Чем отличается сценарист от режиссёра
Чем отличаются сценаристы от писателей? О роли описания в сценарии.
Сегодня мы поговорим об описаниях в сценарии. Что нужно описывать, а что не стоит. И чем отличаются писатели от сценаристов.
Писатель — это человек который занимается созданием словесных произведений. То есть он создает готовый продукт, проект, произведение, в зависимости от специализации и навыков.
Сценарист в отличие от писателя создает документ, по которому еще только будет создан продукт, проект, произведение. То есть текст — это не столько информация, сколько событийный ряд.
Вот эту разницу нужно осознать.
Простые люди не читают сценарии. Эта форма для специалистов. Условно это конспект, с которым будут работать или нет. Это к слову очень сильно зависит от оформления.
Теперь про основную ошибку, которая встречается у начинающих и не очень авторов.
Попытка сделать текст красивым и художественно выразительным. Традиционно это проявляется в описаниях. С одной стороны, автор прав, подробные описания делают текст привлекательнее, при умении описывать конечно. Но именно это отталкивает от чтения сценария.
Сейчас я попробую объяснить в чем подвох.
Так как сценарий — это документ, скелет, основа, то читать его будет редактор, продюсер, режиссер, кому как повезет.
Во-первых, это люди с хорошим воображение и своим видением. Если написано “парковка”, они без вашей помощи представят парковку.
Во-вторых, на чтение подробных описаний требуется время, которого нет. Все хотят просто узнать в чем история, а не какие занавески в квартире героя. Кроме того, основная цель первого чтения в том, чтобы понять подходит ли сценарий по форме, жанру, возможностям бюджета. Если сценарий хорош, но бюджета нет, а режиссер не снимает в таком жанре, то он отправляется на полку.
Описания в сценарии.
Что стоит описывать, а что нет?
1. Расположение героев.
Вернемся к нашей парковке. Допустим герой ждет своего друга рядом с автомобилем.
Нужно ли уточнять его расположение? Он стоит в метре от машины или рядом, или облокотился на нее? Со стороны водительского сиденья или багажника?
Главное правило сценариста, записывать только то что влияет на сюжет или раскрывает характер героя.
Поэтому прежде чем писать где стоит наш герой, надо решить на что это влияет. Вариант 1. Как бы герой ни стоял это никак не характеризует его самого и не нужно для дальнейшего действия. В этом случае смело вычеркивайте все ваши описания. Второй вариант интересней. Начнем с простого, положение влияет на действие.
Допустим наш герой ждет друга, чтоб отдать ему чемодан. Тогда можно указать что он стоит со стороны багажника. И как только появляется друг, то герой открывает его и достает чемодан. К слову, следуя простой логике, героя и так поместят в нужную сторону, но вы можете это уточнить на этапе сценария.
Вариант сложнее, когда расположение в кадре каким-то образом раскрывает персонаж. Например, герой страдает навязчивыми идеями или фобиями. Берем подземную парковку и героя, который боится темноты. В этом случае мы можем написать, что на парковке он стоит под лампой. Или герой-невротик, помешанный на чистоте. Пусть пока ждет протирает фары машины.
2. Образ героев
Описание внешности, одежды, атрибутов тоже писать не обязательно. Только необходимое для истории или раскрытия характера. Заранее не стоит детально продумывать и привязываться к образу, потому что могут выбрать совсем не такую актрису, актера. А еще на внешний вид влияет грим и костюм.
Когда в описание вмешиваться?
Допустим наша героиня молодая девушка, очередной клон Ким Кардашьян. В течение истории с ней происходят события, которые заставляют ее больше ценить свой внутренний мир нежели внешность. После кульминационной сцены, где героиня каким-то образом приходит к этой простой истине, мы приступаем к развязке. В подобной сцене желательно не использовать словесное объяснение, типа “вот я раньше была такой, а теперь такая” так как это скучно и напоминает нравоучение. Но героиня может появиться в этой сцене с минимальным макияжем и в простых очках. Такая деталь достаточно сильно показывает изменение в герое и его новую философию. А заодно и делает героя объемнее и дополняет предысторию.
3. Эмоции героя
Описывать эмоции нужно, но не слишком.
Тут следует пользоваться поговоркой “умоляя, не умоляй”.
То есть если у вас героиня открывает шкаф и находит там труп, то не надо писать “испуганно кричит”, достаточно просто “кричит”. Также не стоит детально описывать действия героя: “он резко повернул голову и посмотрел в ее сторону”. Режиссер сам разберется кто, как, куда и что будет поворачивать. Или будьте готовы увидеть на экране совсем не то что у вас в голове.
А еще стоит помнить, что ремарки — это дурной тон. И писать их надо только тогда, когда без них нельзя. Например, фраза «Я тебя люблю». Можно оставить как есть, а можно добавить «со злобой», «с усмешкой» и т.д. В этом случае ремарка действительно важна. Однако не злоупотребляйте.
4. Место действия
Подробное описание место действия такое же неблагодарное дело как описание внешности героя. Только помимо режиссера, художника-постановщика, локейшн-менеджера, которые могут все на корню изменить, в дело может вмешаться и оператор. Потому что место действия напрямую влияет на построение кадра, а также на схему освещения. Из-за этого в сценарии лучше вообще не трогать локации. Разберутся без вас.
Но мы можем дополнить локацию деталями, если опять же это на что-то влияет. Все то же чеховское ружье. Или это вещи, которые отражают увлечения и интересы героя.
5. Границы сцены: кадр и место действия
Начнем с того что под кадром в кино, подразумевают отрезок видео. То есть это тот кусок, который снял оператор за один дубль. Длительность кадра определяет режиссер, возможно вместе с оператором. Место действия — это натура, интерьер, экстерьер.
Причем здесь сценарий? Я часто замечаю, что сценаристы, увлекаясь сценой забывают про границы.
Например, герой подходит к дому, стучит в дверь, заходит в дом. Если сценарист в своем воображении не подразумевает прогулку по улице, а это просто обозначение (улица, герой, стук в дверь) и займет несколько секунд. То сценарист забывает, что это отдельная сцена и локация. Важно расписать эти куски отдельно, потому что вполне может быть, что съемка будет в разные дни, причем с большим перерывом. А еще вполне возможно, что эти несколько секунд перед дверью будут снимать в каком-нибудь стареньком городке, а все что после в павильоне.
Также эта ошибка часто встречается при записи разговора по телефону. Если у вас герой — реплика, второй герой реплика, не забывайте писать эти реплики в разные сцены и локации. Одна сцена, это если герой разговаривает по телефону и только слышит, что его говорит второй.
Когда можно пренебречь сменой место действия?
Если из-за сюжета так и просится длинный план. Например, герои идут по супермаркету и оживленно разговаривают. Во время диалога они могут пересекать много разных границ и локаций, им могут встретиться автоматические двери, выход на улицу. Можно попробовать этим пренебречь. Но не факт, что ваше видение понравится режиссеру.
И напоследок, возможно, вам кажется, что написанное мной касается сценариста если ставить сценарий будет другой человек. Но это только так кажется. Даже если вы и сценарист, и режиссер, не расписывайте все что вы думаете про визуализацию в сценарии. Для этого есть режиссерский сценарий и экспликация. А еще раскадровка.
Не захламляйте сценарий. Это как минимум не позволит вам точно подсчитать длительность фильма.
Автор статьи: Светлана Иванаускайте (оригинал)
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, там будет больше интересных материалов обо всём понемногу.
Знаменитые режиссеры дали советы сценаристам
Американская киноакадемия спросила у известных режиссеров, сценаристов и актеров, что бы они посоветовали молодым сценаристам. Ведь именно от их труда зависит, начнется ли кино и насколько качественным оно будет.
Независимо от того, насколько вы талантливы, сценарная работа всегда будет тяжелым трудом.
Она ничем не отличается от игры на скрипке: и в том и в другом случае вам нужно практиковаться. Читайте сценарии любимых фильмов. Смотрите фильмы и параллельно читайте сценарии на ноутбуке. Попытайтесь понять, как они устроены. Выясните, как все выглядело на уровне сценария и было реализовано.
Будьте первым. Ищите такие истории, которые будут рискованными, но в то же время расскажут о том, какой вы автор и во что верите, о вашем взгляде на положение вещей. Если эти истории будут достаточно личными, то их захочет узнать больше зрителей.
Следуйте за своим любопытством. Порой истории можно встретить в самых неожиданных местах.
Пишите великие истории. Великие сценарии с великими историями.
Сет Роген, актер:
Но будьте реалистом. Если вы только начинаете, напишите сценарий для фильма, который можно снять недорого. Не надо писать сценарий для картины с бюджетом в 200 миллионов долларов, а потом удивляться, что никто не хочет его снимать.
Будьте готовы выкладываться. Это похоже на тренировку. Тут сложнее всего надеть кроссовки.
Просто возьмите и напишите плохой драфт. Пусть он получится дерьмовым. Если вы только подумаете о том, что в вашем сценарии не хватает ставок, тут же возникнет желание дописать.
Приступая к работе, сосредоточьтесь на мастерстве. Не отвлекайтесь на другие факторы и не пытаетесь предположить, чего хочет индустрия.
Не беспокойтесь ни о ком и ни о чем, кроме себя самого. Сконцентрируйтесь на том, что любите и чему доверяете — именно это поможет вам дописать сценарий до конца.
Не пишите одновременно четыре сценария. Пишите по одному.
Если говорить о техниках письма, нужно иметь в виду несколько важных вещей.
Не надо увлекаться описаниями. Пусть действия и диалоги делают главную работу.
Напишите такой драфт, в котором не будет никаких сценических указаний и скобок. Уберите все это и просто посмотрите, как актеры могли бы его сыграть.
Запомните: во всех лучших сценариях сначала создавались персонажи.
Зритель не должен полюбить героя — он должен им заинтересоваться. Наверное, лучший момент во всем сценарии — это именно когда вам удается заставить зрителя перестать симпатизировать персонажу.
И, пожалуйста, не надо описывать женских персонажей как «сломленных, но прекрасных». Пожалуйста. Пожалуйста.
В описании внешности героя старайтесь быть максимально лаконичным — описывайте только то, что действительно важно для истории.
Не бойтесь нарушать «правила».
Старайтесь не сильно беспокоиться о том, что подумают другие, будет ли фильм популярным, насколько по структуре сценарий соответствует ожиданиям студийных боссов и т. д.
И самое важное — идите до конца. Продолжайте писать. Мы все зависим от вас. Без ваших сценариев ничего не будет.
Суть должностей режиссер, сценарист, продюсер, директор
(развелось тут елки палки должностей)
кратко пожалуйста
и вообще
не знать таких вещей в свои 20-30-40 лет – моветон
да забыл сказать
пиарщики гугла идут на йух
Художественный руководитель фильма – это какая-то странная должность, ни разу не слышала. Бывают худруки студий, производящих фильмы.
Продюсер в кино – это тот, кто дает денег. Продюсерская компания снабжает съемочную группу всем необходимым для создания фильма. На тв продюсером может называться совсем другой человек — тот, кто всех прозванивает, получает разрешения на съемки, ищет место, всех координирует и находит.
Директор – это главный манагер-организатор всего процесса.
Сценарист – тот, кто пишет сценарий, ваш КО.
А режиссер – тот, кто ставит фильм (постановку) по сценарию сценариста на деньги продюсера и при этом оказывается даже главнее директора, потому что его волей на роли отбираются актеры и все сцены фильма выглядят именно так, как он сказал.
потому что его волей на роли отбираются актеры и все сцены фильма выглядят именно так, как он сказал. это если продюсер предварительно не решил иное
по-моему хороший сценарий написать – более сложно и важнее чем снять фильм.
почему тогда режисеры едут во всякие канны премии получать?
ну и там по телеку трепляться
по-моему твое мнение не соответствует действительности
+это совсем разная работа
Художественный руководитель фильма – это какая-то странная должность, ни разу не слышала. Бывают худруки студий, производящих фильмы.
Продюсер в кино – это тот, кто дает денег. Продюсерская компания снабжает съемочную группу всем необходимым для создания фильма. На тв продюсером может называться совсем другой человек — тот, кто всех прозванивает, получает разрешения на съемки, ищет место, всех координирует и находит.
Директор – это главный манагер-организатор всего процесса.
Сценарист – тот, кто пишет сценарий, ваш КО.
А режиссер – тот, кто ставит фильм (постановку) по сценарию сценариста на деньги продюсера и при этом оказывается даже главнее директора, потому что его волей на роли отбираются актеры и все сцены фильма выглядят именно так, как он сказал. или так:
сценарист = история, разбивка по сценам, хронометраж, диалоги. “Джон заходит в комнату и встает около стола. Мерцает лампочка. Джон начинает есть авокадо”
режиссер = визуализация сценария, т.н. “авторское видение”. на практике режиссер часто сам его и пишет. “Джон, ты идиот? Как ты ходишь? У меня бабушка так ходит? Где бл*дь край стола? Вооооот. Жри давай! Аппетитно жри, кому говорят! Воооооот. Можешь ведь когда хочешь!”
директор = “Добрый день, разрешите провести съемки художественного фильма “Amateur Hardcore Party 23″ в вашем ресторане?!”
администратор = “гад, ты почему еще не на съемочной площадке? Извините, перезвоню позднее..” Обычно администратор – это пробивная тетка лет тридцати двух с короткой стрижкой, в жилетке с карманами, тремя мобильными телефонами и пятью блокнотами, в которых она блестяще ориентируется. Если безо всех остальных персонажей кино снять можно, то без администратора – однозначно нет. Большие режиссеры своих администраторов берегут и проводят с ними всю карьеру.
оператор = выставляет свет, подбирает натуру, строит кадр. за камерой стоят помощники. Все почему-то думают, что оператор – это тот кто сам бегает с огромной камерой и снимает. В малобюджетных фильмах, может, так и есть, но в большом кино оператор к камере ни разу не прикасается
продюсер = в нашем кино тот, кто дает бабло и молится всем богам, чтобы проскочить.
в западном шоу-бизнесе продюсер – самая главная фигура, так как там продюсер не обязательно дает свои деньги, он может привлекать их снаружи. Также он отвечает за подбор всех вышеперечисленных лиц, за общий тон пьесы, общается с кастинг-агентством, у него офигенская чуйка на то, что сейчас пойдет у зрителей.
по-моему хороший сценарий написать – более сложно и важнее чем снять фильм. хороший сценарий можно запросто зафэйлить отвратной игрой актеров, за которую отвечает режиссер
Да, Сценарист – хронометраж
но Он
АКА
“властелин времени”.
по-моему хороший сценарий написать – более сложно и важнее чем снять фильм. Ну у сериалов например бывает, что создатель сериала именно сценарист, а режиссёров там куча к примеру. Лично для меня сценарий – самая важная часть чего-либо.
Ну у сериалов например бывает, что создатель сериала именно сценарист в сериалах с точностью до наоборот. конечно, создателя сериала можно называть сценаристом, так как формулировка и детализация идеи как-никак тоже сценарий.
” – Чуваки, а если вот например лайнер падает на остров, а острова вроде как и нет, и чуваки вроде и есть, и тоже нету!
– Оооо! А там будут аборигены?
– Там даже белые медведи будут! И обязательно аборигены, тысячи их! Только они очень-очень древние, и контролируют что-то очень вселенское и загадочное!
– Крууто! А что – загадочное?
– Да не знаю я, потом разберемся!”
Далее. Есть несколько типов повествования. Вертикальный(когда рассказывается одна история, пусть и с ответвлениями (Lost и горизонтальный, когда серии связаны между собой только героями и местом действия (Big Bang theory).
В вертикальный нанимаются работающие последовательно разработчики сюжета, создатели диалогов(с этим хорошо справляются бывшие авторы КВН в числе более двух и специальные чуваки, отслеживающие внезапное появление сигарет у некурящих героев, поигрывание обручальным кольцом и так далее.
В горизонтальном варианте можно заказать сезон независимым друг от друга сценаристам. Примерно как в параллельных вычислениях. В таком случае человек занимается всем сразу – пишет заявку с кратким описанием (где-то на 1000-500 слов потом прорабатывает сцены, потом пишет диалоги, потом для лирики добавляет в самом начале “. Смеркалось..”, и готово.
а как в данном случае будет переводится на английский “директор”?
сколько описаний фильмов не видел, но нигде не замечал директоров, только режиссеров и продюсеров. В вики, к примеру, “директор” редиректит на “продюсера”.
Источники:
http://medium.com/@ivanauskayte/%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B-%D0%BE%D1%82-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8-%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8-80d5f5baa774
http://www.ivi.ru/titr/motor/rezhissery-scenaristam
http://govorim-vsem.ru/viewtopic.php?t=59420