3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое светская литература

Светская литература

Прежде чем описывать репертуар полусветских и светских книг Древней Руси, необходимо отметить, что наименование их светскими не является абсолютно корректным, так как секуляризация культуры началась лишь в XVII вв. Влияние религиозного мировоззрения и в так называемой светской литературе Древней Руси очень заметно. Также нужно сказать, что четкой границы между этой группой и четьими книгами нет. Одни и те же сборники относят в различных источниках к четьим и светским книгам.

Прежде всего в этой группе стоит выделить природоведческие книги, пришедшие из Византии. Самыми известными произведениями здесь являются следующие: “Христианская топография” Козьмы Индикоплова — перевод космографического сочинения VI в., известного на Руси с XIII в., содержащий рассказы об устройстве Вселенной, сведения о звездах, морях, реках, птицах, животных, о первых днях творения; Физиолог — переводной сборник, содержащий 50 статей, распадающихся на 2 части, где рассказывается об устройстве мира, свойствах растений, камней, описание повадок животных, а затем дается морализирующее символико-аллегорическое толкование их в духе христианского вероучения; Шестоднев — компиляция библейских рассказов о сотворении мира за 6 дней, известно несколько Шестодневов, принадлежащих перу разных византийских авторов.

Большой интерес у древнерусского читателя вызывали различные героические повести. Вначале это были переводные произведения, такие как “Александрия” (описание подвигов Александра Македонского) , “Девгениево деяние” (известно также под названиями “Житие Девгения” , “Деяния прежних времен храбрых человек” ) — древнерусская переводная повесть, восходящая к византийским эпическим сказаниям X в. о богатыре-воине Дигенисе Акрите, перевод которой относят к XI — XIII вв., “История Иудейской войны” Иосифа Флавия и др. С середины XI в. известны и оригинальные древнерусские повести. Это яркие литературно-публицистические произведения. “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона (40 гг. XI в.) , “Память и похвала Владимиру” монаха Иакова (вторая половина XI в.) , “Поучение” Владимира Мономаха, “Хождение в святые места” игумена Даниила, “Слово” и “Моление” Даниила Заточника (первая половина XII в.) , “Послание” Климента Смолятича, где цитируются Аристотель, Платон, Гомер (середина XII в.) , “Притча о человеческой душе” Кирилла, епископа Туровского, “Слово о полку Игореве” , названное академиком Д. С. Лихачевым “гениальным памятником” древнерусской литературы — вот неполный список произведений древнерусской литературы домонгольского периода. Также в литературе богато представлен жанр исторической повести: “Сказание о Борисе и Глебе” , “Повесть о взятии Царьграда фрягами” , “Повесть об убиении Андрея Боголюбского” , “Повесть о житии Александра Невского” . После начала татаро-монгольского нашествия в этом жанре возникает новая тема — необходимость объединения русских земель и борьбы с врагами: “Слово о погибели Русской земли” , “Повесть о разорении Рязани Батыем” , “Задонщина” , “Сказание о Мамаевом побоище” . Заканчивая обзор древнерусских повестей, необходимо рассмотреть и литературные памятники XV — XVI в. В 1468 — 1474 гг. тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Персию, Индию, о чем оставил путевые записки — “Хождение за три моря” . Этот ценный литературный памятник, отмеченный многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью. В 60-х гг. XVI в. духовник Ивана IV Андрей (будущий митрополит Афанасий) составил “Книгу степенную царского родословия” , или “Степенную книгу” , в которой описывается деятельность русских государей начиная с первых киевских князей и кончая правлением Ивана IV, по “степеням” правления.

На Руси присутствовала и деловая письменность — это юридические и административные акты, договоры, грамоты. Крупнейший памятник этого рода — Русская Правда. Древнейшая, дошедшая до нас княжеская грамота была пожалована Новгородскому Юрьеву монастырю Мстиславом Великим в 1130 г. В XV в. появляется новый тип законодательной письменности — Судебник. Древнейшие судебники относятся к 1497 и 1550 гг.

Читать еще:  Как пользоваться генератором чисел

Вскоре после принятия христианства на Руси появляется жанр литературы, сходный с византийскими хронографами — это летописи. Но летописи — это больше чем просто описание событий, случившихся в тот или иной год. Летописцы высказывали свое мнение о месте Руси в мировой истории, о современных проблемах. Кроме того, в составе летописей до нас дошли многие произведения древнерусской литературы, например “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище” , многие исторические повести, жития святых. Первоначально было 2 центра летописания — Киев и Новгород. Позже, во время феодальной раздробленности количество центров летописания увеличилось, а в XIV — XV вв. центром летописания становится Москва. Летописцами во все время существования данного жанра были монахи, так как монастыри были центрами грамотности. Крупнейшим центром русского летописания XI — XII вв. был Киево-Печерский монастырь. Первые летописи были составлены на основе отдельных записей и устных рассказов, например, об основании Киева, о походах русских войск на Византию, кроме того, на основе былин, легенд, житий святых, преданий, песен. Мы не знаем имен первых летописцев, но известно, что первая летопись была составлена на рубеже X — XI вв. Кроме того, известен Киевский начальный свод 1095 г. и Новгородская первая летопись (XII в.) . Первое произведение, автор которого известен — “Поветь временных лет” Нестора, составленная в 1113 г. на основе ранних летописей. Нестор рассказывает о возникновении Руси, о ее историческом месте среди других государств мира. “Повесть временных лет” стала обязательной частью летописей всех княжеств во время феодальной раздробленности.

После спада второй половины XIII в. летописание снова набирает силу в XIV в. Различные города (Тверь, Рязань, Новгород Великий) стремятся укрепиться в роли политического центра, но постепенно на первое место в области летописания выдвигается Москва. Первая летопись написана в Москве в 1378 г. Памятником письменности XIV в. является Лаврентьевская летопись, написанная монахом Лаврентием 1377 г. в Нижнем Новгороде по заказу суздальского и нижегородского великого князя Дмитрия Константиновича. Эта рукопись хранится сейчас в Российской Национальной библиотеке. Также памятниками летописания являются Ипатьевская летопись (XV в.) , Радзивилловская летопись (XV в.) .

В конце XIV в. начинается складывание общерусского летописания. Общерусские летописи писались не только в Москве. Общерусскими являются следующие летописи: Лаврентьевская, Троицкая (доведена до 1408 г., сгорела в 1812 г.) , Софийская I (доведена до 1418 г.) , Новгородская IV (доведена до 1437 г.) , Никаноровская (доведена до 1471 г.) , Типографская (доведена до 1497 г.) , Софийская II (доведена до 1518 г.) , Львовская (доведена до 1533 г.) и др. Особо нужно сказать о Никоновской летописи, получившей свое название по одному из списков, принадлежащих патриарху Никону. Никоновская летопись представляет собой обширную компиляцию, в которой использованы различные местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи народного эпоса, архивные документы. Целый ряд известий дошел до нас только в составе этой летописи. На основе Никоновской летописи был составлен Лицевой летописный свод, самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси. Этот свод дошел до нас в 10 томах, украшенных более 16 000 миниатюрами. Лицевой летописный свод составлялся по заказу Ивана IV в 1568 — 1576 гг. в Александровской слободе. Он посвящен событиям всемирной истории (первые 3 тома) и русской истории начиная с 1114 г. (том, содержащий начальную историю Руси не сохранился) .

Читать еще:  Как перестать бояться одиночества

В середине XVI в. в Московском государстве получила развитие публицистическая литература. Велась полемика по нескольким проблемам: во-первых, по поводу методов управления государством (переписка Ивана IV и Андрея Курбского, а также сочинения Ивана Пересветова); во-вторых, между нестяжателями и иосифлянами по поводу того, должна ли церковь владеть землями и другими богатствами (сочинения Нила Сорского и Иосифа Волоцкого) .

Еще с XIV в. велись ожесточенные споры по вопросам трактования Библии, сочинений отцов церкви между религиозными вольнодумцами-еретиками и представителями официальной, традиционной церкви. Сочинения еретиков, например Феодосия Косого, не дошли до нас. Их содержание реконструировалось по сочинениям их оппонентов — ортодоксов, постановлениям церковных Соборов. Еретики проповедовали необходимость “дешевой” церкви, ненужность церковных таинств, икон, оспаривали тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии.

В распоряжении русского читателя XVI в. были и произведения нравоучительной литературы. “Домострой”, написанный или отредактированный Сильвестром, содержал наставления, регламентирующие жизнь состоятельного горожанина, нормы общественного, религиозного и главным образом семейно-бытового поведения.

Очень популярны были в XVI в. различные сборники практического содержания: лечебники, травники, азбуковники, песенники, кроме того, появляются руководства по грамматике и арифметике.

Значение словосочетания &laquoсветская литература»

Значение слова «светский»

СВЕ́ТСКИЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к свет 2 (в 3 знач.). Светское общество. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «литература»

ЛИТЕРАТУ́РА , -ы, ж. 1. Вся совокупность научных, художественных, философских и т. п. произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова коллективист (существительное):

Синонимы к словосочетанию «светская литература&raquo

Предложения со словосочетанием «светская литература»

  • Уже в эпоху народности понимание правильности языка русских княжеств ушло от различения своего и чужого в силу общей религиозной и светской литературы.
  • Без малейшего усилия он цитировал десятки текстов, так или иначе связанных с ламаизмом, буддийской философией, тибетской историей или светской литературой.
  • Самым важным чтением была, конечно, Библия — Новый завет, читали и светскую литературу.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «светская литература»

  • Священник этого прихода, довольно еще молодой, был большой любитель до светской литературы .

Понятия, связанные со словосочетанием «светская литература»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «светская литература»:

Уже в эпоху народности понимание правильности языка русских княжеств ушло от различения своего и чужого в силу общей религиозной и светской литературы.

Без малейшего усилия он цитировал десятки текстов, так или иначе связанных с ламаизмом, буддийской философией, тибетской историей или светской литературой.

Самым важным чтением была, конечно, Библия — Новый завет, читали и светскую литературу.

Синонимы к словосочетанию «светская литература&raquo

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Наряду с церковно-морализаторскими произведениями времен Киевской Руси XIV — XV вв. появляются В украинской редакции такие интересные литературные сборники, как «Измарагд», переводные «духовные повести» о трех королях-волхвах. о Таудале-рыцаре, новые версии светской повести «Александрия», «Троянской истории» итальянского поэта XIII в. Гвидо де Колумны, «Сказание об индийском царстве».

Читать еще:  Почему дельфины выбрасываются на сушу

В сборнике «Измарагд» помещено около ста разных «слов», в большинстве своем на морально-бытовые темы: «О книжной МУДРОСТИ», «Книжное почитание», об уважении к учителям, «Ключи давших разума книжнаго» , о добродетелях и грехах, «О женах добрых и злых», «о наказании чад», о богатых и бедных и т. д. В «Слове О желании богатства» осуждается страсть к . обогащению, высмеиваются скупцы-златолюбцы. Другие «Слова» предостерегают убогих не водить дружбы с богатыми, не судиться с ними, ибо победит тот, у кого есть золото. В то же время в «Слове» содержатся обращения к богачам с призывом прекратить «грабления убогых», хорошо обращаться с челядью, а домочадцам — быть покорными главам семейств. Таким образом, перед читателем предстала программа официальной морали феодального общества.

В XV в. появился украинский перевод ирландской по происхождению повести о Таудале-рыцаре. Вот краткое содержание. Когда после очередной пьяной оргии Таудал лежал три дня без памяти, ангел взял его душу и показал ей потусторонний мир. Очнувшись, Таудал рассказывает, что видела его душа: роскошную жизнь на том свете праведников и адские муки грешников. Повесть приобрела популярность не столько благодаря своему морализаторству, сколько в силу авантюрного характера сюжета. Вообще этот литературный памятник близок к светским повестям и средневековым рыцарским романам с их любовными интригами, рыцарской галантностью, культом чести и дамы, всевозможными приключениями. Именно в таком плане в XIV-XV вв. перерабатывались повести «Александрию» и «Притча о кралех» (о Троянской войне), известные еще со времен Киевской Руси. Обе были переведены и переработаны в южнославянских землях, в частности в Сербии. «Александрия» в новой редакции приобрела значительную популярность и известна во многих украинских списках XV-XIX вв., дополненных разными подробностями, заимствованными из литературных источников, вымыслами переписчиков и редакторов. В этих списках непобедимый завоеватель Александр Македонский предстает перед читателем уже как христианский герой. Исторический фон отступает перед сказочными и фольклорными элементами, в частности, в рассказе о войне с индийским царем, о «нечистых народах» и разных чудесах, с которыми пришлось сталкиваться Александру во время его военных походов. Если в первых переводах времен Киевской Руси завоевательская политика Александра осуждалась, то в списках XV-XVII вв. заметно восхищение соавторов героическими подвигами, мужеством и храбростью героя произведения.

Литература втор. пол. ХIII — перв.пол. XVI в. в значительной мере воссоздавала реальную действительность того времени, отражала взгляды разных слоев общества на социально-политические явления и события, их быт, обычаи и эстетические вкусы. Литература была важным элементом украинской культуры.

Резьба по дереву, посуда из дерева, веретенные изделия
Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов. Достаточно указать на ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая .

Рождение русского импрессионизма
Совершенно особенное положение с импрессионизмом сложилось в России. Попутно, не углубляясь в русский материал, наметим эту перспективу оценок, крайне полезную в общей панораме. Можно сказать, что импрессионизм с неизбежностью рождался ру .

Культурная интеграция
Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают влияние на культуру. Кро .

Источники:

http://vuzlit.ru/614773/svetskaya_literatura
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
http://www.culturemass.ru/lemas-173-1.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector