Что такое государственная регистрация
Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения впервые была установлена с введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. (ст. 131).
Итак, государственная регистрация:
– это акт, имеющий юридическое значение, с которым связаны определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество;
– это акт признания и подтверждения государством возникновения или прекращения права на недвижимость. Данный признак подчеркивает публичный характер государственной регистрации;
– это единственное доказательство существования субъективного права на недвижимость. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, что создает презумпцию его законности;
Комментируемым Законом установлены следующие виды государственной регистрации: регистрация прав, регистрация ограничений (обременений) прав, регистрация сделок.
Государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимое имущество: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Государственной регистрации подлежат следующие виды сделок:
– договор об ипотеке – залоге недвижимого имущества (ст. 339 ГК РФ);
– договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ);
– договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);
– договор дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ);
– договор ренты (ст. 584 ГК РФ);
– договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ);
– договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом (например, договор аренды здания или сооружения подлежит регистрации, если он заключен на срок более одного года (п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 2 ст. 651 ГК РФ);
– договор аренды предприятия независимо от срока (п. 2 ст. 658 ГК РФ) и передачи недвижимости в доверительное управление (п. 2 ст. 1017 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 13 комментируемого Закона регистрация ограничений (обременений):
– возможна по общему правилу только при наличии государственной регистрации прав на данный объект в ЕГРП,
– может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц,
– производится по заявлению сторон, если ограничения (обременения) установлены соглашением,
– осуществляется по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления, установивших ограничения (обременения) в публичных интересах,
– сопровождается обязательным уведомлением правообладателя о зарегистрированном ограничении (обременении), если оно было зарегистрировано не по заявлению правообладателя.
Не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого или социального найма жилого помещения, из договора безвозмездного пользования недвижимостью, за исключением безвозмездного срочного пользования земельными участками на срок более одного года, из договора аренды зданий и сооружений, заключенного на срок менее одного года.
В некоторых случаях Законом предусмотрена государственная регистрация и сделки, и прав по этой сделке. К таким случаям относятся:
а) регистрация договора и перехода права собственности по договору продажи жилого помещения (ст. 558, 551 ГК РФ) или предприятия (ст. 560, 564 ГК РФ);
б) регистрация договора и перехода права собственности по договору мены жилых помещений или предприятий (ст. 567 ГК РФ);
в) регистрация договора и перехода права собственности по договору дарения (п. 3 ст. 574 ГК РФ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на всей территории Российской Федерации. С 31 января 1998 г. действуют Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219.
До введения в действие комментируемого Закона сохранялся действующий порядок регистрации. Данный Закон установил, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие комментируемого Закона.
Однако права на недвижимость, возникшие до вступления в силу комментируемого Закона, признаются юридически действительными. Регистрация таких прав проводится по желанию правообладателей.
Датой государственной регистрации прав, а также сделок с недвижимостью является дата внесения соответствующих записей в ЕГРП. Именно с этой даты считаются наступившими правовые последствия.
Так, договор, предметом которого является недвижимость, если иное не предусмотрено законом, считается заключенным; право собственности у приобретателя недвижимости по договору в случаях, когда отчуждение имущества требует государственной регистрации и если иное не предусмотрено законом, считается возникшим, и т.д.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, прямо установленных комментируемым Законом. Основания отказа в государственной регистрации прав прописаны в п. 1. ст. 13, п. 1. ст. 20 комментируемого Закона.
Комментируемой статьей установлена возможность заявителя, если он посчитает его необоснованным, обжаловать отказ в суд.
Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 Гражданского процессуального кодекса и юридическими лицами в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе.
При удовлетворении требования суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить регистрацию. При этом судом может быть установлено, в какой срок должна быть осуществлена такая регистрация. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении.
Так же обжаловано в суд может быть уклонение соответствующего органа от государственной регистрации, которое может выражаться, например, в непринятии документов на регистрацию под различными предлогами.
Государственная регистрация продукции: объекты и процедура получения свидетельства
В условиях бурного роста международной торговли особенно важен контроль качества поступающей на рынок продукции. В этом заинтересованы не только потребители, но и производители, для которых официальное подтверждение безопасности товара со стороны государственных органов является обязательным условием выхода на рынок.
Сегодня продукция, единожды прошедшая государственную регистрацию (при наличии остальных необходимых разрешающих документов), может продаваться на территории всех стран Таможенного союза, что способствует развитию торговых отношений и позволяет предпринимателям, реализующим продукцию во всех трех государствах, сократить расходы на прохождение процедуры. Стоит сказать, что государственная регистрация – относительно новая форма оценки соответствия: с 2010 г. она заменила санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
Гарантия гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности
Для подтверждения факта госрегистрации продукции уполномоченными структурами выдается соответствующее свидетельство. На территории РФ этот вопрос регулируется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В качестве уполномоченных органов могут выступать органы по сертификации, сертификационные центры. Свидетельство о государственной регистрации подтверждает соответствие продукции всем действительным на территории Таможенного союза санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. Информация о нем заносится в Реестр свидетельств о государственной регистрации продукции. Реестр общедоступен, и подлинность свидетельства может быть проверена любым желающим. Данный документ бессрочен и является обязательным для получения впервые внедряемой или ввозимой продукции на территорию РФ. При необходимости впоследствии в него могут быть внесены изменения.
В настоящее время процесс госрегистрации регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам;
- Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза;
- Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров);
- Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
- Федеральный Закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральный Закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Продукция, подлежащая государственной регистрации
Как определить, подлежит ли ваша продукция обязательной госрегистрации? Для этого следует ознакомиться с разделом II «Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза». В него входят следующие группы товаров:
- Алкогольные, слабоалкогольные, тонизирующие безалкогольные напитки, пиво.
- Вода столовая, минеральная, питьевая бутилированная.
- Предметы личной гигиены и косметические товары, средства по уходу за волосами.
- Пищевая продукция, полученная с использованием ГМО.
- Продукты специализированные, БАДы.
- Детское питание.
- Посуда и изделия для ухода за ребенком 0-3 лет.
- Одежда и белье для детей, непосредственно контактирующие с кожей.
- Бытовая химия.
- Лакокрасочная продукция, замазки, шпатлевки, мастики, грунтовки.
- Изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (не включая посуду, столовые принадлежности, технологическое оборудование) и др.
Этапы оформления свидетельства о государственной регистрации продукции
Если вы собираетесь пройти процедуру госрегистрации продукции, полезно представлять себе последовательность действий.
1. Сбор необходимых документов и подача заявки в уполномоченный орган.
Отечественным производителям потребуется предоставить в уполномоченные органы следующий пакет документов:
- Заявление на государственную регистрацию.
- Свидетельства ИНН, ОГРН.
- Копии либо макеты потребительских этикеток.
- При наличии – инструкции по применению продукции.
- Копии ГОСТ, ТУ, регламентов, технологических инструкций, спецификаций, согласно которым производится продукция.
- Состав ингредиентов, включая процентное соотношение применяемых компонентов.
- Документы, подтверждающие право пользования производственными помещениями.
- СЭЗ на производство или уведомление о начале предпринимательской деятельности.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Образцы продукции.
- Акт отбора образцов и др.
Для импортной продукции также потребуются:
- Информация о производителе (наименование и адрес).
- Сертификат качества, выданный в стране производителя.
- Протокол испытаний продукции, выданный в стране производителя.
- Free Sail от производителя (сертификат свободной торговли) и др.
2. Прием и регистрация заявления в уполномоченном органе.
3. Проведение испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях. Выбранная вами или уполномоченным органом лаборатория должна значиться в Реестре аккредитованных испытательных лабораторий, доступном на сайте Росаккредитации. В противном случае результаты исследований могут быть не приняты уполномоченным органом, и их придется проводить повторно.
4. Проверка уполномоченным органом пакета документов и результатов проведенных лабораторных испытаний на соответствие установленным требованиям.
5. Принятие регистрирующим органом положительного или отрицательного решения по вопросу выдачи заявителю свидетельства о государственной регистрации.
6. Внесение уполномоченным органом сведений о продукции в Реестр свидетельств о государственной регистрации. Реестр общедоступен на сайте Евразийской экономической комиссии. Не пытайтесь сэкономить и купить свидетельство в компании-однодневке, которая не обеспечит внесения данных о свидетельстве в Реестр. Подделку будет легко обнаружить.
7. Выдача уполномоченным органом свидетельства о государственной регистрации Таможенного союза.
Сроки проведения госрегистрации и цены
Процесс государственной регистрации продукции занимает от 30 дней и стоит от 18 000 руб. Основная часть финансовых затрат и времени приходится на прохождение лабораторных испытаний. Низкие цены могут означать, что вам предлагают некачественные услуги. Это повод насторожиться и обратиться к другому посреднику.
Выбирайте надежных посредников!
Чтобы правильно оформить документы, получить корректные результаты лабораторных исследований и, тем самым, сократить срок получения свидетельства о госрегистрации, очень важно обратиться к надежному посреднику. Это гарантия того, что вы потратите деньги разумно и не подвергнете риску свою деловую репутацию. Будьте внимательны! Если полученное вами свидетельство окажется недостоверным и органам государственного надзора об этом станет известно, вы рискуете подвергнуться штрафу до 500 000 руб. Возможна также остановка производства, закрытие компании и изъятие продукции с рынка.
Производители заинтересованы в получении свидетельства государственной регистрации на свои товары, информация о котором была бы внесена в Реестр. Но при этом все желают сэкономить время и деньги, избежать бюрократической волокиты, почему и обращаются к посредникам. Однако здесь важно не ошибиться с выбором. Так называемые фирмы-однодневки не дорожат своей репутацией и готовы предложить самые нереальные для рынка условия – как по срокам, так и по цене. Но задумайтесь, стоит ли овчинка выделки и какие неприятные последствия могут ожидать ваш бизнес в будущем?
Публичное право и экономика
Государственная регистрация
Государством устанавливаются общие правила создания (учреждения) субъектов экономической деятельности, а специальными государственными органами осуществляется их государственная регистрация.
Дело в том, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация лица означает признание субъекта права и его статуса. Целями государственной регистрации называют:
- государственный контроль ведения хозяйственной деятельности;
- получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота 1 См.: Зыкова И. В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. № 1. .
Согласно закону государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
В.В. Залесский толкует природу этих актов как гражданско-правовую, «так как создается субъект гражданского права, фиксируются дальнейшие изменения в правовом положении, имеющие существенное значение для характеристики юридического лица как участника гражданского оборота» 2 Залесский В.В. Постатейный комментарий к закону о государственной регистрации юридических лиц // Право и экономика. 2002. № 2. С. 9. . Однако акт государственного органа власти по определению не может быть гражданско-правовым, он способен лишь порождать в дальнейшем гражданские права и обязанности или влиять на них. Именно этот смысл заложен и в ст. 8 ГК РФ, предусматривающей возникновение гражданских прав и обязанностей из актов государственных органов и органов местного самоуправления. В акте государственной регистрации находят отражение и контрольные полномочия органа исполнительной власти, который проверяет достаточность оснований (но не целесообразность) возникновения субъекта гражданского права, изменения его состояния или ликвидации.
В настоящее время государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба и ее органы. Ее результаты отражаются в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Однако рассмотренный закон распространяется не на все виды юридических лиц, поскольку «федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц» (ст. 10).
Так, в отношении торгово-промышленных палат, общественных объединений, религиозных организаций и политических партий, которые могут обладать, а могут и не обладать правами юридического лица, действует специальный порядок регистрации (в органах Министерства юстиции). Кроме того, особый порядок регистрации предусмотрен в отношении кредитных организаций (в Центральном банке РФ). В любом случае такая регистрация осуществляется во взаимодействии с налоговой службой, а государственной регистрацией юридических лиц является акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти (или субъекта со смешанным статусом — ЦБ РФ), принятие которого регулируется административным правом.
Особые правила государственной регистрации действуют в отношении иностранных организаций. Вообще, для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены определенные изъятия (отступления) из общего порядка (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Изъятия могут быть двоякого рода — ограничительного характера (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) и стимулирующего характера (льготы в интересах социально-экономического развития России).
Если иностранная организация создает в России юридическое лицо по российскому праву, то порядок будет общим. Однако регистрация филиала или представительства иностранного юридического лица происходит иначе. Легализацию представительств иностранных юридических лиц осуществляют разные государственные органы власти. Этот процесс регламентируется на подзаконном уровне. До сих пор в России не отменено Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций от 30 ноября 1989 г. (заметим, что в отношении кредитных организаций утверждено Положение о порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций от 7 октября 1997 г.). Уже в первом пункте названного Положения заложен принцип множественности государственных органов, принимающих участие в регистрации (в зависимости от вида деятельности иностранной фирмы).
Принцип множественности регистрирующих органов в какой-то мере сохраняется и сегодня. Вычленить государственные органы, которые осуществляют аккредитацию представительств иностранных юридических лиц, возможно из анализа положений о конкретных органах исполнительной власти, а также действующего законодательства. Результаты такого анализа представлены в таблице.
Из таблицы становятся наглядными недостатки нынешней системы аккредитации представительств иностранных юридических лиц:
- наблюдается смешение отраслевого и функционального принципов аккредитации, что, в свою очередь, ведет к пересечению и дублированию компетенций различных аккредитующих субъектов (так, выдачу разрешений на открытие представительств любых юридических лиц (без уточнения) осуществляет ТПП РФ — негосударственный орган);
- субъекты, осуществляющие аккредитацию, не всегда являются органами государственной власти (например, ЦБ РФ, ТПП РФ). При этом последствия аккредитации всегда одинаковы — это акт легализации, форма официализации статуса иностранного субъекта на территории России;
- как правило, аккредитации подлежит представительство, а не филиал (в отличие от предшествующего законодательства). Правда, ТПП РФ выдает просто разрешения на открытие;
- процесс легализации иностранного субъекта на территории России проходит либо как аккредитация, либо как выдача разрешения на открытие;
- не существует единого и равного для аккредитующих органов уровня нормативного регулирования — в отношении ТПП РФ и Банка России действуют федеральные законы, в отношении остальных — подзаконные акты;
- жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют между собой, но еще и не учитывают различий российского и иностранного законодательства. Так, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами 3 См.: Еремеишвили Л.A. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в РФ // Государство и право на рубеже веков. Международное право (материалы Всероссийской конференции). М., 2000. С. 120. . Следовательно, мы не можем полноправно говорить об аккредитации представительств только юридических лиц.
Вывод очевиден — система аккредитации представительств иностранных фирм в России нуждается в унификации.
Следует иметь в виду, что разрешение и аккредитация — разные понятия. В теоретическом ракурсе вопрос разрешается следующим образом. Посредством разных по своей сути разрешительных методов (государственная регистрация, сертификация, стандартизация, аккредитация, аттестация) государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении.
Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать «те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению». При этом разрешение выдается на совершение какой-либо деятельности, а лицензия — на конкретный вид деятельности с соблюдением определенных критериев, требований 4 См.: Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. 2000. № 8. С. 22-24. . Таким образом, разрешение выступает более широким понятием по отношению к лицензии. Аналогичным образом решается вопрос о соотношении понятий выдачи разрешений и аккредитации: аккредитация — частный случай выдачи разрешения.
В целом необходимо отмстить, что процедура государственной регистрации коммерческих организаций за прошедшие годы существенно упростилась и приблизилась к уведомительному порядку. Из процедуры регистрации исключено проведение правовой экспертизы документов на предмет их соответствия законодательству. «Это означает, что в случае представления всех предусмотренных законом документов создаваемая организация должна быть зарегистрирована даже при условии несоответствия поданных документов нормам российского законодательства» 5 Чумакова О. В. Регистрация юридических лиц: проблемы и пути их разрешения // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2008. N° 8. С. 56. . Законодатель установил довольно жесткую по отношению к регистрирующему органу процедуру принятия и рассмотрения документов, максимально ограничив административную дискрсцию.
Государственная регистрация юридических лиц — проявление легализующих функций государства. Практически каждый юридический факт, определяющий возможности участия субъектов экономической деятельности в различного рода правоотношениях, фиксируется государством посредством осуществления государственной регистрации. Основным способом выполнения этой функции является ведение государственных кадастров, реестров и регистров. Из многочисленных нормативных актов, издаваемых самыми различными органами федеральной власти по вопросам ведения реестров и кадастров, тяжело составить даже подобие системы (отметим, что выделенные нами ниже категории объектов процитированы из действующего законодательства и потому не всегда корреспондируют с научной классификацией).
Итак, в области экономики осуществляется государственная регистрация:
- общая регистрация — налогоплательщиков; российских юридических лиц; юридических лиц с иностранным участием; кредитных организаций и кредитных организаций с иностранным участием; индивидуальных предпринимателей;
- специальная регистрация субъектов, ведущих определенную деятельность или обладающих какими-либо специфическими характеристиками — субъектов естественных монополий (в топливно-энергетическом комплексе, в области связи и на транспорте); организаций, имеющих право осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения; банков, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами; финансово-промышленных групп;
- объектов прав — недвижимости; земли; федерального имущества; ценных бумаг; облигаций ЦБ РФ;
- продукции и иных результатов деятельности — опасных производственных объектов; гидротехнических сооружений; основного технологического оборудования для производства этилового спирта; изделий медицинского назначения и медицинской техники; денатурированного этилового спирта; новых пищевых продуктов, материалов и изделий;
- сделок — сделок с недвижимостью; контрактов, по которым предоставляются льготы в отношении уплаты ввозных таможенных пошлин; сделок с рыбопромышленными судами;
параметров — показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий; показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
лицензий (мы понимаем, что по своей сути это есть реестр субъектов, ведущих определенную деятельность, однако законодательство оперирует понятием именно реестра лицензий).
Добавим, что функциями по государственной регистрации и ведению различных реестров обладает практически каждый федеральный орган исполнительной власти. Ведутся реестры аэропортов, регистр гидротехнических сооружений, реестр пользователей водных биологических ресурсов, СМИ, объектов культурного наследия, уникальных документов и пр.
Имея теперь представление о масштабах и многообразии деятельности по государственной регистрации, обратимся к определению этого института.
Государственная регистрация как правовой институт характеризуется следующими признаками:
- установление се требований и процедур прежде всего законами;
- государственное признание законности или незаконности действий юридического и физического лица;
- обязанность осуществления регистрации для соответствующего органа и хозяйствующих субъектов;
- обладание юридико-информационной ценностью.
Источники:
http://base.garant.ru/5810831/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/
http://www.kp.ru/guide/gosudarstvennaja-registratsija-produktsii.html
http://isfic.info/talap/publis49.htm