1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое таможенный контроль

Таможенный контроль: понятие, основные принципы

Таможенный контроль служит одним из базисных понятий в области таможенного регулирования, доступным в узкой и широкой трактовке.

Статья 4 ТК ТС содержит определение термина таможенный контроль в широком смысле:

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.

К указанной трактовке понятия «таможенный контроль» так или иначе можно привязать любые действия таможенных органов. Дабы конкретизировать терминологию, сформулируем также определение в узком понимании, опираясь на общее содержание ТК ТС и раздел 3 в частности:

Таможенный контроль – это набор действий по обеспечению проверки, производимых в законной форме и достаточных для соблюдения таможенного законодательства или выявления возможных нарушений.

Понятие таможенного контроля обладает следующими чертами:

  1. Таможенный контроль – это разновидность государственного контроля, действующая на основании принципов работы органов государственной власти. Таможенные отношения несут особую специфику, в связи с чем действие ФЗ №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (от 08.08.2001 г.) на таможенный контроль не распространяется.
  2. Законодательству, закрепляющему схему осуществления таможенного контроля, а также формы его проведения, присуща императивность.
  3. Осуществление таможенного контроля регулируется на основе множества правовых актов государств, входящих в Таможенный союз.

Классификация деятельности таможенных органов

Мероприятия, проводимые органами таможни в целях таможенного контроля, возможно классифицировать:

  1. по объекту контроля:
    1. контроль товаров;
    2. контроль транспортных средств;
  2. по направлению движения груза:
    1. контроль импорта товаров на территорию Таможенного союза;
    2. контроль экспорта товаров с территории Таможенного союза;
  3. по времени проведения:
    1. предварительные мероприятия, проводимые до ввоза товаров на таможенную территорию;
    2. текущие мероприятия, проводимые после ввоза товаров и транспортных средств, и до их выпуска;
    3. последующие мероприятия, проводимые после того, как товары утратили статус подведомственных таможенному контролю.

Замечание 1

Общемировая практика и Киотская конвенция задают современную тенденцию увеличения значимости и доли мероприятий последующего контроля.

Данная тенденция привела к законодательному увеличению срока, которым располагают таможенные органы, чтобы произвести проверку достоверности указанной при таможенном оформлении информации после выпуска товаров. Согласно статье 99 ТК ТС определен в этой связи максимальный срок: в течение трех лет со дня, когда товары были лишены статуса подведомственных таможенному контролю, органы таможни имеют возможность осуществлять последующий контроль.

Принципы проведения таможенного контроля

Выборочность

Уровень развития современной экономики таков, что очевидна невозможность применения всего комплекса проверочных действий к абсолютно всем товарам, пересекающим таможенную границу. В каждом отдельном случае органы таможни уполномочены выбирать форму и схему осуществления таможенного контроля, оценивая достаточность совершенного выбора в отношении соблюдения нормативных положений таможенного законодательства РФ. Все те же современные тенденции развития сферы таможенного контроля предполагают досмотр лишь небольшой доли товаров из тех, что пересекают таможенную границу (до 5%).

Итак, принцип выборочности включает в себя: выбор органами таможни подходящих форм контроля и выбор того, какие именно товары и транспортные средства будут подвержены проверке. Последний осуществляется на основании системы управления рисками.

Принцип выборочности согласуется со стандартным правилом 6.2 Киотской конвенции, содержащим указание, что таможенный контроль возможно ограничить минимумом, достаточным для соблюдения нормативных положений таможенного законодательства.

Обязательность

Если произвести анализ закона о таможенном регулировании и нормативных положений ТК ТС, возможно сделать заключение о том, что объектом таможенного контроля могут стать все разновидности товаров и транспортных средств (международные перевозки) при пересечении таможенной границы. Положения таможенного законодательства лишь содержат в себе возможность не применять отдельные виды таможенного контроля. Так, ст. 105 ТК ТС определяет, что личный багаж глав государств, входящих в Таможенный союз, и сопровождающих их членов семей не подлежат осмотру таможенными органами.

Использование системы управления рисками

Когда речь идет о применении принципа выборочности, закономерно возникает вопрос, на какие критерии необходимо опираться при осуществлении выбора формы и порядка контроля. Выше уже было отмечено, что основой для решения данного вопроса является система управления рисками.

Принцип международного сотрудничества при проведении таможенного контроля

Сфера деятельности органов таможни неотделима от темы международных отношений. Это особенно проявлено в отношении процедуры таможенного контроля. Качество взаимодействия органов таможни разных стран во многом определяет эффективность осуществляемого контроля. Так, указанный принцип таможенного контроля регламентирован в законодательных положениях Таможенного союза, в актах международного права и является основой действий органов таможни.

Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности

В стандартном правиле 6.8 Киотской конвенции указано, что служба таможни стремится сотрудничать с субъектами внешней торговли, заключать меморандумы о взаимопонимании для обеспечения развития и усовершенствования таможенного контроля. Тот факт, что в ТК ТС законодательно закреплен принцип сотрудничества с субъектами ВЭД, профессиональными объединениями, организациями и ассоциациями, заинтересованными в качестве внешнеторговых операций, означает, что государство не просто намерено учитывать интересы субъектов ВЭД, но и стремится выйти на новый уровень международных отношений с опорой на партнерство государства и бизнеса.

Читать еще:  Как приучить котенка к туалету

Принцип эксклюзивности действий таможенных органов

Мероприятия таможенного контроля осуществляются исключительно таможенными органами и только на основании требований ТК ТС и правовых норм государств, являющихся участниками Таможенного союза. Лишь Федеральная таможенная служба (ФТС) владеет полномочиями в сфере таможенного дела, выступая как исполнительный орган власти государства. Данные полномочия указаны в Законе о таможенном регулировании, а также в Положении о Федеральной таможенной службе №459 (утверждено постановлением Правительства от 26.07.2006).

Порядок реализации процедуры таможенного контроля

Процесс выполнения мероприятий проверки таможенными органами предполагает, что товары и транспорт (международные перевозки), контролируемые таможенным органом, приобретают специальный статус, который ограничивает права по владению и распоряжению данными товарами и транспортом. С учетом этого факта моменту возникновения и потери указанного статуса для товаров и транспорта, контролируемых таможенным органом, нужно уделить отдельное внимание.

К товарам со статусом нахождения под таможенным контролем относятся товары иностранного производства, импортируемые на таможенную территорию Таможенного союза и товары Таможенного союза, экспортируемые с таможенной территории Таможенного союза.

Товары, импортируемые на таможенную территорию, и транспорт (международные перевозки) приобретают статус «находится под таможенным контролем», начиная с момента, когда ими пересекается таможенная граница. В это же время на соответствующие лица возлагаются обязанности, регулируемые таможенным законодательством. Также, как было указано выше, приобретенный статус накладывает ограничения на право владения и распоряжения, которое становится возможным к реализации только на условиях, регламентированных таможенным законодательством. Основная доля манипуляций с товарами и транспортными средствами, получившими статус, допустима исключительно с разрешения органов таможни (как то транспортировка, упаковка, выгрузка и пр.)

Потеря статуса нахождения под контролем таможенного органа для ввозимых товаров происходит в один из следующих моментов:

  • товар выпущен согласно порядку выпуска для внутреннего использования;
  • товар уничтожен;
  • получен отказ;
  • товар по факту вывезен за таможенную территорию Таможенного союза;
  • товар перешел в собственность государства, являющегося участником Таможенного союза;
  • некоторая доля товаров иностранного производства признана потерями (при переработке);
  • отходы, полученные в результате переработки, признаны непригодными для использования в коммерческих целях.

Товары, экспортируемые с территории Таможенного союза и транспорт (международные перевозки), приобретают статус нахождения под контролем таможенного органа в момент, когда:

  • орган таможни принял таможенную декларацию;
  • имели место действия, совершаемые для непосредственного вывоза товаров;
  • таможенная декларация была отозвана.

Действия, совершаемые для непосредственного вывоза товаров, включают в себя:

  • вход/въезд физического лица, совершающего выезд с территории России, в зону таможенного контроля;
  • въезд транспорта (международные перевозки) на территорию пункта пропуска через границу РФ с целью покинуть таможенную территорию России;
  • сдача специализированным учреждениям (транспортные организации, отделения почтовой связи) товара и/или международного почтового отправления с целью их пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • действия, совершаемые физическим лицом в целях фактического перехода через таможенную границу с товарами/транспортными средствами вне установленных согласно законодательству РФ мест.

Статус нахождения под контролем органа таможни для экспортируемых товаров утрачивается в момент, когда таможенная граница пересечена.

В то же время, ТК ТС указывает случаи, когда орган таможни должен продолжать осуществлять контроль и после вывоза товара с таможенной территории. В первую очередь, имеется в виду вывоз товаров, которые, согласно процедуре, предполагают их обратный ввоз, а также продукты переработки вне территории. С опорой на ст. 96 ТК ТС можно сделать предположение, что для товаров, которые должны быть ввезены обратно, сохраняется статус «находится под таможенным контролем».

Сроки проведения процедуры проверки

Сроки осуществления мероприятий по проверке регламентированы ТК ТС, Законом о таможенном регулировании, а также нормативными актами ведомств. Сроки находятся в зависимости от выбранной формы контроля, категории проверяемых товаров, способа их перемещения, разновидности транспорта, осуществляющего их перемещение.

К примеру, в статье 132 ТК ТС установлен срок для организации и проведения выездной таможенной проверки – не более 2 месяцев; п.7 статья 96 ТК ТС гласит, что максимальный срок досмотра транспортных средств за пределами зоны таможенного контроля – 2 часа.

Также уместно оперировать таким понятием, как общий срок таможенного контроля.

Общий срок таможенного контроля – такой срок, в течение которого должны быть осуществлены все мероприятия по проверке таможенными органами

Общий срок идентичен сроку выпуска товаров, указанному в ст. 196 ТК ТС – 2 дня. Также ст.196 (п.4) содержит информацию о том, что возможно увеличение срока выпуска до 10 рабочих дней для завершения форм контроля таможенными органами.

Зоны таможенного контроля (ЗТК)

Термином «зона таможенного контроля» определяют некую территорию, в границах которой таможенные органы берут под свой контроль товары, транспорт, коммерческую и иную деятельность (ст.97 ТК ТС).

Можно классифицировать возможные зоны таможенного контроля:

  1. по признаку местоположения:
    1. вдоль границы таможни;
    2. в местах, где товары подвергаются перегрузке или осмотру;
    3. в местах временного хранения;
    4. в местах стоянки транспорта, осуществляющего перевозку товаров, подконтрольных таможенным органам;
    5. в местах, где осуществляется таможенное оформление;
    6. в прочих местах согласно таможенному законодательству;
  2. по длительности существования:
    1. временные зоны контроля, для создания которых необходимо письменное решение руководителя таможенного органа (для таможенного оформления вне установленных мест или для проведения осмотра товаров и транспорта, обнаруженных органами таможни за территорией постоянной зоны таможенного контроля);
    2. постоянные зоны контроля: их создание обусловлено регулярностью нахождения в них товаров, которые необходимо досматривать (места прибытия транспортных средств с грузом, склады таможенных органов и временного хранения и пр.)
  3. по уровню полномочий в отношении создания зон контроля:
    1. зоны, которые создаются согласно приказам ФТС РФ (вдоль границ государства);
    2. зоны, которые создаются по инициативе территориальных органов таможни по распоряжению их руководителей (как временные, так и постоянные зоны).
Читать еще:  Как сэкономить электроэнергию

В отношении регулирования правом порядка создания зон контроля таможенных органов необходимо отметить следующее:

  • регламент по созданию, реструктуризации, ликвидации зон таможенного контроля обозначен в актах государств, являющихся членами таможенного союза;
  • процедура организации зоны таможенного контроля вдоль границы устанавливается Постановлением правительства РФ №624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы» (от 14.10.2003 г.);
  • факт несовпадения границы государства и таможенной границы не может служить препятствием для организации зоны таможенного контроля;
  • действия, осуществляемые таможенными органами в зонах таможенного контроля, не должны быть препятствием для деятельности пограничных органов, выполнения ими задач согласно Законодательству Российской Федерации.

Замечание 2

Для обозначения постоянных зон используются знаки в виде прямоугольника с зеленым фоном, на котором присутствует надпись на русском языке «Зона таможенного контроля» и английском языке «Customs control zone».

Для обозначения границы временных зон используют оградительную ленту, информационное табло, щиты-указатели и т.д.

Статья 16.5 КоАП устанавливает меру административных взысканий для лиц, не соблюдающих требования, изложенные в таможенном законодательстве.

Что такое таможенный контроль?

Содержание:

11 апреля 2017 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Кодекс направлен на развитие внешней торговли в связи с упрощением и ускорением таможенных процедур.

С правилами таможенного контроля можно ознакомиться в Разделе VI ТК ЕАЭС. Общие понятия раскрывает Глава 44. Цель контроля — выявление товаров, которые могут пересечь границу с нарушением международных договоров и актов. Полный список объектов, подлежащих таможенному контролю, регулирует статья 311.

Ввоз и вывоз товаров контролируется с применением форм и мер таможенного контроля. Ему подлежат граждане, пересекающие границу, и организации, осуществляющие перевозку товаров. Государством обособлены зоны контроля: граница РФ, порты, аэропорты или места перегрузки товара. Порядок обозначения зон регулирует статья 217.

Задача таможенного контроля — проверить:

  • достоверность заявленной стоимости товара — при возникновении спора органы имеют право потребовать письменное объяснение или дополнительные документы;
  • указанные сведения о стране-производителе или их отсутствие;
  • подлинность и правильность оформления сертификатов.

По окончании проверки орган исчисляет пошлину и другие сборы на основании сведений о товаре. Допустим, организация не предоставляет один из документов, и это грозит потерей льготы на пошлину. Льготной является категория условно выпущенных товаров, приведенных в статье 126 закона.

Таможенные органы России и государств-союзников взаимодействуют между собой, передают друг другу документы и сведения о товарах. Это очень удобно для компаний, которые специализируются на импорте.

Заключением таможенной проверки является решение органов контроля. В случае, если вы не согласны с решением, единственный выход — обжалование решения. Оно имеет свои тонкости, поэтому рекомендуем проконсультироваться с юристом.

Нет времени читать статью?

Формы таможенного контроля

Всего существует 7 форм таможенного контроля. Их перечень форм установлен в Главе 45 закона:

  1. Получение объяснений. Сотрудник таможни может задать вопросы, важные для контроля. Полученные сведения фиксируются в документе.
  2. Проверка документов. Сотрудник таможни имеет право проверить документы и указанные в них сведения. Сравнить таможенную декларацию с бухучетом, счетами. Проверка может осуществляться как до выпуска товаров, так и после.
  3. Таможенный осмотр. Сотрудник таможни может осматривать товары, проверять наличие пломб, печатей. Итоги осмотра фиксируют в акте.
  4. Таможенный досмотр. Сотрудник таможни имеет право вскрыть упаковку, снять пломбы. Итоговый документ досмотра — акт.
  5. Личный досмотр. Досмотр физлица может быть применен для выявления наличия запрещенного товара. Проводить досмотр тела должен медработник того же пола. Решение досмотра фиксируется в акте.
  6. Осмотр помещений и территорий. Проверка касается складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли. Сотрудник таможни может осматривать помещение, проверять документы, наличие на товарах пломб и печатей. Для проверки не требуется специальное разрешение. Длительность — не более 1 рабочего дня. Заключением проверки является акт.
  7. Таможенная проверка. После выпуска товаров сотрудник таможни может осуществить проверку для соблюдения правил перевозки между странами. Ее проводит сотрудник государства-союзника. Его задача — перепроверить декларацию и указанные в ней сведения. Иногда данные сравнивают с другими документами, такими как бухучет, выписки со счета.

Проверка может быть камеральной или выездной. Первая сводится к работе со сведениями в таможенной декларации. Количество проверок не ограничено. Процедура проводится на месте органа.

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом на место нахождения юрлица или ИП. Она может быть плановой, внеплановой и встречной. Проверка проводится на основании решения руководителя таможни или после камеральной процедуры. Частота плановых проверок по закону не должна превышать одного раза в год.

Перед процедурой собирают сведения об организации из разных источников, а также данные прошлых проверок. Организация получает уведомление о проверке за 15 дней. Внеплановая процедура проводится при выявлении нарушений неограниченное количество раз. Время не должно превышать 2 месяцев. Отсчет ведут с момента получения уведомления.

Читать еще:  Как найти работу через интернет

При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. Проверку могут осуществлять только сотрудники таможенных органов.

Меры таможенного контроля

Для эффективности таможенного контроля проверяющие органы могут прибегать к использованию мер. Перечень допустимых мер установлен Главой 46 закона. Органы могут:

  1. Проводить устный опрос. Проверяющие органы имеют право задать вопросы физическим лицам без оформления акта.
  2. Отправлять запросы на документы. При отсутствии документа органы могут сделать на него запрос и установить срок, в который его нужно предоставить. Перечень документов может дополняться на усмотрение органов. Документы предоставляются в двух экземплярах: оригинал и копия.
  3. Проводить экспертизу. Органы могут отправлять товары на экспертизу, брать пробы.
  4. Осуществлять идентификацию товаров, документов. На товары могут накладываться пломбы и штампы. В процессе проверок по решению органов идентифицирующие знаки могут заменяться.
  5. Использовать технические средства. Технические средства должны быть безопасны для здоровья человека. В аэропортах для досмотра багажа используется рентген.
  6. Осуществлять таможенное сопровождение при перевозке товаров. Сопровождение осуществляется при проблемах с документами, с оплатой пошлины, при перевозке иностранных товаров.
  7. Устанавливать маршрут перевозки товаров для контроля перевозки.
  8. Вести учет товаров.
  9. Привлекать независимых специалистов и экспертов. Специалист может проверить документы и проконсультировать по спорным вопросам. Оплату услуг осуществляет проигравшая сторона.
  10. Требовать грузовых и иных операций в отношении товаров, если это необходимо для осуществления проверки. Перед транспортировкой товар взвешивают и заменяют поврежденную упаковку.
  11. Вести таможенное наблюдение за товарами, транспортными средствами и людьми в зоне контроля.
  12. Проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров.

Меры служат инструментом для применения форм таможенного контроля. Проверяющие органы вправе применять их самостоятельно.

Таможенный контроль — значение термина

совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

Таможенный контроль — совокупность действий, направленных на проверку или обеспечение соблюдения законодательства в сфере таможенного регулирования.

При его осуществлении сотрудники таможни применяют принцип выборочности, основанный на системе управления рисками.

Контроль проводится сотрудниками таможни в отношении продукции, документов, а также деятельности отдельных лиц, включённых в реестр и занимающихся деятельностью в сфере таможенного дела.

При этом существует понятие «нахождение товаров под таможенным контролем». Для ввозимой продукции — это промежуток между фактическим пересечением границы Союза и приобретением продукции статуса «товара ЕАЭС» (в большинстве случаев, исключения приведены в ст. 14 ТК ЕАЭС).

Для вывозимой продукции — это момент между подачей декларации на товары и фактическим убытием товаров с территории Союза.

Таможня осуществляет контроль в пределах этих сроков. При возникновении некоторых обстоятельств (список приведён в пп.7-15 ст. 14 ТК ЕАЭС) проверочные мероприятия могут проводиться спустя три года после их наступления. Документы, полученные в ходе проверочных мероприятий должны храниться в течение пяти лет.

Проверочные мероприятия в общем случае проводятся в зонах таможенного контроля (ЗТК). Исключениями является осмотр или досмотр продукции в ходе выездной проверки или при остановке транспортного средства.

ЗТК, как правило, располагаются в местах пересечения границы, могут быть временными или постоянными, а к их оборудованию предъявляют особые требования.

При осуществлении контролирующих функций таможня тесно сотрудничает с налоговой инспекцией и другими государственными органами. При проверке международных почтовых отправлений таможня взаимодействует с оператором почтовой связи.

При проведении проверочных мероприятий таможней могут быть начислены дополнительные налоги и сборы, выявлены нарушения определения стоимости ввозимых товаров и страны происхождения продукции.

При проведении контрольных мероприятий сотрудники таможни вправе применять меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. К ним относятся:

  1. Устный опрос — получение данных и информации от граждан без оформления результатов.
  2. Запрос документации и сведений проводится сотрудниками таможни в ходе контрольных мероприятий. При этом устанавливается определённый срок, достаточный для предоставления таких документов. Он может быть продлён ещё на два месяца. Вся запрошенная документация должна быть предоставлена в виде оригинала или заверенной копии, с переводом на русский язык, если это необходимо.
  3. Назначение экспертизы с отбором образцов продукции и проб, изъятием документации и средств идентификации.
  4. Проведение идентификации продукции, документации, транспорта, территорий и помещений. К идентификации относится нанесение специальной маркировки, опломбирование, опечатывание.
  5. Использование технических контрольных средств (в том числе воздушных и водных судов, принадлежащих таможне).
  6. Сопровождение — непосредственное присутствие сотрудников таможни или другой организации ей уполномоченной при перевозке подконтрольной продукции по территории ЕАЭС.
  7. Установление определённого маршрута перевозки грузов применяется для контроля перемещения грузов по территории ЕАЭС.
  8. Учёт подконтрольной продукции и совершаемых с ней операций.
  9. Привлечение специалистов для проведения контрольных мероприятий (в том числе из других государственных органов).
  10. Требование совершения определённых грузовых операций с подконтрольными товарами и транспортом.
  11. Наблюдение проводится инспекторами таможни за товарами, средствами транспорта и гражданами, пересекающими границу ЕАЭС.
  12. Проверка системы учёта подконтрольных товаров.
  13. Проверка маркировки продукции.

Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, проводятся как отдельно, так и в комплексе с другими мерами, поддерживая контрольные мероприятия, проводимые сотрудниками таможни.

Источники:

http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/tamozhennoe-pravo/tamozhennyj-kontrol/
http://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-tamojennyi-kontrol/
http://www.alta.ru/information/glossarium/%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector