Есть ли железная дорога до якутска
Получит ли Якутск железную дорогу?
Последний участок Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) скоро будет запущен в постоянную эксплуатацию. Дорога длиной порядка 800 километров свяжет Республику Саха — Якутию с Байкало-Амурской магистралью, а сама республика получит круглогодичный выход на федеральную транспортную сеть. Но дойдет ли железная дорога до самого Якутска, до сих пор не ясно.
О железной дороге до Якутска думали еще царские власти. Но воплощение этой идеи несколько раз срывали катастрофические события в жизни нашей страны. В 1904 году французский предприниматель предложил построить железную дорогу от Аляски до Чукотки и Якутии и соединить ее с Транссибом. Тогда же возникла смелая идея довести железку до Магадана.
В 1906 году Совет министров России во главе с Сергеем Витте вспомнил об идее соединения Транссиба с Якутском, предложенной в 1904 году французским дельцом Лоик де Лобелем. Однако Русско-японская война вынудила отложить эти планы. К ним вернулись в 1912 году, даже смета была представлена в Государственную думу России. Однако вокруг проекта возникли дискуссии, и никакого решения принято не было.
Советская власть, как известно, взяла в работу многие проекты, планировавшиеся еще царским правительством. Среди них была и АЯМ. В 1931 году Совнарком Якутской АССР принял решение о начале изыскательских работ на планируемой трассе железной дороги до Якутска. А вскоре началось строительство от станции Бамовская до поселка Тындинский.
Рельсы на этом участке были уложены как раз в первые месяцы Великой Отечественной, однако в 1942 году дорогу разобрали. Рельсы были переброшены под Сталинград. Из них была собрана сыгравшая важнейшую роль в Сталинградской битве Волжская рокадная дорога, построенная в рекордные сроки.
О дороге вспомнили в 70-е годы. В 75-м году был восстановлен участок Сковородино — Тында, соединивший Транссиб с БАМом, а от БАМа протянули ветку для освоения Нерюнгринского угольного разреза. Решение по продлению Амуро-Якутской магистрали от поселка Нерюнгри до Якутска кабинет министров СССР принял в 1985 году. Предполагалось, что рельсы придут в столицу громадного северного края в 1994 году, но строительство споткнулось о перестройку.
Проект возобновили в 1996 году. Спустя восемь лет линию дотянули до станции Томмот, уложив 376 километров рельсов. По ходу этого участка трассы было возведено 159 мостов, восемь станций и разъездов, проложено 187 водопропускных труб. Участок Беркакит — Томмот строился высокими для условий этого региона темпами: средняя скорость составила 123 километра в год.
Участок начали эксплуатировать в 2004-м. Строительство АЯМ вошло в федеральную целевую программу “Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)”, участниками инвестиционного договора по проекту стали Росжелдор, Республика Саха (Якутия) и ОАО “РЖД”. Последняя очередь магистрали (участок Томмот — Нижний Бестях, длиной 436 км) уже завершена. В конце текущего года по этой линии уже планируют пустить поезда. Общая протяженность Амуро-Якутской железной дороги составляет 1239 километров.
Дорога прокладывалась на участках с вечной мерзлотой. Перед специалистами встал вопрос, как сделать так, чтобы дорога не “поплыла”, как это случилось с ныне заброшенной трансполярной магистралью, которая должна была связать Чум, Салехард и Игарку. На мерзлоте АЯМ монтировались специальные установки, которые позволяют сохранить низкие температуры у основания дороги, чтобы под ней почва не размораживалась.
Сейчас подрядчик строительства, компания Олега Дерипаски, хочет получить компенсацию из бюджета. Сметная стоимость работ с 2008 года за счет индексации увеличилась на 1,4 миллиарда рублей. С 96-го года по 2012-й дорога съела 53,5 миллиарда рублей. При этом контрактная цена одного километра “Трансстроя” составила порядка 110 миллионов рублей.
Якутия — один из самых богатых регионов по залежам полезных ископаемых. Вдоль проложенной колеи насчитывается более 1,5 тысячи разведанных месторождений различных полезных ископаемых, в том числе нефти, газа, железных руд, фосфатных удобрений, полудрагоценных камней, апатитов, урана и прочего. Загрузка новой железнодорожной ветки будет зависеть от роста объемов производства и добычи полезных ископаемых. Пока по АЯМ идет в среднем две пары поездов в сутки. Тем не менее, благодаря запущенной части ветки уже начато освоение Денисовского и Чульмаканского месторождений каменного угля.
Несмотря на то что основные доходы железной дороги будут обеспечиваться за счет грузовых перевозок из разрабатываемых месторождений, дорога дает мощный толчок и социальному развитию этого края. Благодаря дороге 20 поселков и городов Южной и Центральной Якутии получили круглогодичную связь посуху с разветвленной сетью железных дорог страны. И вскоре здесь начнут появляться новые предприятия.
Сейчас железная дорога остановилась на станции Нижний Бестях на правом берегу Лены в 80 километрах от Якутска. Предполагалось создание совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через реку с выходом железной дороги в столицу Якутии.
Однако в правительстве рассматриваются планы строительства только автомобильного перехода через Лену, что, как полагают в Якутске, снижает перспективы и эффективность АЯМ.
Более того, ранее существовали планы продлить дорогу и далее на северо-восток, дотянув ее до Магадана и связав еще один громадный богатейший регион с основной частью страны. А там, глядишь, и вспомнят о суперпроекте соединения дорогой двух континентов — Евразии и Северной Америки.
В Якутск пришел первый пассажирский поезд. Но пока это всего лишь красивый пиар
27 июля стало историческим днем в истории Российских железных дорог. В этот день первый пассажирский поезд пришел на станцию Нижний Бестях, что находится на противоположном от Якутска берегу Лены. Дорога, которую строили несколько десятилетий, завершена. Но пассажирам от этого пока не сильно легче.
Поезда в Якутск
Строго говоря, с открытием пассажирского движения до станции Нижний Бестях, поезда до Якутска все равно не доходят. Чтобы это стало реальностью, необходимо построить мост через Лену. В планах он есть, но пока это – далекое будущее.
Пока же поезда приходят на станцию Нижний Бестях. Ее удаленность от Якутска можно оценить на карте. Станция является конечной точкой красной линии.
От Нижнего Бестяха пассажирам предлагается воспользоваться автобусом и паромом, которые должны доставить их в столицу Якутии. Причем возможна покупка единого билета поезд + автобус.
Местные СМИ неоднократно писали, что после открытия железной дороги поезда соединят Якутск с Москвой, Хабаровском и другими городами. Так-то оно так, только пока доехать ни до Москвы, ни до Хабаровска на прямом поезде возможности нет. Единственный пассажирский поезд от Нижнего Бестяха ходит до станции Томмот, которая находится на той же Амуро-Якутской магистрали. Более того, не каждый день, а через день.
Чтобы добраться до Москвы или Хабаровска ехать придется с одной или двумя пересадками. Вариантов до Москвы три:
1) Нижний Бестях – Томмот, затем вагоном беспересадочного сообщения Томмот – Москва.
2) Вагоном беспересадочного сообщения Нижний Бестях – Нерюнгри, затем на поезде Нерюнгри – Москва.
3) Три поезда: Нижний Бестях – Томмот, Томмот – Нерюнгри, Нерюнгри – Москва.
То есть чтобы доехать от Якутска на поезде, нужно сперва воспользоваться паромом, потом автобусом, а потом двумя или тремя поездами. При всем этом, такая поездка едва ли будет сильно дешевле перелета, а по времени растянется более, чем на шесть дней.
Интересно, что пассажирские перевозки на Амуро-Якутской магистрали обслуживает не Федеральная пассажирская компания, которая перевозит пассажиров по всей сети РЖД. Для обслуживания пассажиров здесь была создана компания «Железные дороги Якутии», главными акционерами которой являются местное правительство и РЖД. Она же достраивала АЯМ.
Cудя по фото, которые опубликовал сайт «Ясиа» , вагоны у «Железных дорог Якутии» очень разномастные – от совсем старых до новых, производства Тверского вагоностроительного завода.
В день открытия пассажирского движения на станции Нижний Бестях устроили праздник с концертом.
Впрочем, это все показуха, полагает телеграм-канал Vgudok.
«Умеют у нас интересы бизнеса выдавать за заботу о населении. В данном конкретном случае – интересы “УК Колмар” угольного барона (по совместительству губера Кузбасса) Сергея Цивилева и его товарища Геннадия Тимченко. Вагоны с их углем будут резвее гонять по новой ветке Томмот – Нижний Бестях. А пассажирские поезда раз в два дня – чтобы пути не занимали», – не без оснований отмечает паблик.
Вековая стройка
Чтобы понять, как проходит Амуро-Якутская магистраль, взглянем на карту. Здесь она оранжевого цвета. БАМ – зеленый, Транссиб – красный.
Строить АЯМ задумывали еще при царе, но тогда помешала Первая мировая война. Затем уже начали возводить в 1930-е, но там подоспела Вторая мировая. В результате первый участок – от Транссиба до БАМа – сдали только в 1970-е.
Оставшийся кусок строили еще почти 40 лет. Линию до Нижнего Бестяха открыли несколько лет назад, но пассажирские поезда по ней не ходили.
Дорога до Аляски
Открытие новой железнодорожной ветки радостно восприняла зарубежная пресса.
«Эта железная дорога является первым этапом реализации российского железнодорожного мегапроекта, который в будущем может связать обширный регион Чукотка на российском Дальнем Востоке с Аляской, что позволит путешественникам — пока в теории — добираться на поезде из Британии до любого места в Северной Америке», – пишет британская Daily Mail .
«Эта новая одноколейная железная дорога, длинна которой составляет 1240 километров (770 миль), включает в себя 900-километровый (560 миль) участок, построенный в зоне вечной мерзлоты, и это считается значительным достижением российских инженеров. Кроме того, были возведены несколько мостов через крупные реки, а также другие конструкции, способные выдерживать и сильный холод, и сильную жару. Ежегодные температурные колебания в этом регионе составляют почти 100 градусов по шкале Цельсия», – продолжает издание.
«Возможно, позднее будет построен мост, который позволит довести железнодорожную ветку до пригорода Якутска, а уже оттуда — пока это только мечты — она может быть продолжена вдоль Дороги на костях (Колымского тракта) в город Магадан, расположенный на российском побережье Тихого океана», – заключает газета.
Железные дороги Якутии. Амуро-Якутская магистраль – АЯМ.
Строительство двинулось дальше на север в 1985 году, когда значительная часть работ на БАМе была завершена и появилась возможность часть сил и средства перебросить на АЯМ. 287-километровый участок до ст.Алдан, пересекающий Алданское нагорье, был открыт 19 декабря 1992 года. Но развал страны почти заморозил все последующие работы.
Лишь через пять лет, 16.08.1997, началось рабочее движение на 81-километровом участке Алдан-Томмот. В тот же год правительство Республики Саха (Якутия) решило взять вялотекущий процесс строительства в свои руки, образовав акционерную компанию “Железные дороги Якутии” и передав ей участок к северу от станции Нерюнгри-грузовые (да, да – “РЖД” он не принадлежит). К 2004 году удалось довести параметры этой линии к нормам, позволяющим открытие пассажирского сообщения. С августа 2004 года стал курсировать ежедневный пассажирский поезд №324/323 Нерюнгри-Томмот, имеющий в своем составе беспересадочные вагоны из Москвы, Хабаровска и Благовещенска. Расстояние в 368 километров он преодолевает за 8 часов, останавливаясь на всех станциях и разъездах по дороге: Нерюнгри-грузовая, Денисовский, Чульман, Чульбас, Тенистый, Хатыми, Огоньер, Таежный, Большой Нимныр, Селигдар, Косаревский, Алдан, Куранах.
В настоящее время построен и открыт для движения мост через Амгу, рельсы лежат дальше до разъезда Карбыкан (163 км от Томмота), обрываясь всего в 300 км. от Якутска. Открыть движение до Нижнего Бестяха и приступить к строительству железнодорожно-автомобильного моста через Лену планироваловалось к 2012 году, но финансовый кризис уже начал сказываться на сроках строительства.
Сегодня линия АЯМ, в северной своей части проходящая по дикому Алданскому нагорью, является фактически малодеятельной – на описываемом участке обращаются одна пара пассажирских поездов в сутки + одна-две пары грузовых. Но ее перспективы огромны.
В вагоне поезда Нерюнгри-Томмот.
Дежурная по разъезду Большой Нимныр.
Маневры на ст.Томмот.
Пейзажи Алданского нагорья. Снег и холод. Холод и снег.
Пересекаем автомобильный АЯМ: трассу Большой Невер – Якутск.
Разъезд Большой Нимныр.
Никакой населенки нет – только станционные постройки.
Засыпанный снегом переезд.
Вокзал станции Алдан. Она находится около одноименного якутского города, расположенного примерно в 70 км. от реки, давшей ему название – вот такой парадокс. Реку Алдан мы увидим в Томмоте.
Грузовые поезда на станции.
И наш локомотив – переделанная под дизель и электрооборудование General Electric половинка 2ТЭ10М. Обратите внимание на номер спереди.
Надпись на вагоне. Поезд обычно состоит из одного купейного, одного общего и одного плацкартного вагонов. По определенным дням к нему прицепляются вагоны из Москвы, Хабаровска и Благовещенска.
Автобусная остановка у вокзала в Алдане.
И трасса на Якутск, идущая параллельно железной дороге.
Аэропорт Алдан. Раз в неделю сюда прилетает самолет из Якутска, но местные жители предпочитают пользоваться автотранспортом (стоимость билета 2500 р. против 7800).
Южная горловина ст.Алдан.
Вид из окна поезда. Карьер у станции Куранах – ведется вскрыша месторождения золота.
Высадка в Томмоте. К нему поезд пришел полупустой – почти все вышли в Алдане, в том числе и значительное число пассажиров до Якутска – по шоссе быстрее.
Закат. Светлого времени было всего 6 часов.
Паровоз-памятник в Томмоте. Примечательно, что как и на линии Тюмень-Коротчаево, паровозов здесь никогда не было и быть не могло.
Прогулка в левобережную часть Томмота.
Источники:
http://www.pravda.ru/districts/1171784-yakutiya/
http://zen.yandex.ru/media/id/5afc125f79885edd8eeaaef7/5d3e7ee8fbe6e700ac6f409f
http://af1461.livejournal.com/236296.html