Чему равен логарифм в квадрате
Уравнения, квадратные относительно логарифма, и прочие нестандартные приемы
- Материалы к уроку
Скачать тест
Ответы к тесту
На уравнениях такого вида многие ученики «зависают». При этом сами задачи отнюдь не являются сложными — достаточно просто выполнить грамотную замену переменной, для чего следует научиться выделять устойчивые выражения.
В дополнение к этому уроку вас ждет довольно объемная самостоятельная работа, состоящая из двух вариантов по 6 задач в каждом.
Метод группировки
Сегодня мы разберем два логарифмических уравнения, одно из которых не решается «напролом» и требует специальных преобразований, а второе. впрочем, не буду рассказывать все сразу. Смотрите видео, скачивайте самостоятельную работу — и учитесь решать сложные задачи.
Итак, группировка и вынесение общих множителей за скобку. Дополнительно я расскажу вам, какие подводные камни несет область определения логарифмов, и как небольшие замечания по области определений могут существенно менять как корни, так и все решение.
Начнем из группировки. Нам нужно решить следующее логарифмическое уравнение:
log2 x · log2 ( x − 3) + 1 = log2 ( x 2 − 3 x )
В первую очередь отметим, что x 2 − 3 x можно разложить на множители:
Затем вспоминаем замечательную формулу:
Сразу же небольшое замечание: данная формула прекрасно работает, когда а, f и g — обычные числа. Но когда вместо них стоят функции, данные выражения перестают быть равноправными. Представьте себе такую гипотетическую ситуацию:
f 0 (ведь переменная x стоит в аргументе). Также имеется log2 ( x − 3), поэтому x − 3 > 0.
Следовательно, в функции log2 x ( x − 3) каждый множитель будет больше нуля. Поэтому можно смело раскладывать произведение на сумму:
log2 x log2 ( x − 3) + 1 − log2 x − log2 ( x − 3) = 0
На первый взгляд может показаться, что легче не стало. Напротив: количество слагаемых лишь увеличились! Чтобы понять, как действовать дальше, введем новые переменные:
a · b + 1 − a − b = 0
А теперь сгруппируем третье слагаемое с первым:
( a · b − a ) + (1 − b ) = 0
a (1 · b − 1) + (1 − b ) = 0
Заметим, что и в первой, и во второй скобке стоит b − 1 (во втором случае придется вынести «минус» за скобку). Разложим нашу конструкцию на множители:
a (1 · b − 1) − ( b − 1) = 0
А теперь вспоминаем наше замечательно правило: произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю:
Вспоминаем, что такое b и а. Получим два простейших логарифмических уравнения, в которых останется лишь избавиться от знаков logи приравнять аргументы:
Мы получили два корня, но это не решение исходного логарифмического уравнения, а лишь кандидаты в ответ. Теперь проверим область определения. Для первого аргумента:
Оба корня удовлетворяют первому требованию. Переходим ко второму аргументу:
А вот здесь уже x = 2 нас не удовлетворяет, зато x = 5 вполне нас устраивает. Следовательно, единственным ответом будет x = 5.
Переходим ко второму логарифмическому равнению. На первый взгляд, оно существенно проще. Однако в процессе его решения мы рассмотрим тонкие моменты, связанные с областью определения, незнание которых существенно усложняет жизнь начинающим ученикам.
log0,7 ( x 2 − 6 x + 2) = log0,7 (7 − 2 x )
Перед нами каноническая форма логарифмического уравнения. Ничего преобразовывать не нужно — даже основания одинаковые. Поэтому просто приравниваем аргументы:
x 2 − 6 x + 2 = 7 − 2 x
x 2 − 6 x + 2 − 7 + 2 x = 0
Перед нами приведенное квадратное уравнение, оно легко решается по формулам Виета:
Но эти корни еще не являются окончательными ответами. Нужно найти область определения, поскольку в исходном уравнении присутствуют два логарифма, т.е. учет области определения строго обязателен.
Итак, выпишем область определения. С одной стороны, аргумент первого логарифма должен быть больше нуля:
С другой — второй аргумент тоже должен быть больше нуля:
Эти требования должны выполняться одновременно. И вот тут начинается самое интересное. Безусловно, мы можем решить каждое из этих неравенств, затем пересечь их и найти область определения всего уравнения. Но зачем так усложнять себе жизнь?
Давайте заметим одну тонкость. Избавляясь от знаков log, мы приравниваем аргументы. Отсюда следует, что требования x 2 − 6 x + 2 > 0 и 7 − 2 x > 0 равносильны. Как следствие, любое из двух неравенств можно вычеркнуть. Давайте вычеркнем самое сложное, а себе оставим обычное линейное неравенство:
Можно записать ответ: x = 1 является единственным решением исходного логарифмического уравнения.
Выводы из данного логарифмического уравнения следующие:
- Не бойтесь раскладывать логарифмы на множители, а потом множители раскладывать на сумму логарифмов. Однако помните, что разбивая произведение на сумму двух логарифмов, вы тем самым сужаете область определения. Поэтому прежде чем выполнять такое преобразование, обязательно проверьте, каковы требования области определения. Чаще всего никаких проблем не возникает, однако лишний раз перестраховаться не помешает.
- Избавляясь от канонической формы, старайтесь оптимизировать вычисления. В частности, если от нас требуется, чтобы f > 0 и g > 0, но в самом уравнении f = g , то смело вычеркиваем одно из неравенств, оставляя себе лишь самое простое. Область определения и ответы при этом никак не пострадают, а вот объем вычислений существенно сократится.
Вот, собственно, и все, что я хотел рассказать о группировке.:)
Типичные ошибки при решении
Сегодня мы разберем два типичных логарифмических уравнения, на которых спотыкаются многие ученики. На примере этих уравнения мы увидим, какие ошибки чаще всего допускаются в процессе решения и преобразования исходных выражений.
Дробно-рациональные уравнения с логарифмами
Сразу следует отметить, что это довольно коварный тип уравнений, в которых отнюдь не всегда сразу присутствует дробь с логарифмом где-то в знаменателе. Однако в процессе преобразований такая дробь обязательно возникнет.
При этом будьте внимательны: в процессе преобразований изначальная область определения логарифмов может существенно измениться!
Переходим к еще более жестким логарифмическим уравнениям, содержащим дроби и переменные основания. Чтобы за один короткий урок успеть больше, я не буду рассказывать элементарную теорию. Сразу перейдем к задачам:
4 log25 ( x − 1) − log3 27 + 2 log x − 1 5 = 1
Посмотрев на это уравнение, кто-то спросит: «При чем здесь дробно-рациональное уравнение? Где в этом уравнении дробь?» Давайте не будем спешить и внимательно посмотрим на каждое слагаемое.
Первое слагаемое: 4 log25 ( x − 1). Основанием логарифма является число, но в аргументе стоит функция от переменной x . С этим мы пока ничего сделать не можем. Идем дальше.
Следующее слагаемое: log 3 27. Вспоминаем, что 27 = 3 3 . Следовательно, весь логарифм мы можем переписать следующим образом:
log 3 27 = 3 3 = 3
Итак, второе слагаемое — это просто тройка. Третье слагаемое: 2 log x − 1 5. Тут тоже не все просто: в основании стоит функция, в аргументе — обычное число. Предлагаю перевернуть весь логарифм по следующей формуле:
Такое преобразование можно выполнить только если b ≠ 1. Иначе логарифм, который получится в знаменателе второй дроби, просто не будет существовать. В нашем случае b = 5, поэтому все в порядке:
2 log x − 1 5 = 2/log5 ( x − 1)
Перепишем исходное уравнение с учетом полученных преобразований:
4 log25 ( x − 1) − 3 + 2/ log5 ( x − 1) = 1
В знаменателе дроби у нас стоит log5 ( x − 1), а в первом слагаемом мы имеем log25 ( x − 1). Но 25 = 5 2 , поэтому выносим квадрат из основания логарифма по правилу:
Другими словами, степень в основании логарифма становится дробью спереди. А выражение перепишется так:
4 1/2 log5 ( x − 1) − 3 + 2/ log5 ( x − 1) − 1 = 0
У нас получилось длинное уравнение с кучей одинаковых логарифмов. Введем новую переменную:
А вот это уже дробно-рациональное уравнение, которое решается средствами алгебры 8—9 класса. Для начала разделим все на двойку:
( t 2 − 2 t + 1)/ t = 0
В скобках стоит точный квадрат. Свернем его:
Дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля. Никогда не забывайте про этот факт:
Вспоминаем, что такое t :
Избавляемся от знаков log, приравниваем их аргументы, и получаем:
Все. Задача решена. Но давайте вернемся к исходному уравнению и вспомним, что там присутствовали сразу два логарифма с переменной x . Поэтому нужно выписать область определения. Поскольку x − 1 стоит в аргументе логарифма, это выражение должно быть больше нуля:
С другой стороны, тот же x − 1 присутствует и в основании, поэтому должен отличаться от единицы:
Эти требования должны выполняться одновременно. Значение x = 6 удовлетворяет обоим требованиям, поэтому является x = 6 окончательным решением логарифмического уравнения.
Переходим ко второй задаче:
Вновь не будем спешить и посмотрим на каждое слагаемое:
log4 ( x + 1) — в основании стоит четверка. Обычное число, и его можно не трогать. Но в прошлый раз мы наткнулись на точный квадрат в основании, который пришлось выносить из-под знака логарифма. Давайте сейчас сделаем то же самое:
Фишка в том, что у нас уже есть логарифм с переменной x , хоть и в основании — он является обратным к логарифму, который мы только что нашли:
8 log x + 1 2 = 8 · (1/log2 ( x + 1)) = 8/log2 ( x + 1)
Следующее слагаемое — log2 8. Это константа, поскольку и аргументе, и в основании стоят обычные числа. Найдем значение:
То же самое мы можем сделать и с последним логарифмом:
Теперь перепишем исходное уравнение:
1/2 · log2 ( x + 1) + 8/log2 ( x + 1) − 3 − 1 = 0;
log2 ( x + 1)/2 + 8/log2 ( x + 1) − 4 = 0
Приведем все к общему знаменателю:
Перед нами опять дробно-рациональное уравнение. Введем новую переменную:
Перепишем уравнение с учетом новой переменной:
Будьте внимательны: на этом шаге я поменял слагаемые местами. В числителе дроби стоит квадрат разности:
Как и в прошлый раз, дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля:
( t − 4) 2 = 0 ⇒ t = 4;
Получили один корень, который удовлетворяет всем требованиям, поэтому возвращаемся к переменной x :
Все, мы решили уравнение. Но поскольку в исходном уравнении присутствовало несколько логарифмов, необходимо выписать область определения.
Так, выражение x + 1 стоит в аргументе логарифма. Поэтому x + 1 > 0. С другой стороны, x + 1 присутствует и в основании, т.е. x + 1 ≠ 1. Итого:
Удовлетворяет ли найденный корень данным требованиям? Безусловно. Следовательно, x = 15 является решением исходного логарифмического уравнения.
Напоследок хотел бы сказать следующее: если вы смотрите на уравнение и понимаете, что вам предстоит решать что-то сложное и нестандартное, по старайтесь выделить устойчивые конструкции, которые впоследствии будут обозначены другой переменной. Если же какие-то слагаемые вообще не содержат переменную x , их зачастую можно просто вычислить.
Вот и все, о чем я хотел сегодня рассказать. Надеюсь, этот урок поможет вам в решении сложных логарифмических уравнений. Смотрите другие видеоуроки, скачивайте и решайте самостоятельные работы, и до встречи в следующем видео!
Что такое Логарифм
Определение логарифма
Логарифм — это математическая функция, основанная на свойствах возведения в степень.
Значение логарифма соответствует показателю степени данной базы, равному положительному числу “b” в базе “a”, что также должна быть положительной и отличаться от 1.
Чтобы лучше понять концепцию логарифма, необходимо посмотреть на формулу логарифмического уравнения:
“a” = основание, которое должно быть больше нуля (a > 0) и отличаться от единицы (a ≠ 1).
“b” = логарифмируемое число, где b должно быть больше нуля (b > 0).
В этом уравнении мы хотим найти, в какую степень (х) нужно возвести a, чтобы получилось b, т. е. aˣ = b.
, потому что 
Формулы и свойства логарифмов
Некоторые из основных правил логарифма:
- Когда логарифмируемое число равно основанию логарифма, логарифм всегда будет равен 1 ;
Логарифм с любым основанием, число которого равно 1, всегда будет иметь результат равным 0 ;
Два логарифма с одинаковым основанием всегда будут иметь одинаковые числа ;
Если основание “а” возведено в степень логарифма с основанием “а” числа “b”, то он равен “b” ;
В случае умножения чисел мы можем превратить их в сумму двух логарифмов с одинаковыми основаниями ;
А в случае деления чисел мы превращаем их в вычитание двух логарифмов с одинаковыми основаниями ;
Правило возведения в степень: логарифм в степени упрощается путём умножения степени на логарифм, сохраняя её основание и число (тоже самое делается с логарифмом в квадрате)
Формулы перехода к новому основанию:
Решение логарифмов — примеры
Пример 1
Пример 2
ОДЗ логарифма
Как определить Область Допустимых Значений логарифма:
Для определения ОДЗ логарифма мы обращаем внимание только на то, что стоит в скобках, и указываем, что вся эта часть больше ноля.
График логарифмической функции
Примерно таким образом может выглядеть график логарифмической функции (одна из линий на рисунке):
Свойства логарифмической функции :
- E (y) = R, множество значений — все действительные числа;
- область определения — множество всех положительных чисел D(y): (0;+∞);
- её график всегда проходит через точку (1;0);
- она не считается ни чётной, ни нечётной;
- у неё нет ни наибольшего, ни наименьшего значений;
- она не ограничена ни сверху, ни снизу;
- если 0 функция убывает, а если a>1 => функция возрастает.
Логарифм Непера или натуральный логарифм
Состоит из логарифма, основанного на иррациональном числе, которое называется “число Эйлера”, пишется как “e” и приблизительно равно 2,718281. Является обратной функцией к экспоненциальной функции.
Название логарифма (“логарифм Непера”) произошло от имени его изобретателя — математика Джона Непера.
Десятичный логарифм
Это наиболее распространённая модель математических вычислений, особенно в так называемых логарифмических шкалах (или логарифмическом масштабе). Например: шкала pH, шкала Рихтера интенсивности землетрясений, шкала частоты звука — нотная шкала, и другие. И характеризуется тем, что основание (её логарифма) равно 10.
Десятичный логарифм может быть представлен без указания его основания.
История логарифма
Первоначально концепция логарифма была создана шотландским математиком Джоном Непером (1550–1617) в 17-м веке, с целью упрощения сложных тригонометрических расчётов.
Английский математик Генри Бриггс (1561–1630) также внёс свой вклад в исследования логарифма и считается одним из ответственных за улучшение десятичного логарифма и за создание его современной версии.
Этимологически слово “логарифм” образовано объединением двух греческих терминов: λόγος — “основание” и ἀριθμός — “число”.
Чему равен логарифм в квадрате
Автор Евгений Добрицкий задал вопрос в разделе Естественные науки
При возведение в квадрат логарифма, X тоже возводится в квадрат или только логарифм? и получил лучший ответ
Ответ от Дивергент[гуру]
Деточка, ты спрашиваешь какую-то полную глупость. Возводится в квадрат значение логарифма. Ты понимаешь, что логарифм чего-то там по какому-то там основанию – это некое число? Так вот это самое некое число и возводится в квадрат! И больше в квадрат ничего не возводится!
Вот, например, логарифм 243 по основанию 3 равен 5. Потому что, чтобы получить 243, тройку надо возвести в пятую степень. Так вот квадрат этого логарифма равен 25.
Записала бы я это здесь так:
log^2(3)(243)=25
Хочешь подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ по математике на отлично?
Хочешь проверить свои силы и узнать результат насколько ты готов к ЕГЭ или ОГЭ?
Важное замечание!
Если вместо формул ты видишь абракадабру, почисти кэш. Как это сделать в твоем браузере написано здесь: «Как почистить кэш браузера».
Как научиться решать логарифмы?
Объясним все человеческим языком. Логарифмы – ОЧЕНЬ простая тема.
Чтобы понять как их решать – нужно: разобраться со свойствами логарифма и понимать что как называется, понимать разницу между видами логарифмов (десятичными и натуральными).
Ну и уметь возводить число в степень, знать таблицу умножения (а это ты точно умеешь).
Все. Больше ничего не нужно.
Прочитай эту статью, обязательно реши примеры и решение логарифмов навсегда станет для тебя задачкой easy-peasy lemon squeezy – очень легкой 🙂
Что такое логарифм?
Для начинающих объясним все человеческим языком. Логарифмы – очень простая тема. Чтобы понять как их решать – нужно всего лишь разобраться что как называется, знать таблицу умножения и уметь возводить в число в степень. Все. Больше ничего не нужно.
Начнем с простого. Как решить уравнение ?
Очень легко – просто ответь на вопрос в какую степень нужно возвести число чтобы получить ? Решаем методом подбора: два в первой степени – нет, два во второй степени – нет, два в третей степени – ДА! Двойку нужно возвести в ТРЕТЬЮ степень, чтобы получить восемь ( ) и значит решением уравнения будет число три ( ).
Следующий вопрос. Как решить уравнение ?
Опять просто ответь на вопрос в какую степень нужно возвести число , чтобы получить число ? Попытаемся подобрать: два во второй степени равно четыре – мало, два в третьей степени равно восемь – много. Метод подбора сразу ответ не дает… Да и вообще, в этом случае подобрать решение не получится – ведь это не только нецелое число, это число даже не рациональное. Для нахождения таких решений было придумано понятие логарифм: . В общем виде он записывается так:
То есть логарифм – это степень, в которую нужно возвести основание , чтобы получить аргумент .
Вернёмся к . Если ты посчитаешь на калькуляторе, то получишь и т.д. Это число иррациональное. Оно мало того, что не подбирается, оно еще и не кончается…
Ну и как с такими числами работать? Как их запоминать? Как их записывать?
В нашем случае решение уравнения можно записать как или как .
Согласись второе выражение гораздо удобнее, чем первое. И оно, кстати, абсолютно точное.
Словами это произносится как: «Решением уравнения два в степени икс равно пяти является логарифм пяти по основанию два, или логарифм по основанию два от пяти».
Кстати, а ты заметил что и у степени числа и у логарифма основание всегда находится «ВНИЗУ». Легко запомнить правда? А вот «вверху», у степени находится ее показатель, а у логарифма – аргумент.
Выражение можно также записать в виде . Читается так: «Логарифм восьми по основанию два равен трем» или «Логарифм по основанию два от восьми равен трем».
Теперь более общая запись:
Читается так: «Логарифм по основанию от равен », и означает: «Чтобы получить число , нужно число возвести в степень »:
Иными словами, – это степень, в которую нужно возвести , чтобы получить .
Примеры вычисления логарифмов
- , так как число нужно возвести во вторую степень, чтобы получить .
- Чему равен ? Заметим, что , тогда , то есть нужно возвести в степень , чтобы получить .
- А чему равен ? Обращать внимание нужно, в первую очередь, на основание. Возможно ли представить как в какой-то степени? Да, возможно: запишем это число в виде обычной дроби: . Значит, .
- Еще пример. Чему равен ? В какую степень надо возвести , чтобы получить ? Вспоминаем, что любое число в нулевой степени равно (подробнее читай в разделе «Степень и ее свойства»). Значит, . Более того, логарифм с любым основанием от единицы равен .
- . В этом случае аргумент равен корню основания: . Но мы помним, что корень тоже можно представить в виде степени (с дробным показателем): .
Попробуй найти следующие логарифмы самостоятельно:
Как возвести логарифм в квадрат, когда под знаком логарифма стоит произведение или частное? Как упростить квадрат логарифма степени?
Как возвести в квадрат логарифм произведения.
Так как логарифм произведения равен сумме логарифмов, квадрат логарифма произведения равен квадрату суммы логарифмов множителей:
0,a
e 1,x > 0,y > 0.]” title=”Rendered by QuickLaTeX.com”/>
Если изменить условия:
0,a
e 1,xy > o,]” title=”Rendered by QuickLaTeX.com”/>
то каждый из множителей под знаком логарифма нужно брать по модулю:
Как возвести в квадрат логарифм частного.
Так как логарифм частного равен разности логарифмов, то квадрат логарифма частного равен квадрату разности логарифмов делимого и делителя:
0,a
e 1,x > 0,y > 0.]” title=”Rendered by QuickLaTeX.com”/>
При изменении условий
0,a
e 1,frac > o,]” title=”Rendered by QuickLaTeX.com”/>
под знаком логарифма появляются модули:
Возведение в квадрат логарифма степени.
В логарифме степени показатель можно вынести за знак логарифма.
При возведении в квадрат логарифма степени показатель степени также следует возвести в квадрат:
0,a
e 1,x > 0.]” title=”Rendered by QuickLaTeX.com”/>
0,a
e 1,x
e 0,]” title=”Rendered by QuickLaTeX.com”/>
то при чётном показателе степени при вынесении показателя за знак логарифма под знаком логарифма появляется модуль:
Аналогично возводят в квадрат логарифм со степенью в основании:
0,a
e 1,x > 0;]” title=”Rendered by QuickLaTeX.com”/>
0,a
e 1,x
e 0.]” title=”Rendered by QuickLaTeX.com”/>
Источники:
http://www.berdov.com/docs/logarithm/kvadratnie-logarifmicheskie-uravneniya/
http://www.uznaychtotakoe.ru/logarifm/
http://fifafaq.ru/vozvedenie-logarifma-v-kvadrat/