2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое культурное наследие

Культурное наследие

Культурное наследие — предметы и свидетельства различных традиций и духовных достижений прошлого, определяющие лицо народов.

К проявлениям культурного наследия можно отнести почти все, что было сотворено человеком или имело для него значение. Культурным наследием могут быть как движимые объекты, от черепков глиняной посуды до шедевров живописи и скульптуры, так и недвижимые: от наскальных рисунков и развалин древних городов до религиозных храмов, замков и дворцов. Культурное наследие включает не только рукотворные предметы, но и памятники природы, которые представляли, а может и по-прежнему представляют особую ценность для конкретной культуры. Это могут быть места ритуалов и церемоний или объекты живой и неживой природы – деревья, скалы, водопады.

Более того, культурное наследие не ограничивается только материальными предметами, которые можно увидеть и потрогать. Оно также состоит из нематериальных свидетельств: верований, знаний, традиций, обычаев, устной истории, народного искусства, национальных обрядов, ритуалов, ремесленных навыков, олицетворяющих историю, самобытность и духовное единство народа.

Все, что наполняет нашу жизнь, является воплощением культуры, которую мы унаследовали, и которую мы можем либо не можем изменить и передать будущим поколениям. Именно этот принцип наследования – получение чего-то от одного поколения и, возможно, передача следующему – интуитивно подкрепляет понятие культурного наследия.

Признание и сохранение культурного наследия.

Осознание подлинной значимости памятников и реликвий, свидетельствующих о культурных и религиозных традициях общества, ни в коей мере не является современной тенденцией. Начиная с самых ранних времен цивилизации, можно встретить примеры бережного отношения к культурным ценностям, такие как музей древностей, основанный в шестом веке до н. э. в древнем Вавилоне дочерью царя Набонида. В следующем столетии в Греции историк Фукидид попытался использовать археологические находки в качестве доказательства колонизации острова Делос народом Карии, поскольку тип брони и оружия, обнаруженные им во многих захоронениях, имели сходство с карийскими. Китайский историк Сыма Цянь посещал древние руины и изучал древние артефакты при написании своей работы «Исторические записки» во втором веке до н. э. В конце Римской республики Цицерон упрекал Гая Верреса, римского проконсула в Сицилии в 71–73 годах до н. э., за нежелание передать захваченные произведения искусства Риму.

Первая страница Королевского указа 1666 года о древних памятниках и реликвиях в Шведском королевстве

Тем не менее, первые законодательные акты, направленные на охрану памятников древности, появились в Европе в XV веке с издания в 1462 году папой Пием II буллы о запрете вывоза произведений искусства за пределы владений Ватикана. В 1630 году король Швеции Густав II Адольф учредил должность государственного антиквара, демонстрируя тем самым желание защитить и сохранить национальное культурное наследие. В 1666 году его внучатый племянник король Карл XI подписал Королевский указ, объявлявший, что все древние памятники и реликвии, найденные в королевских владениях или землях йоменов, должны передаваться за вознаграждение в собственность Короны.

Власти Османской империи в конце XIX века начали разрабатывать законодательную и административную систему сохранения древностей, создав одни из самых ранних образцов «современного» режима охраны культурного наследия. В 1846 году они под руководством живописца и археолога Османа Хамди-бея открыли Стамбульский археологический музей, который в 1869 году был преобразован в Императорский музей. Первый Закон об исторических памятниках Османской империи был принят в 1874 году и является одним из самых ранних примеров современного законодательства в области охраны культурного наследия. В нем, в частности, указывалось, что все ценности, найденные во время археологических раскопок, должны делиться между командой археологов, владельцами земли и государством, а иностранцам позволялось вести раскопки только под контролем и надзором Министерства образования. Третья редакция данного закона, принятая в 1884 году, включала положение о передаче всех древностей в собственность государства и учреждала Департамент древностей, отвечающий за надлежащее соблюдение законодательства.

Международно-правовая защита культурного наследия.

Культурное наследие как особый объект правовой защиты в последние годы стал рассматриваться в качестве отдельной отрасли международного права. До второй половины XIX века термин «культурные ценности» даже не присутствовал в лексиконе международного права. Принятые в 1907 году для снижения жестокости и насилия в период военных действий две Гаагские конвенции (Гаагская конвенция о соблюдении законов и обычаев войны на суше и ее положении и Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны), относились не к отдельно выделенной категории культурных ценностей, а к эмпирическому и неоднородному списку, включавшему «храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники» , а также больницы и госпитали, которые не имели никакого отношения к культуре.

Современное международное право, касающееся охраны культурного наследия, начало интенсивно развиваться только после Второй мировой войны с созданием в 1945 году специализированного учреждения Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО в рамках выполнения своих уставных целей созвала в 1954 году международную конференцию, которая завершилась принятием Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и протокола к ней (Конвенция 1954 года).

Конвенция 1954 года ввела всеобъемлющее нормативно-правовое определение культурных ценностей, впоследствии принятое в договорной практике и прецедентном праве. Впервые были даны строгие критерии для формирования новой концепции. Однако главным результатом конвенции было признание, что сохранение и защита культурного наследия имеют важное значение для международного сообщества в целом ввиду того, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру» (преамбула Конвенции 1954 года).

Одеон Герода Аттика, Афины, Греция

За более чем 60 лет с момента принятия Конвенции 1954 года международное право в области сохранения культурного наследия постоянно развивалось, расширяя понятие разнообразия форм культурного самовыражения. Был принят ряд многосторонних договоров, регулирующих охрану культурных ценностей, подавляющее большинство из которых – под эгидой ЮНЕСКО:

  • Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (1970 год);
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год);
  • Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 год);
  • Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год);
  • Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 год);

а также рекомендаций, не подлежащих ратификации и не имеющих обязательной юридической силы:

  • Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (1956 год);
  • Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 год);
  • Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 год);
  • Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 год);
  • Рекомендация о сохранении и современной роли исторический ансамблей (1976 год);
  • Рекомендация об исторических городских ландшафтах (2011 год).
Читать еще:  Как бороться с озоновым слоем

Кроме того, ЮНЕСКО издает декларации, формулирующие согласованные сторонами общие принципы и цели, такие как Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 год) и хартии, носящие декларативный и этический характер, например – Хартия по охране археологического наследия и управлению им (1990 год).

Культурное наследие и права человека.

Концепции прав человека и культурного наследия неразрывно связаны между собой, поскольку они имеют схожие свойства и функции. Одной из их главных общих особенностей является временной характер. Права человека ориентируются не только на улучшение нашего настоящего положения, но и в широком смысле создание условий, позволяющих нам стать людьми, которыми мы хотим быть, в обществе, в котором мы хотим жить. Аналогичным образом культурное наследие можно понимать как ресурс, позволяющий отдельным лицам и сообществам сохранять и развивать те ценности, которые они явно или неявно хотят передать будущим поколениям. Это было признано в Рамочной конвенции Совета Европы о значении культурного наследия для общества 2005 года, в которой культурное наследие определяется, в частности, как «совокупность ресурсов, унаследованных от прошлого, и которые люди считают, независимо от своей принадлежности, отражением и выражением своих постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций» .

Право на доступ к культурному наследию и пользование им является частью международного права прав человека. Оно включает право отдельных лиц и общин знать, понимать, иметь доступ, посещать, использовать, поддерживать, обменивать и развивать культурное наследие, а также извлекать пользу из культурного наследия и творчества других лиц. В Докладе о культурных правах 2011 года, принятом Советом по правам человека, была официально подтверждена связь между культурным наследием и правами человека. В Докладе подчеркивается, что «культурное наследие важно не только само по себе, но и в связи с правозащитным измерением, в частности с его значением для отдельных лиц и общин, их самобытности и процессов развития».

Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России

Культурное наследие – важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия – обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли – это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать – природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать – культурных, три – природно-культурных, девять – природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Дни культурного наследия в Москве — Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

Читать еще:  Как уменьшить джинсы в талии

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия – это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование – крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Особое место среди объектов наследия занимает Московский Кремль. Стены Московского Кремля являются свидетелями множества исторических событий, влияющих на жизнь России. Собор Василия Блаженного, находящийся на Красной площади, – уникальный шедевр архитектуры. Основную часть Всемирного наследия в России составляют церкви и монастыри. Среди них — ансамбль «Соловецкие острова», первое заселение которого датировано пятым веком до нашей эры.

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение – важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

Понятие «культурное наследие» и основные теоретические подходы к его изучению Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Медведева Н.В., Стоналова А.С.

Статья посвящена рассмотрению сущности понятия « культурное наследие ». В работе раскрываются основные теоретические подходы к его изучению, выделяются отличительные признаки культурного наследия , приводится классификация объектов культурного наследия .

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Медведева Н.В., Стоналова А.С.

Текст научной работы на тему «Понятие «культурное наследие» и основные теоретические подходы к его изучению»

кандидат соцтологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный

candidate of sociological Sciences, associate Professor, Department of

management and administration, Russian state social University, Moscow.

студентка направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Российский государственный социальный университет, Москва.

student of the specialty «State and municipal management», Russian State Social

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ *3

The concept of «cultural heritage» and the main theoretical approaches to its

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению сущности понятия «культурное наследие». В работе раскрываются основные теоретические подходы к его изучению, выделяются отличительные признаки культурного наследия, приводится классификация объектов культурного наследия.

Annotation: Article is devoted to consideration of essence of the concept «cultural heritage». In work the main theoretical approaches to his studying reveal, distinctive signs of cultural heritage are allocated, classification of objects of cultural heritage is given.

Ключевые слова: культурное наследие, культурные ценности, объекты культурного наследия.

Key words: cultural heritage, cultural values, objects of cultural heritage.

Культурное наследие является важнейшим основанием для развития интеллектуально-духовной, нравственной и творческой личности, а также для национального самоуважения. Оно пронизывает буквально все стороны жизни и деятельности человека. Под культурным наследием приято понимать материальную и нематериальную часть культуры, созданную прошедшими поколениями и воспринимаемую как нечто ценное и почитаемое.

Культурное наследие обладает двумя важными аспектами. Первый — это

3 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта No16-33-01106

творческий аспект — живая культура — народное творчество и промыслы, непрерывно развивающиеся и обновляющиеся. Второй аспект культурного наследия касается его исторической ценности — памятники архитектуры и истории, музейные экспонаты, напоминающие о прошлом. Эти объекты дают людям почувствовать непрерывность своей идентичности. История обладает уникальным свойством насыщать настоящее смысловым содержанием. Помогает понять, как мы стали такими, какие мы есть и что для нас важно.

Архитектурные памятники, музейные экспонаты и великие произведения искусства прошлого привлекают туристов и являются частью нынешней культурной экономики. Они играют исключительно важную роль в образовательной миссии страны. Школьники, изучая объекты культурного наследия, не только знакомятся с прошлым нашей страны, но также усваивают уроки на будущее. Затраты на сохранение культурного наследия должны восприниматься как капиталовложение в осознание гражданами своей национальной принадлежности, гордости за свою страну.

Сам термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Впервые детальное обоснование понятия появилось в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972 года. В Конвенции в состав «культурного наследия» входят достопримечательные места, ансамбли и памятники, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства, эстетики, этнологии, антропологии или науки.

Сущность термина «культурное наследие» многие российские исследователи отождествляют термину «культурные ценности». Так Е.В. Медведев в статье «Культурные ценности как предмет государственно-правового регулирования» культурные ценности определяет как «особо охраняемые правом вещи или результаты интеллектуального труда, являющиеся уникальными произведениями творчества человека определенной исторической эпохи, отображающие его выдающиеся достижения в какой-либо сфере жизнедеятельности, и имеющие общенациональное или общечеловеческое культурное значение» (Медведев Е.В., 2004, С.128-139). Рыбак К.Е. в своей работе «Музей в нормативной системе (историко-культурологический анализ)» видит культурное наследие как совокупность материальных и духовных объектов. «Культурное наследие — пишет он — это совокупность объектов материальной культуры и совместных творений человека и природы, вне зависимости от места их нахождения, а также объектов духовной культуры, значимых для сохранения и развития локальных культур, имеющих универсальную ценность для культуры (искусства, науки) и содействующих толерантности культурного разнообразия и творчеству человека» (Рыбак, 2006, С.3).

Целый ряд ученых рассматривал вышеуказанные понятия с философской и культурологической точек зрения. А.П. Сергеева в частности отмечает: «Культурными ценностями являются особо охраняемые правом уникальные вещественные результаты человеческой деятельности, которые, будучи

Читать еще:  В каком банке лучше открыть спецсчет

продуктом всеобщего труда, имеют важное историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества, т. е. служат связующим звеном между различными поколениями людей, носят конкретно-исторический характер и выступают как фактор формирования необходимого обществу типа личности» (Сергеев А.П., 1990).

В работе А.А. Копсергеновой культурное наследие выступает как совокупность всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраненный в арсенале социальной памяти. «Сущность культурного наследия составляют те ценности, которые созданы предыдущими поколениями, представляют исключительную важность для сохранения культурного генофонда и способствуют дальнейшему культурному прогрессу» (Копсергенова А.А., 2008).

В рамках системного подхода культурное наследие рассматривалось как «Социокультурная система ценностей, сохраняющая социокультурный опыт на основе особенностей коллективной памяти» (А.А. Мазенкова, 2009, с.12). При этом культурное наследие является информационной подсистемой культуры, основанной на опыте предшествующих поколений.

Однако некоторые ученые полагают, что культурное наследие занимает промежуточное положение между культурными ценностями и объектами культурного наследия. «Отличие культурного наследия от культурных ценностей заключается в том, что культурное наследие всегда обладает свойством старины. Соотношение данных понятий можно представить следующим образом: не всякая культурная ценность может относиться к культурному наследию, однако все, что относится к культурному наследию, -есть культурная ценность» (Панфилов А.Н., 2011).

К отличительным признакам культурного наследия А.Н. Панфилов относит:

1. антропогенность (культурная ценность является результатом творческой деятельности человека);

2. обладание определенной, как правило, большой культурной значимостью (исторической, художественной, научной и др.) для общества;

3. аутентичность (при отсутствии подлинности предмет или объект теряет свою значимость).

Культурные ценности как объекты культурного наследия в силу их разнообразия могут классифицироваться в зависимости от цели по различным основаниям:

— связи с землей (движимые, недвижимые),

— времени и месту создания,

— уникальности и др.

По мнению И.Г. Бойко к главным (определяющим) признакам объектов культурного наследия, отличающим их от остальных культурных ценностей,

следует относить «недвижимость» и «регистрацию в реестре» (Бойко И.Г., 2014).

Медведев Е.В., для определения объекта «культурной ценности» выделяет следующие признаки: «их обусловленность человеческой деятельностью или тесная связь с ней; уникальность; всеобщность; особую значимость для общества; возраст; имущественный характер».

Наиболее полно объекты культурного наследия классифицировал Т.Б. Сабитов. Он выделил «памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, памятники искусства, документальные памятники и иные памятники истории и культуры. Также логично разделил культурные ценности на движимые и недвижимые. По степени значимости подразделил на ценности мирового, национального и местного значения.

Памятники истории и культуры, особенно недвижимые, наряду с наличием исторической и культурной ценности предполагают возможность их использования в различных целях. Исходя из их назначения выделяют следующие памятники истории и культуры:

— памятники, которые могут быть использованы только в культурно-просветительских и учебно-воспитательных целях и задачах науки;

— памятники, которые могут быть использованы только музеями, культурно-просветительскими и учебно-воспитательными организациями, обеспечивающими оптимальный уровень сохранности;

— памятники, которые сохранили свое функциональное назначение и могут быть использованы;

— памятники, которые утратили функциональное и историческое значение, понесли невосполнимые утраты (Сабитов Т.Р., 2000, с.2-9).

Академик Д. С. Лихачев обращает внимание на информационно-временную составляющую в качестве базового компонента наследия. В «Декларации прав культуры» он выделяет следующие компоненты культурного наследия: «язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью» (Лихачев Д. С.)..

Среди объектов культурного наследия можно выделить следующие типы (Калита С.П.):

1. Сооружения — творения архитектурного и инженерного искусства вместе с естественными элементами или созданными человеком, которые сохранили свидетельства об исторических событиях;

2. Комплексы (ансамбли) — совокупность сооружений разного назначения, отличающихся своей архитектурой;

3. Выдающиеся места — определенные ландшафты, сохранившие археологическую, эстетичную, этнографическую, историческую, художественную, научную или художественную ценность.

Согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 2002 г. к основным же видам объектов культурного наследия относятся:

— Памятники — исторические здания и сооружения со сложившимися территориями, а также объекты науки и техники;

— Ансамбли — группы памятников четко локализуемые на исторически сложившихся территориях, а также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства;

— Достопримечательные места — памятники созданные человека, или совместные творения человека и природы связанные с историей формирования народов на территории России, историческими событиями.

Таким образом, «культурное наследие» — многогранное понятие, и при всей вариативности существующих дефиниций до сих пор в полной мере не однозначно. При общей теоретической разработанности его определения и структуры, на практике границы между вышеупомянутыми подходами, объектами и типами остаются не четкими.

Многовековое цивилизационное развитие человечества показало необходимость сохранения и приумножения культурного наследия. Эта одна из важнейших сторон деятельности общества, представляющий собой непрерывный процесс, требующий активности, целеустремленности и управляемости.

1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972г.14с.

2. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

3. Бойко И.Г. Культурные ценности и объема культурного наследия : проблема унификации понятий // Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного университета, Шахты — 2014г.

4. Калита С. П. Курс лекций «Культурное наследие: сохранение и регенерация».

5. Копсергенова А.А. Культурное наследие: философские аспекты анализа: Дис. канд. философ.наук: 09.00.13. Ставрополь — 2008., 184 с.

6. Лихачев Д. С. «Декларация прав культуры» URL: http://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/123/ (дата обращения 15.04.2015).

7. Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: Автореф. дис. канд. философ.наук: 24.00.01. Тюмень — 2009., С. 12.

8. Медведев Е.В. «Культурные ценности как предмет государственно-правового регулирования» // Юридическая научная библиотека издательства «СПАРК» — 2004., С. 128-139.

9. Панфилов А.Н. Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий (часть 1) // Право и политика, №2 — 2011.

10. Рыбак К.Е. «Музей в нормативной системе (Историко-культурный анализ)» Автореф. Дис. Доктора культ. Наук., 24.00.03, Москва — 2006.,С 3.

11. Сабитов Т.Р. Понятие и виды культурных ценностей по российскому законодательству // Южноуральский юридический вестник №3. -2000., С2, с9.

12. Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л.: Издательство Ленинградского университета — 1990.

Источники:

http://interlaws.ru/kulturnoe-nasledie/
http://businessman.ru/chto-takoe-kulturnoe-nasledie-ponyatie-i-znachenie-kulturnogo-naslediya-rossii.html
http://cyberleninka.ru/article/n/17783012

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector