2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иван Грозный Романов или Рюрикович

Происхождение династии Романовых и ее путь к русскому престолу (XIV — XVII вв.) (Часть 1)

От последних представителей императорской фамилии (от Александра I до Николая II) переместимся на пять-шесть веков назад и попытаемся проследить путь династии Романовых к русскому престолу. Этот путь охватывает три века русской истории с XIV по XVII. Продолжение поста о родственных связях императорской фамилии в 1801-1917 гг. будет в ближайшее время.

Происхождение и возвышение рода Романовых (XIV — XVI вв.)

Для начала попробуем разобраться с предками рода Романовых. По семейному преданию, предки будущего влиятельного боярского рода, а затем царской и императорской династии вышли из «Прус» (т.е. из Пруссии) и стали служить великому князю владимирскому и московскому Ивану Калите (1328-1340), внуку Александра Невского, сыну первого наследственного московского князя Даниила Александровича. Первым исторически достоверным предком рода Романовых был боярин Ивана Калиты и его старшего сына Семена Гордого (1340-1353) Андрей Иванович Кобыла (ум. после 1347). Ниже приведен фрагмент Лицевого летописного свода XVI в., составленного при Иване Грозном, который иллюстрирует событие великокняжеской свадьбы, к которому оказался причастен предок рода Романовых. Достоверное изображение Андрея Кобылы, вероятно, до нашего времени не дошло.

Свадьба великого князя Семена Гордого и тверской княжны Марии,

за которой был послан боярин Андрей Кобыла

(фрагмент Лицевого летописного свода XVI в.)

Об Андрее Кобыле известно немного. В летописи он упоминается только в 1347 г., когда великий князь Семен Гордый отправил его в Тверь за своей невестой и будущей третьей женой княжной Марией Александровной, дочерью великого князя тверского Александра Михайловича, который погиб в Орде, став жертвой противостояния Москвы и Твери.

Происхождение Андрея Кобылы также остается дискуссионным вопросом в исторической литературе. Конечно, легенда о прусском происхождении предка рода Романовых составлена уже намного позже, тем более, что в XVII в. многие боярские и дворянские знатные роды в своих родословных намекали на европейское происхождение своих родоначальников, что было зафиксировано при составлении Бархатной книги (общей родословной наиболее знатных боярских и дворянских родов Московского государства). В XVIII в. первый герольдмейстер Российской империи Степан Андреевич Колычев в родословной своей семьи, которая также происходила от Андрея Кобылы, привел развитие прусской легенды о происхождении своего предка. Согласно этому преданию, некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок короля пруссов Видевута, спасаясь от нарастающего давления со стороны Тевтонского ордена, выехал в Северо-Восточную Русь со своим сыном и многими людьми к великому князю владимирскому и одно время новгородскому князю Александру Невскому. Здесь он перешел в православие под именем Ивана Камбилы, а его сын Андрей получил прозвище Кобыла, что объяснялось ошибкой писца. На несостоятельность легенды о прусском происхождении Андрея Кобылы указывал еще немецкий историк Август Шлецер, много лет живший в России и считающийся одним из создателей «норманнской теории». Тем не менее она была зафиксирована в «Русском Гербовнике», изданном в 1797 г.

На гербах знатных родов, происходивших от Андрея Кобылы

(Шереметевых, Колычевых, Коновницыных и др.), изображена корона с двумя крестами — традиционная эмблема Данцига (современного Гданьска в Польше) в «земле Прус»

Существовала также в XVI в. версия князя Андрея Курбского о происхождении рода Шереметевых (также потомков Андрея Кобылы) от «князей решских», однако здесь неясно кого князь Курбский имел ввиду. Ряд более поздних историков уже XIX в. (П.Н. Петров, Н.П. Павлов-Сильванский) также сомневались в достоверности происхождения Андрея Кобылы от пруссов и считали, что Андрей Кобыла мог происходить из Прусского «конца» Новгорода.

Эту версию поддержали крупные советские историки (С.Б. Веселовский и А.А. Зимин). В 1995 г. современный российский исследователь С.В. Конев опубликовал «Ростовский синодик», в котором упоминаются имена и прозвища многих московских бояр, в том числе и предок рода Романовых Андрей Александрович Кобыла. Другой российский историк А.В. Кузьмин пришел к выводу, что отчество предка рода Романовых в родословной было указано неправильно, а Андрей Кобыла, возможно, происходил из Костромской земли. По его предположению, Андрей Кобыла мог быть сыном костромского боярина Александра Кобылы, убитого в 1304 г. Свою точку зрения А.В. Кузьмин подкрепил тем фактом, что потомки Андрея Кобылы (в частности, Романовы) имели под Костромой земельные владения.

У Андрея Кобылы, по родословной, было пятеро сыновей, от которых, кроме Романовых, произошли и многие другие боярские и дворянские роды: Семен Жеребец — родоначальник дворянских родов Лодыгиных, Коновницыных (впоследствии графов), Горбуновых, Кокоревых и Образцовых, Александр Ёлка — родоначальник дворянских и боярских родов Колычевых, Хлуденевых, Стербеевых и Неплюевых, Гаврила — родоначальник дворянского рода Боборыкиных, Федор Кошка — непосредственный родоначальник боярских и дворянских родов Романовых, Шереметевых, Яковлевых (его потомком был и А.И. Герцен), Голтяевых и Беззубцевых, Василий Ивантей или Вантей, по родословной, был бездетным.

Нас, в первую очередь, будут интересовать потомки Федора Кошки, поскольку один из них, Михаил Федорович Романов, впоследствии стал русским царем. Потомки Федора Кошки стали именоваться Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина (ум. 1461), который был боярином великого князя Василия II Темного (1425-1462) и сыграл видную роль в его победе в феодальной войне с галицкими князьями, стали именоваться Кошкиными-Захарьиными, а внуки — просто Захарьиными, От сына Захария Ивановича Юрия Захарьевича Кошкина пошел род Захарьиных-Юрьевых, а от его брата Якова — Захарьиных-Яковлевых. Все потомки Федора Кошки принадлежали к числу родовитых московских бояр и занимали видные позиции при московском великокняжеском дворе от времен Ивана Калиты до времен Ивана IV Грозного (1533-1584), т.е. на протяжении XIV — XVI вв.

Однако настоящее возвышение потомков Федора Кошки произошло в XVI в. Дед первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича боярин Никита Романович Захарьин (ок. 1522-1585) женился на дочери потомка суздальско-нижегородской ветви династии Рюриковичей князя Александра Борисовича Горбатого-Шуйского Евдокии, что позволило впоследствии роду Романовых производить свою родословную от Рюриковичей. Сестра Никиты Захарьина Анастасия Романовна (ок. 1530-1560) в 1547 г. стала первой женой Ивана Грозного, что позволило роду Захарьиных (позднее Романовых) войти в ближнее окружение царя и оказывать большое влияние на государственные дела. У Ивана Грозного и царицы Анастасии родилось три сына: Дмитрий (не путать с угличским царевичем), который умер в малолетнем возрасте, Иван (1554-1581), по одной из версий убитый своим отцом в припадке необузданного гнева, и Федор (1557-1598), который был «блаженным» или слабоумным и неспособным к государственным делам. После бездетной смерти Федора Ивановича в 1598 г. династия московских Рюриковичей пресеклась. Чтобы не запутать читателей, привожу генеалогическую схему последних Рюриковичей, первых Романовых и Годуновых. К сожалению, полную схему потомков Андрея Кобылы с 1347 по 1613 гг., т.е. до момента воцарения Романовых здесь я привести не смогу. Однако могу порекомендовать книгу «Дом Романовых» (СПб., 1992) с превосходными иллюстрациями и генеалогическими таблицами. Могут быть разночтения в датах между текстом поста и схемой, поскольку даты некоторых событий вызывают споры в литературе.

Боярин Никита Романович Захарьин, дед

царя Михаила Федоровича Романова, брат первой

жены Ивана Грозного царицы Анастасии

Боярин Никита Романович Захарьин, по одной из версий в исторической литературе, после смерти Ивана Грозного 18 марта 1584 г. стал одним из членов регентского совета при новом царе Федоре Ивановиче (1584-1598) (другими членами были князья Шуйские и Федор Мстиславский, Богдан Бельский и царский шурин Борис Годунов), однако в 1585 г. он внезапно умер (по слухам отравленный Борисом Годуновым). Вскоре Борис Годунов стал единоличным правителем Московского государства и сумел избавиться от других членов регентского совета. В 1591 г. в Угличе погиб при до сих пор невыясненных обстоятельствах царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного и его последней жены царицы Марии Нагой), 7 января 1598 г. умер Федор Иванович, последний представитель московской линии Рюриковичей. Наследников он не оставил, брак с царицей Ириной, сестрой Бориса Годунова был бездетным.

Читать еще:  Почему зрачки разного размера

В это время боярский род Романовых окончательно получил фамилию, с которой он позднее вошел в русскую историю как царская, а затем императорская династия. Первым фамилию Романов стал носить отец царя Михаила Федоровича боярин Федор Никитич Романов (1554-1633) (впоследствии патриарх Филарет и соправитель своего сына). Эту фамилию он принял по имени своего деда Романа Юрьевича Захарьина (тестя Ивана Грозного), как часто было в то время, когда в рамках одного рода дети или внуки принимали фамилию по имени отца или деда, чтобы точнее обозначить свое родство.

После смерти Федора Ивановича, который приходился ему двоюродным братом, Федор Никитич, как и князья Шуйские и Мстиславские (дальние родственники московских Рюриковичей) рассматривался как один из весомых претендентов на престол. Однако, применив испытанные приемы придворной борьбы и умело проведя первую в истории России избирательную кампанию, Борис Годунов смог добиться своего избрания на царство на Земском соборе 1598 г., что для Романовых послужило предзнаменованием грядущей опалы, поскольку царь Борис рассматривал этот влиятельный и могущественный боярский род как серьезных соперников своей династии, которую он собирался утвердить на русском престоле.

Федор Никитич Романов (патриарх Филарет),

отец царя Михаила Федоровича

О том, как развивались события дальше, будет рассказано в продолжении поста, которое появится в ближайшее время.

Последний из рода Рюриковичей: Негрозный сын грозного отца

17 января 1598 года в Москве скончался последний государь из рода Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович. Династия Рюриковичей сыграла величайшую роль в истории России

17 января 1598 года в Москве скончался последний государь из рода Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович. Династия Рюриковичей сыграла величайшую роль в истории России

Дом Рюриковичей получил историческое задание, историческое предназначение — создать Русское государство. Он с этой задачей справился: преодолел феодальную раздробленность, сформулировал доктрину Москвы как Третьего Рима, основал Самодержавное царство

— так пишет об исторической миссии Рюриковичей Л. П. Решетников. Он напомнил, что

это было Божье задание, так его понимали Рюриковичи, и они его выполнили. Царь Иоанн Васильевич Грозный, эта грандиозная личность, уже предчувствовал, можно сказать, прозревал новое задание, ещё полностью не осмысленное, но уже беспокоившее его ум и сердце. В определённом смысле Иоанн Грозный опережал свое время, опережал своих современников, прежде всего элиту Московского царства. Элита, добившись закрепления своего положения, улучшения материальной его стороны, постепенно втянулась в решение задач другого уровня — обеспечение личного благосостояния, личных амбиций. Это плохо сочеталось с идеалами Святой Руси, со служением Богу. Апостасийные тенденции всё более охватывали правящий класс, проникая оттуда в народ, соблазняя и развращая его. Маловерие, а иногда отход от Бога привели к потере понимания исторических задач, исторической миссии, Божьей Воли о России. Трагедия Иоанна Грозного заключалась в том, что он видел продолжение развития исторической миссии России, но повести за собой правящий класс не мог, так как тот эту миссию выполнять не хотел, замкнувшись на своих узкоэгоистических интересах.

Напомним, что Иоанн Грозный скончался 18 (28) марта 1584 года. Его наследием стали не только великие победы, но и великие неудачи: Ливонская война была фактически проиграна, Ям, Копорье и Ивангород переходили к Швеции вместе с прилегающей к ним территорией южного побережья Финского залива, страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. В Москве боярская элита не чувствовала себя в безопасности. От царского гнева никто из её представителей не был застрахован. В таких условиях скончался Царь Иоанн Грозный, и на престол вступил Царь Феодор Иоаннович, который коренным образом отличался от своего отца.

Историк С. М. Соловьев описывал распорядок дня Царя Феодора:

Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. После этого Царь посылает к Царице спросить, хорошо ли она почивала? И чрез несколько времени сам идёт здороваться с нею в средней комнате, находящейся между его и её покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутрени, продолжающейся около часу. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей.

На основе таких данных делался абсолютно ложный вывод о чуть ли не «слабоумии» Царя Феодора Иоанновича. Но вот что писал о нём публицист XVII века Ивана Тимофеева:

Своими молитвами Царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами. Монашество, соединённое с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей жизни одно имеет значение не меньше другого, являясь нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то, и другое было, видимо, только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нём царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах.

У нас часто любят утверждать, что, дескать, русский народ любит и помнит жёстких, даже жестоких, правителей, а добрых и милостивых считает слабыми и презирает. Это идеология была внедрена в сознание нашего народа в безбожное советское время, когда под силой понималась жестокость, а под слабостью милосердие, когда человек воспринимался не как венец творения Божия, а как «винтик» «великой» государственной машины. Примеры Царя Феодора Иоанновича, на котором завершилась Династия Рюриковичей, и пример Императора Николая II, на котором завершилась Династия Романовых, полностью опровергает это представление.

Читать еще:  Как выбрать компьютерное кресло

Мы знаем, что отцом Царя Феодора был государь Иоанн Васильевич Грозный, действительно много сделавший для величия Российского царства. Однако прославлен в лике святых был не он, а его сын, «слабый» Феодор. Мы знаем, что отцом Императора Николая II был могучий государь Александр III. Но святым мучеником был прославлен его сын. Это свидетельствует о том, что совесть народная, хранительницей которой является Православная Церковь, всегда ставила духовный подвиг и духовное подвижничество выше земных добродетелей правителей. При этом, как правило, оказывалось, что так называемые слабые правители сделали для своего народа гораздо больше, чем «сильные». Те больше думали о государстве, «слабые» же — о Боге и людях. Однако и для государства Российского Царь Феодор Иоаннович сделал немало: Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590-1595 гг. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям.

В первые годы царствования блаженного Государя продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Сургут и Тары на реке Иртыш. В 1586 году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. У южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 году на Волге был основан острог Царицын. Летом 1590 года, исполняя именной указ Царя Феодора, самарский воевода князь Г. О. Засекин и служилый человек Ф. М. Туров совершили закладку города-крепости Саратова. В июне 1591 года была отбита у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска (хана Казы-Гирея) на Москву.

В 1586 году грузинский царь Александр обратился к Царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский Царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому Царю, был заключён, по всей видимости, в 1587 г. Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.

В период правления Царя Феодора Иоанновича хозяйственная жизнь страны постепенно пошла на подъём, удалось преодолеть тяжёлые последствия экономического кризиса 1570–80-х гг. и неудачной Ливонской войны.

Смерть Царя Феодора Иоанновича воспринималась современниками как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России:

Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Фёдор Иванович.

Как отмечает Д. М. Володихин:

Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царствовал благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Феодор Иванович. тихо и праведно, и милостивно, безмятежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором Царе в Руской земли, кроме Великого Князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче всея Руси.

По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении Царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его, по преданию, ощущалось благоухание в палатах Кремлёвских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин.

Память святого Царя Феодора Иоанновича совершается в день его преставления 7 (20) января и в неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Романовские истоки: все начиналось с кобылы.

400 лет назад в России воцарился первый правитель из рода Романовых – Михаил Федорович. Его восхождение на престол ознаменовало конец русской смуты, а его потомкам предстояло править государством еще три века, расширяя границы и укрепляя мощь страны, которая благодаря им стала империей. Мы вспоминаем эту дату с доцентом РГГУ, заведующим кафедрой вспомогательных исторических дисциплин, автором книг «Романовы. История династии», «Генеалогия Романовых. 1613—2001» и многих других Евгением Пчеловым.

— Евгений Владимирович, откуда пошел род Романовых?

— Романовы – старинный род московского боярства, истоки которого восходят к первой половине XIV в., когда жил самый ранний предок Романовых – Андрей Иванович Кобыла, служивший Семёну Гордому, старшему сыну Ивана Калиты. Таким образом, Романовы связаны с родом Великих Московских князей почти с самого начала этой династии, это, можно сказать, «коренной» род московской аристократии. Более ранние предки Романовых, до Андрея Кобылы, летописным источникам неизвестны. Уже много позже, в XVII – XVIII вв., когда Романовы находились у власти, возникла легенда об их иноземном происхождении, причём легенду эту создали не сами Романовы, а их однородцы, т.е. потомки родов, одного корня с Романовыми – Колычёвы, Шереметевы и др. По этой легенде предок Романовых якобы выехал на Русь «из Прус», т.е. из Прусской земли, населённой когда-то прусами – одним из балтских племён. Звали его якобы Гланда Камбила, а на Руси он стал Иваном Кобылой, отцом того самого Андрея, который известен при дворе Семёна Гордого. Понятно, что Гланда Камбила – абсолютно искусственное имя, искажённое от Ивана Кобылы. Такие легенды о выездах предков из других стран были обычным делом в среде русского дворянства. Конечно, никакого реального основания эта легенда под собой не имеет.

— Как же они стали Романовыми?

— Потомки внука Фёдора Кошки – Захария Ивановича, прозывались Захарьиными, его сын – Юрий, был отцом Романа Юрьевича Захарьина, а уже от имени Романа образовалась фамилия Романовы. По сути это всё были родовые прозвища, происходившие от отчеств и дедичеств. Так что фамилия Романовых имеет довольно традиционное для русских фамилий происхождение.

— Были ли Романовы в родстве с династией Рюриковичей?

— Они породнились с династиями тверских и серпуховских князей, а через ветвь серпуховских князей оказались в прямом родстве и с московскими Рюриковичами. Иван III был праправнуком Фёдора Кошки по матери, т.е. начиная с него московские Рюриковичи были потомками Андрея Кобылы, но потомки Кобылы, Романовы, не были потомками рода московских князей. В 1547 г . первый русский царь Иван Грозный женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, дочери Романа Юрьевича Захарьина, которого часто и неверно называют боярином, хотя он этого чина не имел. От брака с Анастасией Романовной у Ивана Грозного родилось несколько детей, в том числе царевич Иван, погибший в ссоре с отцом в 1581 г ., и Фёдор, ставший царём в 1584 г . Фёдор Иоаннович был последним из династии Московских царей – Рюриковичей. Его дядя Никита Романович, брат Анастасии, пользовался большой известностью при дворе Ивана Грозного, сын Никиты, Фёдор, стал потом московским патриархом Филаретом, а внук, Михаил – первым царём из новой династии, избранным на престол в 1613 г .

— Были ли иные претенденты на престол в 1613 году?

Читать еще:  Как разговаривать как мужчина

— Известно, что в том году, на Земском соборе, который должен был выбрать нового царя, звучали имена нескольких претендентов. Наиболее авторитетным боярином на тот момент был князь Фёдор Иванович Мстиславский, возглавлявший семибоярщину. Он приходился дальним потомком Ивану III через его дочь, т.е. являлся царским родственником. По свидетельствам источников, на престол претендовали также руководители земского ополчения князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (сильно истратившийся во время Земского собора) и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Были и другие заметные представители русской аристократии.

— Почему все же был избран Михаил Федорович?

— Конечно, Михаил Федорович был совсем юным человеком, им можно было бы управлять, и он стоял вне боровшихся за власть придворных группировок. Но главное – родственная связь Михаила Фёдоровича и Романовых с царём Фёдором Ивановичем, сыном Ивана Грозного. Фёдор Иванович воспринимался в тот момент как бы последним «законным» московским царём, последним представителем настоящего царского «корня». Его личность и время правления идеализировались, как всегда бывает после эпохи кровавых преступлений, а возвращение к прерванной традиции как бы восстанавливало те тихие и спокойные времена. Недаром земское ополчение чеканило монеты с именем Фёдора Ивановича, к тому времени уже 15 лет как умершего. Михаил Фёдорович был племянником царя Фёдора – он воспринимался как своего рода «реинкарнация» Фёдора, продолжение его эпохи. И хотя прямого родства с Рюриковичами у Романовых не было, большое значение имели как раз свойственные и родственные связи через браки. Прямые же потомки Рюриковичей, будь то князья Пожарские или князья Воротынские, не воспринимались как часть царского рода, а только как подданные царской династии, в своем статусе возвысившейся над своими однородцами. Именно поэтому Романовы и оказывались наиболее близкими родственниками последнего из московских Рюриковичей. Сам Михаил Фёдорович никакого участия в работе Земского собора не принимал и узнал о его решении, когда к нему приехало посольство с приглашением на трон. Нужно сказать, что и он и особенно его мать, инокиня Марфа, упорно отказывались от такой чести. Но потом, поддавшись на уговоры, всё-таки согласились. Так началось правление новой династии – Романовых.

— Кто сегодня наиболее известные представители Дома Романовых? Чем они занимаются?

— Сейчас род Романовых, будем говорить именно о роде, не очень многочисленен. Живы ещё представители поколения 1920-х гг., первого поколения Романовых, родившихся в эмиграции. Старейшими на сегодняшний день являются Николай Романович, живущий в Швейцарии, Андрей Андреевич, живущий в США, и ДИмитрий Романович, живущий в Дании. Первым двум не так давно исполнилось по 90 лет. Все они неоднократно приезжали в Россию. Вместе со своими более молодыми родственниками и некоторыми потомками Романовых по женским линиям (как принц Майкл Кентский, например) они составляют общественную организацию «Объединение членов рода Романовых». Существует и фонд помощи Романовых для России, который возглавляет Димитрий Романович. Однако деятельность «Объединения» в России, по крайней мере, не слишком сильно ощущается. Среди членов объединения есть и совсем молодые люди, как Ростислав Ростиславич Романов, например. Заметной фигурой является потомок Александра II от его второго, морганатического брака, светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский. Он живёт в Швейцарии и в Петербурге, где часто бывает. Есть семья покойного Князя Владимира Кирилловича – его дочь Мария Владимировна и её сын от брака с прусским принцем Георгий Михайлович. Эта семья считает себя законными претендентами на престол, всех остальных Романовых не признаёт и ведёт себя соответствующим образом. Мария Владимировна совершает «официальные визиты», жалует дворянство и ордена старой России и всячески представляет себя в виде «Главы Российского Императорского Дома». Понятно, что эта деятельность имеет совершенно определённый идеологический и политический оттенок. Семья Владимира Кирилловича добивается для себя какого-то особого юридического статуса в России, права на который многими весьма убедительно ставятся под сомнение. Есть и другие потомки Романовых, более или менее заметные, как например, Поуль Эдвард Ларсен, именующий себя ныне Павлом Эдуардовичем Куликовским – правнук сестры Николая II , Великой княгини Ольги Александровны. Он часто появляется на многочисленных мероприятиях и презентациях в качестве гостя. Но как таковой содержательной и полезной деятельности в России почти никто из Романовых и их потомков не ведёт.

Пожалуй, единственное исключение — Ольга Николаевна Куликовская-Романова. По своему происхождению к роду Романовых она не принадлежит, но является вдовой родного племянника Николая II – Тихона Николаевича Куликовского-Романова, старшего сына уже упоминавшейся Великой княгини Ольги Александровны. Надо сказать, что её деятельность в России, не в пример другим её родственникам, носит чрезвычайно активный и результативный характер. Ольга Николаевна возглавляет Благотворительный фонд имени В.кн. Ольги Александровны, который был основан ею вместе с её покойным супругом Тихоном Николаевичем, жившим в Канаде. Сейчас Ольга Николаевна даже больше проводит времени в России, чем в Канаде. Фонд провёл огромную благотворительную работу, за годы своего существования оказав реальную помощь многим медицинским и социальным учреждениям России, Соловецкому монастырю и т.д., вплоть до отдельных нуждавшихся в такой помощи лиц. В последние годы Ольга Николаевна осуществляет большую культурную деятельность, регулярно организуя в разных городах страны выставки художественных работ Великой княгини Ольги Александровны, много и плодотворно занимавшейся живописью. Эта сторона истории царской семьи до недавнего времени была совершенно неизвестна. Теперь выставки работ Великой княгини прошли не только в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Петербурге, но и в таких отдалённых от столиц центрах, как Тюмень или Владивосток. Ольга Николаевна объехала почти всю Россию, её хорошо знают во многих уголках нашей страны. Конечно, она совершенно уникальный человек, буквально заряжающий своей энергией всех, кому приходилось с ней сталкиваться. Её судьба очень интересна – ведь до Второй мировой войны она училась в Мариинском донском институте, образованном ещё до революции в Новочеркасске по примеру знаменитого Смольного института благородных девиц, а в эмиграции находившегося в сербском городе Белая Церковь. Прекрасное воспитание в русской семье эмигрантов первой волны и образование в этом учебном заведении не могли не сказаться на самой личности Ольги Николаевны, она много рассказывала мне об этом периоде своей биографии. Знала она, конечно, и Романовых старшего поколения, например, дочь Великого князя Константина Константиновича, знаменитого поэта К.Р. – Княжну Веру Константиновну, с которой её и Тихона Николаевича связывали дружеские отношения.

— Каждая страница истории выносит свои уроки для грядущих поколений. Как урок нам дает история правления Романовых?

— Я считаю, что самое главное, что сделали Романовы для России – это явление Российской Империи, великой европейской державы с великой культурой и наукой. Если и знают Россию за рубежом (именно Россию, а не Советский Союз), то по именам тех людей, которые жили и творили в этот период. Можно сказать, что именно при Романовых Россия встала в один ряд с ведущими мировыми державами, причём абсолютно на равных. Это был один из самых высших взлётов нашей страны за всю историю её разнообразного существования. И Романовы сыграли в этом очень большую роль, за что мы и можем быть им искренне благодарны.

Источники:

http://pikabu.ru/story/proiskhozhdenie_dinastii_romanovyikh_i_ee_put_k_russkomu_prestolu_xiv__xvii_vv_chast_1_4902800
http://tsargrad.tv/articles/poslednij-iz-roda-rjurikovichej-negroznyj-syn-groznogo-otca_105864
http://www.souzveche.ru/articles/community/19731/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector