История создания фильмов ужасов
История фильмов ужасов. (1800-1930)
Самая первая “экранизация”, повергающая зрителей в дрожь, состоялась задолго до появления фотоаппарата. В Париже в 1798 году во время Французской революции некто Этьен Робер устраивал жуткие представления в разрушенной монастырской часовне. Называлось сие действо “Фантасмагория” и представляло собой следующее: на экранах, расположенных по периметру часовни, то возникали, то растворялись, непостижимым образом меняли свои размеры разного рода призраки, скелеты и чудовищные лица.
Достигалось это просто – позади экранов находились люди, которые задымляли помещение и перемещали специальные фонари на тележках, что делало теневой театр подвижным. Кроме того, Этьен Робер придумал специальные ставни, благодаря которым все чудовища могли исчезать как бы в ослепительной вспышке молнии. “Фантасмагория” Робера стала новым этапом театрального жанра “гран-гиньоль” (особый вид мелодрамы, в которой театральные убийства и превращения происходили прямо на сцене).
Изобретение чудо-аппарата братьев Люмьер сделало громадный толчок в сторону воплощения страшных фантазий. В 1896 году мир вздрогнул от “Замка дьявола” Жоржа Мельеса. Героями фильма стали демоны и скелеты. С этого времени жанр фильмов ужасов стал весьма популярным и успешно конкурировал с комедией. В обоих случаях требовались специальные актеры.
Первой звездой жанра ужасов можно назвать голливудского актера Лона Чейни. Ему принадлежит целая галерея образов упырей и вурдалаков. Лона Чейни окрестили “человеком с тысячью лиц”. Благодаря ему появились первые яркие экранные характеры Призрака оперы и горбуна собора Парижской богоматери. Сын Чейни пошел в отца и снялся также во многих фильмах ужасов. Можно сказать, что они – первая семейная династия этого жанра.
В 1913 г. на экранах дебютировал Доппельгангер – злой двойник, образ, ставший одним из основных героев фильма “Пражский студент”.(К слову, это первый в истории фильм для которого специально была написана музыка). В главной роли снялся немецкий режиссер Пауль Вегенер. Сюжет оригинален: студент по имени Болдуин продает свое отражение зловещему доктору Скопенелли в обмен на обещанное богатство и выгодную женитьбу. Однако отражение начинает жить собственной жизнью, далекой от морали и нравственности, и бедному студенту приходится его пристрелить. Правда, при этом Болдуин погибает сам.
Тому же Вегенеру принадлежат и первые экранные версии (1915 и 1920 гг.) похождений глиняного великана Голема, героя одной из европейских легенд.
В 20е годы XX века фильмы ужасов заметно усложнились и даже появились новые направления. Так, в 1919 году в Германии Роберт Вине снял первый фильм в стиле horror, то есть фильм, где атмосфера ужаса нагнетается постепенно и держит зрителя в напряжении до конца картины. В фильме под названием “Кабинет доктора Калигари” подобная атмосфера создавалась с помощью игры светотени, необычных ракурсов съемки и совершенно сумасшедших декораций. Сюжет фильма стал классическим: директор психбольницы заставляет своего пациента совершать убийства под гипнозом. Картину назвали триумфом, а критики сравнивали ее с живописью в движении.
В 1922 году в свет выходят сразу два новых фильма жанра ужасов: шведский прорыв “Колдовство через века” и, в значительной мере затмивший его, “Вампир Носферату” Мурнау. Этот фильм впервые вывел на экран образ вампира, которого сыграл Макс Шрек. Фильм был переснят в 1979 году с Клаусом Кински в главной роли.
В 1931 году с экранов кинотеатров впервые бросил свой гипнотический взгляд граф Дракула. Этого известного венгерского вампира в фильме “Дракула – мертвый, но довольный” сыграл тоже венгр Бела Лугоши. Дракула в его исполнении до сих пор считается самым ужасным “королем вампиров”, хотя этот персонаж позднее возникал еще в более чем 150 фильмах. Роль Дракулы принесла ему мировой успех, который так вскружил ему голову, что он в том же 1931 году отказался от роли Франкенштейна, посчитав ее слишком тупой и его недостойной. Спустя много лет факт упущения роли Франкенштейна станет большой личной драмой Лугоши. Кстати сказать, Бела Лугоши косвенно виновен в возникновении готической субкультуры (точкой отсчета “жизни” данной субкультуры считается 1979 год, в котором вышел сингл группы Bauhaus “Lugosi’s dead” – “Лугоши мертв”). Итак, Лугоши отказывается от главной роли в фильме “Франкенштейн”, в результате чего этого монстра сыграл Борис Карлофф, также снискавший себе мировую славу.
В целом, в 20-30-х годах оформились основные классические персонажи фильмов ужасов, новые сюжетные правила стали незыблемы: например, в фильмах про оборотней обязательно человек, укушенный волком, принимает облик и повадки этого зверя, и обязательно присутствуют полнолуние и серебряная пуля. А вампиры не отражаются в зеркалах, исключили из своего меню чеснок, стали солнцененавистниками и ни за что не посадят осиновую рощу рядом с замком. Кинематограф вновь и вновь возвращался к опробованным классическим литературным образам. Это фильмы “Собор Парижской Богоматери”, “Фантом Оперы”, фильмы о докторе Джекилле и Мистере Хайде. К слову сказать, эти образы до сих пор активно используются, наряду с Дракулой и Франкенштейном.
Фильм Мурнау назывался “Носферату. Симфония ужаса”. Постер как бы намекает.
“Дракула мертвый и довольный” комедия 95го года.
И кстати Белла все таки играл Франкенштейна в фильме “Франкенштейн встречает Человека-волка”.
uCrazy.ru
- pushok
- 2 августа 2007 21:32
- 4700
Фильмы ужасов играют на наших тайных страхах. Человеческие мечты, грезы, фантазии становятся явью во многих картинах, а вот в фильмах ужасов перед нами оживают наши кошмары. Жуткие тени, завывание ветра, скрип двери и вопль жертвы пугают нас с экрана уже много десятилетий. В современных фильмах ужасов к этому традиционному набору добавились леденящие кровь спецэффекты, однако самые страшные картины заставляют нас самих домысливать необъяснимое.
Макс Шрек сыграл первого экранного вампира в филь-ме “Носферату”-(1922). Режиссер Ф В Мурнау снимал эту картину на натуре, тем самым еще более усилив пронизывающую ее атмосферу зловещей тайны
Многие ранние фильмы ужасов черпали сюжеты из европейского фольклора, различных легенд о демонах и колдунах, о привидениях и вурдалаках, выходящих из могил, чтобы не давать покоя живым.
Первопроходцем экранных ужасов был Этьен Робертсон, чья «Фантасмагория» (1798) заставляла замирать от страха парижскую публику еще во времена Французской революции. Существенное влияние на фильмы ужасов оказал театральный жанр «гран-гиньоль». Это был особый вид мелодрамы, в которой кровавые убийства и загадочные превращения происходили прямо на сцене, на глазах у зрителей. Многие кинорежиссеры, ставившие ранние фильмы ужасов, брали за основу «готические» романы, которые также появились в конце XVIII столетия. Действие этих романов разворачивалось в заброшенных замках и мрачных монастырях, построенных в готическом стиле. Именно в этих книгах состоялся литературный дебют некоторых излюбленных персонажей фильмов ужасов, в том числе Франкенштейна. Многие другие хорошо знакомые нам короли ужаса, включая горбуна собора Парижской Богоматери, Призрака Оперы, доктора Джекилла и мистера Хайда, также шагнули на экран со страниц популярных книг.
Лон Чейни в образе Призрака Оперы. Он создал также и самый запоминающийся экранный образ горбуна со-бора Парижской Богоматери. Его сын, Лон Чейни – мл., тоже снялся во многих фильмах ужасов.
Первый фильм ужасов — «Замок дьявола» — был снят в 1896 году Жоржем Мельесом. Его героями были демоны и скелеты. В 1920-е годы жанр заметно усложнился. В Голливуде Лон Чейни, прозванный «человеком с тысячью лиц», создал галерею образов упырей и вурдалаков, используя при этом лишь грим и собственное актерское мастерство. Одновременно в Германии Роберт Вине выпустил картину «Кабинет доктора Калигари», первую из лент в стиле «Horror». Здесь зловещая атмосфера создавалась при помощи искусного сочетания игры светотени и необычных ракурсов съемки. Среди такого рода фильмов следует выделить «Носферату» Ф.В. Мурнау (1922), в котором на экране впервые был выведен образ вампира. Кино «беспокойства» породило и таких сверх естественных монстров, как глиняный великан по имени Голем и так называемый «доппельгэнгер» (дух – двойник).
Многие персонажи фильмов ужасов, вроде вампиров, оборотней и мумий, бесчинствовали в самых разных местах и исторических эпохах. Дракула, к примеру, наводил ужас как на жителей Трансильвании XVI века, так и на современных ньюйоркцев. Однако во всех картинах с участием этих монстров определенные элементы сюжета остаются неизменными, вне зависимости от места и времени действия.
Скажем, в фильмах об оборотнях человек, укушенный волком, принимает облик и повадки этого зверя, причем обязательно в полнолуние, а остановить его может только серебряная пуля. Вампир не отражается в зеркале, не выносит чеснока и распятий, погубить же его могут лишь дневной свет, проточная вода или же кол, вбитый в сердце.
В некоторых классических фильмах сюжет и персонажи вообще не меняются — и все же сами источники настолько увлекательны, что кинематограф возвращается к ним снова и снова. К примеру, во всех версиях «Собора Парижской Богоматери» изуродованный звонарь Квазимодо жертвует жизнью ради спасения Эсмеральды, девушки – цыганки, укрывающейся в стенах средневекового парижского собора. Еще одной вариацией на тему «красавица и чудовище» является «Призрак Оперы», где обезображенный композитор терроризирует парижский оперный театр, чтобы обожаемая им певица Кристина могла стать звездой сцены.
Многочисленные фильмы о докторе Джекилле и мистере Хайде тоже, как правило, близко к тексту воспроизводят первоисточник — повесть Роберта Льюиса Стивенсона. Доктор Джекилл, известный ученый, выпивает приготовленное им зелье и превращается в отвратительное чудовище по имени мистер Хайд. Когда Хайд совершает убийство, Джекилл осознает, что покончить со своим жутким творением он может, лишь погибнув сам. В картине «Мэри Рейли» (1995) сюжету придан несколько иной поворот, так как рассказ ведется от лица экономки Джекилла.
С историей Джекилла и Хайда тесно связана легенда о «доппельгенгере», или духе-двойнике. Впервые он появился на экране в картине «Пражский студент» (1913), где в главной роли снялся немецкий актер и режиссер Пауль Вегенер. В ней повествуется о бедном студенте по имени Болдуин, который продает свое отражение зловещему доктору Скапинелли в обмен на богатство и выгодную женитьбу. Однако отражение начинает жить собственной жизнью, и Болдуину приходится застрелить его, при этом он, разумеется, погибает сам.
Питер Кашинг обороняется от Кристофера Ли в хамме-ровском фильме ужасов 1959 года “Мумия”
Вегенер также выступал в качестве режиссера и исполнителя главной роли в обеих версиях «Голема» (1915 и 1920), сюжет которых был заимствован из еще одной европейской легенды. В этих фильмах рассказывается о глиняном великане , которого оживил в XVI веке один раввин, чтобы защитить парижских евреев от жестокого императора. Когда Голема вновь находят уже в современную эпоху, он снова оживает и влюбляется в дочку антиквара, которая его и уничтожает.
Тени немого кино исправно наводили страх на впечатлительную публику. Однако новая эра принесла с собой еще и жуткое звуковое сопровождение. Появилось поколение исполнителей, включая Белу Лугоши и Бориса Карлоффа, от потустороннего голоса которых кровь стыла в жилах.
Карлофф и Лугоши были ключевыми фигурами фильмов ужасов, выпускавшихся в Голливуде компанией «Юниверсал» в начале 1930-х годов. Такие картины, как «Старый темный дом», «Убийства на улице Морг» и «Черная кошка», представляли собой леденящие душу истории, напичканные зловещими персонажами и страшными, призрачными декорация м и.« Юниверсал » также ввела моду на фильмы – продолжения этого жанра, вроде «Невесты Франкен-штейна» (1935) и «Дочери Дракулы» (1936). На киноэкране появился и ряд новых персонажей — например, в картине «Человек-невидимка» (1933) показан ученый, проводящий опыты с неизвестным науке веществом. Однако его безобидные проделки в конечном итоге приводят к безумию и смертоубийству. В фильме применялись новейшие спецэффекты, а исполнитель главной роли Клод Рейне в одночасье стал звездой первой величины, хотя большую часть действия он был либо замотан в бинты, либо вообще невидим.
Сцена из фильма “Франкенштейн” (1931) – в которой Борис Карлофф случайно топит в реке маленькую де-вочку, не сделавшую ему ничего плохого. Его поиски человеческой теплоты оканчиваются трагически и в картине«Невеста Франкенштейна» (1935).
В 1940-е годы фильмы ужасов были не столь популярны и проходили в основном по категории «В». Тем не менее продюсеру русского происхождения Вэлу Льютону удалось снять на киностудии несколько лент, впоследствии ставших классикой жанра. Он сосредоточился на менее заезженных темах, вроде сверхъестест-венных фантазий, посвященных кладбищенским грабителям или психиатрическим лечебницам, в таких картинах, как «Проклятие кошачьего народа» (1944), «Похититель тел» (1945) и «Бед-лам» (1946). В фильме «Я гулял с зомби» (1943) он воскресил интерес кинематографа к зомби – мертвецам, оживающим в ходе особых ритуалов Карибского религиозного культа, известного как «вуду».
Из будущего и других миров .
Фильмы ужасов традиционно были тесно связаны с научной фантастикой. И Франкенштейн, и Джекилл были учеными, чьи исследования привели к ужасным последствиям. В 1950-е годы многие люди были озабочены тем, что эксперименты с ядерной энергией могут окончиться трагически.
В фильме «Маска красной смерти» Винсент Прайс (справа) играет князя Просперо, средневекового сатаниста, который устраивает бал своим богатым друзьям, в то время как чума, или красная смерть, истребляет крестьян за стенами его замка
Этот страх получил свое отражение во многих научно – фантасти-ческих фильмах ужасов, например «Нечто» (1951) и «Они» (1953). Здесь перед мастерами фильма и спецэффектов открывались неисчерпаемые возможности в создании новых экранных монстров – инопланетян и гигантских насекомых. Многие из этих фильмов были рассчитаны на молодежную аудиторию.
Непревзойденным мастером такого рода адресного кино считался Роджер Кормен. Его ранние фильмы, например «Магазинчик ужасов» (1960), содержали ярко выраженные элементы комедии. Однако его изящные экранизации «готических» новелл Эдгара Аллана По были гораздо страшнее. В таких картинах, как «Падение дома Эшеров» (1960), «Колодец и маятник» (1961), «Маска красной смерти» (1964) и «Гробница Лигейи» (1965), он блистательно использовал яркие краски, недорогие спецэффекты, а также актерское дарование Винсента Прайса, ставшего ведущей звездой этого жанра.
Ужасы киностудии “Хаммер”
Компания «Хаммер» занимает выдающееся место в мире кинематографических ужасов. Эта маленькая кинокомпания создала прочную репутацию в данном жанре, приступив в середине 1950-х годов к изготовлению римейков классических фильмов ужасов. «Хаммер» заново пересказал истории Дракулы, Франкенштейна, Мумии, оборотней и Призрака Оперы, придав им особо зловещую окраску. Эти картины снимались по ускоренному графику и с небольшими затратами. Впрочем, это не помешало им обрести всемирную известность и превратить таких актеров, как Питер Катит и Кристофер Ли, в звезд первой величины.
Чтобы сделать ужасы еще ужаснее, «Хаммер» использовал крупные планы при съемке самых страшных сцен. Можно было видеть, как монстр Франкенштейна растворяется в ванне с кислотой, можно было наблюдать за тем, как граф Дракула вонзает свои клыки в обнаженную шею, как наливаются кровью его глаза по ходу ужасной трапезы. Можно было детально рассмотреть внутренности очередной жертвы оборотня, поблескивающие в серебристом лунном свете.
Такие хаммеровские фильмы, как «Проклятие Франкенштей-на» (1955) и «Дракула» (1958), в целом придерживались знакомой сюжетной линии. Однако в более поздних лентах, например в картине «Доктор Джекилл и сестра Хайд» (1971), применялось более оригинальное решение: на сей раз доктор, выпивая свой чудесный напиток, превращался в женщину.
«Потрошители» и их жертвы
Фильмы Кормана проложили дорогу новому направлению — так называемому «американскому кошмару», где всякого рода ужасы происходят в маленьких американских городках, изолированных от внешнего мира. В картинах Алфреда Хичкока «Птицы» (1963) и Джорджа А. Ромеро «Ночь живых мертвецов» (1968) нет спасения от разъяренных птиц и соответственно от людоедов-зомби. Злые духи могут вселяться и в самых обыкновенных людей, таких, как 12-летняя девочка из фильма «Изгоняющий дьявола» (1973), которую играет Линда Блейр.
Жуткая сцена из классического фильма ужасов Альфреда Хичкока «Птицы» (1963)
Излюбленными персонажами «американского кошмара» стали также сумасшедшие убийцы, или «потрошители». Эти маньяки живут исключительно ради убийства и обычно избирают своими жертвами подростков. Впервые они появились в так называемых «желтых» фильмах ужасов, невероятно кровопролитных картинах, выпус-кавшихся итальянскими режиссерами типа Марио Бавы и Дарио Арженто. Но теперь такие кошмарные убийцы, как Кожаное Лицо из фильма «Техасская резня бензопилой» (1974) и Майкл Майерс из картины «Хэллоуин» (1978), вырвались и на просторы Америки.
Впрочем, создатели таких «подростковых кошмаров» зачастую уделяли куда больше внимания кровавым спецэффектам и пугающему гриму, чем сюжетной занимательности. После фильма «Пятница, 13 – ое» (1980) в сфере кино ужасов стали доминировать дешевые картины, так называемое «барахло», многие из которых выпускались сразу на видео-кассетах.
В начале 1980-х годов развернулась бурная дискуссия о воздействии видео ужасов — таких картин, как, например, фильм Абеля Феррары «Убийца со сверлом» — на психику юного зрителя.
Зачастую с фильмами ужасов успешно соперничают триллеры, где показаны зверские убийства. Одним из наиболее впечатляющих стал фильм «Молчание ягнят» режиссера Джонатана Демма.В этой картине агент ФБР Клэрис Стерлинг (Джуди Фостер) пытается выследить жестокого «серийного» убийцу по прозвищу Буффало Билл. Только один человек способен помочь ей в этом деле — доктор Ганнибал Лектер (Энтони Хопкинс). Но он сам является злобным убийцей, известным как Ганнибал – каннибал, поскольку имеет скверную привычку поедать свои жертвы. И как раз в то время, когда Клэ-рис преследует Буффало Билла, Лектер бежит из тюрьмы, чтобы свести счеты с одним из досадивших ему тюремщиков.
Вообще-то переизбыток крови и выпущенных внутренностей на экране способен вызвать у нормального зрителя скорее отвращение, нежели страх. Тем не менее, в 1980-е годы выпущен ряд по – настоящему страшных фильмов. В их число входят такие картины, как «Сканеры» (1981) Дейвида Кроненберга, содержащая сцены с внезапно разрывающимися человеческими головами, «Полтергейст» (1982) Тоуба Хупиера, где маленькой девочке угрожают злые духи, ну и, конечно, «Кошмар на улице Вязов» (1984) Уэса Крейвена. Картины со множеством трупов и по сей день широко представлены на видеоэкране.
Этот потрясающий фильм и в самом деле заставляет ужаснуться. Уэс Крэйвен искусно поддерживает напряжение, стирая грань между воображением и реальностью. В результате зритель постоянно находится в неведении, происходит ли то или иное событие во сне или наяву. Ну а сам Фредди Крюгер, с его изуродованным лицом, фуфайкой в красно-зеленую полоску и перчатками с лезвиями, несомненно является одним из самых кошмарных персонажей своего жанра. Хотя картина «Кошмар на улице Вязов» (1991) имела подзаголовок «Смерть Фредди», ее герой вернулся спустя три года, чтобы все так же наводить ужас на зрителя в фильме «Новый кошмар Уэса Крэйвена».
Однако в 1990-е годы Голливуд вновь повернулся лицом к традиционному «готическому» стилю кино ужасов. Тим Бертон вдохнул новую жизнь в этот жанр своими современными «готическими» фантазиями «Эдуард Сиззорхендс» (1990) и «Рождественский кошмар Тима Бертона» (1993). Этот подход прослеживается и в дорогостоящих экранизациях классических произведений вроде «Дракулы Брэма Стокера» (1992) и «Франкенштейна Мэри Шелли» (1994). Так что, судя по всему, жанр кино ужасов себя далеко еще не исчерпал.
История фильмов ужасов
Фильмы ужасов – один из популярнейших жанров современного игрового кино. Люди толпами идут в кино на очередной ужастик, чтобы в течении двух часов переживать за персонажей, а затем пугаться каждого звука. Но так ли это? В последнее время почти все фильмы ужасов клишированные, или являются ремейками на успешные когда-то фильмы. Давайте разберемся с историей фильмов ужасов и поймем, почему они стали такими популярным?
Бела Лугоши и Борис Карлофф, одни из первых актеров жанра ужасов
Как известно на данный момент, самый первый фильм ужасов был снят ещё в конце 1800-х годов, когда кино ещё не было таким популярным. Это был короткий (3 минуты) и немой фильм под названием «Замок Дьявола». Современному зрителю фильм покажется не страшным и даже глупым, этот фильм всё равно называют ужастиком.
Первым «классическим» фильмом ужасов можно назвать знаменитый «Франкенштейн». Долгое время фильм считался утерянным, но в 50-х годах была найдена его копия (в 1993 году фильм перевыпустили).
После этого, в 20-е и 30-е годы выходят ещё множество фильмов, среди которых легендарный «Призрак Оперы», который сейчас входит в Классическую серию фильмов ужасов. Помимо этого фильма, в 30-х и 40-х выходят ещё несколько классических фильмов, среди которых есть «Дракула», «Мумия», «Франкенштейн» и множество других.
Но с приходом Второй Мировой Войны фильмы ужасов потеряли свою актуальность, а если и были, то ориентировались больше на запугивание людей, чем визуализацию ужасов.
Но настоящим прорывом стали 50-е и 60-е годы. После того, как люди пришли в себя после войны, стали выпускаться действительно значимые фильмы ужасов, появились режиссеры, известные до сих пор. Например, Альфред Хичкок, которого считают чуть ли не отцом современного фильма ужасов, а его «Психо» — вершиной жанра ужасов в целом. В этот период ужасы изменились полностью. Из них ушла та «классическая» готическая и мрачная атмосфера, фильмы стали больше триллерами, фильмами, которые держат в напряжении и ориентируются именно на это. Появились различные направления: фильмы про инопланетян, монстров, мутации («Нечто из иного мира»), на демонскую тематику («Ребенок Розмари», «Омен»), о мутировавших животных («Годзилла»).
В Голливуде эту тематику быстро подхватили, и жанр ужасов стал переживать свой рассвет, если можно так выразиться. Были сняты ремейки уже классических фильмов: «Дракула», «Мумия» и «Франкенштейн» вышли на новый уровень и главные герои, их персонажи перестали быть абсолютными антагонистами.
Слэшеры подарили нам множество антагонистов, популярных до сих пор
Начиная с 70-х и 80-х годов, ужасы стали меняться ещё больше и уже в ту сторону, какими мы видим их сейчас. Так как основной аудиторией были подростки и молодые люди, главными героями были они же. Тогда слэшеры переживали свой восход и, как мы видим, они всё ещё популярны. Именно в 80-х были сняты «Кошмар на Улице Вязов», «Пятница, 13» и прочие известные фильмы.
На 90-е пришелся закат и слэшеров, и фильмов ужасов в целом. Идеи закончились, публика потеряла интерес, и снимать ужасы стало невыгодно. Однако в 1996 «Крик» увидел свет, и это стало настоящим прорывом. Теперь фильмы ужасов снова были популярны, хотя и в бескровной их версии.
В 2000-х появляется тенденция снимать ремейки, сиквелы и приквелы уже имеющихся произведений. Они не всегда были удачными, а попытки кроссоверов были не такими успешными, как это было раньше. Однако начало 2000-х подарило нам множество культовых фильмов:
«Звонок», «Проклятье», «Паранормальное явление» и прочее. Развивался жанр псевдодокументалистики, однако он не был особо популярен. Разве что в самом начале, когда шумиха вокруг «Ведьмы из Блэр» ещё не утихла. А ещё в 2000-х решили вернуть ужасам «взрослость» путем добавления крови и сцен насилия.
В 2010-х, из-за развития Интернета и соцсетей набирают популярность психологические фильмы ужасов о кибертерроризме и преследовании в сети. К тому же, фильмы ужасов уже не так популярны — их вытеснили сериалы. Было создано множество хоррор-сериалов: «Американская история ужасов», «Крик» (ремейк), «Мотель Бейтсов» (ремейк «Психо») и другие.
Жанры фильмов ужасов
В этот список мы сознательно не включаем большое количество триллеров, ведь триллеры – не всегда фильмы ужасов. А вот о жанрах самих ужастиков мы расскажем ниже.
Экшн-хоррор
Фильм ужасов, где идет активная борьба между силами зла и добра. Сочетает в себе элементы ужасов и экшна. Примеры: «Охотники на ведьм» (2013), «Чужие» (1986), «Пир» (2005).
Комедийный фильм ужасов
Сочетает элементы комедии и фильмов ужасов. Чаще всего в этих фильмах используют черный юмор. Примеры: «Армия тьмы» (1992), «Тело Дженнифер» (2009), «Зубы» (2007).
Боди-хоррор
Фильм, где уделяется внимание трансформациям человеческого тела. Чаще всего такие фильмы рассказывают о болезнях, мутациях, трансформациях хирургическим путем. Примеры: «Американская Мэри» (2012), «Чужой» (серия), «Муха» (1986).
Драматический фильм ужасов
Сочетает в себе элементы драмы и хоррора. Сюжет фокусируется на взаимоотношениях персонажей, проблемах в семье/окружении, часто имеет множество эмоциональных диалогов. Примеры: «Бабадук» (2014), «Антихрист» (2009), «Тёмные воды» (2002).
Психологический хоррор
Фильмы, которые создают психологическое напряжение во время просмотра. В этих фильмах уделяют внимание отрицательным чувствам персонажа: вине, страху, эмоциональной нестабильности. Часто в фильме присутствует сверхъестественная часть. Примеры: «Сияние» (1980), «Ребенок Розмари» (1968), «Отвращение» (1965).
Научно-фантастический хоррор
Фильм сочетает в себе элементы научной фантастики и ужасов. Обычно рассказывает о вторжениях инопланетян, сумасшедших научных экспериментах. Примеры: «Нечто» (1982), «Особь» (1999), «Крикуны» (1995).
Слэшер
Собственно, о них мы уже говорили. Фильмы о подростках и для подростков. Чаще всего о том, как группа друзей противостоит маньяку или серийному убийце. Примеры: «Техасская резня бензопилой» (1974), «Черное Рождество» (1974), «Хэллоуин» (1978).
Сплэттер
Поджанр, где большое внимание уделяется изображениям крови, внутренностей и насилия. Это всё делается для усиления эффекта страха. Тем не менее, не все сплэттеры являются фильмами ужасов. Примеры: «Пила» (серия), «Месть нерожденному» (2007), «Хостел» (2005).
Сверхъестественные ужасы
В фильме присутствуют различные сверхъестественные существа: демоны, призраки, оборотни и другие. Именно этот поджанр ужасов самый популярный. Примеры: «Омен» (1976), «Ведьма из Блэр» (1999), «Проклятие» (2004).
Готика
Готические фильмы ужасов являются самыми первыми. Они сочетают в себе элементы готической культуры: пейзажи, здания, мрачная, призраки в больших замках и гнетущая атмосфера. Примеры: «Сонная лощина» (1999), «Багровый пик» (2015), «Другие» (2001).
Natural Horror
Фильм, где фигурируют дикие или мутировавшие звери. Жанр более развлекательный, чем хоррор и чаще такие фильмы относят к жанру приключенческого кино. Тем не менее, в таких фильмах чаще всего много крови. Примеры: «Пираньи 3D» (2010), «Челюсти» (1974), «Лэйк Плэсид: Озеро Страха» (1999).
Фильмы о зомби
Фильмы, в которых фигурируют зомби. Но из-за такой большой популярности последних, многие приключенческие фильмы относят к ужасам, однако это не так. Хоррор-фильмы о зомби более жестокие и страшные. Примеры: «28 дней спустя» (2002), «Операция «Мёртвый снег»» (2009), «Ночь пресмыкающихся» (1986).
Как видите, поджанров в фильмах ужасов достаточно много и разные фильмы сочетают несколько из них.
Фильмы ужасов имеют своих «старичков», которые являются «отцами» жанра и наиболее узнаваемыми личностями в кино. Ниже мы представим вам списки из самых главных и самых знаменитых режиссеров и актеров этого жанра.
Актеры фильмов ужасов
Бела Лугоши
Бела Лугоши — самый первый и самый классический граф Дракула. Был одним из первых актеров, играющих в фильмах ужасов. Помимо «Дракулы» Бела Лугоши сыграл в других классических ужастиках: «Дракула» (1931), «Убийство на улице Морг» (1932), «Ворон» (1935).
Кристофер Ли
Кристофер Ли помимо роли Сарумана и графа Дуку, в 90-х годах он сыграл во множестве других фильмов ужасов: «Дракула», (1958), «Мумя» (1959), «Выход Дьявола» (1968).
Джейми Ли Кёртис
Джейми Ли Кёртис — одна из «королев крика», была известна на ранних этапах карьеры. Часто снималась в слэшерах. Королева крика – амплуа актрисы, которая часто снимается в фильмах ужасов жертв и часто кричит. Сейчас, кстати, снимается в сериале-пародии под названием «Королевы крика». «Хэллоуин» (1978), «Школьный бал» (1980), «Поезд страха» (1980). Читайте подробнее «Биография Джейми Ли Кёртис».
Борис Карлофф
Борис Карлофф, живший в одно время с Белой Лугоши и часто играющий с ним в одних фильмах. Стал таким же «лицом» фильмов ужасов, как и Лугоши. «Франкенштейн» (1931), «Мумия» (1932), «Черный кот» (1934).
Тони Тодд
Тони Тодд в 90-х и начале 2000-х играл в фильмах ужасов. Не прославился так сильно как остальные актеры, хотя сыграл довольно важных персонажей в известных фильмах: «Кэндимен» (1992), «Ночь живых мертвецов» (1990), «Пункт назначения» (2000).
Режиссеры фильмов ужасов:
Альфред Хичкок
Имя Хичкока, пожалуй, связано с ужасами больше, чем чье-либо ещё. Он снял множество культовых фильмов, которые стали образцовыми. Несмотря на своеобразный характер и откровенно странные качества, он был гением и сделал огромный вклад в кинематограф. Тем не менее, фильмов ужасов у Хичкока было не так уж и много, и в основном он снимал триллеры или нуары. «Психо» (1960), «Птицы» (1963)
Тим Бёртон
Думаю, в представлении этот человек не нуждается. Тим Бёртон на сегодняшний день снял множество фильмов и мультиков, а его работы с Хеленой Бонем Картер и Джонни Деппом самые узнаваемые. Если он и работает в сфере ужасов, то там всегда заметен его почерк: темные и готические картины, наполненные юмором и некой нелепостью. «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007), «Сонная Лощина» (1999), «Битлджус» (1988)
Дэвид Линч
Дэвид Линч — режиссер, начавший свою карьеру с фильма ужасов, который позже стал культовым. Так же снял «Твин Пикс», сериал, который по сей день считается одним из лучших. «Голова-ластик» (1977), «Шоссе в никуда» (1997), «Твин Пикс»
Джеймс Ван
Джеймс Ван — тот самый человек, который подарил нам множество серий фильмов ужасов, которые действительно пугают, а у некоторых даже вызывают отвращение. «Пила», «Астрал: Глава 2» (2013), «Заклятие» (2013).
Уэс Крэйвен
Уэс Крэйвен снял несколько культовых фильмов, которые люди с удовольствием (и страхом) пересматривают до сих пор. Именно он снял «Крик», который в свое время вернул жанру ужасов популярность.«Крик» (серия), «Кошмар на Улице Вязов» (серия), «У холмов есть глаза» (1977).
Мы рассказали вам о том, что фильмы ужасов собой представляют, а, посмотрев фильмы, которые упоминались в статье, вы сами для себя можете составить определение того или иного поджанра (хотя не советуем смотреть подобные фильмы в одиночестве). Это не конец статьи и вскоре мы расскажем вам ещё больше об этом жанре, расскажем о клише, амплуа актеров, о культовых фильмах и той самой Классической коллекции фильмов ужасов.
Источники:
http://pikabu.ru/story/istoriya_filmov_uzhasov_18001930_4901286
http://ucrazy.ru/interesting/1186061129-istoriya_sozdaniya_filmov_uzhasov.html
http://www.fiveplus.org.ua/istoriya-filmov-uzhasov