Что такое концептуальное искусство
Концептуальное искусство
Концептуальное искусство (Концептуализм) – направление в искусстве обращающееся к интеллектуальному осмыслению произведения. Сам арт-объект здесь имеет своей целью передать ту или иную идею. При этом уровень непосредственно художественной реализации проекта не важен.
Предпосылками для возникновения концептуального искусства можно считать редимейды Марселя Дюшана и аналитическую философию (идеи Л. Витгенштейна, Дж. Остина и др.). Впервые само словосочетание «Концептуальное искусство» встречается у Генри Флинта. Такое название он дал своему эссе 1961 года, в котором пытался объяснить и частично оправдать термин “Concept art” (не следует, однако, путать «Concept art» Г. Флинта с тем, что в настоящее время также называется концепт-артом, т.е. с этапом при разработке образов для компьютерных игр и фильмов). При этом английское слово «concept» здесь следует переводить на русский язык скорее как «идея» или «понятие». Т.о. для понимания того, что такое концептуальное искусство следует сказать, что на русский язык этот термин может быть переведен как «идейное искусство» или «понятийное искусство».
Первая выставка художников-концептуалистов состоялась в 1970 году в Нью-Йорке. Концептуализм можно считать ведущим направлением в искусстве 60-х – 70-х годов XX века в США. В это время (в 1969 году) были написаны два основных программных произведения – статья Джозефа Кошута «Искусство после философии» и Параграфы о концептуальном искусстве Сола Левитта, а также созданы основные классические инсталляции («Один и три стула» Джозефа Кошута, инсталляции Дэниела Грэма и т.д.). Т.к. для художников-концептуалистов в первую очередь важна была идея, появилась некоторая свобода в выборе средств выражения. Инсталляция, как удобная форма для выражения тех или иных идей, не всегда, однако, могла быть адекватно воспринята широкой общественностью. Концептуальное искусство же могло принимать форму и перформанса, и живописи (например, картины-схемы Питера Хелли). В конце 70-х годов концептуализм получил свое воплощение в форме удобной для восприятия широкой публикой. Инсталляции, например, Дженни Холзер обычно были вписаны в городское пространство и пытались напрямую обратиться к обывателю.
В конце 80-х годов в Великобритании (начиная с выставки «Freeze») концептуализм постепенно начал ассоциироваться с творчеством т.н. Молодых британских художников (YBA). В 90-х годах группа получила признание со стороны традиционно консервативных структур (одна из центральных выставок YBA «Sensation» была проведена при Королевской Академии художеств, а Джиллиан Уэринг и Дэмиен Херст в разные годы становились лауреатами премии Тернера) и это вызвало негативную реакцию, результатом которой можно считать дискуссию в обществе на тему того, является ли концептуализм искусством вообще. В 1999 году был написан «Манифест стакизма», который начинался с фразы: «Против концептуализма, гедонизма и культа эгоизма художника», а в 2002 году Иван Массов (англ. Ivan Massow), председатель Института современного искусства, назвал концептуальное искусство «претенциозным потворством собственным слабостям».
Лида Абдул, 1973 – современная художница из Афганистана
Концептуальное искусство /сonceptual art
Концептуальное искусство, концептуализм. /лат./ conceptus — мысль, представление (период 1967-1970)
Ведущее направление в искусстве оформившееся в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе. Изобретение термина “концептуальное искусство” приписывают американскому философу и музыканту Генри Флинту. Так называлось его эссе 1961 года (Conceptual Art), опубликованное в книге An Anthology of Chance Operations под редакцией Джексона МакЛоу и Ла Монте Янга в 1963 году.
В 1967 году этот термин использовал Солл ЛеВитт (Sol LeWitt) – американский художник, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму. “В концептуальном искусстве идея или замысел представляются наиболее важной частью работы: внешние формы не имеют особого значения. Произведением искусства становится сама идея, даже если она не приобрела визуального выражения”. Солл ЛеВитт написал это в 1967 году в “Параграфах о концептуальном искусстве”. Он считал, что “Идея превращается в машину, которая создает искусство”. Замысел и проект превалируют над материальным воплощением.
Солл ЛеВитт “Серийный портрет №1 (A, B, С, D), 1966. Алюминий, горячая эмаль. Нью-Йорк. Музей современного искусства.
Круг проблем концептуального искусства и минимализма общий, почему иногда оба направления объединяют в одну тенденцию, фигурирующую под названием постминимализма вместе с процессуальным искусством, ленд-артом и сайт-специфическим искусством. Концептуализм утверждает приоритет ментального начала над визуальным, приоритет замысла над восприятием. Пренебрежение зрительным впечатлением, с одной стороны, ведет к отрицанию изобразительности, с другой – служит уловкой, исключающей коммерческий подход. Внутри концептуализма существовало несколько тенденций: аналитическая линия, создание серий и социальная критика. Образец первого направления – американский художник Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). В своём эссе “Искусство после философии” (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: “Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, потому что искусство и существует лишь в виде идеи”. Классическим образцом концептуализма стала его композиция “Один и три стула” (1965), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря.
Художники используют приемы фоторепортажа, письма, и другие подобные, расширяя серии до коллекций, каталогов, архивов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест. В концептуальных работах некоторые художники параллельно приходили к критике – процесс начался с реди-мейдов – самого способа функционирования пространств, отведенных для искусства.
Художники: Винченцо Аньетти (Vincenzo Agnetti), Майкл Эшер (Michael Asher), Джон Балдессари (John Baldessari), Роберт Барри (Robert Barry), Бернд и Хилла Бехер (Bernd and Hilla Becher), Алигьеро Боэтти (Alighiero e Boetti), Марсель Бродарс (Marcel Broodthaers), Даниель Бюрен (Daniel Buren), Хане Дарбофен (Hanne Darboven), Ханс Хааке (Hans Haacke), Дэн Грехем (Daniel “Dan” Graham), Дуглас Хюблер (Douglas Huebler), Он Кавара (On Kawara), Джозеф Кошут (Joseph Kosuth), Солл ЛеВитт (Sol LeWitt), Гордон Матта-Кларк (Gordon Matta-Clark), Брюс Науман (Bruce Nauman), Джулио Паолини (Giulio Paolini), Франко Виккари (Franco Vaccari), Лоуренс Вайнер (Lawrence Weiner).
Некоторые выставки: 1966, Н-Йорк, Школа изобразительного искусства “Делая рисунки и другие видимые вещи. “; 1969, Леверкюзен, Городской музей “Konzeption/conception”; 1970, Н-Йорк, МоМА “Информация”.
Тексты: С.ЛеВитт “Параграфы о концептуальном искусстве”, 1967; Л.Липпард, Дж.Чендлер “Дематериализация искусства”, 1968; Дж.Кошут “Искусство после философии”, 1969; У.Мейер “Концептуальное искусство”, 1972.
См.также статьи: Реди-мейд, Минимализм.
Описание некоторых произведений:
Джозеф Кошут “Один и три стула”, 1965. Нью-Йорк. Музей современного искусства. Вся работа – это рядоположение черно-белой фотографии стула (масштабом 1:1), собственно стула и его словарного определения. “Один и три стула” актуализируют не только различия между оригиналом, воспроизведением и словесным описанием, но также их взаимосвязь. Автор анализирует и устраняет референциальную функцию произведения искусства, иными словами, законы репрезентации, отмечая лингвистические связи между предметом, его изображением и его значением. Художник называл свои работы “аналитическими высказываниями”, в которых с помощью языка исследовалось искусство и его природа. Они были доступны пониманию посвященной публики лишь в контексте всей истории искусства.
Джозеф Кошут “Один и три стула”, 1965. Нью-Йорк. Музей современного искусства.
Алигьеро Боэтти “Тысяча самых длинных рек мира”, 1976. Полотно, вышивка. Франкфурт-на-Майне, Музей современного искусства. На ковре воспроизведены названия тысячи самых крупных рек мира. Это – итог серьезного проекта каталогизации, начатого художником вместе с женой Аннмари Созо-Боэтти в 1970 году. Авторы изучали энциклопедии и научные труды, переписывались с учеными всего мира. Результаты этих усилий вылились в том “Классификация тысячи самых длинных рек” (Classifying the Thousand Longest River), 1977 года. Они сумели показать, что вода не подвластна критериям линейных измерений. В 1976 году самой длинной рекой был Нил, сейчас – Амазонка. Ковер был выполнен в Афганистане. На нем запечатлены результаты исследования, но еще более ценным в вышивке, сделанной другими, оказывается практика сотрудничества, которая для художника воплощает соединение времени, совместных действий и размышлений.
Концептуальное искусство
Это статья об искусстве XX века. См. также Концептуализм в философии
Концептуа́льное иску́сство, концептуали́зм (от лат. conceptus — мысль, представление) — литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе.
В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.
Один из основоположников течения, американский художник Джозеф Кошут, видел значение концептуализма в «коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства — или как функционирует сама культура … искусство — это сила идеи, а не материала». Классическим образцом концептуализма стала его композиция «Один и три стула» (1965), включающую стул, его фотографию и описание предмета из словаря.
Концептуальное искусство обращается не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного.
Содержание
История
Французский художник Марсель Дюшан подготовил «почву» для концептуалистов своими реди-мейдами. Наиболее известным из дюшановских реди-мейдов был «Фонтан» (1917), писсуар, подписанный художником псевдонимом «R.Mutt» (каламбур, напоминавший о популярных мультяшных героях Матте и Джеффе [1] ), и предложенный в качестве экспоната для выставки Общества независимых художников Нью-Йорка. [2] В традиционном понимании, обычный предмет не мог быть искусством, потому что не сделан художником, не уникален, и обладает немногими эстетическими достоинствами традиционного, сделанного вручную художественного объекта. Идеи Дюшана и их теоретическая важность для будущего концептуализма было позднее оценено американским художником Джозефом Кошутом. В своём эссе «Искусство после философии» (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: «Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, потому что искусство и существует лишь в виде идеи» («All art (after Duchamp) is conceptual (in nature) because art only exists conceptually»). Концептуальное искусство оформилось как движение на протяжении 1960-х. В 1970 состоялась первая выставка концептуального искусства Концептуальное искусство и концептуальные художники, которая была проведена в Нью-Йоркском культурном центре. [3]
Изобретение термина «концептуальное искусство» приписывают американскому философу и музыканту Генри Флинту. Так называлось его эссе 1961 года (Conceptual Art), опубликованное в книге An Anthology of Chance Operations под редакцией Джексона МакЛоу и Ла Монте Янга в 1963 году.
Источники:
http://contemporary-artists.ru/Conceptual_art.html
http://artuzel.com/content/konceptualnoe-iskusstvo-sonceptual-art
http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/71193