5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как бороться с детскими страхами

Как бороться с детскими страхами. Советы психолога

Детские страхи — нормальный показатель психического развития. В них проявляется функция охраны, ведь страх оберегает и защищает малыша от риска. Да, от страха избавляться надо, но только тогда, когда он начинает мешать познавать окружающий мир, становится навязчивым, не дает спать. В младшем дошкольном возрасте страхи обусловлены эмоциями, носят переходящий, возрастной характер, в таком возрасте их можно победить.

Нормы возникновения страхов

Избавлять ребенка от возрастных страхов не стоит, они проявляются не интенсивно. Необходимо предоставить ему возможность преодолеть пугающие ситуации самостоятельно.

Родители должны смотреть на мир с оптимизмом, не передавать детям свои страхи, беспокойства переживания. Ребенок в процессе ознакомления с окружающим миром, учится от родителей эмоционально реагировать на те или иные ситуации и на объекты природы. Если мама боится собак, то и ребенок будет их бояться, реагируя испугом.

Важно научить ребенка испытывать отрицательные и положительные эмоции. Но в процессе игры и общения должны преобладать положительные эмоции. Можно поиграть в страхи, например, сразиться с лесным чудовищем, ребенок, несомненно, получит огромное удовольствие, победив его.

Все надо объяснять

Если вдруг ребенок резко испугался звука, необходимо сразу объяснить понятными и простыми словами, откуда появился этот звук, степень его опасности: «Дядя постучит и перестанет», «Труба немного погудит и прекратит».

С младшими школьниками общение проходит с научной точки зрения. Детям лучше сразу правильно объяснять, почему гремит гром, сверкает молния. А если родители проведут заранее познавательные знания, то и ребенок на эти явления природы не будет реагировать.

Основные правила, как отучить ребенка бояться

Если в семье растет боязливый малыш, не стоит самим создавать почву для появления страхов. В семье не должно быть ссор, скандалов и криков. Малыша стоит чаще брать на руки, говорить теплые и ласковые слова. Спокойная обстановка в доме и телесный контакт, снижают тревогу у ребенка.

Как только один из родителей заметил, что ребенок чего-то боится, следует немного понаблюдать за поведением и постараться поговорить на эту тему. Не стоит упрекать его. Фразы: «Не стыдно тебе бояться этого» или «Ты взрослый мальчик и боишься?», необходимо исключить. Эти и другие фразу ни за что не убедят ребенка не бояться этой ситуации, зато подорвут доверие к родителю и ребенок может замкнуться. Ко всем переживаниям, страданиям и тревогам необходимо отнестись серьезно и с уважением.

Ребенка надо потихонечку приучать к причине страха. Если страх — собака, не надо просить ее погладить и прикоснуться к ней. Лучше сводить ребенка в зоомагазин, позволить на расстоянии понаблюдать за разными животными, в том числе и за щенками. Это позволит постепенно привыкнуть к ним.

Можно предложить ребенку нарисовать свой страх или причину его. А мама или папа в свою очередь должны зарисовать это «чудище». Хотя можно ребенку намекнуть, что его «чудище» болеет и хочет кушать, ему одиноко. Ребенок должен почувствовать жалость к мнимому страху на бумаге, подружиться с ним, заботиться. Именно такое воссоединение со страхом и есть победа над ним.

Родители должны подбадривать своего малыша, не давить на него, а лишний раз подчеркивать достоинства и сильные стороны. Многие родители пытаются стимулировать своих детей опасными фразами: «Ты мямлик или кто?», или «Ты что девочка — нытик?». Все это может привести лишь к тому, уверенные и бесстрашные дети начнут тщательно скрывать свои страхи, которые постепенно перерастут в тяжелые фобии.

Как бороться с детскими страхами. Советы психолога

С чего начать

Надо понимать, что если страх сильный и сохраняется продолжительное время, то это, скорее всего, не просто страх, а вершина айсберга какой-то эмоциональной трудности ребёнка. Какой именно — разобраться сразу даже специалисту бывает непросто. Поэтому хорошо бы внимательно и аккуратно обращаться с той информацией, которую предоставляет ребёнок, а не отмахиваться словами «ничего страшного, само пройдет» или «перерастёт».

  • Страхи бывают нормативные, то есть соответствующие определённому возрасту ребёнка. Их действительно перерастают, когда дозревают соответствующие психические процессы. Дети начинают сами понимать такие страхи и справляться с соответствующими эмоциями.
  • Бывают страхи по возрасту, но количество их зашкаливает. С таким багажом маленькому человеку жить непросто, поэтому не удивляйтесь, если ребёнок просыпается ночью в ужасе и бежит к вам в постель.
Читать еще:  Можно ли купаться после Крещения

Подробнее о причинах страхов и их нормативном количестве в каждом возрасте можно узнать из книги А. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей». Если вы хотите на какое-то время стать психотерапевтом своему ребёнку, имеет смысл эту книгу прочитать — она очень толковая, написана простым языком, содержит методику работы со страхами и полезные рекомендации.

Чек-лист для поэтапной коррекции страхов

Начинать нужно с искоренения представления (если оно, конечно, у вас есть) о том, что чем меньше говоришь о травмирующей ситуации или страхах с ребёнком, тем ему будет легче и он скорее все забудет. Это не так. Так вы скорее вырастите невротика, обуреваемого кошмарами.

Если вы не разговариваете с сыном или дочерью о том, что их тревожит, чего они боятся, то вместо облегчения происходит усиление симптомов, потому что дети остаются один на один со своими тревогами. Поэтому внимательно выслушивайте ребёнка, если он говорит о том, чего боится, переспрашивайте, задавайте уточняющие вопросы: «А какое привидение тебе снится? Оно большое? Как оно выглядит? У него цветная одежда или однотонная? Что делаешь ты в этом сне?» и тому подобные.

2 этап. Не отрицайте

Ни в коем случае не начинайте убеждать ребёнка, что всего этого не существует, не смейтесь над тем, что он вам рассказывает. Поставьте себя на его место: представьте на минутку, что у вас в шкафу кто-то живёт, вы слышите его и даже иногда видите. Но все вокруг отрицают это и подсмеиваются над вами. Чувствуете, как становится ещё страшнее? То-то же!

Предложите ребёнку нарисовать страх (или сон, если речь идёт о нём). Не вмешивайтесь в творчество, не критикуйте, не подсказывайте. Поддерживайте простыми словами «ого!», «вот это да!», «ну надо же!» «как интересно!», проявляйте заинтересованность, включитесь в процесс. Рисование — это один из этапов работы со страхами.

4 этап. Рисуйте «безопасные» рисунки

Предложите ребёнку подрисовать что-то изображению, что-нибудь добавить в рисунок, чтобы стало не так страшно. Например, привидение можно украсить бантиками, а страшного волка посадить на цепь или в клетку. Обычно дети с этим неплохо справляются.

Будьте на одной эмоциональной волне с ребёнком: смейтесь, если он смеется, хмурьтесь, если он серьёзен и угрюм

Это поможет ему почувствовать себя в безопасности рядом с вами.

5 этап. Уничтожайте страхи

Спросите у ребёнка, что он хочет сделать с этим рисунком: разорвать, скомкать и выкинуть и т. д. В моей практике были дети, которые просили помочь сжечь эти рисунки и даже закопать во дворе. Некоторые просили меня запереть эти образы в ящике моего стола, после чего с облегчением уходили с родителями домой.

Альтернатива рисованию страхов

Неплохо работает метод рассказывания историй. Почитайте в интернете про методику Р. Гарднера или поищите статьи по запросу «Методики рассказывания историй с детьми».

Рассказывание историй — эффективный метод при проработке не только страхов, но и других трудностей. Кроме того, этот метод показывает ребёнку, что у него есть поддержка в вашем лице.

Можно сочинять рассказы на острые для ребёнка темы, добавляя предложения по очереди или целыми смысловыми частями. Кстати, этим можно заниматься в дороге: в машине, на прогулке или по пути из детского сада, школы, магазина.

Со страхами у детей хорошо работает метод сказкотерапии. Если вы хотите попробовать себя в роли не просто рассказчика, а сказочника-целителя, возьмите себе в помощники книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», автор — психолог Д. Бретт (Австралия). На мой взгляд, эту книжку должен прочитать каждый заботливый родитель — в ней есть примеры, рецепты и рекомендации, что говорить ребёнку, который попал в трудную ситуацию.

Читать еще:  Какой характер у шотландской вислоухой

3. Ролевые игры

  • Попробуйте разыгрывать сценки на столе или на полу, используя небольшие игрушки. Конечно, это должны быть истории про то, чего ребёнок боится, ведь именно с этим страхом мы решили работать. Можно иногда помогать ребёнку, показывая те модели поведения, которые будут эффективными, чтобы победить страх.
  • Дети любят ролевые игры, а значит, можно разыграть живую сценку (не игрушками), где ребёнок выступает в роли своего пугающего персонажа, а вы — тот, кто боится. Бойтесь натурально — обычно это очень поддерживает и заводит детей!
  • И последний, самый важный этап (этот способ хорошо описан в книге А. Захарова, о которой я писала выше) — вы играете роль страха, а ребёнок сражается и побеждает вас. В этом месте будьте готовы к тому, что ребёнок может вас кусать и бить совсем не по-детски. Не ругайте его за это и не ограничивайте, ведь сила выражения эмоций часто зависит от того, как долго человек в себе копил и носил всё это.

Если вам хватило терпения и вы планомерно следовали инструкциям, не отчаиваясь по дороге, то:

  • ваш ребёнок освободится от страха и мешающих развитию сильных эмоций,
  • вы получите уверенность в том, что в любой момент сможете поддержать своего отпрыска и помочь ему справиться с трудностями.

Если вы уже помогали детям справляться со страхами, поделитесь в комментариях своими находками и методами, которые работали в вашем случае.

Рекомендованная литература для родителей по теме борьбы с детскими страхами:

  1. А. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»;
  2. Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»;
  3. Р. Гарднер, Методика сочинения историй.

Детские страхи

Есть у Высоцкого песенка про нечистую силу. Там Соловей-разбойник с вампиром устроили «буйный пир», на котором «пили зелье в черепах». Все куплеты заканчиваются присказкой: «Стра-а-ашно, аж жуть!»

Конечно, страшно. Особенно если живо представить себе «зелье в черепах». Дети это умеют. Поэтому часто начинают боятся чего-то, а мы и не понимаем: с какого перепуга? Вот давайте и разберемся с какого. Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза. Поможет нам в этом семейный и детский психолог Татьяна СЕМЕНКО.

Как бороться с детскими страхами

1. Страх непонятных персонажей

– Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов – тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?

– Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку. И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!

Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо. подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.

Пример из практики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него – целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода.

Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» – спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». – «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит. У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.

Читать еще:  Нужно ли стирать новую одежду

2. Страх темноты

– Очень распространенный страх. Но откуда он берется?

– Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти – скажем, в кино – и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом – например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота – это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.

Как бороться. Играйте в темноте – в жмурки, в поиски клада с фонариком, – чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!

3. Ночные кошмары

– В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?

– Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок. » Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый. Другая причина – пережитые травмирующие ситуации – то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает.

Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет – поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.

4. Страх, навеянный действительностью

– Маленькая дочка моего коллеги как-то увидела по телевизору Ника Вуйчича, австралийского инвалида без рук и ног, который ездит по миру с лекциями о том, как прекрасна жизнь. И с тех пор ребенок стал бояться всех инвалидов на улице.

– Возможно, девочка воспринимает инвалидов как существ другой породы, неизвестной и опасной. А еще за этим страхом может скрываться боязнь самой стать беспомощным человеком, перестать быть нужной родителям.

Как бороться. На примере того же Вуйчича надо объяснить, что человек бывает не настолько ограничен, как может показаться. И что, возможно, он живет полноценнее, насыщеннее некоторых, у кого все органы на месте. Если причина в том, что ребенок сам боится стать инвалидом, что его бросят, родителям надо подчеркивать: мы будем любить тебя при любых обстоятельствах, просто за то, что ты есть.

5. Страх смерти

– Почему вдруг ребенок начинает бояться кукол или мертвых животных на улице?

– Сначала о мертвых животных: так может проявляться страх смерти.

Как бороться. Надо сделать так, чтобы этот страх, раз уж его все равно не избежать, был минимальным. Ни в коем случае не говорить: «Мы все умрем, поэтому отстань!» Надо учить ребенка переключаться: да, смерти не избежать, но посмотри, сколько всего хорошего в жизни. Когда мой сын видел такое и пугался, я переключала внимание на живых животных. Еще сказкотерапию можно попробовать: что жизнь не прекращается, а переходит в другую форму. Русалочка же не умерла, она стала дочерью воздуха. Какая-то капелька, упав с неба, перестает быть капелькой, но проникает в растение. Показать цикличность существования, которая отрицает конечность бытия.

Теперь о куклах. Ребенку в кукле может видеться какой-то воображаемый монстр. Тут я советую использовать защитные ритуалы (см. «Возьми на заметку»).

Важно! Но, возможно, причина страхов – в расстройствах психики, это неврозы и прочее. Тут – только к психиатрам.

Источники:

http://www.doctorfm.ru/psihologiya-i-razvitie/kak-borotsya-s-detskimi-strahami-sovety-psihologa
http://www.b17.ru/article/larisa-milova-pro-detskie-strahi/
http://www.kp.ru/putevoditel/sovety-dlya-roditelej/detskie-strakhi/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: