситуации, то есть в случае внутренних восстаний или внешних угроз. Помимо того, что существующая сеть дорог позволяла римской армии перехитрить своих врагов, она также снижала необходимость в больших и дорогостоящих гарнизонах по всей империи.

Читать еще:  Сколько существует стилей рисования

Помимо военных целей, дороги, построенные римлянами, также позволяли развивать торговлю и культурный обмен. К примеру, «Новая Траянова дорога» была построена на древнем торговом пути, который связывал Египет и Сирию, и она служила для торговли и во время римского периода. Еще одним из факторов, который способствовал развитию торговли, было то, что такие дороги патрулировались римской армией, а это означало, что торговцы были защищены от бандитов и разбойников. И, наконец, у дорог в римском мире была еще одна функция — идеологическая. Любой, кто видел подобное «древнее шоссе», знал, что это место уже было завоевано Римской империей.

Стоит отметить, что сегодня появляются новейшие технологии, благодаря которым 50 метров этой дороги можно проложить всего за 6 минут по любому бездорожью .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В чем секрет долговечности римских дорог?

О римских дорогах известно всем, многие из них сохранились до наших дней, причём и сейчас они используются по назначению. Дворцы и стадионы римских времён могут лежать в руинах или вовсе исчезнуть, но дороги, построенные римлянами, остаются и сохраняют своё значение. В чём же секрет такой удивительной долговечности?

Начать следует с того, что сами римляне очень рано поняли важность и ценность хороших дорог для войны и торговли. Первая мощёная дорога была построена ими в IV веке до н.э., она связала Рим с Капуей. Её прозвали Аппиевой, она дожила до наших дней. Длина этой дороги составила 200 км и на то, чтобы замостить её камнями, ушёл практически весь римский бюджет. Чтобы пойти на такие траты, римские власти должны были быть абсолютно уверены в их необходимости. Поскольку дороги после этого продолжили строить, такая уверенность у римлян была и сохранялась, пока существовала римская держава.

Мало знать о необходимости хороших дорог, нужно ещё уметь их строить. Должны быть подготовленные кадры землемеров, инженеров-дорожников, строителей. Нужна квалифицированная рабочая сила — не только землекопы и носильщики, но и каменотёсы для обработки камней, которыми дорогу замостят. Нужны умелые строители мостов и придорожных зданий, таких как почтовые станции, постоялые дворы, дорожные указатели (сделанные из камня, некоторые из них тоже сохранились по сию пору). Нужно знать, как пролагать дорогу через холмы и болотистую местность. Нужно уметь прорубать тоннели в горах. Сами дороги следует делать выпуклыми в плане и с дренажными канавами по краям, чтобы дождевая вода стекала и не портила дорожное полотно. Таких нюансов при строительстве действительно удобной и прочной дороги следует учесть множество. И римляне всё это умели.

Но даже если всё это знать и уметь, где гарантия, что жадный подрядчик не сэкономит на материале или на самих дорожных работах, и будет следовать строительным нормам на всём протяжении строящегося пути? Строительством первой дороги руководил лично цензор Аппий Клавдий Цека, потому её и называли Аппиевой. В дальнейшем самые важные из них, называемые «Viae publicae», то есть общественные дороги, строились под руководством высших должностных лиц. Их так и называли — преторианские и консульские дороги, и официальное название такая дорога получала по имени человека, отвечавшего за её строительство. Например, Агриппиева дорога, в честь Марка Випсания Агриппы. В дальнейшем за состояние дороги отвечал специально назначенный чиновник, «curator viarum» — дорожный смотритель.

Читать еще:  Как наладить контакт с ребенком

Кроме личной ответственности руководителя строительства, был ещё фактор престижа римской цивилизации. Дороги строились римлянами и в покорённых землях, заселённых варварами. Местные жители в новых римских провинциях должны были на примере широких, удобных и долговечных римских дорог, которые они видели каждый день и по которым ходили и ездили, убедиться в превосходстве римской цивилизации. И римляне не жалели для этого труда и времени. Эгнатиева дорога, одна из самых длинных, проходит по территориям современных Македонии, Турции и Албании. Её длина порядка 800 км, а строили её 99 лет. При этом постоянно воюя с недружественными местными племенами.

Последний важный фактор, влияющий на дорожное строительство, это наличие дешёвой и притом достаточно квалифицированной рабочей силы. А также финансов для оплаты как дорожных работ, так и материала для них. Рабочей силы в Риме хватало, кроме рабов, было множество свободных мастеровых и нищих пролетариев, готовых трудиться за гроши. Кроме того, дороги строили и легионеры, в местах дислокации римских легионов.

В период расцвета Рима, средств у него было более чем достаточно, а на дороги римляне денег не жалели никогда. К пятому веку нашей эры, общая протяжённость римских дорог составляла до 200 тысяч километров. По некоторым из них можно пройтись и сегодня.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Как римские дороги смогли просуществовать до наших дней?

Римские дороги — самое яркое свидетельство мощи и величия Римской Империи. Уже в пятом веке до нашей эры существовали стандарты, регламентирующие не только ширину, но и устройство дорожного покрытия. Эти стандарты считались настолько необходимыми для самого существования Рима как единого целого, что входили в самые важные для Рима “Законы двенадцати таблиц”.

В Древнем Риме всё было упорядочено, дороги не стали исключением. Юридически, дороги делились на три типа: общественные (шириной от 6 до 12 метров), частные (от 2.5 до 4 метров) и просёлочные. За состоянием общественных дорог следил специальный смотритель, “curator viarum”.

Строительство дорог, как и сейчас, начиналось с планирования и разметки. Римляне старались провести дороги как можно прямее, и с широкими поворотами. На строительстве дорог часто использовались легионеры. Почему? Во-первых, армия уже тогда была бесплатной рабочей силой. А во вторых и главных – римские легионеры хорошо умели строить дороги, поскольку занимались этим постоянно. Дороги и мосты римские легионы строили даже на враждебной местности, чтобы обеспечить возможность быстро доставлять припасы и маневрировать силами на театре военных действий.

Читать еще:  Почему нельзя трясти ребёнка

Строительство начиналось с того, что на месте будущей дороги выкапывалось углублённое ложе. Если того требовала местность, на той же глубине копали водоотводы, чтобы дожди и грунтовые воды не размывали основание дороги. После этого последовательно укладывали слои из материалов, взятых как правило в той же местности. Нижний слой – крупные каменные блоки. Они засыпались гравием или каменной крошкой. Затем слой песка или грунта с мелкими камнями, он плотно утрамбовывался. Сверху дорогу мостили, а по бокам обязательно оставляли дренажные канавы. Кроме того, края дороги обкладывались бордюрным камнем.

Многослойная структура дорожного покрытия защищала её от разрушений из-за перепада температур, а продуманная система водоотвода – от размывания. Кроме того, дороги обычно строились не на одном уровне с грунтом, а на возвышении порядка полуметра, что вместе со слегка покатым к краям профилем, обеспечивало стекание воды с дорожного полотна.

Сеть отличных дорог способствовала не только быстрому перемещению по ним легионов, но и торговле. Повозки с товарами могли пересекать всю территорию Римской Империи по качественным широким дорогам, что было весьма удобно. Также развитая сеть курьерской связи с почтовыми станциями, размещаемыми через каждые 10-15 километров, позволяла передавать срочные сообщения со скоростью до 80 километров в сутки. Вдоль дорог устанавливались мильные камни, с указанием расстояний до ближайшего населённого пункта, а также всяческие культовые сооружения и памятные знаки, например в честь какой-нибудь известной победы римской армии в битве, произошедшей поблизости.

Римские дороги не только сохранились до наших дней, но и активно использовались для перевозок все прошедшие века и тысячелетия. Причина проста – многие города и прочие населённые пункты в Европе не меняли своё местоположение со времён основания, а основаны они были именно во времена Древнего Рима. Лондон некогда назывался Лондиниум, он основан в 43-м году нашей эры. Париж некогда был Лютецией, изначально это кельтское поселение, которое римляне уничтожили, а на его месте возвели собственный город, названный ими Паризия, в честь местного племени кельтов — паризиев. Или, например, Женева, изначально кельтское поселение Генава, захваченное римлянами в 120-м году до нашей эры и перестроенное ими для римских поселенцев. Не говоря уже о самой Италии, а также юге Франции, где подобных городов, а значит и дорог римских времён, соединяющих их, множество.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Источники:

http://novate.ru/blogs/130217/40058/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c02db55e79aa203d9ec70a8/5d001d3428f8b800adee8b14
http://zen.yandex.ru/media/id/5c02db55e79aa203d9ec70a8/5cc77ef2eb28ac00aea471f4

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector