14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит направление подготовки

Содержание

1.1. Отличие понятий «направление», «специальность», «специализация»

Знакомство со своей будущей профессией лучше всего начать с пояснения некоторых важных понятий, в частности, таких как направление, специальность, специализация.

Понятие направление описывает общую профессионально-образовательную область, в рамках которой осуществляется подготовка бакалавров, инженеров и магистров.

Студенты кафедры прикладной и компьютерной оптики (группы 1300, 1301, 1302), как и все студенты факультета оптико-информационных систем и технологий, обучаются по направлению «Оптотехника»; по инженерной специальности «Оптические и оптико-электронные приборы», а также по бакалаврским программам и магистерским специализациям: «Компьютерная оптика» и «Прикладная оптика».

Направление «Оптотехника» – область науки и техники, направленная на исследование, создание и применение оптических приборов, систем и технологий.

Специальность «Оптико-электронные приборы и системы» – область техники, связанная с разработкой, изготовлением, исследованием и эксплуатацией оптических приборов, устройств и систем.

Специализация – это непосредственный вид профессиональной деятельности. В рамках одной специальности есть несколько специализаций, обычно своя для каждой группы.

В государственном дипломе о высшем образовании указывается специальность (для инженеров) или направление (для бакалавров и магистров), а специализация указывается в приложении.

Кроме различных специализаций, студенты могут получить различную квалификацию в соответствии с многоступенчатой системой высшего профессионального образования:

  • бакалавр наук – 4 года обучения;
  • дипломированный специалист (инженер) – 5,5 лет обучения;
  • магистр наук – 6 лет обучения.

Различия в учебном плане у студентов, получающих различные специализации и квалификации, начинаются с 6 семестра (3 курс), а до этого у всех студентов одной специальности учебная программа одинаковая, что позволяет студентам в процессе обучения выбирать ступень подготовки (рисунок 1.1 ).


а) с 1 по 4 курс (увеличить рисунок) а) с 4 по 6 курс (увеличить рисунок)
Рис. 1.1. Структура подготовки специалистов-оптиков различной квалификации.

Для квалификации «инженер» важны и специальность, и специализация. Инженер – это специалист в конкретной области техники. Та или иная специализация позволяет инженеру самостоятельно решать определенные прикладные задачи.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образованиягласит:

«Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности «Оптико-электронные приборы и системы» являются оптические приборы и системы, их теоретическое, математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы их использования, проектирования, контроля, исследования и технология их производства.

Инженер по специальности «Оптико-электронные приборы и системы» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: проектно-конструкторская; научно-исследовательская; организационно-технологическая; производственно-управленческая; эксплуатационно-наладочная.»

Бакалавр – это специалист в широкой области, поэтому для квалификации «бакалавр» указывается общее направление. Для получения квалификации бакалавра достаточно 4 лет обучения.

После получения диплома бакалавра возможно поступление в магистратуру (еще 2 года обучения). Обучение в магистратуре также определяется направлением, однако магистр должен не только обладать знаниями в широкой области своей деятельности, но и являться специалистом по конкретной научной теме. Поэтому для каждого студента, обучающегося в магистратуре составляется индивидуальный план научных исследований. Выпускники, успешно обучавшиеся в магистратуре, способны самостоятельно ставить и решать новые научные задачи.

В отличие от инженера магистр более подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, а также может выполнять те же виды работ, что и инженер.

Традиционно специализация закреплена за какой-то конкретной группой, причем, поскольку первые 2 года у всех групп факультета учебная программа абсолютно одинаковая, каждый студент имеет возможность перейти в другую группу в соответствии со своими интересами. Рисунок 1.2 показывает соответствие специализации и квалификации номеру группы.


Рис. 1.2. Направление подготовки.

Рассмотрим подробнее различные специализации, которым обучают на кафедре прикладной и компьютерной оптики.

Специализация «Проектирование оптических систем»

Проектирование оптических систем – это сочетание теоретических и прикладных дисциплин, изучающих общие законы и принципы оптики, теорию оптических систем, оптические измерения, оптическое изображение и методы проектирования различных типов оптических систем.

В этой специализации основное внимание уделяется теории и методам проектирования и исследования оптических систем, использованию всего арсенала готовых пакетов компьютерных программ для проектирования оптических систем различного назначения и обработки результатов оптических измерений.

В качестве примеров оптических систем, разрабатываемых такими специалистами, можно назвать объективы фотоаппаратов и видеокамер, zoom-объективы для киносъемочных камер, бинокли, оптические прицелы, наземные и космические телескопы, системы ночного видения, работающие в инфракрасной области спектра, высокоточные проекционные объективы для микроэлектроники, и многое другое.

Специализация «Оптические приборы»

Специализация «Оптические приборы» – это сочетание проектирования оптических систем, конструирования и компьютерно-ориентированных конструкторских систем.

Читать еще:  От чего бывает запах изо рта

Данная специализация готовит специалистов по разработке и исследованию оптических приборов. Специалисты этого направления получают хорошую подготовку в области проектирования (расчета) оптических систем. Кроме того, они являются квалифицированными специалистами в области конструирования оптических приборов различного назначения, и выпуска соответствующей документации на ее изготовление.

Одно из актуальных в настоящее время направлений деятельности таких специалистов – изучение и использование единой технологической цепочки CAE/CAD/CAM (проектирование/конструирование/изготовление), а также создание новых пакетов программ для автоматизации подбора конструктивных решений и выполнения типовых операций по выпуску чертежей.

Специализация «Компьютерная оптика»

Компьютерная оптика – это сочетание оптики, математики и компьютерных технологий. Специализация «Компьютерная оптика» направлена на подготовку специалистов, способных решать сложные инженерные и научные проблемы в области прикладной оптики на основе профессионального использования математических методов и компьютерных технологий.

Как показывает опыт, задачи прикладной оптики настолько разнообразны, сложны и комплексны, а применяемые для их решения методы, модели и средства настолько универсальны, что специалист по компьютерной оптике может практически безо всякой адаптации успешно работать в любой области, требующей владения математическими методами и компьютерными технологиями.

Что значит направление подготовки? Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования

Окончание школы знаменуется для многих выпускников началом нового жизненного этапа – поступлением в высшее учебное заведение. От выбора образовательного учреждения во многом зависит будущее ребенка, а потому делать его необходимо осознанно. И первое, на что следует обращать внимание — не отзывы или репутация вуза, а соответствие выбранного направления подготовки профильности заведения.

Направление подготовки в вузе – что это такое?

Удивительно, но, определяясь с местом получения высшего образования, важно ориентироваться на профессиональные программы. Профильность учреждения обуславливает наличие тех или иных дисциплин в соответствии с учебным планом. Прежде чем подавать заявление для поступления в выбранный вуз, необходимо предварительно ознакомиться с его образовательной программой.

Итак, что значит направление подготовки? Для реализации основополагающих учебных программ Министерством образования и науки России были утверждены стандарты, поэтому для каждого уровня высшего образования сегодня действует свой ФГОС. Соответственно, проводить обучение на бакалавриате или специалитете по стандартам магистратуры или аспирантуры недопустимо. Так, наша страна гарантирует функциональность созданной системы профессиональной кадров различной профильности и специализации, в которых нуждается народное хозяйство и предпринимательский сектор.

Взаимосвязь ФГОС и специальностей

Каждый ФГОС предусматривает десятки укрупненных направлений подготовки, которые, в свою очередь, включают в себя несколько специальностей. Например, 11.00.00 «Электроника, системы связи и радиотехника» является базисным укрупненным направлением со специальностями:

  • 11.03.01 «Радиотехника».
  • 11.03.02 «Наноэлектроника».
  • 11.03.03 «Конструирование электронных средств».
  • 11.03.04 «Системы связи и инфокоммуникации».

Профили направлений и специализаций в университетах

Далее следует назвать разделение на профили по направленности образования, предусмотренного федеральными стандартами. При этом за каждым учебным заведением остается право создания уникальных профилей образования в соответствующем порядке и утверждения их в Министерстве.

  • Обеспечение математических и алгоритмических систем и технологий информации.
  • Математическая методика в информационных технологиях.
  • Прикладная информатика в химии.
  • Моделирование и математические методы в экономике.
  • Обеспечение искусственных интеллектуальных систем и программирование.

Чем отличается профиль от направлений и специальности?

Как уже говорилось, к выбору направления подготовки и специальности необходимо подходить ответственно. Несмотря на общие блоки фундаментальных дисциплин, входящих в образовательную программу профилей конкретной специализации, в каждом из них имеются уникальные предметы, учитывающие специфику профессии выпускника в будущем. Именно поэтому, знакомясь с перечнем направлений подготовки, абитуриенты должны знать, что все они могут включать в себя десятки профилей. Для наглядности в качестве примера следует рассмотреть специальность «Строительство», предполагающую варианты профессий в не имеющих ничего общего между собой сферах строительства:

  • «Строительство гидротехнических сооружений».
  • «Строительство промышленных зданий».
  • «Возведение гидроэлектростанций и насосных станций».
  • «Городское строительство и хозяйство».
  • «Экспертиза недвижимости и управление».
  • «Прокладывание автомобильных дорог и строительство аэродромов».
  • «Вентиляционные и инженерные системы».
  • «Строительство и компьютерное моделирование».

Как правильно выбрать будущую профессию?

Таким образом, знакомиться с образовательной программой необходимо задолго до подачи документов в вуз. Ведь получив представление о профессиональном блоке дисциплин учебного плана, несложно догадаться, обладателем какой профессии станет выпускник учреждения.

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Перечень направлений подготовки и специальностей можно найти на официальном сайте практически любого университета, однако быстро отыскать профили и соответствующие им образовательные программы вряд ли получится. Все дело в том, что уставными документами учреждения обязаны публиковать данные о квотах бюджетных и контрактных мест по той или иной специальности. Вуз может не детализировать профессиональные программы, относящиеся к каждому направлению. При этом большинство учебных заведений, имеющих прозрачную репутацию, не скрывают профилей образования и указывают их в разделе «Приемная комиссия».

Данная информация может содержаться и в другом разделе сайта. Часто сведения о профилях присутствуют в описании самого вуза, его структуры. Но если перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования открыт и доступен для каждого посетителя сайта, то информацию о профилях нередко осознанно скрывается от абитуриентов. Причиной тому может быть непопулярность и невостребованность определенной образовательной программы в сравнении со специальностью, звучащей более престижно и привлекательно для поступающих. Такой недобросовестный шаг, несомненно, выгоден вузу.

Читать еще:  Иван Грозный Романов или Рюрикович

Основные отличия специальности от профильного направления

Кстати, в контексте вышесказанного стоит отметить, что большинство абитуриентов не видит принципиальных различий в понятиях «направление» и собственно «специальность». На самом же деле общего у этих двух терминов не так уж и много. Основное отличие заключается в разнице периодов обучения. В соответствии с Болонским процессом, знания по направлениям получают бакалавры и магистры на протяжении четырех и двух лет соответственно. Здесь скорее идет речь о форме обучения, соответствующей европейским стандартам и предоставляющей студентам широчайший спектр возможностей для выстраивания персонального плана обучения. Таким образом, к моменту окончания бакалавриата студенты становятся обладателями дипломов о высшем образовании, что позволяет им официально трудоустроиться.

Но для тех выпускников, которые хотели бы продолжить учебу для повышения своего квалификационного уровня или изменить профессиональное направление, существует магистратура. По ее окончании выпускник может стать обладателем двух профессий и двух дипломов о высшем образовании.

Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?

При выборе специализации и профиля только внимательность и осторожность убережет поступающего от совершения ошибки. Недобросовестные учебные учреждения с целью повышения дохода иногда включают в перечень профессиональных программ профили, не соответствующие их общей специализации.

Самыми распространенными и прибыльными с точки зрения коммерческой системы предоставления образовательных услуг являются профили «Дизайн», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», а потому при поступлении в вуз, для которого данные специальности не являются профильными, следует не терять бдительность и быть настороже – вполне вероятно, что данная учебная организация ставит перед собой цель поправить финансовое положение.

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Конечно, исключения бывают из всех правил, но чтобы не попасться на обман, желательно провести серьезный анализ заведения перед подачей документов. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • на выбранном профиле отсутствуют бюджетные места;
  • количество контрактных мест значительно преобладает над остальными специализациями;
  • совершенно уникальное название профиля, которое не встречается в других вузах (это может быть, конечно, и признаком уникальной программы обучения в профильном вузе, но также может нести и другую цель – подменить необычным названием обычное содержание, чтобы выделиться из фона).

В большинстве своем высшие учебные заведения обладают балансом контрактных и бесплатных мест на ту или иную специальность. Востребованные вузы имеют больше бюджетных мест для студентов, нежели платных. Преобладание контрактных мест на программы над бесплатными – повод для дополнительного сбора информации на счет качества предоставляемых образовательных услуг в данной организации.

Насколько важен правильный выбор профессионального направления и специальности?

Ознакомившись с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, помните, что университет является не только местом учебы студентов. Каждый вуз можно назвать местом аккумулирования знаний, развития научной школы и формирования новых представлений о научном и техническом прогрессе, культуре и искусстве. Однако сосредоточить силы на всех направлениях одновременно невозможно.

ABITURIENT.BY

Как поступить?

Где учиться?

Кем быть?

Вашему вниманию

Основные термины и определения

Должность служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности.

Первичные должности служащих соответствуют содержанию образования, но не являются основанием для трудоустройства выпускников учебных заведений. Назначение на конкретную должность осуществляется в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь.

Квалификация — подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, направления специальности.

Профессиональное образование — образование, ориентированное на профессиональную деятельность.

Профессиональная деятельность – трудовая деятельность по определенной профессии, взаимообусловленная с видами экономической деятельности.

Вид (подвид) профессиональной деятельности – вид (подвид) трудовой деятельности, определяемый специальностью (специализацией), квалификацией.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Профиль образования – подсистема системы специальностей и квалификаций, наименование которой определяется родом профессиональной деятельности, выделенным на основе общности отдельных видов экономической деятельности по определенному признаку классификации.

Направление образования – подсистема профиля образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.

1. Направления образования, как правило, объединяют множества специальностей как основного, так и дополнительного образования взрослых.

2. Отдельные направления образования объединяют только множества специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, если законодательными и нормативными положениями подтверждается необходимость подготовки специалистов, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.

3. При определении объема типового учебного плана по специальностям переподготовки работников здравоохранения необходимо учитывать равнозначность направлений образования 79 и 81.

Группа специальностей – подсистема направления образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, – подсистема группы специальностей.

Читать еще:  Как понять нужна ли ты мужчине деве

Направление специальности – подсистема специальностикак разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности профессионально-технического, среднего специального и первой ступени высшего образования.

1. Направления специальности выделяются в целях вариативной подготовки квалифицированных кадров в рамках одной специальности при небольших отличительных особенностях квалификаций, когда составить единый учебный план, отражающий разнообразие квалификаций, не представляется возможным.

2. Наименование направления специальности среднего специального и высшего образования I ступени указывается кратко, в скобках, после наименования данной специальности.

3. Каждому направлению специальности среднего специального и высшего образования I ступени может соответствовать отдельная квалификация в единой логике выделения квалификаций по направлениям. Квалификации по направлениям специальности должны быть равноценны по объему и содержанию обучения.

4. На уровне профессионально-технического образования направления специальности вводятся только посредством кодирования для присвоения определенной квалификации (профессии рабочего, должности служащего по ОКРБ 006).

Специализация – составляющая специальности или направления специальности профессионально-технического, среднего специального и высшего образования I ступени, обусловленная видом применяемых знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления.

1. Специализация вводится для сближения профессионального образования по специальности с потребностями сферы труда.

2. Специализация по объему учебных часов не должна превышать 10% — 15 % общего фонда учебного времени по специальности среднего специального и высшего образования I ступени.

3. Выделение дополнительных или вариативных квалификаций на уровне специализаций не допускается.

4. Специализации в системе дополнительного образования взрослых (по специальностям переподготовки), а также по специальностям отсутствуют.

Структура кода специальности (направления специальности или дополнительной специальности в профиле А, специализации):

Х —

ХХ

ХХ

ХХ

— ХХ

ХХ

Специализация специальности основного образования

Направление специальности основного образования

Специальность основного образования и/или дополнительного образования взрослых

Группа специальностей основного образования и/или дополнительного образования взрослых

Направление образования (основного образования и/или дополнительного образования взрослых)

Кодирование специальностей основного (высшего, среднего специального и профессионально-технического) образования осуществляется следующим образом.
Длина кода специальности включает семь цифровых десятичных знаков, например:
1- 01 01 01 «Дошкольное образование».

Длина кода специальности с направлением специальности включает девять цифровых десятичных знаков, например: 1-08 01 01-03 «Профессиональное обучение (энергетика)», код направления указывается после дефиса.
Аналогично кодируются специальности с дополнительными специальностями профиля «А. ПЕДАГОГИКА», например: 1-02 04 04-01.

Длина кода специальности со специализациями включает также девять цифровых десятичных знаков, но без дефиса после седьмого знака, например: специализация 1-31 03 04 01 «Программное обеспечение вычислительных систем» специальности 1-31 03 04 «Информатика».

Длина кода специальности с направлением специальности и специализацией включает одиннадцать цифровых десятичных знаков, например: специализация «Автоматические системы и электрооборудование воздушных судов» 1-37 04 02-01 01 специальности 1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)» с направлением специальности 1-37 04 02-01 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и светотехническое оборудование)».

Кодирование специальностей среднего специального образования для получения профессии рабочего осуществляется в установленном порядке со следующей особенностью: последние две цифры кода специальности начинаются с номера 51.

Кодирование специальностей дополнительного образования (переподготовки) осуществляется следующим образом.

Отличительной особенностью кодирования специальностей высшего образования II ступени (магистратуры) являются цифры, определяющие специально выделенные для данной подсистемы группы специальностей: 80 «Научная и педагогическая деятельность» (например: специальность 1-33 80 01 «Экология» с присвоением степени магистр (по отраслям наук): биологических, сельскохозяйственных, физико-математических и др.; специальность 1-37 80 01 «Транспорт» с присвоением степени магистр технических наук) и 81 «Инновационная деятельность (с углубленной подготовкой специалистов)» (например: специальность 1-26 81 01 «Бизнес-администрирование» с присвоением степени магистр бизнес-администрирования).

Кодирование специальностей дополнительного образования взрослых (переподготовки руководящих работников и специалистов) осуществляется следующим образом.

Длина кода специальности переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 03 71 «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на дому». Предусматривается две отличительные особенности кодирования специальностей переподготовки:

первая – последние две цифры кода специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование начинаются с номера 71 для специальностей, по которым может осуществляться подготовка специалистов как в рамках основного, так и дополнительного образования взрослых;

вторая – последние две цифры кода специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, начинаются с номера 01 для специальностей, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами предусматривается подготовка специалистов только в рамках дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.

Профиль образования имеет буквенное обозначение и не входит в структуру кода специальности.

Коды уровней профессионального образования: 1 – высшее образование, 2 – среднее специальное образование, 3 – профессионально-техническое образование.

Примеры кодирования:

1-36 01 01 «Технология машиностроения (по направлениям)» — специальность высшего образования,

2-74 02 01 «Агрономия» — специальность среднего специального образования,

3-40 02 51 «Техническое обслуживание и ремонт электронно-вычислительной техники» – специальность профессионально-технического образования.

Источники:

http://aco.ifmo.ru/el_books/introduction_into_specialization/glava-1/glava-1-1.html
http://fb.ru/article/335821/chto-znachit-napravlenie-podgotovki-perechen-spetsialnostey-i-napravleniy-podgotovki-vyisshego-obrazovaniya
http://www.abiturient.by/definitions

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector