Что объединяет членов семьи
Урок окружающего мира “Что такое семья”
Цели:
- познакомить детей с понятиями «семья», «поколение», «домочадцы»;
- формировать представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- помочь становлению нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплотить детей и родителей;
- развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
- воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
- сплотить классный коллектив;
- воспитывать чувство гордости за свою семью.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),
- мультимедийный проектор,
- Презентации Microsoft Power Point, созданные совместно родителями и учениками.
Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр.)
Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения
Тип урока: изучение нового материала
I. Организационный момент. Рефлексия
Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.
– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу И стены в доме помогают. (1 слайд)
Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом– это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?
– Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.
– А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)
– Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам?
(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
– Вот мы построили дом, в котором тепло. У вас на столе лежат сердца выберите слово, которое вам понравилось на домике и запишите на сердце. Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется 7Я
– Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Семья». (2 слайд) О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
3. Работа по теме урока
– Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
– Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.: (3 слайд)
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.: (4 слайд)
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
– А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
– До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы оформили выставку вещей. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку? Сделали презентацию о семье. (Слайды 5, 6) (Дети рассказывают о своих семьях)
4. Работа в парах и составление схемы
– А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема – “Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством”.)
– Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)
5. Самостоятельная работа (поиск слов на страницах учебника)
Кого назовём домочадцами уч. с 64 (В старину членов семьи называли «домочадцами»). В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? уч. с. 64
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений.
– А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? (Сообщения детей)
6. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
– Какая семья называется многодетной? (В которой 3 и больше детей)
– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.
Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.
– Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя. (Несколько ответов детей). (Слайд 7)
– Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”
- У кого есть старший брат.
- У кого есть младшая сестра.
- У кого бабушка и дедушка.
- У кого дальние родственники живут на “материке”.
- У кого есть сын или дочь.
– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.
7. Формирование практических умений и навыков
– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. (Слайд 8)
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась – ? Мы узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд 9)
1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (Сестры)
2. Отец папы (Дедушка).
3. Мама – жена, а папа – (муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья)
5. Брат папы (Дядя)
– Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Семья)
– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники) СЕМЬЯ.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
Игра « Кто кому кто?»
– Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
– Женя, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? (Внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)
Работа в парах. Игра «Найди пару»
Вспомним 1.Что объединяет членов семьи? 2.В чем особенности семейного уклада жизни? 3 Каким образом государство помогает семьям? – презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАнтонина Шихова
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Вспомним 1.Что объединяет членов семьи? 2.В чем особенности семейного уклада жизни? 3 Каким образом государство помогает семьям?” — Транскрипт:
1 Вспомним 1.Что объединяет членов семьи? 2.В чем особенности семейного уклада жизни? 3 Каким образом государство помогает семьям?
2 Для чего создают семью? Что объединяет семью? Забота Понимание Потомство Поддержка Сотрудничество Общие ценности, интересы. Любовь
4 Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. 1. Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей. 2. Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание 3. Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей. 4. Предоставляет льготы многодетным семьям. 5. Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам. 6. Проводится государственная политика по увеличению рождаемости.
5 Тест 1 Семья отличается от любого другого коллектива тем, что ее члены: 1) обмениваются результатами деятельности; 2) ведут общее хозяйство; 3) выполняют работу по специальности; 4) преобразуют мир в интересах человека.
6 2. К правам ребенка в семье относится право: 1) свободно распоряжаться имуществом родителей; 2) выбора способа воспитания; 3) на заботу родителей о себе; 4) собственности на доходы, полученные родителями.
7 3. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение: 1) только среди своих друзей; 2) во всех сферах жизни и деятельности; 3) только в семье: 4) только в процессе обучения.
8 4.Найдите в списке людей, являющихся членами семьи. 1) свекровь; 2) сосед по даче; 3) брат; 4) бабушка; 5) детский врач.
9 Задание 5. В текст вставь нужные слова, которые записаны внизу. Обрати внимание, что из предложенных слов нужно выбрать то, которое подходит по смыслу предложения (слова записаны в именительном падеже). Семья объединяет людей, которые являются кровными _________ (мать и дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее ________, живут в одном доме или квартире, объединяют свои доходы и расходуют их сообща. Они вместе воспитывают _______ и проводят свое свободное время. дети хозяйство родственники коллектив внуки труд
10 СЕМЕЙНЫЕ ЗАБОТЫ 5 класс
11 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где всем уютно и тепло? Самый спорный вопрос в семье – что должен делать каждый ее член. Как распределить домашние обязанности: поровну, по желанию, по силам или по способностям? Можно ли облегчить домашний труд? Что ты можешь сделать своими руками для удобства и уюта в доме?
12 Задача Познакомиться с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение домашнего хозяйства.
13 Отрывок из сказки «Теремок» « Мышка-норушка – толокно толчет, Лягушка-квакушка – пироги печет, А петух на подоконнике – играет на гармонике, Серый ёжик свернулся в клубок – Он сторожит теремок». I. Семейные заботы.
14 Проблемный вопрос Для чего необходим совместный труд в семье и как лучше распределить трудовые обязанности?
15 ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ В первобытной общине труд делился между ее членами по возрасту и полу: женщины занимались преимущественно поиском съедобных растений (собирательством), мужчины – охотой. Дети до 9-11 лет большую часть времени проводили с женщинами, учились находить съедобные растения и вести хозяйство. С лет детей, прежде всего мальчиков, готовили к инициации. Так назывался обряд посвящения во взрослых, то есть полноправных членов общины. Для этого мальчики обязаны были научиться охотиться: ловить и убивать зверя, разделывать его тушу, а девочки – готовить на костре пищу, шить одежду из шкур зверей. Всех детей приучали к строгой дисциплине, порядку, подчинению старшим, так как это было одним из условий выживания первобытной общины. Вывод: совместный труд и правильное распределение обязанностей в первобытной общине не только позволяли ее членам удовлетворять основные потребности, но и были важнейшими условиями выживания общины.
16 В Древней Руси домашняя хозяйственная работа также делилась на мужскую и женскую Мужчины занимались ремонтом, плели лапти, корзины, лепили глиняную посуду. Женщины ухаживали за скотиной, пряли, ткали, шили одежду, готовили еду на всех домочадцев. Сравнить, как распределялись семейные дела в Древней Руси и как они распределяются в наши дни.
17 Вопрос: Что значит для вас ваша семья? Что объединяет вашу семью? Вывод: одной из составляющих семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Здесь приобретается опыт и трудовые навыки
18 Как распределяются обязанности в ваших семьях? папамамадети Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение и непонимание. Согласие да лад – в семье клад, Согласную семью горе не берет.
19 А у вас дома не так?
20 Кто из членов вашей семьи какие обязанности выполняет чаще всего?
21 Обсуждение по вопросам: Каково твое участие в домашних делах? Есть ли у тебя постоянные обязанности? В каких домашних делах ты профессионал?
22 Повторим 1. Какие потребности в семье удовлетворяет совместный труд? 2. Как лучше распределить домашние обязанности? 3. Можно ли облегчить домашний труд? 4. Как вы понимаете фразу: «Портрет человека – его дом»? Подтвердите справедливость этого высказывания.
23 На дом: Решите задачу, заполнив таблицу. Сегодня мама попросила тебя приготовить на ужин жареные гренки и вскипятить молоко. Папа попросил пропылесосить полы и вытереть пыль. Тебе надо подготовить уроки к завтрашнему дню, полить цветы и погулять с другом. Придя из школы, ты обнаружил, что хлеб закончился и надо идти в магазин, который находится в 10 минутах ходьбы от дома. Как ты распределишь свое время? Из школы ты возвращаешься в 13 часов, на приготовление уроков у тебя уходит 1час 30 минут. Полив цветов и каждая операция уборки занимают по 20 минут. На прогулку ты запланировал потратить 1 час. 1 гренка жарится 3 минуты, а молоко кипятится 10 минут. Накрыть стол к ужину ты сможешь за 10 минут. Родители вернутся с работы в 19 часов. Успеешь ли ты все выполнить к приходу родителей? Сколько свободного времени у тебя останется? п/п Мои делаТребуемое время Начало выполнения Окончание выполнения 1.Отдых после школы20 минут
Что объединяет семью?
Семью делает сплоченной не сам факт нахождения под одной крышей, штамп в паспорте или кровное родство. Именно то, чем занимаются вместе родители и дети, определяет их как дружную семью. Единые устремления, интересы, общие занятия не всегда появляются сами собой, иногда приходится потрудиться, чтобы найти их.
На этапе влюбленности не требуется никаких усилий, чтобы проводить вместе время. Но потом гормональная буря приходит в норму, накал эмоций спадает, и зачастую супруги начинают жить каждый своей жизнью. С течением лет они могут сильно отдалиться друг от друга и потом однажды обнаружить, что не понимают, зачем живут вместе. До определенного момента, пока дети маленькие, именно они придают такой семье смысл существования вместе. Однако, это не совсем правильно. Ведь когда дети покинут родителей, те останутся ни с чем. Избежать этого вполне возможно, но для создания дружной семьи требуется желание и силы что-то делать.
Традиции дружной семьи
Один из способов создать дружную семью и поддержать ее единство – придумать собственные традиции, объединяющие несколько поколений: какие-то глобальные события, приуроченные к национальным праздникам. Например, возложение цветов к вечному огню в День победы, семейный праздник в Новый Год. Также можно придумать праздники именно для конкретной семьи: день свадьбы или знакомства родителей.
Если есть фантазия, придумайте какой-то совершенно уникальный праздник: день единения семьи, например, в который каждый год все будут собираться и что-то определенное делать. Такой традиционный ежегодный день сбора всей семьи позволяет всем ее членам проявить фантазию, чтобы организовать свой день интересно, красочно и весело.
Более простой в выполнении вариант – ежедневный (еженедельный) ужин. Не включайте радио и телевизор, проведите прием пищи за разговорами о жизни, мечтах и планах каждого. Не заставляйте с первого раза всех рассказывать о себе. Если семья никогда не была дружной, то с одного раза явно все не захотят изливать душу, нужно время для объединения и создания доверия.
Совместный отдых для создания дружной семьи
В повседневной жизни мы мало времени проводим со своими супругами и детьми, особенно если последние уже подростки или старше. В дружной семье есть буквально час вечером, чтобы обменяться впечатлениями за день. А если контакт и доверие теряется, то вечер становится индивидуальным временем каждого: мама за плитой, папа за телевизором, а дети за компьютером. Чтобы изменить ситуацию иногда помогает совместный отдых в выходные и в каникулы.
Бывает, что супруги желают отдохнуть от детей и поэтому уезжают в долгожданный отпуск одни. Но для того, чтобы дружная семья чувствовала себя одним целым, хотя бы небольшой отрезок времени надо проводить всем вместе. Пусть это не будет полноценный выезд на три недели на море, но хотя бы несколько дней в год. Именно когда нет работы и учебы, открывается, объединяет ли что-то всех. В противном случае свободное время становится пыткой для всех, когда не о чем поговорить друг с другом.
Чтобы создать дружную семью, ищите общие интересы, хобби, занятия, которые будут объединять всех. Это могут быть: походы, выезды в веревочные лагеря, поездки за границу (при наличии материальной возможности), походы по музеям, какой-либо спорт, в общем – все, что угодно, чем могут заниматься и дети, и родители. Возможно, сами сыновья и дочери подскажут и научат своих родителей своим увлечениям.
Чтобы дружная семья всегда была таковой, всем ее членам придется прилагать усилия для поиска интересной совместной деятельности. Проявляйте интерес к жизни ваших супругов и детей, создавайте атмосферу доверия и принятия. Тогда даже уже выросшие взрослые ваши дочери и сыновья будут рады приходить, общаться, делиться своими радостями и трудностями, а супружеские отношения не превратятся в сожительство. Дружная семья – результат совместного труда и интереса к жизни каждого ее члена.
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597915/
http://www.myshared.ru/slide/543322/
http://www.b17.ru/blog/39512/