3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое духовная нравственность

Искитимская епархия

  • Ольга
  • 13 дек 2017
  • 953

Особенно это относится к тем, кто далек от традиционного религиозного мировоззрения и, тем более, к атеистам.

Я думаю, что сейчас все меньше людей, которые думают, что мир только материален и что нет духовного мира. Существуют, конечно, разные представления о духовном мире. Раскрывая понятие «духовности», будем говорить с точки зрения православного вероучения, и основываться на Библии и учении Церкви.

Творя мир Бог сказал: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему». Сотворен человек по образу Святой Троицы Отца и Сына и Святого Духа. В человеке имеются три составляющих: дух, душа, тело.

Из всех живых существ только в человеке отображены Божественные свойства: свобода воли, способность творчества, бессмертная душа.

Часто происходит подмена понятий. Когда говорят, что человек духовный -подразумевают приобщенность человека к культурным достижениям, знания, интеллектуальные способности, нравственная добропорядочность. Но это совсем не так. Правильнее же считать, что духовный человек тот, кто в своей жизни руководствуется Духом Божиим. Ведь Бог есть Дух и Он является главным источником, из которого изливается этот Дух или, как мы говорим-благодать.

Если говорить о воспитании, то можно напомнить мысль академика Д. Лихачева, что классическая литература, музыка, живопись, в целом культура, опосредованно воспитывают человека, а религия делает это прямо и непосредственно.

Приведем еще одну цитату Д. Лихачева: «В религиозном духе воспитываются с детства. Не сковывает это свободу людей в выборе религии? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих…Воспитывая детей в заветах определенной религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даем им без религиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести. Религия же — именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмысливать жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда остается соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах».

«Если бы Бога не было, Его бы следовало придумать» — говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Достоевский сказал: «Если Бога нет, стало быть. всё позволено»- подчеркивая этим мысль, что если нравственность отделить от религии, от Божественного начала — она исчезнет.

Человек одновременно принадлежит к духовному и материальному миру, таким его сотворил Бог. Материальный мир нейтрален по воздействию на нравственность человека. А вот духовный мир имеет два полюса: мир Божественный, мир святых ангелов и мир демонический, мир падших ангелов. Известны слова Ф. Достоевского, где он говори т: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Человек, как свободная личность, стоит перед выбором добра и зла, истины и лжи, святости или греха.

Человек стоит перед выбором Бога как источника истины, добра и святости или диавола как источника лжи, зла, греха.

Является рабом Бога (работает Богу) или рабом диавола (работает диаволу). Эти выбором и определяется нравственность человека.

Все мы, крещенные в православной вере, носим имена святых. Святые были такие же, как и мы люди, но за свою устремленность к Богу, через борьбу со страстями и грехом, с помощью Божией достигли определенной степени духовного совершенства, которую Церковь называет святостью. Именно они, в первую очередь, могут называться духовными людьми. Но не только они. Из вышесказанного можно сделать вывод:

Духовный человек имеет внутреннею мотивацию жить по закону Божию, он стремится к Богу, имеет желание соединиться со Христом-это для него цель жизни.

Духовность то, что чаще всего, сокрыто от внешнего взора, внутренняя мотивация, приближение к святости (хотя еще и не достижение ее). Духовность напрямую связана с совестью, как голосом Божиим в человеке.

Чем же понятие духовности отличается от понятия нравственности?

Нравственность-это правильное отношение к окружающему миру, это способ поведения, это более сфера внешней деятельности. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12)».

Нравственность является необходимым, но еще не достаточным условием восприятия Бога.

Нравственность не самоцель, а она лишь служит, является условием и средством приближения к Богу, к Христу, условие Богообщения.

Нравственность без духовности — это дом, построенный на песке. Подуют сильные ветры, налягут воды, и этот дом разрушится — говорится в известном месте Евангелия.

Истинная нравственность, стремящаяся к духовности, невозможна без подвижничества, без борьбы со своими страстями и пороками, без очищения сердца и ума. Идеалом и критерием этого очищения являются евангельские Заповеди блаженств.

Многие же часто ориентируются на несколько ветхозаветных заповедей — не убий, не кради, не прелюбодействуй…- и считают себя в целом людьми нравственными, если не нарушают этих заповедей и не совершают грубых грехов.

Если человек не здоров, у него частой темой для разговоров будет здоровье. Когда я ощущаю в себе отсутствие или недостаток духовности, я буду говорить об этом, буду озабочен этим. И наоборот, кто не чувствует себя больным (духовно) ему и не хочется говорить о духовности. По словам А.С. Пушкина: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой».

Главная цель воспитания — это соединение человека с Богом, очищение в себе образа Божия и уподобление Ему.

Воспитание — это формирование правильных понятий о глобальных взаимоотношениях между Богом, вселенной, человеком, а также взаимоотношений между людьми — чем и определяется весь строй жизни человека.

В процессе воспитания необходимо давать человеку мировоззрение, то есть целостную картину мира.

Необходимо раскрыть основные понятия:

— о смысле бытия Вселенной;

-о смысле жизни и цели существования человека;

-о принципах добра и причинах зла;

-о справедливости, свободе, любви, смерти.

Без религиозного содержания получается обезбоженная нравственность. В лучшем случае она представляет из себя философию и этику, а в худшем — светскую этику или просто этикет. Как говорит Патриарх Кирилл: «Светская этика — это предмет по сути атеистический, это атеистическая мораль».

Читать еще:  Что означают цифры давления человека

В заключении. Что мы можем сделать, находясь в рамках образовательного учреждения? У многих на слуху устаревшие штампы типа: «Церковь отделена от государства», у нас «светское образование». К сожалению, светским многие еще считают советское, то есть атеистическое. Однако, на основании новых законов мы имеем: свободу совести обучающихся, педагогов, свободный выбор и выражение своих взглядов, в том числе и религиозных. Также по просьбе родителей администрация дает возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ — здесь имеется ввиду территория школы. Главная цель и достоинство человека — это служение Богу и ближнему, а не потребление. Человек должен быть соработником Бога в устроении этого мира.

Таким образом, если нравственность отделить от религии, от Божественного начала — она исчезнет.

Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания — перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.
Читать еще:  Что лучше от клещей для собак

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья — основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие — один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры — один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Духовность и нравственность

Духовность часто путают с нравственностью.

Нравственность и духовность – это одно и то же или нет?

В чем различие между ними? Как они взаимосвязаны?

Люди, далекие от Церкви, считают, что предназначение религии – воспитывать нравственных людей. Так ли это?

Всегда ли нравственен духовный человек? Всегда ли духовен нравственный человек?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Смысл слова «нравственность»

«Нравственность» — от слова «нрав». В нраве находят свое отображение общие свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувств и воли, а также преобладающие привычки и навыки.

Каков нрав у человека, такова обычно и его нравственность. А какова нравственность, таково и состояние совести. При добром нраве — совесть добрая, чистая и чуткая, при худом и злом нраве — совесть делается подобной такому нраву.

Нравственность коренится в самой природе человека. Основы ее заложены в нашем существе и обеспечивают высокое достоинство человека. Эти основы, присущи всем людям: нравственные потребности написаны в сердцах людей (Рим. 2: 14) и имеют cилу постоянно действующего закона внутри человеческой природы.

О нравственной природе человека и нравственном законе

Нравственные основы заложены Богом в наше существо и они присущи всем людям. К ним относятся:
✦ нравственные чувства (стыда, совести, долга, ответственности, почитания…);
✦ нравственные потребности;
✦ нравственное сознание для различения добра и зла и т.д.

Нравственные основы сообщают каждому человеку внутреннее требование: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством, нравственным законом, нравственным сознанием, долгом и ответственностью.

Нравственность — это правильное отношение к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию.

Это правильное отношение укладывается в золотом правиле нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

«Этика», «мораль», «нравственность» – это одно и то же слово, только выраженное греческим, латинским, и славянским корнем.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями» или «этическими идеалами».

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

В христианстве высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании Его.

Именно нравственные ценности этот мир и называет духовностью. Правильно ли это?

Вспомните богатого высоконравственного юношу, который спросил Господа: «Господи, я исполнил все заповеди. Чего мне еще не хватает?». Господь ответил: «…все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18: 22). Нравственность всегда подвигает копить земные ценности. А Христос сказал: Не собирайте себе сокровищ на земле (Мф. 6: 19).

Человеческое добро – относительно, в бочке мёда всегда скрывается ложка дёгтя. Делая добрый поступок, мы, сами того не замечая, часто совершаем его по определенным мотивам – из тонкого тщеславия, из-за желания услышать похвалу, или избежать осуждения, или же, наоборот, делаем добро только с тем, чтобы ненавистный проситель от нас раз и навсегда отстал.

Встречаются люди безупречной нравственности, которые кажутся всем святыми. Но внутри они исполнены гордыни, тщеславия и презрения к людям. Троньте такого «нравственного» человека, попробуйте покритиковать его – и он вам покажет, «где раки зимуют»!

Нравственность – это внешне безупречное поведение человека. Но внутренние мотивы не всегда безупречны…

Пример: один врач безотказно шел навстречу всем просьбам людей, ехал к больному ночью на край света, безвозмездно снабжал медикаментами, давал советы… С точки зрения морали, то, что он делал – бесспорное добро. Все люди считали его святым. Но он делал это не из любви к людям, а из тщеславия и славолюбия.

Читать еще:  Какое образование у Шнурова

Еще пример (из лекции проф. Осипова). Человек подает деньги нищим, делает благотворительные акции, переводит деньги через банк, и т.д., и т.п. С точки зрения морали, то, что он делалет – бесспорное добро. Но для чего он это делает? – Хочет пройти в Думу…

Другой пример: девушка навещает одинокого старика, приносит ему еду и лекарства, убирает квартиру. Старик считает ее святой… А девушка в сердце своем уже оформляет на себя квартиру старика в знак награды за свои труды…

Еще пример. Человек, прошедший Великую Отечественную войну, имеющий ранения и награды, пришел в школу работать военруком. Не имея семьи, всё время и силы он отдавал своим ученикам. Учил их патриотизму, порядочности, честности, дружбе, правильному отношению к женщинам, старикам, больным. Но при этом, будучи воинствующим атеистом, постоянно неприязненно высказывался в адрес Церкви и священнослужителей. Его воспитанники выросли порядочными людьми, но безбожниками.

Нравственность не выходит за пределы земной жизни и не решает важнейшие религиозные вопросы: смысла жизни и преодоления смерти. Цель жизни не просто в том, чтобы мирно сосуществовать с себе подобными и спасение обретается не одними лишь усилиями человека, но приобщением к Богу — источнику жизни вечной.

Светский мир видит в христианстве только нравственность и думает, что вся духовность сводится к исполнению нравственных норм. Это глубочайшее заблуждение!

Не столько в нравственной, сколько в религиозной области состоит принципиальное различие религий: в представлении о возможности и способе постижения истины, учении о бытии Божьем, богопознании, богообщении и цели человеческой жизни.

В центре христианства стоит не абстрактная мораль, – а Сам Христос, Его Божественная Личность; и всё в христианстве – нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни – направлено ко Христу и в нём только и получает свой смысл и значение. В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения.

О духовности

Слово духовность происходит от слова «дух».

«Бог есть дух…» (Ин. 4: 24).

Духовность – это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу.

Духовность – образ мыслей и чувств.

Духовен тот, кто наиболее уподобился Богу в добродетели, стал богоподобен.

Иисус Христос является выражением той духовности, которую христианство утверждает как высочайшую норму и идеал человеческой жизни.

Духовность — способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке — Иисусе Христе и ему уподобившихся — святых.

Духовность можно определить как благодатность, добродетельность или благочестие, а в высшем проявлении святость.

Духовность — это то самое высшее, что является целью всех человеческих стремлений.

Духовность — то, чему подчиняется нравственность, поскольку духовный уровень — вершина и средоточие бытия, в целом, и человека, в частности.

Духовность всегда задает вопрос: «Зачем я делаю?» Чтобы обрести Царствие Божие? Или чтобы избежать будущего гнева? Или еще есть какая-то причина?

Есть три пути к Богу, как говорят Святые отцы.

Первый путь — путь раба. Раб совершает ту или иную добродетель из страха наказания.

Второй — путь наемника. Наемник совершает добродетель за награду.

Третий путь — путь сыновства. Сын творит добрые дела потому, что он любит Отца и подобен Ему.

Возвращение сына к Отцу с чувством, что «я не достоин называться сыном, что я иду к Нему как раб, как наемник, и все мои чувства к Отцу, как у раба и наемника, но не как у сына», — это и есть путь православного христианина.

Человека с сокрушенным духом Отец всегда ждет и Сам идет ему навстречу.

Старший сын упрекает отца, напоминая, что всегда работал на него и не получил награды. Отец отвечает: «Сын, ты всегда был со мной. И все мое твое» (См.: Лк. 15: 29–31). Но сын не может это воспринять, ибо он с отцом как наемник, в нем нет духовности.

Духовность концентрирует в себе целомудрие. Целомудрие хранит себя в тайне от этого мира. Бог подает духовные ценности — тайно. Отсюда Тайная вечеря, Таинства, притча о Царствии Небесном — сокрытом сокровище.

Чтобы приобрести это сокровище, нужно пойти и продать все. Бог свою силу совершает в немощи, когда ты не видишь за собой ни одного доброго дела. Это и есть духовность.

Духовность — это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в сердце человека и может внешне почти не выражаться. Чем более духовен, тем более скромен человек и склонен скрывать свои добродетели.

«Святые оплакивали свои добродетели, как грехи», — сказал преп. Симеон Новый Богослов. Подумаем над этой фразой…

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (его обожение), преодоления тройной преграды: смерти, греха и (расстроенной грехом) природы. Это и есть путь исцеления, восстановления и спасения падшего человека.

В процессе духовно-нравственного становления человек становится всё более Богоподобной личностью. Богоподобие проявляется через воссоздание соборного единства и церковно-общинную жизнь в любви, по христианским заповедям и добродетелям.

О соотношении нравственности и духовности в человеке

Нравственное и духовное взаимосвязаны между собой, и часто определяют друг друга, но это разные вещи.

Нравственность есть одно из измерений и проявлений духовности человека.

Нравственность оценивается по нашим поступкам, а духовность — по внутренним, невидимым сердечным расположениям, характеру мыслей, движениям души, по степени ее нравственной чистоты или напротив – греховной скверны, прежде всего, себялюбия, гордыни, славолюбия, сребролюбия и сластолюбия, которые порождают целый букет страстей: лукавство, зависть, лицемерие, неприязнь, ненависть, похоть, коварство и т.д.

Нравственные принципы в христианстве подчинены духовности.

Человек духовный – всегда нравственен. Но не каждый нравственный человек – человек духовный.

Первым в рай вошел не высоконравственный человек, а разбойник, признавший, что справедливо осуждён и исповедовавший Христа Богом.

Задача религии в исправлении человеческого духа, в приобретении не правильной нравственности, а правильной духовности. Духовность же приобретается в Церкви.

Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни и во всяком деле. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4).

Источники:

http://iskitimeparhia.ru/alexsobor/2522-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-chto-takoe-duhovnost-i-chto-takoe-nravstvennost.html
http://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/duhovno-nravstvennoye-vospitaniye.html
http://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/osnovy_pravoslavnoj_very/dukhovnost_i_nravstvennost/244-1-0-25244

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×