Что такое минимализм в искусстве
Что такое минимализм в искусстве
Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма–это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.
Автором термина «минимализм» стал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир.
Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.
Основные черты
Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.
Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины, как правило, простое и незагруженное.
Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.
Отказ от нужного в пользу самого необходимого
Еще одна черта минимализма—стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.
На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.
Художники-минималисты
Фрэнк Стелла
Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.
В 1959-1960 годах вышла серия работ Стелла «Черные картины». Как ясно из названия, доминирование черных линий было отличительной чертой полотен.
Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя.
За «Черными картинами» последовали «Алюминиевые картины», а потом и «Медные картины». В память о страшных исторических событиях создается цикл работ «Польские деревни».
Фрэнк Стелла: «Ты видишь то, что ты видишь»
В своих работах Стелла предпочитал черный цвет как доминирующий, да и вообще тяготел к монохромности, но иногда он отходил от своих традиций и тогда появлялись на свет работы как в цикле «Концентрические квадраты», в которых появлялась полихромия и рельеф.
Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.
Эльсуорт Келли
Эльсуорт Келли (1923-2015)— американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.
Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.
В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.
Эльсуорт Келли: “Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде”
Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.
Антон Ламасарес
Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.
Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.
В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.
Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.
Хосе Эстебан Бассо
Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль “ритуальной живописью”. Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность….
Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.
Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность.
Эволюция течения
Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.
Назначение минимализма
Значение этого направления в искусстве—в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.
Минимализм сегодня
В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО). Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике.
В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.
Минимализм в графическом дизайне
Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.
Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.
«Быстрее, чем вы думаете» (It`s faster than you think)
Оригинальная реклама всемирно известной немецкой компании Bosch говорит нам о том, что её инструменты работают настолько быстро, что даже такое шустрое насекомое как муха не успевает улететь.
Минимализм как стиль в живописи
Минимализм – американское движение в изобразительном искусстве, музыке и скульптуре, основанное в Нью-Йорке в конце 1960-х годов, характеризуется крайней простотой формы и буквальным, объективным подходом. В процессе творчества художники используют минимальные превращения материала для создания содержательных полотен. Минимализм – тип визуального искусства, который сводится к основам геометрической абстракции в живописи.
Основатель
Термин «минимализм» принадлежит Р.Уолхейму. Автор понятия исходил из анализа творчества художников, которые стремились минимализировать вмешательство художника в окружающую среду. Минимализм называли «прохладным искусством», «серийным искусством», «систематической живописью».
Истоки направления стоит искать в поп-арте, конструктивизме, американском формализме, супрематизме, дадаизме. Один из основателей стиля, с чьих работ начался период минимализма в изобразительном искусстве – американский живописец Ф.Стелла. В 1959 – 1960 годах он создал серию работ «Черные картины». На полотнах доминировали черные линии. Первые работы, которые можно назвать сугубо минималистическими, появляются в 1962 – 1964 годах.
На формирование стиля оказали влияние работы художника-супрематиста Казимира Малевича. Исследователи стиля нашли общие тенденции развития минимализма и школы Баухаус.
Идеи и цели
Минималисты отдалились от абстракционизма, экспрессионизма и других направлений живописи.
- Отказ от использования приемов других стилей привел к формированию главных черт направления – цветовой выразительности, геометричности, гладкости.
- Возрождение активного интереса к русскому конструктивизму. Конструктивистский подход привел к использованию модульных конструкций и промышленных материалов для реализации замысла живописца.
- Картины в стиле минимализм характеризуются повторением геометрических фигур, ассиметричностью изображений, простотой и не загруженностью пространства. Минималисты стремились устранить различия между живописью и скульптурой.
- Монохромность: для создания многих работ применяется не более 3 оттенков. Цвет не был использован, чтобы выразить чувство или настроение, он существует для зонирования пространства на полотне.
- Отказ от реалистичности и субъективности.
- Наиболее популярные цвета – черный, желтый, серый, красный, зеленый, синий.
Художники-минималисты хотели позволить зрителю непосредственно воспринимать цвет без интерпретации и субъективного мнения самого живописца. Минимализм стремился демистифицировать искусство, чтобы выявить его фундаментальную основу.
Долой субъективизм
В творчестве минималистов на передний план выходят:
- Сложная форма: при помощи формы художники стремятся передать глубину цвета.
- Сюжеты полотен лишены субъективизма, их наполняют метафоры, ассоциации, символизм, духовная трансцендентность.
- Эмоции, передаваемые нестандартным путем – при помощи геометрической точности линий и форм.
- Скрытый подтекст, социальная составляющая.
Представители
Работы минималистов представлены в лучших галереях современного искусства в Америке. Термин минимализм обычно применяется к работам постмодернистских художников: Карла Андре, Дэна Флавина, Дональда Джадда, Эллсворта Келли, Сола Левитта, Роберта Морриса, Кеннета Нолана, Ричарда Серра, Тони Смита и Энн Трюитт.
Основные коллекции произведений минималистического искусства представлены в таких музеях:
- The Chinati Foundation (Техас, США);
- Музей современного искусства Форт-Уорт (Техас, США);
- Художественный музей Монклер (Нью – Джерси, США);
- Музей Гуггенхайма (Нью – Йорк, США);
- Музей современного искусства (Нью – Йорк, США);
- Музей Boijmans Van Beuningen (Роттердам, Нидерланды);
- Музей Гуггенхайма в Бильбао (Бильбао, Испания);
- Пинакотека современности (Мюнхен, Германия).
Развитие
В конце 20 века минимализм развился в новые направления:
Нео-минимализм
Неточный, расплывчатый художественный стиль конца 20 – начала 21 века, представлен в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне и музыке. По отношению к стилю употребляют понятия «нео-концептуализм», «нео-футуризм», «новая абстракция», «пост-абстракционизм», «смарт-арт». Представители: Катарина Берджесс, Марьян Эгермонд, Пол Кун, Кристофер Уиллард.
Пост-минимализм
Направление, которое стремится выйти за рамки чистого минимализма в архитектуре и изобразительном искусстве. Для минимализма 1960-х годов было важно передать идею в чистом виде, пост-минималисты стремятся сделать акцент на том, как передается идея. Представители: Чарльз Рэй, Джоэл Шапиро, Аниша Капура, Дамиан Ортега.
Значение
Минимализм стал попыткой нового взгляда на сущность живописи. Художники стремились переосмыслить каноны искусства и отказаться от существующих догом и правил. Для передачи идеи использовались чистые геометрические формы и цвет – так живописцы боролись с субъективизмом и академичностью. Появление стиля стало новым этапом развития дизайна интерьера, архитектуры и живописи. Суть и наиболее важные идеи стиля – практичность, простота, отказ от излишеств, концентрация на глубине смысла.
Минимализм в живописи: от «Чёрного квадрата» к «IKB»
Минимализм (minimalism), или минимал-арт — широкое направление в искусстве, оформившееся в 1960-х годах. Художники-минималисты отказались от композиционной и колористической сложности, наслоения образов, детализации и субъективизма. Для минимализма характерно максимальное (звучит как каламбур!) стремление к простоте.
Рождение стиля
Предтечей минимализма в живописи можно с полным основанием назвать Казимира Малевича с его «Чёрным квадратом». Здесь он достиг апофеоза в упрощении цвета и формы. И всё-таки «Чёрный квадрат» — произведение супрематическое, поскольку, помимо внешней формы, необходимо учитывать ещё и концептуальную, философскую составляющую творчества. Как самостоятельный стиль минимализм оформился гораздо позже, в 1960-х годах, в Нью-Йорке.
Большое влияние на мастеров, создавших это направление, оказал русский конструктивизм. Также искусствоведы отмечают влияние дадаизма, формализма, геометрического абстракционизма и поп-арта.
Интересно, что новое направление оказалось не просто развитием минималистических идей, прозвучавших ранее. Минимал-арт возник в виде протеста против абстрактного экспрессионизма 1940-1950-х годов. Минималисты решили очистить абстракционизм от экспрессии, эмоциональности, субъективизма, хаотичности и усложнённости форм. Своё искусство они считали объективным.
Название новому течению дал британский искусствовед Ричард Уолхейм (Richard Arthur Wollheim).
Выразительные особенности
Творцы-минималисты стремились передать суть изображаемых объектов, отсекая всё, что, на их взгляд, отвлекало внимание от главного.
Концептуальными чертами стиля стали:
- простые геометрические формы (доминировали прямые линии, кубические конструкции);
- простая палитра (художники стремились использовать чистые цвета);
- стремление к монохромности;
- композиционная лаконичность;
- желание стереть границы между живописью и скульптурой (в её самых лапидарных проявлениях);
- геометрическая строгость и стройность (условие необязательное, но типичное);
- тяга к абстракции.
Выдающиеся представители
Большинство значимых имён в минималистской живописи принадлежит американским художникам. Влиятельная фигура этого направления — Ал Хелд (Al Held), прославившийся гигантскими геометрическими картинами, в которых царит яркая, агрессивная палитра.
Чёткий геометризм характерен для многих произведений Фрэнка Стеллы (Frank Stella). Его своеобразным творческим манифестом стала серия «Чёрных картин», в которых фон расчерчен тонкими линиями — истончающимися и тающими.
Кеннет Ноланд (Kenneth Noland) перешёл от абстрактного экспрессионизма к более минималистичному творчеству. Но в полотнах Ноланда сохранились отзвуки экспрессии: цветовые круги у него зачастую обрамлены эмоциональными всплесками краски.
Эльсуорт Келли (Ellsworth Kelly) широко использовал яркие, интенсивные цвета, предпочитал фигуры с остро-чёткими контурами, порой заставлял их сталкиваться друг с другом. Экспериментировал Келли и с монохромом: у него есть работы, выполненные в чёрно-белой гамме.
За пределами США наиболее известным минималистом стал, пожалуй, Ив Кляйн (Yves Klein). Девизом этого французского художника-новатора была фраза: «За цвет! Против линии и рисунка!» В 1957 году он выставил одиннадцать картин-монохромов, выполненных в его любимом синем цвете. А в 1962 году выдал свой ответ Малевичу: «IKB».
Какие мысли хотел передать Кляйн этим синим прямоугольником? Аббревиатура в названии расшифровывается как International Klein Blue — так называется запатентованная Кляйном краска. По словам Ива Кляйна, все другие оттенки вызывают массу ассоциаций, и только синь отражает самые абстрактные сущности в мире — небо и море.
Источники:
http://art-plane.ru/minimalizm-kak-stil-iskusstva
http://artrecept.com/zhivopis/stili/minimalism
http://veryimportantlot.com/ru/news/blog/minimalizm-v-zhivopisi-ot-chyornogo-kvadrata-k-ikb