Есть ли у человека свобода выбора
Есть ли у человека свобода выбора?
Мудрецы, чтобы познать Бога и смысл жизни, непременно уходят на длительный срок в пустыню. Пребывание в пустыне Христос называет крещением Огнём. Мф.3.11. Огнём крестился и Иисус, прежде чем Он стал Христом. Каково в пустыне было Иисусу, в Евангелиях не описывается. Но зато о томлении пророка Ездры хорошо описано в 3-ей книге Ездры.
Пребывая длительное время в одиночестве, посте, молчании, тишине, покое, свободе от любых дел и т.д., мудрецу начинает открываться горькая Истина. А горька Она тем, что Господь Бог, Которого Сын Человеческий величает Извечной Высшей Разумной Творящей и Созидающей Духовной Силой, Сущей вне времени и пространства, извечно один. И выбор у Него крайне ограничен: либо вечно быть непроявленным, либо проявиться, став материальным миром, в том числе и человеком (человечеством), но при условии, что всё в нём будет в строгом равновесии. То есть день и ночь, зима и лето, радости и горести – всё пополам, что делает земную жизнь бессмысленной.*
Бог, становясь в седьмой День Недели человеком, исполняет абсолютно все роли: от Адама и до Христа.
Каждые шесть Дней Недели Бог создаёт планету Земля для людей, а в седьмой День они живут на земле от начала и до Апокалипсиса. После окончания седьмого Дня, у Бога начинается следующая семидневная Неделя, которая тождественна Неделе предыдущей. Одна Божия Неделя сменяет другую извечно и бесконечно.
Адам, сыграв все мужские роли, в итоге становится Иисусом Христом, Который после распятия восседает на престоле Отца Своего. Откр.3.21. А Его духовное место занимает Иоанн Богослов. Это Он приходит накануне Апокалипсиса и, снимая с Откровения завесу тайны, смертельно шокирует им весь мир. Ева же развивается параллельно с Адамом и, сыграв все женские роли, становится матерью всех живущих. Бытие 3.20.
События, происходящие в мире от Адама и до Апокалипсиса, изначально записаны в Книге Жизни, о которой говорится в пятой и других главах Откровения. Потому Иисус и другие пророки черпают информацию о будущем, именно из неё.
Поскольку информация записана помгновенно, то так называемого права выбора и свободы воли, у человека не существует.
Спасётся та душа, которая поверит, что свободы выбора у неё нет, и она на протяжении всей жизни поступала так или иначе только потому, что её судьба от первого вдоха и до последнего выдоха расписана в Книге Жизни. Об этом многократно говорили пророки. “Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим” Иер.10.23. «Прежде, нежели я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» Иер.1.4. “Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей Книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” Псалтирь 138.16.
А Христос говорит об этом же: «Так и вы, когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» Лк.17.10. “У вас же и волосы на голове все сочтены” Мф.10.30. Когда Иаков и Иоанн Заведеевы обратились к Иисусу с просьбой дать им сесть у Него, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Его, то Иисус им ответил: «дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» Мк.10.40. Уготовано, значит изначально записано в Книге Жизни. «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, чтО вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» Мк.13.11. А Дух Святый будет говорить то, что изначально записано в Книге Жизни.
Так как человека Господь Бог творит из Самого Себя, то человек есть частица Бога, то есть бог, но с малой буквы.
О том, что люди боги, Иисус, ссылаясь на 81-й псалом,** объяснял иудеям: “не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги”? Ин.10.34.
* О бессмысленности жизни и отсутствии у человека свободы выбора Господь Бог Своих избранных предупреждает: «Слушай слово, народ Мой: готовьтесь на брань, и среди бедствий будьте как пришельцы земли. Продающий пусть будет, как собирающийся в бегство, и покупающий – как готовящийся на погибель; торгующий – как не ожидающий никакой прибыли, и строящий дом – как не надеющийся жить в нём. Сеятель пусть думает, что не пожнёт, и виноградарь, – что не соберёт винограда; вступающие в брак, – что не будут рождать детей, и не вступающие, – как вдовцы. Посему, все трудящиеся – без пользы трудятся» 3.Езд.16.41-46.
** – «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» Пс.81.6.
Иллюзия выбора, существует ли свобода на самом деле?
В поле зрения психологии эта тема появилась не так давно, в 40-х годах нашего столетия, и стартом этому стала книга Э. Фромма «Бегство от свободы». В результате изучения данной темы, было найдено небольшое противоречие, утверждающее тот факт, что с одной стороны человек ограничен своей судьбой, в виде божественного предназначения, которое не оставляет места для свободы. С другой же стороны, утверждение которое гласит что человек создан по образу и подобию бога, дает ему возможность влиять на свою судьбу, по причине божественной природы человека.
На данный момент этот вопрос не является актуальным в наше время, по той причине, что человек сегодня, имеет возможность выбирать, и вроде бы как он хозяин своей жизни, но все таки, человек свободен если он ответственен. Много ли сейчас действительно ответственных людей, которые живут по совести и имеют ясное самосознание. Необходимо понять тот факт, что свобода и ответственность неразделимы друг от друга.
Свобода – это некое состояние человеческого сознания, и она заключается в первую очередь не в выборе данного действия, поскольку данное действие может быть навязанным, а больше все таки относиться к возможности, возможности выбора в данной ситуации.
Свобода человека много в чем ограничена. Ограничения ему преподносит его же тело, болезни, тот факт, что человеческая жизнь не может продолжаться вечно, и что он умрет, границы его сознания и так дальше. Но даже если телесная свобода человека ограничена, как духовная сущность он свободен.
Если рассматривать свободу с точки зрения индуской культуры, то можно сделать такой вывод, что свободы ми решаемся из-за своей кармы, которая нарабатывается в следствии невежества. Одним из способов приобретения свободы, является избавление от того же невежества.
Человек свободен от наследственности, которая может быть ему передана, он имеет свободу распоряжаться этим материалом как он захочет.
Стивен Кови о свободе выбора рассуждает подобным образом. Человек имеет в своем распоряжении 4 достоинства (фактора) дающие ему свободу выбрать ту реакцию на определенный раздражитель, которая по его мнению является более приемлемой в данной ситуации.
Первое – это самосознание (способность следить и контролировать мысленный процесс).
Второе – совесть (возможность соотношения своих поступков с принципами данного индивида).
Три – это воображение (способность создавать определенную реальность, и пути решения, данной ситуации).
Четвертое – независимая воля (это непосредственно само действие, с опорой на ценности).
Именно они являются основой внутренней свободы.
Свобода человека обладает шириной, а эта характеристика зависит от способности индивида владеть 4 выше описанными компонентами, что в последствии расширяет коридор данной концепции.
По своей природе, жизнь человека не свободна от условий бытия, но все же, он свободен занять позицию к этим же условиям. Обстоятельства не имеют власти над индивидуумом, скорее он имеет власть над ними. У человека можно забрать все, кроме возможности занять ту позицию, которую он желает, и быть ответственным перед ней. Именно это является одним из основ, которые составляют структуру концепции под названием свобода.
Человек свободен всегда в том, что бы найти и осуществить свой смысл, даже если жизненные обстоятельства сложились не лучшим образом.
Свобода выбора и предопределенность
В Тему
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Свобода выбора и предопределенность
Как можно объяснить парадокс о свободе выбора и предопределённости?
На первый взгляд существует противоречие между наличием у человека свободы выбора и всезнанием Творца. Налицо парадокс: если Творец заранее знает то, что человек выберет, это значит, что у него никакой свободы выбора нет и всё предопределено! А, с другой стороны, если утверждать, что Творец не обладает этим знанием, значит, Он не знает будущего, то есть не всезнающий, что по определению не может быть!
Свобода выбора — противоречивое понятие, если считать, что знание Творца подобно человеческому. Но это не так
Обсуждение этого вопроса, одного из самых сложных в понимании еврейского мировоззрения, выходит далеко за рамки короткого стиля ответов, поэтому ограничимся общей идеей.
Итак, в постановке этого вопроса речь идёт о выборе человека и о знании Творца. Предположим, что нам понятно, что есть выбор человека, но понимаем ли мы, что есть знание Творца? Мы интуитивно предполагаем, что оно подобно человеческому. А так ли это?
Познание человека неразрывно связано с реальностью, в которой он находится. Это реальность Времени — прошлого, настоящего и будущего. Оно неизбежно ограничивает восприятие мира человеком исключительно этими временными рамками.
Как следствие:
1. Человеческое знание и сам объект познания существуют независимо друг от друга.
Предположим, что Абраша захотел узнать погоду в Москве. Это значит, что он этого в прошлом не знал. Когда же Абраша позвонит в Москву и ему расскажут о снегопаде, то только теперь, в настоящем, знание о погоде придёт к нему извне и станет частью его. То есть, само событие и сознание человека существуют раздельно.
2. Человеческая логика воспринимает мир посредством причинно-следственных связей. То есть, следствию в настоящем должна предшествовать причина в прошлом.
Вот такой процесс познания, свойственный человеку и приписываемый, по заблуждению, Творцу, неизбежно и приводит к вышеупомянутому парадоксу. Но подобно ли знание Творца человеческому? Простой анализ приводит нас к обратному выводу.
Творец сотворил время, значит Он — вне времени, то есть, нет у Него ни прошлого, ни будущего. Знание не может прийти к Творцу извне Его, так как всё в Нём. Это значит, что Его знания и Он сам есть единое целое, без причинно-следственных связей. Поэтому перед Творцом не только открыты наши ещё не принятые решения, но и вся история человечества управляется из будущего конца в прошлое начало.
Всё это следует из определения, что сущность Творца «простая».
Творец знает, что человек выберет, но это никак не противоречит возможности человека иметь свободу выбора
Вывод:
Познание Творца носит совершенно другой характер, отличный от человеческого. Творец знает, что человек выберет, но это никак не противоречит возможности человека иметь свободу выбора. Парадокс знания будущего и свободного выбора в настоящем может существовать только в сознании человека, живущего в мире, ограниченном временными рамками и, как следствие, неспособного воспринять реальности вне времени.
Есть ли свобода выбора?
Влияние среды и воспитания, как и всяких “нейрофизиологических факторов” на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Свобода выбора и предопределение 2
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора»
Источники:
http://www.proza.ru/2014/05/16/878
http://www.b17.ru/article/49637/
http://toldot.ru/svobodaVibora.html